Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Т а б л и ц а 22

 

Р ай о н ы п р о м ы с л а

 

Суда

 

 

k t

h .

h i

Sa

 

<%/>

Si, s2

G j s , s , )

G(s1s2>

Si, S2, S3 . . . , S c

G(8,8. . ••S.)

G ( s , s , . . .sp

r ( s t s 2.

. . s.>

ft1

ftj

C'ft.

г

районам hi и h2. -F±, г, з(*5)— оптимальное распределение, когда транспортные суда распределяются по районам hi, h2 и h3.

Найдем все неодинаковые сочетания судов:

 

 

(S i.

St),

(Sx,

Ss) .

. . ,

( S u

S2, S3),

(Slt

St, St) . . . .

 

 

 

(Si, S2,

S3,

S t),

.

• . ,

(Si,

S2, S3, S4, S5).

 

 

 

 

Пусть

(S3) =

max [f3 (Si) .

. . , f3(S5)],

 

 

 

 

 

/з (*^з.

S*) = max [/3 (S1S2), .

.

. f 3(S4Ss)],

 

 

 

 

 

f t\Si,

S3, S4) =

max[f3(Si,

S2,

S3),

.

. . ,

 

 

 

 

 

 

 

/з(^з>

S 4, S5)],

 

 

 

 

 

 

/3(^1,

S2,

S 3,

S 4) =

max[/3(S i,

S2,

S3, S4),

.

. . ,

(Si,

S2, S3, S5).

Находим

/з (Я )+ Я Ы Я ,

S 2, S 4,

Я );

Я

Ы Я ,

Я )+ Я ,г (Я .

Я ,

Я );

Ы Я ,

St, Я ) + Я , 2(Я ,

5s); Ы Я ,

 

St,

Я )+ Я Ы Я ),

при

сравнении

которых

между

собой

и с /3(Я ,

Я

Я Я , Я )

должна быть выбрана наибольшая величина. Для этого следует

определить

значения

Я 2(Я , Я ,

Я ,

Я ),

Я 2(Я , Я , Я ).

Я , 2(Я , Я )

и Я г ( Я ) .

Для этого

в

свою

очередь находятся

тах[/г(Я), ЫЯ), ЫЯ ), ЫЯ)1 тах[ЫЯ, Я), ЫЯ, Я ), ЫЯ,

Я), ЫЯ, Я). ЫЯ, Я )] тах[/2(я, Я

Я ). ЫЯ, Я

Я ). ЫЯ,

*Я, Я), /2(Я, Я , Я)] и /2(Я, Я , Я, Я ).

 

Я ), /2(Я ,

Я ) +

Далее вычисляют

суммы /2(Я )+ Ы Я , Я ,

+ Ы Я , Я )+ Ы Я ,

Я ,

Я )+ Ы Я ) и величины Ы Я ,

S 2, Я , Я )

и Ы Я , Я , Я , Я )

и из них выбирается максимальная величина.

Таким образом, определяют Я ,2(Я , Я

Я , Я ), Я ,2(Я , Я

Я ),

Я, 2(Я , Я ) и Я ,2(Я ).

 

между

собой

величины

Это даст возможность сравнить

Ы Я )+ Я Ы Я , Я Я Я Ш Я , Я ) + Я , 2(Я , Я Я ), ыя, я Я ) + Я , 2(Я , Я ), Ы Я , Я , Я , Я ) + Я , 2(Я ) и выбрать из них максимальную, обозначенную нами символом Я, г, з(Я ). Вели-

191


чина F i:2' 3(Si) дает возможность определить оптимальную дис­ локацию транспортного флота и объем товарной продукции, вывозимой из районов промысла.

Описанным методом была найдена расстановка транспорт­ ных судов «Тайфун» (Si), «Слава Севастополя» (S2), «Репин» (S3), «Поленов» (S4) и «Таврия» (S5), портом приписки кото­ рых является Севастополь на ноябрь 1966 г. Из района дисло­ кации транспортных судов /г4 требовалось вывезти 5100 г продукции, из района h%— 5800 т и из района hs— 13300 т. Средние расстояния от порта приписки (г. Севастополь) до районов промысла, использованные в предварительных расчетах, следующие: 4200, 8150, 6600 миль. График ремонта судов дан в табл. 23, провозоспособность судов в различных сочетаниях приведена в табл,- 24, объемы продукции, которая может быть вывезена из районов промысла, — в табл. 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

23

 

 

 

И н д е к с с у д н а

 

О ж и д а е м ы й с р о к

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь

 

 

 

 

п о ст ан о в к и в р е м о н т

р ем о н т а

 

 

 

S i ...............................

......

 

18/XI

1966 г .

 

45

суток

 

 

 

s 3 ......................................

 

 

4/XI

1966 г .

 

0,5

года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

24

 

 

Р а й о н ы л о в а

 

 

 

 

 

Р а й о н ы л о в а

 

С у д а

д,

h2

h3

 

 

 

С у д а

 

ht

h2

ft3

 

 

 

 

 

 

 

S5

...............................

860

475

650

Si,

S3 .......................

 

. . . .

3270

1990

2570

S3

...............................

230

144

184

S3, S4 . . .

4400

2720

3500

S i ...............................

 

1070

630

820

s 6,

Si,

S i .................

 

2160

1249

1654

S3 ...............................

 

2200

1360

1750

S5,

S2,

S3 ................

 

3290

1969

2584

s 4 ...............................

 

2200

1360

1750

Si, S3, S4

 

3500

2134

2754

S3, .......................S2

1090

619

834

 

5470

3350

4320

s t, .......................

S t

1930

1105

1470

S5, S2, Sb

S3 , , . 4360 2609

3404

S5, .......................S3

3060

1835

2400

St,

s 2,

S3, s t . . .

5490

3339

4334

S2, .......................S j

1300

774

1004

Si,

Slt

S3, s 4 . . .

5700

3494

4504

S2, .......................

S3

2430

1504

1934

S 5 ,

S 2 ,

S i ,

S 3 , S 4 .

6560

3969

5154

При решении по описанному выше

методу

было найдено:

M S il + M S i,

Sit

S5)

=

3520,

/2 (‘Si.

S4) ~h /1 (S3,

S5)

=

3080,

h ( S i ,

Si,

S4) + / 1(S6) =

2994,

h i S i ,

Si,

S4>

S5)

=

2609,

h ( S lt

S 2,

S4,

Si)

=

4360.

192


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

25

 

si

 

со*

CO*

CO*

 

 

 

 

 

si

 

 

CO*

coT

co*

0

......................

 

0

0

 

0

s„

s4

 

 

 

 

 

3270 1990

2570

s5 ......................

 

 

860

475

650

Ss,

s4

 

S i

 

 

4400 2720

3500

s3 ......................

 

 

230.

144

184

s6,

Sg,

 

 

 

2160

1249

1654

s3

 

 

2 2 0 0

1360

1750

s„

st.

 

Si...........

 

 

4130 2465

3200

 

 

2 2 0 0

1360

1750

s6> s2,

 

s3 ...........

 

 

3290 1979

2584

s4 ........... ..

 

 

2 2 0 0

1360

1750

s„

Sg,

 

s4 ...........

 

 

3290

1979

2584

5

2

-

1090

619

834

Sg,

Si,

 

s

3

 

 

3500 2134

2754

S , ...........S

1930

1105

1470

 

...........

 

 

3500 2134

2754

Sg, .................

Sx

 

Sg,

Si,

 

s4 ...........

 

 

S*. .................s3

 

3060

1835

2400

Si,

Sg,

 

s4 ...........

S3 . .

.

5100 3350

4320

<$2 ,

S i

 

3060

1835

2400

Sg,

Sg,

 

Si,

4360 2609

3404

 

1300

774

1004

s„

Sg,

 

s„

s«. .

.

5100 3339

4334

s*. s4

 

2430

1504

1934

Sg,

Si,

 

5100 3494

4504

 

2430

1504

1934

s.,

Sg,

Si, S3, S4

.

5100 3969

5154

Si, ......................

S3

 

3270

1990 2570

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение этих величин дало возможность определить

 

 

 

 

,

S i , S t) H i (Si,

Sg,

S4,

Sg) == 4350,

 

 

 

 

 

fa (S3) + F 1,2 (s i ■

Sg,

S4,

s.) = 6110,

 

 

 

 

 

fa (Sg,

S i )

+

 

,2 (Si,

 

S2,

s.) = 5660,

 

 

 

 

 

/3 (Si,

S3,

S l )

+ f l , 2

 

(Ss,

s.) = 5410,

 

 

 

 

 

fa (Si,

Sg,

s3,

S i . >+

f l,2 (Sg) == 5364,

 

 

 

 

 

 

 

fa ( S i ,

 

S2,

S3,

S i ,

S») == 5164,

 

 

что Л ,2,з(— Si) =6110. Результатом решения является рекомен­ дации послать «Тайфун», «Славу», «Севастополь», «Рейн» и «Таврию» — в район hu а «Поленов» — в район h3. При этом из района hi будет вывезено 4360 т, а из района hs-— 1750 т рыбопродукции. Из обоих районов будет вывезено 6110 т. Най­ денный вариант дислокации совпадает с вариантом, рассчитан­ ным традиционным методом, однако в последнем применялись ужесточенные режимы работы судов.

По-видимому, в ряде случаев целесообразно использовать электронно-вычислительную технику в экономической работе даже, если не найден еще математический метод, обеспечиваю­ щий коренное усовершенствование существующей методики. Использование электронно-вычислительной техники всегда тре­ бует изложения задачи языком математики. Однако во многих случаях требуется лишь элементарный математический аппа­ рат, отражающий экономические зависимости и обеспечивающий последовательное решение экономической задачи.

Таким образом, если использование математических мето­ дов наиболее эффективно в решении соответствующих локаль­ ных экономических задач, то это не исключает, а предполагает

7 П . М . З а г л у б о ц к и й

193


комплексное использование электронно-вычислительной техники во всей системе экономических расчетов. Подобное положение соответствует сложившимся в настоящее время основным на­ правлениям работы по применению математических методов и новейшей вычислительной техники в планировании производства. С одной стороны, ведутся работы по изысканию новых матема­ тических методов и применению уже известных для решения ряда экономических задач (распределение продукции или ресур­ сов, расчеты техпромфинплана). С другой стороны, разрабаты­ вается система алгоритмов расчетов плановых и аналитических показателей на ЭВМ, в основе которых лежит существующая методика расчетов, приспособленная к возможностям и требо­ ваниям новейшей вычислительной техники.

При этом не следует рассматривать подобное использование ЭВМ просто как механизацию вычислительных работ, так как оно обязательно предполагает некоторое совершенствование методики планирования и экономического анализа. Например, в рыбной промышленности на ЭВМ производятся расчеты за­ работной платы, расчеты производственной мощности предприя­ тий, расчеты трудовых и материальных затрат на производство рыбной продукции. Для этого составляется методика расчетов, на ее основе — алгоритмы расчетов, в которых путем последова­ тельного изложения зависимостей логических и математических действий в доступной для ЭВМ форме излагается решение за­ данной задачи.

В дальнейшем круг таких задач, решаемых с помощью ЭВМ, по мере создания соответствующих методик и алгоритмов будет все время расширяться. Однако следует заметить, что многие задачи, имеющие математическое обеспечение, не могут быть решены с помощью ЭВМ из-за отсутствия упорядоченного нор­ мативного хозяйства в рыбной промышленности.

ВНЕДРЕНИЕ АСУ В ОТРАСЛИ

Научно-техническая революция на современном этапе раз­ вития экономики выдвинула для неотложного решения две актуальные проблемы: необходимость создания общегосударст­ венной автоматизированной системы управления (АСУ) и об­ щегосударственной системы информационного обслуживания. Эти две системы, имеющие органическую связь друг с другом, развивающиеся на одной и той же научно-технической базе (применении математических методов и ЭВМ), решают различ­ ные задачи, но преследуют достижение одной и той же цели: повысить эффективность управления народным хозяйством и его отраслями.

Поэтому, казалось бы, создание этих двух систем, строя­ щихся ныне по отраслевому признаку, должно было осуществ­ ляться организационно по единому системному плану в тесной

194