Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
Характерными чертами так называемого кибернетического подхода при рассмотрении вопросов совершенствования про цессов управления в экономических системах являются: 1) рас смотрение изучаемого объекта как сложной динамической си стемы; 2) широкое использование математического аппарата исследования с количественным выражением отдельных пара метров и свойств объекта; 3) рассмотрение поведения объекта в функциональном аспекте взаимосвязи входных и выходных характеристик системы. Разработка оптимальных планов разви тия и размещения производства различных отраслей промыш ленности— одно из важнейших направлений совершенствования планирования с применением экономико-математических мето дов и электронно-вычислительной техники. Это один из наиболее трудоемких этапов составления народнохозяйственного плана.
Экономико-математические методы и ЭВМ создают необхо димые условия для многовариантного рассмотрения отраслевых планов и выбора наиболее эффективного решения по заданному
критерию. Покажем это на примере |
решения задач |
развития |
и размещения по районам промысла |
рыбопромыслового флота |
|
(добывающего и транспортного) |
и определения |
влияния |
различных факторов на эффективность использования рыбопро мыслового флота.
Эффективность работы рыбопромыслового флота опреде ляется системой технико-экономических показателей, главными из которых являются показатели использования основных произ водственных фондов флота (фондоотдача) и технико-экономи ческие показатели (производительность, рентабельность) работы флота. При этом центральное место в этой системе показателей занимает показатель фондоотдачи. В качестве расчетного пока затель фондоотдачи уже давно применяется в практике эконо мического анализа. Но реальным плановым инструментом он станет только после решения ряда методологических вопросов, в первую очередь после разработки методики анализа и плани рования фондоотдачи.
По нашему мнению, важнейшим показателем, характеризую щим степень использования основных фондов (флота) рыбодобывающих предприятий, может быть объем реализованной продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости флота. Однако определение общего изменения фондоотдачи еще не дает ответа на вопрос, за счет каких факторов' оно произошло, что особенно важно при проведении анализа роста или уменьшения фондо отдачи. Поэтому методические разработки по исчислению пока зателя фондоотдачи должны основываться на расчете прираще ния фондоотдачи по факторам.
Важнейшие факторы, влияющие на величину фондоотдачи флота рыбодобывающих предприятий, — это изменение средне годового (среднесписочного) количества судов, влияющего на количество выпускаемой продукции, прирост выпуска продукции
181
за счет ввода в действие новых судов, новых мощностей, сроки освоения которых еще не истекли, изменение экстенсивного и интенсивного использования судов, судового и технологического оборудования, установленного на них, изменение размещения судов по районам, изменение ассортимента и структуры выпус каемой продукции, изменение качества продукции, изменение оптовых цен на продукцию и др.
Анализ изменения фондоотдачи по факторам позволяет вы явить те из них, которые зависят от работы коллективов данных предприятий, судов, и определить, таким образом, конкретные пути улучшения использования основных фондов флота. При этом можно установить факторы, обусловленные объективными изменениями в развитии производства, например, объективными изменениями ассортимента и структуры выпускаемой продукции, связанными с потребностями народного хозяйства.
Рыбопромысловый флот находится в распоряжении рыбохозяйственных организаций (баз, управлений, трестов), являю щихся государственными производственными предприятиями. Отдельные суда этих организаций можно рассматривать как самостоятельные цехи. Для судов вся продукция, сданная на плавбазы и на берегу, считается реализованной.
Результаты работы рыбодобывающего предприятия склады ваются из результатов работы отдельных судов (цехов). По скольку рыбодобывающие суда не только добывают рыбу, но и обрабатывают ее до получения полуфабриката или готовой рыбопродукции, то результаты работы судна сводятся из част ных показателей работы по отдельным производствам (вылов рыбы, производство мороженой рыбы, консервов, муки, жира и т. д.). Поэтому анализ фондоотдачи и расчет показателей использования флота целесообразно проводить раздельно по отдельным производствам на судах с последующим сведением частных показателей по каждому судну в общий плановый показатель фондоотдачи по рыбодобывающему предприятию в целом.
Такой метод исчисления и планирования фондоотдачи позво лит рассчитать показатель фондоотдачи отдельно по каждому производству, учесть влияние ряда специфических факторов в различных производствах на плановый показатель фондо отдачи рыбодобывающего предприятия. Сведение таких частных показателей фондоотдачи по всему рыбодобывающему пред
приятию (базе, управлению') |
производится по формуле |
|
|
Ф = |
J ] Ф(У1, |
|
|
1=1 |
где Ф i |
— фондоотдача по £-му судну (производству); |
|
У< — удельный вес стоимости основных фондов судна (производства) |
||
, |
в стоимости основных фондов всего предприятия. |
182
Из приведенной формулы видно, что фондоотдача на 1 руб. основных фондов в целом по предприятию равна сумме произве дений фондоотдач каждого судна (производства) на удельный вес стоимости судна в стоимости основных фондов всего флота рыбодобывающего предприятия. Плановый показатель фондо отдачи на планируемый период в целом по рыбодобывающему предприятию определяется по формуле
|
|
Ш1 |
ФС |
где |
П I ] — |
объем продукции, намеченный планом с учетом среднепрогрее- |
|
|
П 0л — |
сивных нагрузок (нормативов) на суда; |
|
|
объем продукции, получаемой с вновь введенных в эксплуа |
||
|
|
тацию судов раньше планового срока; |
|
|
Ф с — среднегодовая |
стоимость основных производственных фондов |
|
|
С им — |
рыбодобывающего предприятия; |
|
|
среднегодовая стоимость вновь введенных в эксплуатацию су |
||
|
Слепом — |
дов раньше предусмотренного планом срока; |
|
|
среднегодовая стоимость специальных судов и других вспо |
||
|
|
могательных |
объектов, не участвующих в производственном |
|
|
процессе. |
|
Отклонение фондоотдачи (Фп) за счет ввода в действие но вых судов (новых мощностей) (или ввода судна в эксплуатацию из ремонта) раньше предусмотренного срока можно определить путем суммирования прироста выпуска отдельных видов про дукции и их отношений к базовой стоимости флота по формуле
Фи =
£ = 1
где — прирост выпуска i-ro вида реализуемой продукции в рублях за
очег ввода в эксплуатацию новых судов или новых мощностей раньше срока (или выпуска судна из ремонта досрочно по графику);
Фс — среднегодовая стоимость основных фондов рыбодобывающего предприятия в базисном периоде, руб.
Прирост фондоотдачи за счет изменения качества продукции (Фкч) определяется по формуле
+ Фкч — |
П 0П 0 - П К |
|
|
|
||
|
|
Фс |
|
|
|
|
где Н 0— общий выпуск продукции |
всех |
видов |
в отчетном |
периоде в |
на |
|
туральном измерении; |
|
|
|
|
|
|
П 0 — •средняя действующая |
оптовая |
цена в отчетном периоде за |
еди |
|||
ницу продукции, руб.; |
|
|
|
|
|
|
П к — средняя действующая |
оптовая |
цена |
в отчетном |
периоде |
при |
улучшенном (ухудшенном) качестве продукции в базисном пе риоде, руб.
Необходимость учета уровня средневзвешенных оптовых цен на рыбную продукцию и полуфабрикаты вызывается изменением сортности, качества выпускаемой продукции, что обусловливает изменение средневзвешенной оптовой цены на единицу продук-
ш
дии. Соответственно меняется и объем производства в стоимост ном выражении.
Прирост стоимости выпускаемой продукции за счет данного фактора (Фц) определяется как произведение объема производ ства в натуральном выражении (Qnn) на разность оптовых цен в плановом и отчетном периоде П а—П 0.
Очевидно, что исчислить этот фактор можно только в том случае, если сопоставима номенклатура выпускаемой продукции.
Отклонение фондоотдачи вследствие изменения интенсивного использования судов по отдельным производствам вследствие изменения экстенсивности использования основного технологиче ского оборудования, установленного на судах, определяется по формуле
± Фэ = ( Т 0 - Т б) Q6n 6
Ф,
где Г о и Т в — фактическое время работы судов (эксплуатационное время) или основного технологического оборудования того или иного
\производства в отчетном и базисном периодах в единицу вре мени (для судов в сутках, для отдельных видов оборудова
ния — в часах);
Qs — средняя производительность (нагрузка) судна или техноло гического оборудования за единицу ;времени в базисном пе риоде в натуральном измерении (в т, ц );
Пб — средняя действующая оптовая цена единицы продукции в базисном периоде, руб.
Прирост фондоотдачи за счет интенсивного использования судов или основного технологического оборудования Фи будет
„(Q o - Об) Т 0П 6
где Qo, Qo — производительность судна или основного технологического обо рудования в отчетном и базисном периодах в натуральном измерении.
Как видно, приведенные формулы могут быть использованы как для определения указанных отклонений и изменений фондо отдачи по сравнению с плановой (или базовой) в целом по судну или по отдельному производству (например, консервное производство). Но тогда в первом случае фондоотдача опре деляется к стоимости всего судна, а во втором случае — к стои мости основных фондов, относящихся к данному производству. Наиболее полное экстенсивное, а также интенсивное использо вание рыбопромыслового флота зависит прежде всего от рацио нального размещения рыбопромысловых флотилий по бассейнам страны и районам промысла, выбора эффективных типов судов для работы в этих районах.
Возможны два подхода к решению этих задач. Первый, при меняемый в практике, заключается в раздельном их решении:
184
на первом этапе рассчитывается потребность в новых судах, исходя из намеченного на перспективу объема добычи и сред них нагрузок (норм вылова рыбы) на судно; на втором этапе составляется рациональная схема размещения флота по рай онам базирования с учетом прогнозов по сырьевой базе в каж дом промысловом районе. Второй путь, возникающий в резуль тате подхода к решению этих вопросов с позиций оптимальности, заключается в совместном их решении.
Очевидно, что количество вариантов размещения флота при решении такой задачи по всем бассейнам страны будет исчис ляться несколькими тысячами. Например, количество возмож ных вариантов дислокации СРТР главка «Севрыба», которых насчитывается 21 единица, по двум районам лова равно 221= 2 097 152. Очевидно, что сравнить эти варианты между собой и выбрать оптимальный по соответствующему критерию тради ционными методами невозможно.
Из сказанного следует, что составить оптимальный план можно только при помощи математических методов и электрон ных машин. Задача может быть представлена в виде набора возможных вариантов размещения флота, каждый из которых будет характеризоваться районом базирования, типами судов (действующих и проектируемых), планируемыми нагрузками на суда и уровнем затрат в зависимости от видов вылавливаемых рыб и их обработки. В качестве критерия оптимизации могут выступать: текущие затраты на производство, капитальные за траты, показатели трудоемкости и др.
В качестве основных ограничений выступают сырьевые за пасы промысловых рыб в том или ином районе промысла и чис ленность действующего флота, а также ограничения по пропуск ной способности портов, по мощности судоремонтных, рыбообра батывающих предприятий и холодильников. В самом деле, нельзя планировать на какой-либо район судов больше, чем это нужно, исходя из сырьевых запасов и достигнутых норм вылова рыбы судами, а также без учета наличия мощностей судоремонт ных предприятий или пропускной способности портов.
Разработанные методы линейного программирования позво ляют в соответствии с характером сырьевой базы, организацией промысла и другими определяющими факторами находить опти мальные варианты размещения рыболовного флота по бассей нам и районам промысла, при обеспечении ими максимальных уловов рыбы при наименьших затратах.
Например, требуется распределить флот между отдельными районами таким образом, чтобы запланированный объем добычи был достигнут с минимальными затратами. Имеется / районов размещения флота (/= 1 , 2, ...т), в каждом из которых может базироваться различных типов судов (г'=1, 2,..п). Известны среднегодовые нагрузки по типам судов при базировании их на каждый район, в /-м районе среднегодовой улов судна
185