Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
|
г),- — среднее |
время ожидания |
в |
очереди для |
от |
|||
|
|
дела г; |
обозначает |
плотность |
входящего потока |
|||
|
|.i |
требований для отдела г; |
обслуживания |
отде |
||||
|
— суммарная интенсивность |
|||||||
|
|
лом i (среднее число требований, |
обслуживае |
|||||
|
|
мых в единицу при непрерывной работе работни |
||||||
|
|
ков отдела i), равная |
|
|
|
|
||
|
|
р, = Л/,-|хг. |
|
|
|
|
(2) |
|
|
С учетом этих обозначений поставленная |
задача |
решается |
|||||
следующим образом. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Функция цели |
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
С — Ci - f С2, |
|
П |
|
|
(3) |
|
где |
(4) |
и |
С2= С0 |
|
(JVt), |
(5) |
||
C ^ J l CiNi |
t=l |
|
||||||
|
i =1 |
|
|
|
|
|
|
тогда
пп
С= 2 |
c,tf, + e„£J h m ( N i ) . |
(6) |
i — l |
i = 1 |
|
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОТРАСЛИ
В рыбной промышленности основные фонды рыбопромысло вого флота занимают основной удельный вес. Поэтому эффек тивность функционирования рыбной промышленности обуслов лена в основном уровнем эффективности использования рыбо промыслового флота. Важнейшее условие повышения эффектив
ности эксплуатации |
рыбопромыслового флота — это выбор |
наиболее эффективных |
вариантов конструкций судов. |
В настоящее время недостаточно исследованы вопросы ана лиза экономичности конструкций на стадии проектирования, не разработана методика определения масштабов и степени мо рального износа, не исследованы границы экономичности тех ники, имеется много спорных или совсем нерешенных методи ческих вопросов обоснования и анализа экономичности конст рукций и пр. Рекомендованные в экономической литературе методы определения суммы приведенных затрат и сроков оку паемости, как правило, учитывают эффективность капитальных вложений лишь в области эксплуатации техники и поэтому не могут быть признаны достаточными при обосновании народно хозяйственной эффективности новых конструкций судов, судо вого оборудования, средств механизации и автоматизации про изводственных процессов.
Поэтому при изложении методики выбора новых высокоэф фективных конструкций судов на стадии проектирования нами принят народнохозяйственный подход, т.е. за базу расчета
205
принимается комплексная оценка народнохозяйственной эффек тивности конструкции судна. Народнохозяйственную экономию от внедрения новых конструкций судов следует определять по формуле
Эн = Эи -j- Зэ + эсм — К Е ,
где |
Эн — суммарная |
годовая народнохозяйственная экономия, полученная |
|||||||||||
|
от внедрения судна новой конструкции; |
|
|
|
|
|
|||||||
|
Зи — экономия (+ ) или увеличение (—) затрат на проектирование и |
||||||||||||
|
строительство судна на судостроительном заводе, когда предпо |
||||||||||||
|
лагается выпустить не одно, а серию судов одного типа, опре |
||||||||||||
|
деляемая по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
З и = (< 2 -ф л г : |
|
|
|
|
|
||||||
где С д и Сд — себестоимость постройки |
принятого |
за |
базу (существующего) |
||||||||||
|
судна и судна новой конструкции; |
|
|
|
|
|
|||||||
|
N — количество судов, |
намечаемых к выпуску за год; |
|
|
|||||||||
|
Эя — экономия, получаемая |
от снижения расходов в области экс |
|||||||||||
|
плуатации новой конструкции судна, определяемая по фор |
||||||||||||
|
муле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зэ = (С1- С 2)Я 2УУ, |
|
|
|
|
|
||||||
где Ci |
и С2 — себестоимость единицы |
продукции |
|
(или |
эксплуатационные |
||||||||
|
расходы |
«а единицу |
продукции) |
судна, |
принятого за базу |
||||||||
|
сравнения, и судна новой конструкции, руб.; |
новой |
конст |
||||||||||
|
П2 — годовой |
объем |
выпуска |
продукции |
судном |
||||||||
|
рукции; |
экономии |
(+•) |
или увеличения затрат (—) в смеж |
|||||||||
|
Э См — размер |
||||||||||||
|
ных отраслях, потребляемых продукцию, выпускаемую на су |
||||||||||||
|
дах старой и новой конструкции |
(например, кормовая рыбная |
|||||||||||
|
мука, потребляемая сельским хозяйством, |
жир, агар и дру |
|||||||||||
|
гая продукция, |
потребляемая |
пищевой |
промышленностью), |
|||||||||
|
определяемый по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
± З см = (С‘ - C |
2d) lh N , |
|
|
|
|
|
|||||
г д е С ^ и С ^ — размер |
удельной |
экономии |
( + ) и увеличения |
затрат |
(—) в |
||||||||
|
смежной отрасли при использовании единицы продукции, вы |
||||||||||||
|
пускаемой судном, принятой на базу, и судном новой конст |
||||||||||||
|
рукции, |
руб.; |
|
при |
замене старых, морально устаревших |
||||||||
|
Кв — величина потерь |
||||||||||||
|
судов (срок списания которых еще не наступил) судами но |
||||||||||||
|
вых конструкций, |
определяемая |
по |
формуле |
|
|
|||||||
|
|
|
.. |
|
К0 - Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* в = |
|
Я |
’ |
|
|
|
|
|
|
где Ко — суммарная остаточная стоимость выбывающих производственных фондов (остаточная стоимость старых судов и снимаемого обо рудования на судостроительном предприятии и у предприятия судовладельца), руб.;
Л— суммарная ликвидационная стоимость реализации выбывающих фондов при изготовлении и эксплуатации (списание старых су дов в лом, реализация оборудования на сторону или в лом),
руб.;
П— количество лет, в течение которых возмещаются потери от спи сания судов и оборудования, срок списания которых еще не на ступил.
206
Вторая важнейшая величина, используемая при расчете эф фективности судов новой конструкции, — это полная сумма ка питальных вложений, связанных с проектированием, освоением и внедрением нового судна (произведенные как на судострои тельном заводе, так и в области эксплуатации судна). Поэтому общая величина капитальных вложений в народном хозяйстве Ки при внедрении нового судна должна определяться как сумма
|
|
|
к в = |
к я + к 3ы. |
|
|
||
где |
Ка — величина |
капитальных |
вложений на судостроительном заводе. |
|||||
|
Поскольку постройка нового судна производится на действую |
|||||||
|
щем предприятии, то берется только сумма дополнительных |
капи |
||||||
|
тальных затрат, связанных с установкой нового оборудования, |
|||||||
|
изготовлением стендов, постелей и другой технологической ос |
|||||||
|
настки, а также затрат |
по |
подготовке |
стапелей, спусковых |
||||
|
устройств, приобретением дополнительного кранового оборудо |
|||||||
|
вания я пр. Если часть этих затрат (затраты на изготовление |
|||||||
|
постелей, стендов, технологической оснастки) включается в стои |
|||||||
|
мость судна, то в этом случае эту часть расходов необходимо |
|||||||
|
исключить из величины Ки, |
|
|
|
|
|||
|
Кв — величина капитальных вложений в области эксплуатации судна |
|||||||
|
определяется по формуле |
|
|
|
|
|||
|
= |
Ц + б’пер + 0-6 + Си + |
Сс + Сч + |
С'пр, |
|
|||
где |
Ц — стоимость |
постройки |
судна |
с |
учетом |
комплектующего |
обо |
|
|
рудования; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Спер — стоимость перегона судна к месту эксплуатации; |
|
||||||
|
Qe — стоимость промыслового снаряжения; |
|
|
|||||
|
Си — стоимость |
дополнительных |
затрат, связанных с постройкой |
|||||
|
или расширением причалов для стоянки судов у предприятия |
|||||||
|
судовладельца и расширением рыбного порта, если это рас |
|||||||
|
ширение вызвано необходимостью приема судов новой кон |
|||||||
|
струкция, |
дополнительных |
затрат по реконструкции и расши |
|||||
|
Со — стоимость |
|||||||
|
рению судоремонтных предприятий, если это вызвано появ |
|||||||
|
лением судов новой конструкции (приобретение доков увели |
|||||||
|
ченной |
грузоподъемности, |
расширение причалов, приобрете |
|||||
|
ние нового оборудования для ремонта судна новой конструк |
|||||||
|
ции и пр.); |
|
|
|
|
|
||
|
Сч — стоимость оборотных средств, связанных с внедрением дан |
|||||||
|
ного судна; |
|
|
|
|
|
||
|
С'пр — стоимость работ по проектированию судна (расходы на проек |
|||||||
|
тирование определяются делением общих расходов на разра |
|||||||
|
ботку проекта на количество |
судов дайной серии). |
|
Экономия (увеличение) капитальных вложений в народном хозяйстве Э 1; определяется как разность затрат в области из готовления и эксплуатации по сравнительным вариантам (т. е. судна, принятого за базу сравнения, и судна новой конструкции) по формуле
Эк = к1-к1 + (к1-кэ2)-к
При сравнении вариантов, отличающихся эксплуатационными характеристиками (производительностью, мощностью и пр.),
207
годовая-экономия (увеличение) капитальных вложений в народ ном хозяйстве определяется по формуле
Kl _
З к = К - К 1 |
х 2 |
X-2-N, |
*1 |
|
|
где Xi и Х2 — эксплуатационные характеристики |
(производительность, мощ |
|
ность) судов. |
|
, |
Если же один из сравниваемых вариантов внедрен в произ водство (скажем, за базу сравнения принято действующее суд но), тогда он не требует новых капитальных вложений на пред- нриятии-изготовителе. Учитывая это, расчетные формулы примут следующий вид:
3K = ( K l - K l ) N - K l ;
эК |
( 4 - * 2э) X 2 N - д2. |
|
Х г X , |
Принимая во внимание изложенное, народнохозяйственную эффективность судов новых конструкций на стадии проектиро вания предлагается определять по следующим формулам.
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений
т = _____________ K2a + ( K l - K j) N ______________
[(CL - Cl) + (Cl - С2) Л2 + СЯ2] N -
Коэффициент народнохозяйственной рентабельности капи тальных вложений при освоении и внедрении судов новой кон струкции Ерп.
|
[(Ци - |
Си) + |
(Дэ - |
Сэ) Л + СП] N — |
|
|
£рн = |
|
Ди + |
K3N + KdTlN |
’ |
где Д и |
и Си — цена и |
себестоимость постройки судна; |
судне, и ее се |
||
Дэ |
и Сэ — оптовая |
цена |
продукции, выпускаемой на |
бестоимость; Ди, Дэ и Д,( — капитальные вложения на судостроительном заводе в об
ласти эксплуатации и в смежных отраслях.
Для определения наилучшего варианта конструкции судов по минимальной сумме приведенных затрат рекомендуется фор мула:
(C'kN + ЕаК‘) + (С^Пг -f- £„ДЭ) N -* минимум затрат.
Полный народнохозяйственный эффект Э 1Ш может быть определен как разность сумм приведенных затрат при изготов лении и эксплуатации сравниваемых вариантов по формуле
Знп = (С' N + ЕаК 1)я - (С 2КN Н- £„Д2) + [(С.П, + Е 'Ж ) -
- ( С 2Д2 + Д ‘Д2) ] Д .
208
В качестве дополнительного показателя для выбора высоко эффективного варианта судна новой конструкции предлагается также коэффициент роста производительности с учетом затрат живого и овещественного труда на его создание и эксплуатацию по формуле
|
|
|
|
Л . |
|
Е1П (Цг + |
1) |
|
|
|
|
|
|
?i ' TVi |
' Е%П (г)2 + |
1) |
’ |
|
|
где |
q\ |
и |
<?2 — выпуск продукции |
|
(или вылов рыбы) за год эксплуатации |
||||
|
|
|
судном, |
принятым за базу, и судном новой конструкции; |
|||||
|
TVl |
и Т„2 — годовые текущие затраты живого |
труда судном, принятым |
||||||
|
|
|
за базу, и судном новой конструкции (расходы на зара |
||||||
|
|
|
ботную плату); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ei |
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
Л1 = |
|
|
|
|
|
|
где |
Тк, |
и |
Тк2 — единовременные |
затраты прошлого труда |
на постройку |
||||
|
Т 0l |
|
судна, принятого |
за базу, и судна новой конструкции; |
|||||
. |
и То, — готовые |
затраты |
на материалы, |
топливо, |
расходуемые в |
||||
|
|
процессе |
эксплуатации судна, |
принятого за |
базу, и судна |
||||
|
|
|
новой конструкции; |
|
|
|
|
||
|
|
|
г) — срок нахождения |
судна в эксплуатации до капитального |
|||||
|
|
|
ремонта |
с момента |
его сдачи в эксплуатацию. |
Определение оптимальной потребности в капитальных вложе ниях для отрасли и рациональное их распределение внутри ее необходимо для достижения планируемого экономического роста производства продукции. Нами предложена следующая формула для определения общей потребности в капитальных вложениях по отрасли в целом
|
|
|
|
„ |
[(* i - |
х „. 1,2) 1,95] Пг + |
Ф„ (в + |
р - Я0) |
|
|
|||||
где |
А! - -■объем |
продукции отрасли, |
планируемой |
на последний год пла |
|||||||||||
|
|
|
|
нового периода (например, последний год пятилетки); |
|
||||||||||
|
Х 0 - ■объем продукции отрасли в базисном году; |
|
|
||||||||||||
|
1,2 — |
|
коэффициент, учитывающий прирост продукции за счет улучше |
||||||||||||
|
|
|
|
ния использования действующих фондов; |
|
прироста |
валовой про |
||||||||
|
1,95 |
— |
коэффициент |
капиталоемкости на |
1 |
руб. |
|
||||||||
|
П\ |
- |
|
дукции, руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
норматив незавершенного строительства на конец |
планового |
||||||||||||
|
Ф0 |
- |
|
периода; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-объем |
среднегодовых |
фондов базисного |
года; |
|
фондов за |
||||||||
|
в — - коэффициент, |
характеризующий |
выбытие |
основных |
|||||||||||
|
|
|
|
плановый период; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Р — норматив |
капитальных |
вложений |
на |
поддержание |
мощностей; |
|||||||||
|
По - |
|
норматив |
незавершенного |
строительства |
на начало |
планового |
||||||||
|
бцр |
|
|
периода; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- доля прочих капитальных вложений, не увеличивающих стоимость |
|||||||||||||
|
|
|
|
основных |
фондов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 / 4 8 |
П . |
|
М . З а г л у б о ц к и й |
|
|
|
|
|
|
|
|
209 |