Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

г),- — среднее

время ожидания

в

очереди для

от­

 

 

дела г;

обозначает

плотность

входящего потока

 

|.i

требований для отдела г;

обслуживания

отде­

 

— суммарная интенсивность

 

 

лом i (среднее число требований,

обслуживае­

 

 

мых в единицу при непрерывной работе работни­

 

 

ков отдела i), равная

 

 

 

 

 

 

р, = Л/,-|хг.

 

 

 

 

(2)

 

С учетом этих обозначений поставленная

задача

решается

следующим образом.

 

 

 

 

 

 

 

Функция цели

 

 

 

 

 

 

 

 

П

С — Ci - f С2,

 

П

 

 

(3)

где

(4)

и

С2= С0

 

(JVt),

(5)

C ^ J l CiNi

t=l

 

 

i =1

 

 

 

 

 

 

тогда

пп

С= 2

c,tf, + e„£J h m ( N i ) .

(6)

i — l

i = 1

 

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОТРАСЛИ

В рыбной промышленности основные фонды рыбопромысло­ вого флота занимают основной удельный вес. Поэтому эффек­ тивность функционирования рыбной промышленности обуслов­ лена в основном уровнем эффективности использования рыбо­ промыслового флота. Важнейшее условие повышения эффектив­

ности эксплуатации

рыбопромыслового флота — это выбор

наиболее эффективных

вариантов конструкций судов.

В настоящее время недостаточно исследованы вопросы ана­ лиза экономичности конструкций на стадии проектирования, не разработана методика определения масштабов и степени мо­ рального износа, не исследованы границы экономичности тех­ ники, имеется много спорных или совсем нерешенных методи­ ческих вопросов обоснования и анализа экономичности конст­ рукций и пр. Рекомендованные в экономической литературе методы определения суммы приведенных затрат и сроков оку­ паемости, как правило, учитывают эффективность капитальных вложений лишь в области эксплуатации техники и поэтому не могут быть признаны достаточными при обосновании народно­ хозяйственной эффективности новых конструкций судов, судо­ вого оборудования, средств механизации и автоматизации про­ изводственных процессов.

Поэтому при изложении методики выбора новых высокоэф­ фективных конструкций судов на стадии проектирования нами принят народнохозяйственный подход, т.е. за базу расчета

205


принимается комплексная оценка народнохозяйственной эффек­ тивности конструкции судна. Народнохозяйственную экономию от внедрения новых конструкций судов следует определять по формуле

Эн = Эи -j- Зэ + эсм — К Е ,

где

Эн — суммарная

годовая народнохозяйственная экономия, полученная

 

от внедрения судна новой конструкции;

 

 

 

 

 

 

Зи — экономия (+ ) или увеличение (—) затрат на проектирование и

 

строительство судна на судостроительном заводе, когда предпо­

 

лагается выпустить не одно, а серию судов одного типа, опре­

 

деляемая по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З и = (< 2 -ф л г :

 

 

 

 

 

где С д и Сд — себестоимость постройки

принятого

за

базу (существующего)

 

судна и судна новой конструкции;

 

 

 

 

 

 

N — количество судов,

намечаемых к выпуску за год;

 

 

 

Эя — экономия, получаемая

от снижения расходов в области экс­

 

плуатации новой конструкции судна, определяемая по фор­

 

муле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зэ = (С1- С 2)Я 2УУ,

 

 

 

 

 

где Ci

и С2 — себестоимость единицы

продукции

 

(или

эксплуатационные

 

расходы

«а единицу

продукции)

судна,

принятого за базу

 

сравнения, и судна новой конструкции, руб.;

новой

конст­

 

П2 — годовой

объем

выпуска

продукции

судном

 

рукции;

экономии

(+•)

или увеличения затрат (—) в смеж­

 

Э См — размер

 

ных отраслях, потребляемых продукцию, выпускаемую на су­

 

дах старой и новой конструкции

(например, кормовая рыбная

 

мука, потребляемая сельским хозяйством,

жир, агар и дру­

 

гая продукция,

потребляемая

пищевой

промышленностью),

 

определяемый по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

± З см = (С‘ - C

2d) lh N ,

 

 

 

 

 

г д е С ^ и С ^ — размер

удельной

экономии

( + ) и увеличения

затрат

(—) в

 

смежной отрасли при использовании единицы продукции, вы­

 

пускаемой судном, принятой на базу, и судном новой конст­

 

рукции,

руб.;

 

при

замене старых, морально устаревших

 

Кв — величина потерь

 

судов (срок списания которых еще не наступил) судами но­

 

вых конструкций,

определяемая

по

формуле

 

 

 

 

 

..

 

К0 - Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* в =

 

Я

 

 

 

 

 

 

где Ко — суммарная остаточная стоимость выбывающих производственных фондов (остаточная стоимость старых судов и снимаемого обо­ рудования на судостроительном предприятии и у предприятия судовладельца), руб.;

Л— суммарная ликвидационная стоимость реализации выбывающих фондов при изготовлении и эксплуатации (списание старых су­ дов в лом, реализация оборудования на сторону или в лом),

руб.;

П— количество лет, в течение которых возмещаются потери от спи­ сания судов и оборудования, срок списания которых еще не на­ ступил.

206


Вторая важнейшая величина, используемая при расчете эф­ фективности судов новой конструкции, — это полная сумма ка­ питальных вложений, связанных с проектированием, освоением и внедрением нового судна (произведенные как на судострои­ тельном заводе, так и в области эксплуатации судна). Поэтому общая величина капитальных вложений в народном хозяйстве Ки при внедрении нового судна должна определяться как сумма

 

 

 

к в =

к я + к 3ы.

 

 

где

Ка — величина

капитальных

вложений на судостроительном заводе.

 

Поскольку постройка нового судна производится на действую­

 

щем предприятии, то берется только сумма дополнительных

капи­

 

тальных затрат, связанных с установкой нового оборудования,

 

изготовлением стендов, постелей и другой технологической ос­

 

настки, а также затрат

по

подготовке

стапелей, спусковых

 

устройств, приобретением дополнительного кранового оборудо­

 

вания я пр. Если часть этих затрат (затраты на изготовление

 

постелей, стендов, технологической оснастки) включается в стои­

 

мость судна, то в этом случае эту часть расходов необходимо

 

исключить из величины Ки,

 

 

 

 

 

Кв — величина капитальных вложений в области эксплуатации судна

 

определяется по формуле

 

 

 

 

 

=

Ц + б’пер + 0-6 + Си +

Сс + Сч +

С'пр,

 

где

Ц — стоимость

постройки

судна

с

учетом

комплектующего

обо­

 

рудования;

 

 

 

 

 

 

 

Спер — стоимость перегона судна к месту эксплуатации;

 

 

Qe — стоимость промыслового снаряжения;

 

 

 

Си — стоимость

дополнительных

затрат, связанных с постройкой

 

или расширением причалов для стоянки судов у предприятия

 

судовладельца и расширением рыбного порта, если это рас­

 

ширение вызвано необходимостью приема судов новой кон­

 

струкция,

дополнительных

затрат по реконструкции и расши­

 

Со — стоимость

 

рению судоремонтных предприятий, если это вызвано появ­

 

лением судов новой конструкции (приобретение доков увели­

 

ченной

грузоподъемности,

расширение причалов, приобрете­

 

ние нового оборудования для ремонта судна новой конструк­

 

ции и пр.);

 

 

 

 

 

 

Сч — стоимость оборотных средств, связанных с внедрением дан­

 

ного судна;

 

 

 

 

 

 

С'пр — стоимость работ по проектированию судна (расходы на проек­

 

тирование определяются делением общих расходов на разра­

 

ботку проекта на количество

судов дайной серии).

 

Экономия (увеличение) капитальных вложений в народном хозяйстве Э 1; определяется как разность затрат в области из­ готовления и эксплуатации по сравнительным вариантам (т. е. судна, принятого за базу сравнения, и судна новой конструкции) по формуле

Эк = к1-к1 + (к1-кэ2)-к

При сравнении вариантов, отличающихся эксплуатационными характеристиками (производительностью, мощностью и пр.),

207


годовая-экономия (увеличение) капитальных вложений в народ­ ном хозяйстве определяется по формуле

Kl _

З к = К - К 1

х 2

X-2-N,

*1

 

где Xi и Х2 — эксплуатационные характеристики

(производительность, мощ­

ность) судов.

 

,

Если же один из сравниваемых вариантов внедрен в произ­ водство (скажем, за базу сравнения принято действующее суд­ но), тогда он не требует новых капитальных вложений на пред- нриятии-изготовителе. Учитывая это, расчетные формулы примут следующий вид:

3K = ( K l - K l ) N - K l ;

эК

( 4 - * 2э) X 2 N - д2.

 

Х г X ,

Принимая во внимание изложенное, народнохозяйственную эффективность судов новых конструкций на стадии проектиро­ вания предлагается определять по следующим формулам.

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений

т = _____________ K2a + ( K l - K j) N ______________

[(CL - Cl) + (Cl - С2) Л2 + СЯ2] N -

Коэффициент народнохозяйственной рентабельности капи­ тальных вложений при освоении и внедрении судов новой кон­ струкции Ерп.

 

[(Ци -

Си) +

(Дэ -

Сэ) Л + СП] N

 

 

£рн =

 

Ди +

K3N + KdTlN

где Д и

и Си — цена и

себестоимость постройки судна;

судне, и ее се­

Дэ

и Сэ — оптовая

цена

продукции, выпускаемой на

бестоимость; Ди, Дэ и Д,( — капитальные вложения на судостроительном заводе в об­

ласти эксплуатации и в смежных отраслях.

Для определения наилучшего варианта конструкции судов по минимальной сумме приведенных затрат рекомендуется фор­ мула:

(C'kN + ЕаК‘) + (С^Пг -f- £„ДЭ) N -* минимум затрат.

Полный народнохозяйственный эффект Э 1Ш может быть определен как разность сумм приведенных затрат при изготов­ лении и эксплуатации сравниваемых вариантов по формуле

Знп = (С' N + ЕаК 1)я - (С 2КN Н- £„Д2) + [(С.П, + Е 'Ж ) -

- ( С 2Д2 + Д ‘Д2) ] Д .

208


В качестве дополнительного показателя для выбора высоко­ эффективного варианта судна новой конструкции предлагается также коэффициент роста производительности с учетом затрат живого и овещественного труда на его создание и эксплуатацию по формуле

 

 

 

 

Л .

 

Е1П (Цг +

1)

 

 

 

 

 

 

?i ' TVi

' Е%П (г)2 +

1)

 

где

q\

и

<?2 — выпуск продукции

 

(или вылов рыбы) за год эксплуатации

 

 

 

судном,

принятым за базу, и судном новой конструкции;

 

TVl

и Т„2 — годовые текущие затраты живого

труда судном, принятым

 

 

 

за базу, и судном новой конструкции (расходы на зара­

 

 

 

ботную плату);

 

 

 

 

 

 

 

 

Ei

 

 

и

 

 

 

 

 

 

Л1 =

 

 

 

 

 

где

Тк,

и

Тк2 — единовременные

затраты прошлого труда

на постройку

 

Т 0l

 

судна, принятого

за базу, и судна новой конструкции;

.

и То, — готовые

затраты

на материалы,

топливо,

расходуемые в

 

 

процессе

эксплуатации судна,

принятого за

базу, и судна

 

 

 

новой конструкции;

 

 

 

 

 

 

 

г) — срок нахождения

судна в эксплуатации до капитального

 

 

 

ремонта

с момента

его сдачи в эксплуатацию.

Определение оптимальной потребности в капитальных вложе­ ниях для отрасли и рациональное их распределение внутри ее необходимо для достижения планируемого экономического роста производства продукции. Нами предложена следующая формула для определения общей потребности в капитальных вложениях по отрасли в целом

 

 

 

 

[(* i -

х „. 1,2) 1,95] Пг +

Ф„ +

р - Я0)

 

 

где

А! - -■объем

продукции отрасли,

планируемой

на последний год пла­

 

 

 

 

нового периода (например, последний год пятилетки);

 

 

Х 0 - ■объем продукции отрасли в базисном году;

 

 

 

1,2

 

коэффициент, учитывающий прирост продукции за счет улучше­

 

 

 

 

ния использования действующих фондов;

 

прироста

валовой про­

 

1,95

коэффициент

капиталоемкости на

1

руб.

 

 

П\

-

 

дукции, руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

норматив незавершенного строительства на конец

планового

 

Ф0

-

 

периода;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-объем

среднегодовых

фондов базисного

года;

 

фондов за

 

в - коэффициент,

характеризующий

выбытие

основных

 

 

 

 

плановый период;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р — норматив

капитальных

вложений

на

поддержание

мощностей;

 

По -

 

норматив

незавершенного

строительства

на начало

планового

 

бцр

 

 

периода;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- доля прочих капитальных вложений, не увеличивающих стоимость

 

 

 

 

основных

фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 / 4 8

П .

 

М . З а г л у б о ц к и й

 

 

 

 

 

 

 

 

209