Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределение капитальных вложений между основными ви­ дами производства с учетом: ликвидации образовавшейся в рыб­ ной промышленности диспропорции между развитием флота и обслуживающими флот береговыми предприятиями, а также устранения диспропорции в развитии рыбопромыслового флота по его видам и производственно-технологическому назначению нами рекомендуется проводить по следующим формулам. Раз­

мер капитальных вложений

 

 

 

 

а)

на развитие флота по формуле

 

 

 

/СУд =

 

0,68-

Кв л .о т р

Ц п р

»

 

 

 

в

--------

 

 

 

'П воор

 

в том числе в добывающий флот

 

 

 

К уц =

0,4-

к в л .о т р

Ц п р

 

 

 

в

Л во о р

»

 

 

 

 

 

 

------------

в обрабатывающий флот

 

 

 

 

 

 

/Суд =0,11 .

к

в л .о т р

Р п р

 

 

 

В

Л во о р

 

 

 

 

 

 

 

в транспортный флот

 

 

 

 

 

 

 

/Суд =

 

0,04.

к

в л . о т р

Ц п р .

 

 

 

в

Ч в о о р

 

 

 

 

 

 

 

--------------- J

в вспомогательный флот

 

 

 

 

 

 

/Cvn =

0,13-

к в л .о т р

^пр

 

 

 

В

Tboop

 

 

 

 

 

 

 

б)

в рыбообрабатывающие предприятия

 

 

/ C v

: 0,02-

к в л .о т р

'Ппр

 

 

Ч д - ю - -

 

в

г,воор

 

в)

в обслуживающие производства

 

 

 

Куц — 0,04-

Кв л .о т р

Лпр

 

 

 

g-

Ц во о р

 

 

 

 

 

 

 

 

г)

в прудовое рыбоводство

 

 

 

 

 

/Суд =

 

0,08

К

в л .о т р

iPnp

 

 

 

 

в

Р в о о р

 

е)

в рыбные порты

 

 

 

 

 

 

 

/Суд =

0,05-

Кв л .о т р

^Гпр

 

 

 

 

 

 

'Пвоор

ж) в воспроизводство рыбных запасов.

к

в л .о т р

/Суд = 0,04.

в

Ч воор

210



ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

За последние годы развитие флота рыбной промышленности характерно тем, что он пополняется крупными добывающими судами, . оснащенными специализированным технологическим оборудованием для обработки рыбы, средствами механизации и автоматизации производственных процессов, а также совершен­ ными поисковыми электронавигационными приборами. Одновре­ менно шло пополнение флота обрабатывающими и транспорт­ ными рефрижераторными судами.

Уровень хладификации

самоходного флота возрос с 8,8%

в 1940 г. до 86,7% в 1970

г. Объем рефрижераторных трюмов

в 1970 г. по сравнению с 1940 г. увеличился в 81,2 раза в ос­ новном за счет пополнения флота рыбной промышленности судами с рефрижераторными установками. Общая суточная производительность судовых морозильных аппаратов за рассмат­ риваемые годы увеличилась более чем в 75 раз. Развитие оте­ чественного рыболовства за последние годы осуществлялось в условиях все возрастающей роли океанического рыболовства с присущими ему специфическими особенностями — обеспечивать вылов и обработку рыбы непосредственно в океане. Это опре­ делило необходимость развития экспедиционной формы органи­ зации промысла, что потребовало создания специализированного рефрижераторного флота, создания самостоятельных специали­ зированных управлений флота (Востокрыбхолодфлот, Севрыбхолодфлот, Югрыбхолодфлот и др.).

Таким образом, развилась, помимо добывающей и обрабаты­ вающей отраслей, третья самостоятельная отрасль рыбной про­ мышленности— транспортная. Все это усложнило организацию ведения промысла в океане, а также управление рыбопромыс­ ловым флотом. Для пополнения транспортного флота приобре­ тались в основном крупные рефрижераторные суда. Так, чис­ ленность транспортного флота сократилась в 1970 г. по сравне­ нию с 1960 г. почти в 2 раза, но при этом грузоподъемность его возросла за это время в 2,7 раза.

Нами упоминалось, что, несмотря на пополнение рыбопро­ мыслового флота новыми судами, количество морально устарев­ ших судов в рыбной промышленности все еще остается большим. В целом по отрасли 48% судов имеет возраст 10— 20 и более лет. В отдельных бассейновых управлениях рыбной промыш­ ленности количество устаревших судов еще более значительно. Так, подавляющее количество судов Мурманского тралового

! / 2 8 П . М . З а г л у б о ц к и й

211


флота (94,4%)

имеет возраст эксплуатации около 15—§6 лof:

В 1970 г. 70,2%

всех видов судов Мурманского тралового флота

представляли собой морально устаревшие суда типа РТ. Улов этими судами составил 44,6% к общему объему улова по траловому флоту. Себестоимость добычи 1 ц рыбы судами типа РТ превышает на 39,4% среднюю себестоимость по всему тра­ ловому флоту. Аналогичное явление можно наблюдать и по судам типа СРТ, PC, СО, МРС и др. Между тем процесс спи­ сания устаревшего флота происходит крайне медленно (2,2% от общего количества действующих судов). Это означает, что действующие ныне устаревшие суда при таком темпе их обнов­ ления будут служить 45 лет. Следует отметить, что в рыбной промышленности по этой причине развита практика проведения большого капитального ремонта, стоимость которого составляет 70— 80%, а в некоторых случаях 100% и более от первоначаль­ ной стоимости судов.

Уровень механизации производственных процессов на судах в настоящее время невысок, что видно из данных табл. 26.

 

 

Т а б л и ц а 26

П о к а з а т е л и у р о в н я м е х а н и за ц и и , %

С у д н о

У М Т

 

С

У М П

Траловый лов

Всего по судам с кормовой схемой тра-

37,3

27,1

57,8

л е н и я ......................................................

В том числе:

38,9

28,8

70,6

БМРТ «Наталья Ковшова» . . .

РТМ типа «Атлантик» ................

35,4

27,6

65,2

БМРТ, РТМ типа «Тропик» . . . .

37,5

25,1

39,1

Всего по судам с бортовой схемой тра-

32,1

20,2

14,2

л е н и я ..........................................

В том числе:

32,3

21,3—21,6

14,5—14,7

РТ, БРТ . . . ........................... ...

СРТ 300-400 л. с. СРТР и СРТМ

36,4

26,6

17,8

МРТ, МРТР, РП . . . . . . . .

28,7

12,9

10,6

Дрифтерный лов

 

 

Всего ......................................................

55,7

30,1

67,4

В том числе С Р Т ...................................

55,7

30,1

67,4

Кошельковый лов

 

 

Всего ......................................................

24,8

11,9

29,7

В том числе:

30,7

15,7

53,5

СРТ, СРТР «Океан» и «Бологое»

СР 300 ...........................................

19,8 —25,9

8,9 -1 1 ,4

9,8—24,8

212


Как видно из приведенных данных, показатели уровня меха­ низации на БМРТ и РТ «Тропик», на долю которых в общем

•объеме добычи рыбы приходится наибольший удельный вес, со­ ставляют: степень охвата механизированным трудом (С) —

.37,5%, уровень механизации труда (УМ Т)— 25,1, уровень ме­ ханизации производственных процессов (УМ П )— 39%. Только наиболее новые суда БМРТ «Наталья Ковшова» и РТМ «Ат-

.лантик» имеют по сравнению с БМРТ старой модификации (типа «Пушкин», «Маяковский», «Лесков») более высокие по­ казатели уровня механизации производственных процессов, со­ ставляющие по БМРТ «Наталья Ковшова» 70,6% и по РТМ «Атлантик» — 65,2%. На остальных типах судов уровень меха­ низации производственных процессов значительно ниже и не превышает на среднетоннажных судах 18%, а на малотоннаж­ ных судах — 11%.

Весьма низок уровень механизации такого прогрессивного вида лова, как кошельковый. Опыт внедрения средств механи­ зации на судах кошелькового лова подтверждает возможность получения значительного экономического эффекта. Так, только от внедрения подвесных машин для выборки кошельковых не­ водов производительность труда повышается на 13%, при этом

степень охвата

механизированным трудом увеличивается

с

18,9 до 24,8%,

уровень механизации труда с 9,2 до 11,9%,

уро­

вень механизации производственных процессов с 11,5 до 29,7%. Это говорит о крупных резервах роста производительности труда и повышении эффективности лова этим способом.

Показатели

современного уровня

механизации

обработки

рыбы на судах показаны в табл. 27.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 27

 

 

П о к а з а т е л и у р о в н я м ех ан и за ц и и

 

С у д н о

с

У М Т

У М П

 

 

Плавбазы типа

 

46

22

46

«Полярная зв езд а »...................................

«Рыбацкая слава» ...............................

45

25

61

«Спасск» ...............

...................................

40

19

54

Плавучие консервные заводы типа «Андрей

26

13

30

Захаров» ..........................................................

 

Производственные рефрижераторы типа

30

10

39

«Братск» ..................................................

 

«Таврия» ...................................................

 

38

21

50

«Севастополь»...........................................

35

13

36

«Скрыплев» ................

............................

37

16

56

Низкий уровень механизации производственных процессов на современных плавбазах объясняется тем, что наряду с механи­ зированными процессами на этих судах имеется большое коли-

213