Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Распределение капитальных вложений между основными ви дами производства с учетом: ликвидации образовавшейся в рыб ной промышленности диспропорции между развитием флота и обслуживающими флот береговыми предприятиями, а также устранения диспропорции в развитии рыбопромыслового флота по его видам и производственно-технологическому назначению нами рекомендуется проводить по следующим формулам. Раз
мер капитальных вложений |
|
|
|
|
|||
а) |
на развитие флота по формуле |
|
|
||||
|
/СУд = |
|
0,68- |
Кв л .о т р |
Ц п р |
» |
|
|
|
|
в |
-------- |
|||
|
|
|
'П воор |
|
|||
в том числе в добывающий флот |
|
|
|||||
|
К уц = |
0,4- |
к в л .о т р |
Ц п р |
|
||
|
|
в |
Л во о р |
» |
|||
|
|
|
|
|
|
------------ |
|
в обрабатывающий флот |
|
|
|
|
|
||
|
/Суд =0,11 . |
к |
в л .о т р |
Р п р |
|
||
|
|
В |
Л во о р |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
в транспортный флот |
|
|
|
|
|
|
|
|
/Суд = |
|
0,04. |
к |
в л . о т р |
Ц п р . |
|
|
|
|
в |
Ч в о о р |
|
||
|
|
|
|
|
|
--------------- J |
|
в вспомогательный флот |
|
|
|
|
|
||
|
/Cvn = |
0,13- |
к в л .о т р |
^пр |
|
||
|
|
В |
Tboop |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
б) |
в рыбообрабатывающие предприятия |
|
|||||
|
/ C v |
: 0,02- |
к в л .о т р |
'Ппр |
|
||
|
Ч д - ю - - |
|
в |
г,воор |
|
||
в) |
в обслуживающие производства |
|
|
||||
|
Куц — 0,04- |
Кв л .о т р |
Лпр |
|
|||
|
|
g- |
Ц во о р |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
г) |
в прудовое рыбоводство |
|
|
|
|
||
|
/Суд = |
|
0,08 |
К |
в л .о т р |
iPnp |
|
|
|
|
в |
Р в о о р |
|
||
е) |
в рыбные порты |
|
|
|
|
|
|
|
/Суд = |
0,05- |
Кв л .о т р |
^Гпр |
|
||
|
|
|
|
|
'Пвоор
ж) в воспроизводство рыбных запасов.
к |
в л .о т р |
%р |
/Суд = 0,04. |
в |
Ч воор |
210
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ
За последние годы развитие флота рыбной промышленности характерно тем, что он пополняется крупными добывающими судами, . оснащенными специализированным технологическим оборудованием для обработки рыбы, средствами механизации и автоматизации производственных процессов, а также совершен ными поисковыми электронавигационными приборами. Одновре менно шло пополнение флота обрабатывающими и транспорт ными рефрижераторными судами.
Уровень хладификации |
самоходного флота возрос с 8,8% |
в 1940 г. до 86,7% в 1970 |
г. Объем рефрижераторных трюмов |
в 1970 г. по сравнению с 1940 г. увеличился в 81,2 раза в ос новном за счет пополнения флота рыбной промышленности судами с рефрижераторными установками. Общая суточная производительность судовых морозильных аппаратов за рассмат риваемые годы увеличилась более чем в 75 раз. Развитие оте чественного рыболовства за последние годы осуществлялось в условиях все возрастающей роли океанического рыболовства с присущими ему специфическими особенностями — обеспечивать вылов и обработку рыбы непосредственно в океане. Это опре делило необходимость развития экспедиционной формы органи зации промысла, что потребовало создания специализированного рефрижераторного флота, создания самостоятельных специали зированных управлений флота (Востокрыбхолодфлот, Севрыбхолодфлот, Югрыбхолодфлот и др.).
Таким образом, развилась, помимо добывающей и обрабаты вающей отраслей, третья самостоятельная отрасль рыбной про мышленности— транспортная. Все это усложнило организацию ведения промысла в океане, а также управление рыбопромыс ловым флотом. Для пополнения транспортного флота приобре тались в основном крупные рефрижераторные суда. Так, чис ленность транспортного флота сократилась в 1970 г. по сравне нию с 1960 г. почти в 2 раза, но при этом грузоподъемность его возросла за это время в 2,7 раза.
Нами упоминалось, что, несмотря на пополнение рыбопро мыслового флота новыми судами, количество морально устарев ших судов в рыбной промышленности все еще остается большим. В целом по отрасли 48% судов имеет возраст 10— 20 и более лет. В отдельных бассейновых управлениях рыбной промыш ленности количество устаревших судов еще более значительно. Так, подавляющее количество судов Мурманского тралового
! / 2 8 П . М . З а г л у б о ц к и й |
211 |
флота (94,4%) |
имеет возраст эксплуатации около 15—§6 лof: |
В 1970 г. 70,2% |
всех видов судов Мурманского тралового флота |
представляли собой морально устаревшие суда типа РТ. Улов этими судами составил 44,6% к общему объему улова по траловому флоту. Себестоимость добычи 1 ц рыбы судами типа РТ превышает на 39,4% среднюю себестоимость по всему тра ловому флоту. Аналогичное явление можно наблюдать и по судам типа СРТ, PC, СО, МРС и др. Между тем процесс спи сания устаревшего флота происходит крайне медленно (2,2% от общего количества действующих судов). Это означает, что действующие ныне устаревшие суда при таком темпе их обнов ления будут служить 45 лет. Следует отметить, что в рыбной промышленности по этой причине развита практика проведения большого капитального ремонта, стоимость которого составляет 70— 80%, а в некоторых случаях 100% и более от первоначаль ной стоимости судов.
Уровень механизации производственных процессов на судах в настоящее время невысок, что видно из данных табл. 26.
|
|
Т а б л и ц а 26 |
П о к а з а т е л и у р о в н я м е х а н и за ц и и , % |
||
С у д н о |
У М Т |
|
С |
У М П |
Траловый лов
Всего по судам с кормовой схемой тра- |
37,3 |
27,1 |
57,8 |
л е н и я ...................................................... |
|||
В том числе: |
38,9 |
28,8 |
70,6 |
БМРТ «Наталья Ковшова» . . . |
|||
РТМ типа «Атлантик» ................ |
35,4 |
27,6 |
65,2 |
БМРТ, РТМ типа «Тропик» . . . . |
37,5 |
25,1 |
39,1 |
Всего по судам с бортовой схемой тра- |
32,1 |
20,2 |
14,2 |
л е н и я .......................................... |
|||
В том числе: |
32,3 |
21,3—21,6 |
14,5—14,7 |
РТ, БРТ . . . ........................... ... |
|||
СРТ 300-400 л. с. СРТР и СРТМ |
36,4 |
26,6 |
17,8 |
МРТ, МРТР, РП . . . . . . . . |
28,7 |
12,9 |
10,6 |
Дрифтерный лов |
|
|
|
Всего ...................................................... |
55,7 |
30,1 |
67,4 |
В том числе С Р Т ................................... |
55,7 |
30,1 |
67,4 |
Кошельковый лов |
|
|
|
Всего ...................................................... |
24,8 |
11,9 |
29,7 |
В том числе: |
30,7 |
15,7 |
53,5 |
СРТ, СРТР «Океан» и «Бологое» |
|||
СР 300 ........................................... |
19,8 —25,9 |
8,9 -1 1 ,4 |
9,8—24,8 |
212
Как видно из приведенных данных, показатели уровня меха низации на БМРТ и РТ «Тропик», на долю которых в общем
•объеме добычи рыбы приходится наибольший удельный вес, со ставляют: степень охвата механизированным трудом (С) —
.37,5%, уровень механизации труда (УМ Т)— 25,1, уровень ме ханизации производственных процессов (УМ П )— 39%. Только наиболее новые суда БМРТ «Наталья Ковшова» и РТМ «Ат-
.лантик» имеют по сравнению с БМРТ старой модификации (типа «Пушкин», «Маяковский», «Лесков») более высокие по казатели уровня механизации производственных процессов, со ставляющие по БМРТ «Наталья Ковшова» 70,6% и по РТМ «Атлантик» — 65,2%. На остальных типах судов уровень меха низации производственных процессов значительно ниже и не превышает на среднетоннажных судах 18%, а на малотоннаж ных судах — 11%.
Весьма низок уровень механизации такого прогрессивного вида лова, как кошельковый. Опыт внедрения средств механи зации на судах кошелькового лова подтверждает возможность получения значительного экономического эффекта. Так, только от внедрения подвесных машин для выборки кошельковых не водов производительность труда повышается на 13%, при этом
степень охвата |
механизированным трудом увеличивается |
с |
18,9 до 24,8%, |
уровень механизации труда с 9,2 до 11,9%, |
уро |
вень механизации производственных процессов с 11,5 до 29,7%. Это говорит о крупных резервах роста производительности труда и повышении эффективности лова этим способом.
Показатели |
современного уровня |
механизации |
обработки |
|
рыбы на судах показаны в табл. 27. |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 27 |
|
|
|
П о к а з а т е л и у р о в н я м ех ан и за ц и и |
||
|
С у д н о |
с |
У М Т |
У М П |
|
|
|||
Плавбазы типа |
|
46 |
22 |
46 |
«Полярная зв езд а »................................... |
||||
«Рыбацкая слава» ............................... |
45 |
25 |
61 |
|
«Спасск» ............... |
................................... |
40 |
19 |
54 |
Плавучие консервные заводы типа «Андрей |
26 |
13 |
30 |
|
Захаров» .......................................................... |
|
|||
Производственные рефрижераторы типа |
30 |
10 |
39 |
|
«Братск» .................................................. |
|
|||
«Таврия» ................................................... |
|
38 |
21 |
50 |
«Севастополь»........................................... |
35 |
13 |
36 |
|
«Скрыплев» ................ |
............................ |
37 |
16 |
56 |
Низкий уровень механизации производственных процессов на современных плавбазах объясняется тем, что наряду с механи зированными процессами на этих судах имеется большое коли-
213