Файл: Ганин, М. П. Прикладные методы теории марковских случайных процессов учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспользовавшись таблицей для вероятностей распределения Пуас­ сона, находим

 

 

 

 

1 — Z

ТТе~* =

0,40745.

 

 

 

 

 

 

i£o kl

 

 

 

 

Согласно формуле Стирлинга

 

 

 

 

N1 = / 2 WV N"e~N (1 -I-----!-------1

 

*_____ и

^

 

 

 

 

 

 

127V ^

288 А^2 ^

 

поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8! 8 - V = 4

 

( н - 1

+ 2 ^ 6 4

+ ■ ■ • ) = 7-16405-

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

=

7,16405 •0,40745 = 2,91902.

 

 

S = 1

П ( я + / р )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i=i

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспользовавшись (18.1),

находим

 

 

 

 

Ро =

1 +

4 +

8 + -д— I

д" 2,91902

=

0,01527 ^

0,0153.

Согласно

(18.2)

получаем:

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi =

4p0 =

0,0611; р2 =

8/?0 =

0,1222;

 

 

 

 

 

Рз =

 

32

0,1629.

 

 

 

 

 

 

р4 = — р0 =

 

 

Вероятность полной загрузки приборов обслуживания

 

 

Рп.з =

1 — (Ро

Pi Ч- Рг

Рз) == 0,6385.

 

Вероятность наличия

очереди Роч = Р„.3 — р„ = 0,4756.

Математи­

ческое ожидание числа самолетов-дозаправщиков, занятых доза­ правкой, согласно (18.9)

У= 4( 1 -

/?4) = 4 •0,8371 = 3,3484 «

3,35.

Коэффициент загрузки, т. е. вероятность того,

что самолет-доза-

правщнк занят, k3ar =

~ =0,8371. Вероятность

того, что самолет

будет дозаправлен,

 

 

Робел = £ = 0,8371.

135


Согласно (16.16) находим Р*\ = 0,3107. Тогда математическое ожидание времени неполной загрузки самолетов-дозаправщиков

1

= 5,55 мин.

^н.з — 2,5 0,3107

 

О

Математическое ожидание времени полной загрузки самолетов-до- заправщиков

^П.З — 7

3

— 5 55

— 9 80

мин

1 -

Я п .з

5,55 0,3615 — 9,80

 

Так как очередь не ограничена, то математическое ожидание числа самолетов, ожидающих дозаправки,

z =

±

(1 -

1-\ = 8 (1 -

 

0,8371) ж 1,30.

 

Р

V

 

а

/

 

 

Математическое

ожидание времени начала дозаправки

 

 

7

— — — 3,25

мин.

 

 

* 'О Ж —

^

1

 

 

Математическое ожидание числа самолетов в данной системе

 

х = у +

z =

3,35 +

1,30 = 4,65.

Математическое

ожидание

времени

пребывания самолета в этой

_

=

11,62 мин.

 

 

 

системе tc — у

 

 

 

Математическое ожидание времени наличия очереди

J.

Рп„

 

 

0,4756

 

 

_ ' ОЧ

 

0,4-0,1629

= 7,30 мин.

*•04

— \ „ п

 

Математическое ожидание времени непрерывной занятости само- лета-дозаправщика

7заг = 10 + 0,4756 •7,30 = 13,47 мин.

Математическое ожидание времени простоя

^ р = ( ( Щ 7 Г — ! ) 13’4 7 - 2 ’62

Пример 18.2. По данным примера 18.1 определить характери­ стики установившегося режима функционирования системы, если ожидать начала заправки может только один самолет.

Р е ше ни е . В данном

случае

т — 1, поэтому согласно (18.1)

Ро— ^l + 4 +

8 + g- +

3Т 45 j = 0,0 2 2 8 .

136


Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi = 0,0913;

р2 = 0,1826;

 

р3 =

р4=

0,2434;

р5 = 0,2164.

По этим вероятностям находим:

 

 

 

 

Я п .з =

P

i + р5= 0,4598;

Я оч =

Д5 = 0,2164;

У = 4(1

 

3,03;

£заг= 0,7566; 7>обсл = 0,7566;

tB.a— 5,55 мин;

tn.3=-A,72

мин;

z =р-0 = 0,2164 ^0,22;

t0M= 0,54 мин;

х =

у +

z ^ 3,25;

tc = -у =

8,12 мин;

? о ч = г £:!- = 2,22 мин;

7заг =

10 + 0,2164-2,22 = 10,48 мин;

 

 

 

 

 

 

 

мин.

§19. СИСТЕМА С ОГРАНИЧЕННЫМ ВРЕМЕНЕМ ОЖИДАНИЯ ОКОНЧАНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ

Рассмотрим систему массового обслуживания, на вход которой поступает простейший поток требований с интенсивностью X. В си­ стеме имеется п одинаковых приборов обслуживания. Время обслу­ живания любого требования случайное, распределенное по показа­ тельному закону с параметром д. В системе т мест ожидания, причем число т может быть как ограниченным, так и бесконеч­ ным. При т ~ со каждое требование из потока попадает в систему. Если т — ограниченное число, то требование получает отказ в обслуживании, когда в системе уже имеется очередь из т требо­ ваний. Время 7\, ожидания начала обслуживания случайное, имею­ щее показательное распределение с параметром v. Если время ожидания начала обслуживания больше Т,, то требование покидает систему и потому остается необслуженным. Время Гт ожидания окончания обслуживания также будем считать случайной величи­ ной, имеющей показательное распределение с параметром у. Если время обслуживания требования превосходит 7\, то требование по­ кидает систему и потому остается недообслуженным. В результате получается, что любое поступившее в систему требование может быть обслужено полностью, частично или не обслужено совсем.

Состояния системы, как и раньше, определим в зависимости от числа находящихся в ней требований. Состояние Ск (&=0, 1, ...

..., п) означает, что обслуживанием занято k приборов, а состоя­ ние C n+S (s = l, 2, ... , tn) означает, что заняты все приборы об­ служивания и в очереди на обслуживание имеется s требований.

137


Чтобы получить систему дифференциальных уравнений для вероят­ ностей Рк (f) (k — 0, 1, ..., п + т) нахождения системы в различ­ ных состояниях, воспользуемся методом, изложенным в § 13. Си­ стема массового обслуживания с ограниченным временем ожидания окончания обслуживания каждого требования отличается от рас­ смотренной в § 13 системы только тем, что переход из состояния Ск (k = l, 2, ..., п) в состояние Ск_! происходит не только при окончании обслуживания одного из k требований, но и когда лю­ бое из k требований покидает систему, не дождавшись окончания обслуживания. Вероятность Pk,k (t, t-\-At) того, что за время от t до t -(- At состояние Ск не изменится, при малом At равна произ­ ведению вероятностей Р (Р х> &), [Р (7"^ > Д£)]к и [Р(ГТ>А^)] того, что за время At в систему не поступит ни одно требование, не закончит обслуживания ни один из k приборов и ни одно из k требований не покинет систему недообслуженным. Следова­ тельно,

Pkik (*, t + и ) = р ( п > м) [Р ( г , >

A*)]k [Р ( рт > АТ)]к +

о (М) =

 

_

е-(х+к|1+кТ)« +0(Д^).

 

(19.1)

Воспользовавшись формулой (13.3), находим

 

 

Тк =

Нш -^т- [1 — Pklk(£,

t-\- Д*)] = х + й(р + тг),

 

т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Yk = X-|-^pi

 

(19.2)

 

°

(* = 0 , 1 , . . . , « ) ,

 

 

где обозначено

щ ' = Р + Т .

 

(19.3)

 

 

 

Вместо (13.19) и (13.21) аналогично получаем:

 

 

Tn+s = Х + rtpi+ sv

(s =

l, 2.

1); (19.4)

 

 

Tn+m = «IT +

tm.

 

(19.5)

Так как Tk =

7k,k-i +

Tk,k+ i, причем

 

 

 

TO

Tk,k+i =

X (k = 0,

1, . . . , n +

m — 1),

(19.6)

Tk,k-i = ^ i

(*= 1, 2,

..., «);

(19.7)

 

 

Tn+S,n+S-1 =

tly-i + sv.

 

(19.8)

Найденные коэффициенты Ту отличаются от аналогичных ко­ эффициентов рассмотренной в § 13 системы массового обслужива­ ния только тем, что параметр р заменен на рь Следовательно, си-

138


стема дифференциальных уравнений для вероятностей Рк (t) запи­ сывается в виде:

о - ,о

II

1

-xp0(O +

pi^ i {t) ;

W

)

= - . ( X + ^ 1) P k( 0 + ^ : k—1W + Pi (k + l ) ^ -

 

 

 

 

 

(Л: = 1 , 2 , .

. . ,

rt— 1);

 

 

 

n

+SW =

— (X -j-

 

-f- sv) Pn+s (t) + XPn+s—! (0 +

(19.9)

 

 

 

+ [«Pi + (s +

1) v]\Pn+s+x(t)

 

 

 

 

 

 

( s = 0 ,

1, . .

. , m — 1);

 

 

 

Рп+ш(0 =

— («Pi +

m'>) PП+1П(t) + XPn+m_, H ).

 

 

Начальные

условия

для этой

системы такие же, как

для (13.23),

т. е. (13.24).

 

 

 

 

 

 

 

Система дифференциальных уравнений (19.9) отличается от

(13.23)

только тем,

что параметр

ц заменен

на ць

Поэтому

пре­

дельные

вероятности рк (k =

0, 1,

.. ., п-\-т)

определяются

фор­

мулами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ро:

а?

а 1

 

-1

* + « 2 ; .

 

-5

 

0

(Я + /Р,) J

 

 

/=1

 

 

Рк-~

■JTPo

{Ь = 1,

2..............

n)\

Рп+S-

aiPn

a"+s/70

S

 

S

 

 

П ( « + ^ )

п\ П (« +

/?.)

 

г= 1

 

i-i

 

(19.10)

(19-11)

(19.12)

( « = 1, 2, ..., т),

где

X

Pi 14

Используя формулы § 18, находим:

— вероятность полной загрузки приборов

4*11.3 i

 

П—1

P n + s — 1

2 л

s=0

k=0

вероятность наличия очереди

 

 

m

n

P 04 ---

Pfl+s --- 1

- 2 p

 

S=»l

k=0

j

k;

(19.13)

(19.14)

(19.15)

139