Файл: Ваганов, Г. И. Эксплуатация секционных составов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вались с закрепленной тягой, что было вызвано в основном не­ достатком тоннажа.

Структура эксплуатационного времени секционных составов может быть улучшена. Если бы толкачи не закреплялись за со­ ставами на все время навигации, то их простои были бы зна­ чительно уменьшены.

Секционные составы проекта № 178.7 представляют собой в настоящее время самый экономичный грузовой флот, построен­ ный на уровне лучших образцов современной зарубежной техни­ ки. В навигацию 1971 г. объем выполненной ими работы пре­ высил 9 млрд. ткм. Себестоимость перевозок грузов в 1971 г. была самой низкой (см. табл. 4). Она оказалась меньше: на 24%, чем при перевозках грузов в толкаемых составах из двух барж общей грузоподъемностью 5600 т с толкачами типа «Ду­

найский» п ОТ-800;

в 2 раза,

чем

в

двухбаржевых составах

общей

грузоподъемностью 3600 т

с толкачами типа БОР-530;

на 20 %, чем в самых экономичных

грузовых теплоходах типа

«Волго-Дон» грузоподъемностью

5300 т п па 30%, чем в гру­

зовых

теплоходах

«Шестая

пятилетка» грузоподъемностью

2000 т.

 

 

 

 

 

Производительность труда на секционных составах проекта № 1787 в эту же навигацию была больше: на 32%, чем в двух­ баржевых составах с та'кими же толкачами; в 3 раза, чем в двухбаржевых составах с толкачами БОР-530 и на 22 и 68%, чем соответственно в грузовых теплоходах типа «Волго-Дон» и «Шестая пятилетка».

Большегрузные секционные составы имели и самую высокую фондоотдачу, на 33—45% превышающую фондоотдачу бар-

Таблица 4

Показатели

Грузовые

теп­

Баржевые

лоходы

составы

 

*

­

 

 

 

 

5 н

пя

т

 

 

 

ЙО

Шестая«

тилетка» =Qp2000

t=f =

-БОР530

2x1800и

v О

«о

 

 

8

 

 

§р

 

 

та X

 

 

 

 

• *7 (N

 

 

а за .

 

 

 

 

 

Секционные

составы

8001-ОТ 2X2000и

4

=

 

 

О

 

 

ю

 

gro

 

S х

 

7

та

Транспортная продукция за навита-

60,8

108,2

55,1

76,0

146,2

цию, млн. т к м .......................................

143,8

Себестоимость перевозок, коп. за

1,13

1,04

1,64

1,27

0,79

10 ткм ......................................................

 

0,99

Производительность труда,

тыс.

28,8

36,6

17,0

26,9

48,5

ткм/чел.-смену.......................................

39,7

Валовая

производительность

тяги,

 

382

500

437

507

ткм/сила-сут.............................................

То же,

тоннажа, ткм/тоннаже-сут. 135

144

91

74

87

91

Фондоотдача, ткм/руб........................

111

143

152

139

121

203

16


 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

Запас воды под дпшцсм, см,

при оборотах главных двига­

Грунт мелководного участка

телей

 

 

 

 

 

самых малых

малых

средних

полных

 

При движении вверх

 

 

Песчаный .

26

33

41

49

Каменистый

32

39

47

55

 

При движении вниз

 

 

Песчаный

29

36

46

53

Каменистый

35

44

52

59

жевых толкаемых составов и

на 37—82% — грузовых

тепло­

ходов.

технико-экономические

показатели

работы

Аналогичные

секционных составов проекта № 1787 достигнуты в Камском

речном пароходстве. Эксплуатация каждого

такого

состава

приносит Волжскому и Камскому пароходствам ежегодно до

35 тыс. руб. прибыли по сравнению с использованием

барже­

вых составов грузоподъемностью 5600 т с тем

же

толкачом

или 90—100 тыс. руб. с применением двухбаржевых составов с толкачами типа БОР-530. По сравнению с грузовыми теплохо­ дами типа «Волго-Дон» и «Шестая пятилетка» прибыль от ра­ боты секционных составов, по отчетным данным ВОРПа за на­ вигацию. 1971 г., составила соответственно 29 и 50 тыс. руб.

Как упоминалось выше,

с навигации 1970 г. в Волжском

объединенном пароходстве

введен

в

эксплуатацию

толкач

«Маршал Блюхер» мощностью 4000 л. с. с двумя

секционными

составами проекта № 1787, учаленными в два пыжа.

Общая

грузоподъемность такого состава

15

тыс. т. Его

ходовые ха­

рактеристики на глубокой воде указаны выше в § 1. На мелко­ водных участках судового хода скорость движения состава уменьшалась в 1,5—2 раза. Но и при такой скорости наблюда­ лось относительно большое приращение осадки состава при движении, достигающее 30—35 см.

Проведенные ГИИВТом натурные испытания состава поз­ волили рекомендовать следующие запасы воды под днищем для этого состава (табл. 5). Безопасные режимы движения состава на мелководье, исключающие возможность касания днищем секций дна реки, нетрудно определить с помощью графика (рис. 5).

Серьезное препятствие для вождения груженых двухннточных составов по водохранилищам при ветре — заливаемость головных секций. Даже при наличии


 

разработанного ГППВТом и

 

ГЦКБ,

состав

практически

 

не может эксплуатироваться

 

на водохранилище при вол­

 

не свыше 1

м.

Наиболее

 

интенсивное

заливание

про­

 

исходит

на

 

встречной и

 

бортовой волнах.

в эксплу

 

Ненадежными

 

атацнн

оказались

бортовые

 

автосцепы

Б-200

и

Б-50,

Рис. 5. График для определения безо­

что вызвало

 

необходимость

пасных режимов движения состава

дооборудования

состава

«Маршал Блюхер» па мелководье

громоздкими тросовыми уст­

 

ройствами.

Торцевые

авто­

сцепы 0-200 между секциями наделены лишь при волне до 2 м. Ввиду постоянного закрепления толкача за составом он вы­ полнял всю рейдовую работу по обслуживанию секций в пор­ тах в основном без помощи рейдово-маневровых судов. Средняя продолжительность формирования состава при этом 4 ч, а рас­ формирования — 1,5 ч. Однако маневрирование толкача «Мар­

шал Блюхер» с секциями вызывает опасения,

так

как далее

при минимально допустимом числе оборотов

вала

главных

двигателей эффективная мощность толкача достигает 1000 л. с. Вследствие этого на маневрах наблюдались удары о различ­ ные объекты п происходили обрывы швартовых тросов п якор­ ных цепей.

Использование толкача «Маршал Блюхер» в качестве тран­ спортного судна в 1970 г. было весьма кратковременным и не­ стабильным.

Нельзя признать удовлетворительным использование толка­ ча и в 1971 г.: из 4700 ч навигационного периода лишь 1065 ч (22,7%) затрачено на ход с грузом, 1205 ч (25,7%) занял на­ вигационный ремонт, 1660 ч (35%) — простои в пунктах гру­ зовой обработки. При таком балансе времени технико-эконо­ мические показатели работы состава получились относительно невысокими (табл. 6).

Весьма большие простои были вызваны низкой надежно­ стью работы ряда узлов судовой техники.

Если бы эта надежность была достаточной, то простои на про­ филактический осмотр и навигационный ремонт не .превысили бы нормативной величины — 3%, или 140—150 ч за навига­ цию. В этом случае с учетом номинальной скорости движения, равной 445 км/сут, и нормальной нагрузкой (3,75 т/л. с.) можно было получить следующие технико-экономические показатели

работы толкача с составом:

тх.г. = 0,257,

/ >в=429

тим/сила-сут,

Р'п= 114

ткм/тоннаже-сут,

Ятр=71,5

тыс.

ткм/чел.-смену,

5=0,122

коп/ткм, Я = 280 тыс. руб.

 

 

1 8


 

 

Т а б л и ц а

6

Значения показателей

в годы

 

Показатели

197?

к

1972 г.

%

1971

1971 г .,

Использование времени

на ход 'с грузом

22,7

28,1

123,5

ч г , % ...........................................................................

т/л. с

 

Нагрузка по пробегу р,

 

3,41

4,41

129,2 .

Техническая скорость хода с грузом

и ,

371

365

98,5

км/сут..................................................................

 

 

Валовая производительность:

 

351

465

132,3

толкача Р в, ткм/сила-сут......................

 

тоннажа Р в , ткм/тониаже-сут. .

. .

98

113

115,0

труда Р тр, тыс. ткм/чел.-смену .

. .

48

61

127,0

Себестоимость перевозок S , коп./ткм

. .

0,182

0,137

75,3

Финансовый результат Ф, тыс. руб. .

. .

+50,2

+ 219,5

437

Рентабельность Р, % ...................................

 

 

1,8

4,7

260

II такие показатели работы толкача являются вполне ре­ альными. Так, в июне 1971 г. использование времени на ход с грузом достигло 341%, при этом были получены следующие по­

казатели:

Рв=475 ткм/сила-сут,

P 'B=139

ткм/тоннаже-сут,

Ртр= 7 9 тыс. ткм/чел.-смену и 5 =

0,108 коп./ткм.

В июле эти

показатели

соответственно равнялись тх.г =

0,31,

Рв= 442 ткм/

спла-сут, Р \ — 124 ткм/тоннаже-,сут,

РтР=74

тыс.

ткм/чел.-сме­

ну и 5 = 0,115 коп./ткм.

За эти два месяца от работы толкача с составом было полу­ чено 100 тыс. руб. прибыли.

Хорошо работал толкач «Маршал Блюхер» во II квартале

1972

г. За период с 18 апреля по 30

июня им было

сделано

16 рейсов, в том числе 8 с грузом. За

груженые рейсы

переве­

зено

110 739 т грузов при средней дальности перевозок

1315 км.

Весь период толкач работал на плановой линии Ахтубннск— Казань — Камский грузовой район — Астрахань — Ахтубннск. Из общего эксплуатационного времени этого периода, равного 1739 ч, 570 ч, или 32,8%, использовано на ход с грузом. Средняя

техническая скорость составила 401 км/сут.

 

достигла 502

Производительность тяги в валовые сутки

 

ткм/сила-сут., а тоннажа — 141 ткм/тоннаже-сут.

 

Себестоимость перевозок в этом составе за указанный пе­

риод оказалась

равной

0,097 коп./ткм,

а

фондоотдача

84,5 ткм/руб. При численности экипажа 24 человек производи­ тельность труда достигла 83,7 тыс. ткм/чел.-сут. За указанное время от работы состава получено свыше 160 тыс. руб. прибыли.

Резервы дальнейшего повышения эффективности работы толкачей типа «Маршал Блюхер» заключаются в увеличении грузоподъемности состава до 18—20 тыс. т, откреплении тяги

19