Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
Рис. 123. Нарезание зубьев с внутрен' ним зацеплением колес
Рис. 124. Исходный контур
133
точно и, кроме того, зависит лишь от модуля, но не от числа зуёьев, поэтому и точность профиля получается большей, чем при нареза нии модульной фрезой. Независимость инструмента от числа зубьев на нарезаемом колесе значительно уменьшает необходимое количе ство инструмента.
С целью придания зубьям поверхностной твердости, колеса подвергаются термической обработке. При поверхностной твердости до 350 НВ нарезание зубьрв производится после термической обра ботки. При поверхностной твердости более 350 НВ зубья нарезают ся до обработки. При этом искажение формы и размеров зубьев, которые могут возникнуть из-за температурных деформаций в про цессе термической обработки зубчатых колес, устраняются допол нительной обработкой, чаще всего осуществляемой на шлифоваль ных станках.
Профиль, по которому профилируется режущий инструмент реечного типа, называется исходным контуром. Размеры исходного контура оптированы (рис. І24).
§ 40. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА
Для зубчатого колеса можно написать следующие зависимости
txz = ndx, |
(258) |
где tx — шаг зубьев, измеренный по дуге окружности диаметра dx\ z — число зубьев колеса.
Следовательно, = const, т. е. величина шага между зубья
ми зависит от диаметра колеса.
Окружность колеса, на которой дуговой шаг tx между зубьями
будет равен |
шагу |
инструментальной рейки, |
называется д е л и |
||
т е л ь н о й о к р у ж н о с т ь ю , |
и диаметр ее обозначается dx, а шаг |
||||
обозначается |
(шаг |
рейки) через |
tA. Теперь |
формула (258) при |
|
мет вид txz — |
f |
|
|
|
|
Обозначим |
|
= |
чін, |
(259) |
|
|
|
~ |
|||
где тп называется |
м о д у л е м з а ц е п л е н и я . |
||||
Следовательно, |
dx = |
mnz. |
(260) |
||
|
|
Значения модулей остированы и приведены в табл. 51. Раз меры исходного контура берутся в долях от модуля. Так, высота зуба рейки равна 2тІѴ шаг tx — ктп. Инструментальная рейка имеет размеры, несколько отличные от размеров исходного кон тура. Зуб рейки делается закругленным и высота головки рейки (высота зуба от средней линии) равна 1,25тп*. Так как зуб рейки
* Для уменьшения ударных нагрузок, возникающих в момент входа и вы хода зубьев из зацепления, применяется фланкирование, т. е. подрезание зубьев у вершины.
134
нарезает |
впадину |
зубчатого колеса, а |
впадина |
нарезает зуб, |
то |
|||
очевидно, |
что |
при |
указанных размерах |
инструментальной рейки |
||||
зазор между |
зубом и |
впадиной |
сопряженных |
колес будет |
ра |
|||
вен 0,2Бтп. Этот зазор |
является |
остированным. |
|
|
При нарезании зубчатого колеса любая прямая, параллельная средней линии рейки (например, 1—1) (см. рис. 124), может катить ся по делительной окружности колеса без скольжения, и на этой
делительной окружности дуговой шаг зубьев будет |
равен |
шагу |
рейки, ибо шаг рейки не зависит от положения этой |
катящейся |
|
прямой. |
г* 4 |
K Y |
Прямая, катящаяся без скольжения по делительной окружности |
зубчатого колеса, называется н а ч а л ь н о й п р я м о й .
Обозначим расстояние от начальной прямой до средней линии
рейки через тп\, где |
коэффициент ; |
называется |
к о э ф ф и ц и е н |
том к о р р е к ц и и . |
Обозначим далее профильный угол рейки |
||
через ад. Угол ад по |
ГОСТу равен |
ад = 20°. Из |
рис. 124 видно, |
что толщина зуба, измеряемая по дуге делительной окружности, будет
5д= \ |
te “*• |
(261) |
|
|
|||
Соответственно толщина |
впадины |
будет |
|
*^вп |
“ |
tg ОСд. |
(262) |
Если по делительной окружности будет катиться без скольжения
средняя линия рейки (а —а, см. рис. 124), то |
; = 0 и |
|
5 д = 5 вп = 4 Ь |
|
(263) |
Такие зубья называются н е к о р р и г и р о в а н н ы м и , |
т. е. у пе- |
|
корригированных зубьев толщина зуба равна |
толщине |
впадины. |
Если же по делительной окружности колеса будет катиться другая прямая (1—!, см. рис. 124), параллельная средней линии, то такие зубья называются к о р р и г и р о в а н н ы м и . Следова тельно, в корригированных колесах толщина зуба по делительной окружности не равна толщине впадины.
Коэффициент коррекции может иметь 2 знака. При смещении
рейки от центра |
колеса |
(начальная прямая а— а, |
см. рис. 124) |
|
(|> 0 ) коррекция |
считается |
положительной; при смещении рейки |
||
к центру колеса |
(|< 0 ) |
и |
коррекция считается |
отрицательной. |
Следовательно, при положительной коррекции толщина зуба по делительной окружности увеличивается, а при отрицательной кор
рекции — уменьшается. |
колеса |
с рейкой показана на |
Схема зацепления зубчатого |
||
рис. 125. Здесь угол зацепления |
будет равен профильному углу |
|
инструментальной рейки (ад = 20°). При |
зацеплении с рейкой |
135
нормаль N N катится |
по основному кругу |
радиуса /у,, а началь-* |
|||
пая прямая |
1 — 1 катится по делительной |
окружности. |
|||
Из рис. |
125 видно, что |
Гд cos ад. |
(264) |
||
Обозначим |
|
го = |
|||
|
|
|
|
(265) |
|
или |
|
+ |
ГД2 = |
А л |
|
|
ЛЛ=■-- Гді (1 + |
/), |
(266) |
||
|
|
||||
где I — передаточное |
число. |
|
|
|
Выражая в формуле (265) радиусы через модуль и число
зубьев, получим для А выражение |
|
|
Лд = -х(21 + 2*). |
(267) |
|
Обозначив |
2с, |
(268) |
zt + *2 = |
||
где zc называется суммарным числом зубьев, |
|
|
тогда |
|
|
Лд = ^ |
. |
(269) |
На рис. 126 показаны основные размеры зубьев. Эти размеры определяют следующие величины:
а) диаметр окружности выступов de; б) диаметр окружности впадин dt\
136
в) высота зуба к; г) высота головки зуба
д) диаметр делительной окружности dx;
е) толщина зуба по делительной окружности s;i; ж} толщина зуба по лю
бой окружности sx:
з) длина зуба В (ширина колеса).
При положительном сме щении инструментальной рейки диаметр окружности по впадинам будет
di = dA — 2,5 тп -f 2тпС. (271)
Из рис. 127 следует, что
гп > 0,25 тп -f гл = Л,
ге\ 0,25 тп-|- |
= А, (272) Рис. |
126. К определению размеров зуба |
|
где ги, г,-а — радиусы |
окружности |
впадин ведущего и ведомого |
|
колес, |
для окружности выступов. |
||
геі> гег — то |
же, |
Рис. 127. К определению диаметров зубчатого колеса
Подставляя значения гі2 из 271, получим
гсЛ= А — 0,25 тп — (г,, — 1,25 тп + /яС2)
или
геі = Л + тп — гд2 — ml2 |
(273) |
137
Н аналогично |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
ге2 = |
Л -f да„ - |
гд1 - |
т11ш |
(274) |
||||||
Высота |
зуба |
h будет |
h = rel — гп, |
следовательно, |
||||||||||
|
h = А + |
тп — гд2 — да"2— (гд1 — 1,25 да,, + |
да„С,) = |
|||||||||||
|
|
|
= |
Л -{- 2,25 да„ — (гд2 |
гд1) — да (С, + |
С2). |
||||||||
Обозначим |
|
|
|
|
|
С; + С2 = С ,, |
|
|
|
(2 7 5 ) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
где Сс называется с у м м а р н ы м |
к о э ф ф и ц и е н т о м к о р р е к- |
|||||||||||||
ц и и. |
|
формулу |
(275), |
получим |
|
|
|
|||||||
Учитывая |
|
|
(2 7 6 ) |
|||||||||||
|
Обозначим |
|
h = А - A ,- \ - 2 ,2 5 m n - m , U |
|
||||||||||
|
а0 — называется |
|
|
Л — Л д = а 0д а „, |
|
|
(2 7 7 ) |
|||||||
где |
|
к о э ф ф и ц и е н т о м |
с м е щ е н и я м е ж |
|||||||||||
о с е в о г о р а с с т о я н и я . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Теперь, |
формулы |
|
(273, |
|
274) |
могут |
быть представлены |
|||||||
в несколько ином виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
или |
|
|
|
ге\ |
Л -f- да„ |
(Лд |
Га) |
да,2 |
|
|||||
|
|
|
Гл = |
Га + |
да,, -Г Піп (а0- С2) |
(278) |
||||||||
и аналогично |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
О2 = |
|
О2 + |
"г„т-да„(а0 ~ ^ ) . |
(279) |
||||||
|
|
|
|
h = |
2,25 да„ 4- да,, (а„ — С?). |
|
(280) |
|||||||
Высота |
головки зуба |
будет |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
/?і = |
|
- гд |
|
|
|
||
для |
ведущего |
колеса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
= т„ + т„ (ап |
г,), |
|
(281) |
||||
для |
ведомого |
колеса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(282) |
||
|
|
|
|
hr>= тп + т п(а0 |
|
|
|
|||||||
Таким образом, для некорригированных зубьев имеем |
||||||||||||||
|
|
|
|
^ |
= |
С, = о, |
Сс = 0 , |
|
0 = |
0 |
(283) |
|||
диаметр окружности |
по |
впадинам |
(см. |
ф-лу |
271) |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
dt — dA— 2 ,5 |
т„, |
|
(284) |
138