Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 123. Нарезание зубьев с внутрен' ним зацеплением колес

Рис. 124. Исходный контур

133

точно и, кроме того, зависит лишь от модуля, но не от числа зуёьев, поэтому и точность профиля получается большей, чем при нареза­ нии модульной фрезой. Независимость инструмента от числа зубьев на нарезаемом колесе значительно уменьшает необходимое количе­ ство инструмента.

С целью придания зубьям поверхностной твердости, колеса подвергаются термической обработке. При поверхностной твердости до 350 НВ нарезание зубьрв производится после термической обра­ ботки. При поверхностной твердости более 350 НВ зубья нарезают­ ся до обработки. При этом искажение формы и размеров зубьев, которые могут возникнуть из-за температурных деформаций в про­ цессе термической обработки зубчатых колес, устраняются допол­ нительной обработкой, чаще всего осуществляемой на шлифоваль­ ных станках.

Профиль, по которому профилируется режущий инструмент реечного типа, называется исходным контуром. Размеры исходного контура оптированы (рис. І24).

§ 40. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА

Для зубчатого колеса можно написать следующие зависимости

txz = ndx,

(258)

где tx — шаг зубьев, измеренный по дуге окружности диаметра dx\ z — число зубьев колеса.

Следовательно, = const, т. е. величина шага между зубья­

ми зависит от диаметра колеса.

Окружность колеса, на которой дуговой шаг tx между зубьями

будет равен

шагу

инструментальной рейки,

называется д е л и ­

т е л ь н о й о к р у ж н о с т ь ю ,

и диаметр ее обозначается dx, а шаг

обозначается

(шаг

рейки) через

tA. Теперь

формула (258) при­

мет вид txz —

f

 

 

 

Обозначим

 

=

чін,

(259)

 

 

~

где тп называется

м о д у л е м з а ц е п л е н и я .

Следовательно,

dx =

mnz.

(260)

 

 

Значения модулей остированы и приведены в табл. 51. Раз­ меры исходного контура берутся в долях от модуля. Так, высота зуба рейки равна 2тІѴ шаг tx — ктп. Инструментальная рейка имеет размеры, несколько отличные от размеров исходного кон­ тура. Зуб рейки делается закругленным и высота головки рейки (высота зуба от средней линии) равна 1,25тп*. Так как зуб рейки

* Для уменьшения ударных нагрузок, возникающих в момент входа и вы­ хода зубьев из зацепления, применяется фланкирование, т. е. подрезание зубьев у вершины.

134


нарезает

впадину

зубчатого колеса, а

впадина

нарезает зуб,

то

очевидно,

что

при

указанных размерах

инструментальной рейки

зазор между

зубом и

впадиной

сопряженных

колес будет

ра­

вен 0,2Бтп. Этот зазор

является

остированным.

 

 

При нарезании зубчатого колеса любая прямая, параллельная средней линии рейки (например, 1—1) (см. рис. 124), может катить­ ся по делительной окружности колеса без скольжения, и на этой

делительной окружности дуговой шаг зубьев будет

равен

шагу

рейки, ибо шаг рейки не зависит от положения этой

катящейся

прямой.

г* 4

K Y

Прямая, катящаяся без скольжения по делительной окружности

зубчатого колеса, называется н а ч а л ь н о й п р я м о й .

Обозначим расстояние от начальной прямой до средней линии

рейки через тп\, где

коэффициент ;

называется

к о э ф ф и ц и е н ­

том к о р р е к ц и и .

Обозначим далее профильный угол рейки

через ад. Угол ад по

ГОСТу равен

ад = 20°. Из

рис. 124 видно,

что толщина зуба, измеряемая по дуге делительной окружности, будет

5д= \

te “*•

(261)

 

Соответственно толщина

впадины

будет

 

*^вп

tg ОСд.

(262)

Если по делительной окружности будет катиться без скольжения

средняя линия рейки —а, см. рис. 124), то

; = 0 и

 

5 д = 5 вп = 4 Ь

 

(263)

Такие зубья называются н е к о р р и г и р о в а н н ы м и ,

т. е. у пе-

корригированных зубьев толщина зуба равна

толщине

впадины.

Если же по делительной окружности колеса будет катиться другая прямая (1—!, см. рис. 124), параллельная средней линии, то такие зубья называются к о р р и г и р о в а н н ы м и . Следова­ тельно, в корригированных колесах толщина зуба по делительной окружности не равна толщине впадины.

Коэффициент коррекции может иметь 2 знака. При смещении

рейки от центра

колеса

(начальная прямая а— а,

см. рис. 124)

(|> 0 ) коррекция

считается

положительной; при смещении рейки

к центру колеса

(|< 0 )

и

коррекция считается

отрицательной.

Следовательно, при положительной коррекции толщина зуба по делительной окружности увеличивается, а при отрицательной кор­

рекции — уменьшается.

колеса

с рейкой показана на

Схема зацепления зубчатого

рис. 125. Здесь угол зацепления

будет равен профильному углу

инструментальной рейки (ад = 20°). При

зацеплении с рейкой

135


нормаль N N катится

по основному кругу

радиуса /у,, а началь-*

пая прямая

1 — 1 катится по делительной

окружности.

Из рис.

125 видно, что

Гд cos ад.

(264)

Обозначим

 

го =

 

 

 

 

(265)

или

 

+

ГД2 =

А л

 

ЛЛ=■-- Гді (1 +

/),

(266)

 

 

где I — передаточное

число.

 

 

 

Выражая в формуле (265) радиусы через модуль и число

зубьев, получим для А выражение

 

 

Лд = -х(21 + 2*).

(267)

Обозначив

2с,

(268)

zt + *2 =

где zc называется суммарным числом зубьев,

 

тогда

 

 

Лд = ^

.

(269)

На рис. 126 показаны основные размеры зубьев. Эти размеры определяют следующие величины:

а) диаметр окружности выступов de; б) диаметр окружности впадин dt\

136


в) высота зуба к; г) высота головки зуба

д) диаметр делительной окружности dx;

е) толщина зуба по делительной окружности s;i; ж} толщина зуба по лю­

бой окружности sx:

з) длина зуба В (ширина колеса).

При положительном сме­ щении инструментальной рейки диаметр окружности по впадинам будет

di = dA — 2,5 тп -f 2тпС. (271)

Из рис. 127 следует, что

гп > 0,25 тп -f гл = Л,

ге\ 0,25 тп-|-

= А, (272) Рис.

126. К определению размеров зуба

где ги, г,-а — радиусы

окружности

впадин ведущего и ведомого

колес,

для окружности выступов.

геі> гег — то

же,

Рис. 127. К определению диаметров зубчатого колеса

Подставляя значения гі2 из 271, получим

гсЛ= А — 0,25 тп — (г,, — 1,25 тп + /яС2)

или

геі = Л + тп — гд2 — ml2

(273)

137

Н аналогично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ге2 =

Л -f да„ -

гд1 -

т11ш

(274)

Высота

зуба

h будет

h = rel — гп,

следовательно,

 

h = А +

тп — гд2 — да"2— (гд1 — 1,25 да,, +

да„С,) =

 

 

 

=

Л -{- 2,25 да„ — (гд2

гд1) — да (С, +

С2).

Обозначим

 

 

 

 

 

С; + С2 = С ,,

 

 

 

(2 7 5 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Сс называется с у м м а р н ы м

к о э ф ф и ц и е н т о м к о р р е к-

ц и и.

 

формулу

(275),

получим

 

 

 

Учитывая

 

 

(2 7 6 )

 

Обозначим

 

h = А - A ,- \ - 2 ,2 5 m n - m , U

 

 

а0 — называется

 

 

Л — Л д = а 0д а „,

 

 

(2 7 7 )

где

 

к о э ф ф и ц и е н т о м

с м е щ е н и я м е ж ­

о с е в о г о р а с с т о я н и я .

 

 

 

 

 

 

 

Теперь,

формулы

 

(273,

 

274)

могут

быть представлены

в несколько ином виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

 

 

 

ге\

Л -f- да„

(Лд

Га)

да,2

 

 

 

 

Гл =

Га +

да,, Піп (а0- С2)

(278)

и аналогично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О2 =

 

О2 +

"г„т-да„(а0 ~ ^ ) .

(279)

 

 

 

 

h =

2,25 да„ 4- да,, (а„ — С?).

 

(280)

Высота

головки зуба

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/?і =

 

- гд

 

 

 

для

ведущего

колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= т„ + т„ (ап

г,),

 

(281)

для

ведомого

колеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(282)

 

 

 

 

hr>= тп + т п(а0

 

 

 

Таким образом, для некорригированных зубьев имеем

 

 

 

 

^

=

С, = о,

Сс = 0 ,

 

0 =

0

(283)

диаметр окружности

по

впадинам

(см.

ф-лу

271)

 

 

 

 

 

 

 

 

dt — dA— 2 ,5

т„,

 

(284)

138