Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ш
Рис. 132. Двухступенча­ тая соосная передача

Цели коррекции

Коррекция зацепления применяется для: а) изменения минимального числа зубьев.

Как уже указывалось ранее, при применении положительной коррекции минимальное число зубьев может быть сделано меньше 17. Однако в корабельных конструкциях такая коррекция не имеет практического применения.

б) Утолщения зуба в целях увеличения изгибной прочности. Как будет показано ниже, при работе двух сопряженных колес

то колесо, которое имеет меньшее число зубьев, находится в худших условиях в отношении изгибной прочности зубьев. При передаточ­

 

 

 

 

а

 

 

ном числе і > 2-ьЗ для увеличения изгиб­

 

 

 

 

 

 

ной прочности зуба шестерни можно при­

 

 

 

 

 

 

 

1—F=rX

LJ

LJ

Л

п

1

менить высотную коррекцию: положи­

п

гл

 

тельную для шестерни и отрицательную

 

 

 

 

щ

 

 

для ведомого колеса. В этом случае даже

LJ

 

 

 

L—J

 

при утонении зуба ведомого колеса изгиб-

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

ная прочность его не будет ниже проч­

fl

 

 

 

П

 

ы ности зуба шестерни. Часто в этих слу­

чаях принимают значение коэффициен­ тов коррекции ±0,5.

в) Увеличения поверхностной (кон­ тактной) прочности зубьев.

Ниже будет показано, что при работе зубчатых колес происхо­ дит износ поверхности зубьев из-за действующих контактных на­ пряжений. Эти напряжения зависят от величин радиусов кривизны профилей зубьев в точке касания, уменьшаясь с увеличением значе­ ний этих радиусов. При применении угловой коррекции при поло­ жительном значении суммарного коэффициента коррекции радиусы кривизны увеличиваются и тем самым несколько увеличивается контактная прочность зубьев.

г) Получения необходимого расстояния между осями.

Весьма часто приходится зубчатую передачу вписывать в за­ данное расстояние между осями. Так, например, в редукторах общего машиностроения ГОСТом предусматривается стандартное расстояние между центрами колес, что позволяет стандартизовать отливки для этих редукторов. Необходимость вписаться в заданный габарит встречается в соосных передачах (рис. 132), в которых две пары последовательно работающих передач имеют одно и то же расстояние между осями. В указанных случаях необходимо при­ менить угловую коррекцию. Это можно пояснить на следующем примере:

Заданное расстояние между осями колес равно А — 300 мм, модуль зацепления т„ = 7 мм, передаточное число і 3. Пред­ положим, что коррекция отсутствует, тогда

Лд = А — 300 мм,

146


следовательно,

= 300 мм,

откуда

 

 

 

300 • 2

=

86,

 

следовательно,

 

 

7

 

 

 

 

 

86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

21,5,

 

 

1~ 1+ з

 

принимаем z — 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z2 =

21 • 3 =

63

и

г, = 21 +

63 = 84.

Действительное значение Лд будет

 

 

 

л

84 • 7

=

 

ОПЛ

 

 

А . —

ö

 

294 мм.

 

Так как Лд не равно А,

применим

угловую коррекцию,

имеем Лд — А = 6 мм, п0 =

у = 0,856.

 

По формуле (297)

COS ад

_ 300

 

 

 

 

и

 

COS а

~ ~

 

294

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cos а =

cos 20 23J =

0,9397 • 0,98 = 0,92091,

откуда а = 22°56'30".

По таблице инвалютных функций получим для ад = 20°

іпѵад = 0,014904,

для я = 22°56'30"

іпѵ а = 0,022926.

Следовательно, Д = 0,022926 — 0,014904 = 0,007022.

По формуле (303) найдем

 

 

84 •0,007022

=

0,812.

 

 

 

2 •0,364

 

 

 

Разбивка Ес

на

и ;2 производится

в некоторой

степени про

извольно.

рассматриваемого

примера

 

Примем для

 

 

 

0,4

и

5* = 0,412.

 

Критерием для величины коэффициента коррекции является

а) отсутствие

заострения

зуба,

определяемое

соотношением

Se> 0,4/и„.

б) значение коэффициента перекрытия, определяемое по фор­ муле (299), которое не должно быть меньше 1,1.

1(1*

147


В большинстве случаев, когда коэффициент смещения меж­ осевого расстояния а0 не превосходит единицы, то толщина зуба S e и коэффициент перекрытия г не выходят за границы предельных значений.

§ 43. ОСОБЕННОСТИ КОЛЕС С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ

Основные зависимости

Зубчатые передачи с внутренним зацеплением широко приме­ няются в планетарных передачах, встречающихся в корабельных

установках.

На рис. 133 показана схема зацепления для колес с внутренним зацеплением. Образование профиля зуба первого колеса происходит качением линии зацепления NN по основной окружности радиуса rQU а для второго колеса качением по окруж­ ности радиуса г02- Так как центры этих окружностей расположены по одну сто­ рону от полюса, то очевидно, что профиль зуба 1-го колеса будет очерчен выпуклой кривой, а профиль зуба 2-го колеса — вогнутой. Форма зубьев показана на рис.134.

Из рис. 133 видно, что расстояние между осями колес А будет равно

А = г 2 Г \ .

(306)

Далее получим (рис. 134)

ге2 — 0,25тп гп = .4, гп — 0,25т„ геУ= А.

Считая, что колеса некорригированные, радиусы окружностей выступов и впадин будут

г п = г лі -

 

m nz-2

 

т п,

т п

2

 

 

 

 

 

-

'«n-2]

,

т п,

Ге1 — С и

■-= 2

1

 

 

 

тпг-і .

(307)

= гд2 +

1,25тп

1,25т п,

= 2

+

га - гл -

1,25тп =

-

1,2Ътп.

148



коэффициент

перекрытия в

торцевой

плоскости определится

из рис. (135)

s =

, но Л]Л, = OA1-f- ОЛ.„

ОА1— АлК\ — ОКъ

ОА2 = ОК2 — А,Кп.

Определяя

значения

этих

отрезков из соот-

Рис. 134. К определению параметров колес с внутренним зацеплением

ветствующих треугольников (см. коэффициент перекрытия пря­ мозубой передачи), получим

8 —

V

~ гоі - У Ѣ -

ГІ2 + А sin ад

. . . . .

 

 

птп cos ад

■---- .

(оОо)

 

 

 

х

'

В передаче с внутренним зацеплением коэффициент перекрытия

N

Рис. 135. К определению коэффициента перекрытия

в торцевой плоскости несколько больше, чем в передаче с внешним

149

Рис. 13Й. Нарезание ко­ сого зуба

зацеплением. Так,

если 2] = 30 и 2г = 60, то для передачи с внутрен­

ним

зацеплением

г ~ 2, а для передачи с внешним зацеплением

s ~

1,6.

 

Г Л А В А X

ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ КОСОЗУБЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

§ 44. ОСНОВНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ

Косозубое колесо нарезается тем же инструментом, что и прямо­ зубое (рис. 136, 137, 138). В этом случае инструмент устанавлива­ ется под некоторым углом ß.v к оси колеса.

По ширине колеса боковая поверхность зуба представляет собою отрезок винтовой поверхности. Исходя из свойства винтовой линии, можно написать, что

‘8 3.

const,

(309)

 

где [Д —угол наклона зуба к оси колеса, отнесенный к цилиндру диаметра dx.

Параметры исходного контура (рейки) остаются прежними, то есть модуль т„, шаг іл, профильный угол ад = 20°.

Если нормальная рейка, отражающая режущий инструмент, расположена в пло­ скости, образующей с торцовой плоскостью

угол рд (рис. 139), то проекция рейки на торцовую плоскость будет иметь другие параметры, которые обозначим так

шаг рейки в торцовой

плоскости — tAS,

профильный угол

 

— ад?

(высота рейки не изменится).

 

 

 

Обозначим

= тс

 

 

L1S

 

(310)

 

 

 

где ms — называется торцовым модулем. Очевидно, что этот тор­ цевой модуль определит размеры зуба в торцоиой плоскости.

В торцовой плоскости косозубая передача представляет собою прямозубую и все полученные ранее зависимости для прямозубой передачи остаются справедливыми, то есть

d.x= msz,

(311)

где і/д—диаметр делительной окружности. Далее имеем

Г АХ. '1'

=

150