Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
Цели коррекции
Коррекция зацепления применяется для: а) изменения минимального числа зубьев.
Как уже указывалось ранее, при применении положительной коррекции минимальное число зубьев может быть сделано меньше 17. Однако в корабельных конструкциях такая коррекция не имеет практического применения.
б) Утолщения зуба в целях увеличения изгибной прочности. Как будет показано ниже, при работе двух сопряженных колес
то колесо, которое имеет меньшее число зубьев, находится в худших условиях в отношении изгибной прочности зубьев. При передаточ
|
|
|
|
а |
|
|
ном числе і > 2-ьЗ для увеличения изгиб |
|
|
|
|
|
|
ной прочности зуба шестерни можно при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1—F=rX |
LJ |
LJ |
Л |
п |
1 |
менить высотную коррекцию: положи |
|
п |
гл |
|
тельную для шестерни и отрицательную |
||||
|
|
|
|
щ |
|
|
для ведомого колеса. В этом случае даже |
LJ |
|
|
|
L—J |
|
при утонении зуба ведомого колеса изгиб- |
|
|
|
|
|
|
|||
X |
|
|
|
|
ная прочность его не будет ниже проч |
||
fl |
|
|
|
П |
|
—ы ности зуба шестерни. Часто в этих слу
чаях принимают значение коэффициен тов коррекции ±0,5.
в) Увеличения поверхностной (кон тактной) прочности зубьев.
Ниже будет показано, что при работе зубчатых колес происхо дит износ поверхности зубьев из-за действующих контактных на пряжений. Эти напряжения зависят от величин радиусов кривизны профилей зубьев в точке касания, уменьшаясь с увеличением значе ний этих радиусов. При применении угловой коррекции при поло жительном значении суммарного коэффициента коррекции радиусы кривизны увеличиваются и тем самым несколько увеличивается контактная прочность зубьев.
г) Получения необходимого расстояния между осями.
Весьма часто приходится зубчатую передачу вписывать в за данное расстояние между осями. Так, например, в редукторах общего машиностроения ГОСТом предусматривается стандартное расстояние между центрами колес, что позволяет стандартизовать отливки для этих редукторов. Необходимость вписаться в заданный габарит встречается в соосных передачах (рис. 132), в которых две пары последовательно работающих передач имеют одно и то же расстояние между осями. В указанных случаях необходимо при менить угловую коррекцию. Это можно пояснить на следующем примере:
Заданное расстояние между осями колес равно А — 300 мм, модуль зацепления т„ = 7 мм, передаточное число і — 3. Пред положим, что коррекция отсутствует, тогда
Лд = А — 300 мм,
146
следовательно,
= 300 мм,
откуда
|
|
|
300 • 2 |
= |
86, |
|
||
следовательно, |
|
|
7 |
|
|
|
||
|
|
86 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
21,5, |
|
||
|
1~ 1+ з |
|
||||||
принимаем z — 21 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
z2 = |
21 • 3 = |
63 |
и |
г, = 21 + |
63 = 84. |
|||
Действительное значение Лд будет |
|
|
||||||
|
л |
84 • 7 |
= |
|
ОПЛ |
|
||
|
А . — |
—ö— |
|
294 мм. |
|
|||
Так как Лд не равно А, |
применим |
угловую коррекцию, |
||||||
имеем Лд — А = 6 мм, п0 = |
у = 0,856. |
|
||||||
По формуле (297) |
COS ад |
_ 300 |
|
|||||
|
|
|
||||||
и |
|
COS а |
~ ~ |
|
294 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cos а = |
cos 20 23J = |
0,9397 • 0,98 = 0,92091, |
откуда а = 22°56'30".
По таблице инвалютных функций получим для ад = 20°
іпѵад = 0,014904,
для я = 22°56'30"
іпѵ а = 0,022926.
Следовательно, Д = 0,022926 — 0,014904 = 0,007022.
По формуле (303) найдем
|
|
84 •0,007022 |
= |
0,812. |
|
||
|
|
2 •0,364 |
|
|
|
||
Разбивка Ес |
на |
и ;2 производится |
в некоторой |
степени про |
|||
извольно. |
рассматриваемого |
примера |
|
||||
Примем для |
|
||||||
|
|
0,4 |
и |
5* = 0,412. |
|
||
Критерием для величины коэффициента коррекции является |
|||||||
а) отсутствие |
заострения |
зуба, |
определяемое |
соотношением |
Se> 0,4/и„.
б) значение коэффициента перекрытия, определяемое по фор муле (299), которое не должно быть меньше 1,1.
1(1* |
147 |
В большинстве случаев, когда коэффициент смещения меж осевого расстояния а0 не превосходит единицы, то толщина зуба S e и коэффициент перекрытия г не выходят за границы предельных значений.
§ 43. ОСОБЕННОСТИ КОЛЕС С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ
Основные зависимости
Зубчатые передачи с внутренним зацеплением широко приме няются в планетарных передачах, встречающихся в корабельных
установках.
На рис. 133 показана схема зацепления для колес с внутренним зацеплением. Образование профиля зуба первого колеса происходит качением линии зацепления NN по основной окружности радиуса rQU а для второго колеса качением по окруж ности радиуса г02- Так как центры этих окружностей расположены по одну сто рону от полюса, то очевидно, что профиль зуба 1-го колеса будет очерчен выпуклой кривой, а профиль зуба 2-го колеса — вогнутой. Форма зубьев показана на рис.134.
Из рис. 133 видно, что расстояние между осями колес А будет равно
А = г 2 — Г \ . |
(306) |
Далее получим (рис. 134)
ге2 — 0,25тп — гп = .4, гп — 0,25т„ — геУ= А.
Считая, что колеса некорригированные, радиусы окружностей выступов и впадин будут
г п = г лі - |
|
m nz-2 |
|
т п, |
||
т п |
2 |
|
||||
|
|
|||||
|
|
- |
'«n-2] |
, |
т п, |
|
Ге1 — С и |
■-= 2 |
1 |
||||
|
|
|
тпг-і . |
(307) |
||
= гд2 + |
1,25тп |
1,25т п, |
||||
= 2 |
+ |
|||||
га - гл - |
1,25тп = |
- |
1,2Ътп. |
148
коэффициент |
перекрытия в |
торцевой |
плоскости определится |
||
из рис. (135) |
s = |
, но Л]Л, = OA1-f- ОЛ.„ |
ОА1— АлК\ — ОКъ |
||
ОА2 = ОК2 — А,Кп. |
Определяя |
значения |
этих |
отрезков из соот- |
Рис. 134. К определению параметров колес с внутренним зацеплением
ветствующих треугольников (см. коэффициент перекрытия пря мозубой передачи), получим
8 — |
V |
~ гоі - У Ѣ - |
ГІ2 + А sin ад |
. . . . . |
|
|
птп cos ад |
■---- . |
(оОо) |
||
|
|
|
х |
' |
В передаче с внутренним зацеплением коэффициент перекрытия
N
Рис. 135. К определению коэффициента перекрытия
в торцевой плоскости несколько больше, чем в передаче с внешним
149
зацеплением. Так, |
если 2] = 30 и 2г = 60, то для передачи с внутрен |
|
ним |
зацеплением |
г ~ 2, а для передачи с внешним зацеплением |
s ~ |
1,6. |
|
Г Л А В А X
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ КОСОЗУБЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
§ 44. ОСНОВНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Косозубое колесо нарезается тем же инструментом, что и прямо зубое (рис. 136, 137, 138). В этом случае инструмент устанавлива ется под некоторым углом ß.v к оси колеса.
По ширине колеса боковая поверхность зуба представляет собою отрезок винтовой поверхности. Исходя из свойства винтовой линии, можно написать, что
‘8 3. |
const, |
(309) |
|
где [Д —угол наклона зуба к оси колеса, отнесенный к цилиндру диаметра dx.
Параметры исходного контура (рейки) остаются прежними, то есть модуль т„, шаг іл, профильный угол ад = 20°.
Если нормальная рейка, отражающая режущий инструмент, расположена в пло скости, образующей с торцовой плоскостью
угол рд (рис. 139), то проекция рейки на торцовую плоскость будет иметь другие параметры, которые обозначим так
шаг рейки в торцовой |
плоскости — tAS, |
||
профильный угол |
|
„ |
— ад? |
(высота рейки не изменится). |
|
|
|
Обозначим |
= тс |
|
|
L1S |
|
(310) |
|
7С |
|
|
|
где ms — называется торцовым модулем. Очевидно, что этот тор цевой модуль определит размеры зуба в торцоиой плоскости.
В торцовой плоскости косозубая передача представляет собою прямозубую и все полученные ранее зависимости для прямозубой передачи остаются справедливыми, то есть
d.x= msz, |
(311) |
где і/д—диаметр делительной окружности. Далее имеем
Г АХ. '1' |
= |
150