Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
диаметр окружности по выступам (см. ф-лу 278)
высота |
зуба |
|
|
de = d x + 2тп. |
|
(285) |
|
|
|
h = |
2,25 тп |
|
(286) |
||
высота |
головки зуба |
|
|||||
h\ |
= тт |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
высота |
ножки |
зуба |
|
|
|
(287) |
|
|
|
|
|
h2= |
1,25 тп. |
|
|
Длина зуба |
В определится |
из соотношения |
|
|
|||
|
|
|
|
J - = Ф. |
|
(288) |
|
где ф — называется |
к о э ф ф и ц и е н т о м д л и н ы зуба . |
Реко |
|||||
мендуемые |
значения |
коэффициента приведены в табл. |
32. |
||||
|
|
Толщина зуба по любой окружности |
|
|
|||
На рис. 128 показан эвольвентный профиль зуба, |
Из |
рис. |
|||||
видно, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
Sx |
2і ѵI |
9л |
|
|
|
Следовательно,
2гд
откуда
2гг |
2гд = |
- 9 х |
или, используя уравнение эволь венты 255, получим
Sx = 2гѵГ25^ — (ІПѴах — 1пѵад)
(289)
где, согласно формуле (260),
Г«
COS Л у = —
гX
Рис. 128. К определению толщины зуба по любой окруж ности
и 5Д определяется |
по формуле (261). |
будет |
||
Толщина зуба |
по |
окружности |
выступов |
|
S. |
= 2г., |
5 |
|
(290) |
оД — (іпѵае - іпѵяд) |
||||
где |
|
|
ЛI |
|
|
|
cos а , = |
|
|
|
|
|
Гх |
|
139
Из условия, чтобы не было заострения зуба у вершины, следует делать
S,<0,4w „. |
(291) |
Минимальное число зубьев
На рис. 129 показан момент начала зацепления рейки с зубом нарезаемого колеса. Линия 1— 1 есть начальная прямая рейки. В момент начала зацепления зуб нарезаемого колеса зацепляется
'і І а
Рис. 129. К определению минимального числа зубьев
с рейкой в точке А\. Эта точка находится как пересечение линии 2—2 выступов рейки с линией зацепления NN.
Ранее упоминалось, что зацепление не может происходить за точкой Кі- Если же зацепление рейки с нарезаемым колесом про изойдет за точкой К\ (считая от полюса), то инструментальная рейка будет подрезать ножку зуба и зуб окажется ослабленным.
Условие отсутствия подрезания запишется так
ОЛ, < О К і. |
|
|
Из рис. 129 видно, что |
' |
|
0 A t = lih ; > 0К ^ г , |
8іпад, |
(292) |
следовательно |
|
|
а
< Гдвіпад
S i n 7 д
Очевидно, что а — т„ — (см. рис. 124) и тогда
т п ( 1-6)
ППодставляя |
д " |
S1H2 Яд |
• |
mnz |
|
|
|
значение гд = —2~ > получим |
|||
|
Z > |
2(1-6) |
|
или |
|
sin2 а. |
|
|
2 ( 1 - |
6) |
|
|
^•min |
||
|
sin2 ад |
||
|
|
||
при ал — 20°, |
получим ’ |
|
|
|
~ІПІИ= |
П (1 |
?). |
(293)
(294)
Применяя положительную коррекцию, можно уменьшить мини мальное число зубьев и сделать его меньше 17. Однако, как эго будет показано ниже, для корабельных зубчатых передач не реко мендуется принимать число зубьев колеса меньше 25—30 и поэтому для этих колес опасность подрезания исключается.
§ 41. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОПРЯЖЕННЫХ КОЛЕС
Эти параметры следующие: а) передаточное число і,
б) радиусы начальных окружностей гь г2, в) расстояние между центрами колес А, г) угол зацепления а, д) коэффициент перекрытия с,
е) суммарный коэффициент коррекции | с. Напомним значения некоторых параметров
Го |
z2 |
А |
1 ~ 7 ~ - 1 Г ' |
Гу ~ Т + 7 > |
(295)
Из схемы зацепления (см. рис. 113) видно
г0= г cos а. |
(296) |
Основная окружность для колеса является неизменной как при нарезании зубчатого колеса, так и при зацеплении двух колес, так как основная окружность определяет эвольвентный профиль зуба.
Сопоставляя формулу (264) с формулой (296), получим
г cos а = Гд cos а, или — ^ ——± . |
(297) |
141
Сопоставляя затем (295) и (266), получим, что
А _ |
Г _ |
COS |
ал |
(297а) |
Ад |
Гд |
|
||
|
|
cos а ‘ |
||
|
|
|
Следовательно, только при А = Лд начальные окружности совпа дают с делительными r — rR и угол зацепления будет равен профильному углу рейки, то есть а = ад.
Коэффициент перекрытия
На рис. 130 показано сопряжение зубьев в момент начала
иконца зацепления при вращении колес, как указано на рис. 131.
Вначале зацепления ножка веду щего колеса зацепляется в точке
А1 с головкой ведомого. В конце зацепления головка ведущего ко леса зацепляется с ножкой ведо мого в точке А2. Очевидно, что точки начала и конца зацепле ния найдутся в месте пересечения окружности выступов ведомого колеса с линией зацепления (на
чало |
зацепления |
точки Лі) |
и |
||||
в месте |
пересечения окружности |
||||||
выступов ведущего колеса с ли |
|||||||
нией |
зацепления |
(конец зацепле |
|||||
ния |
точки |
Л2). |
|
Отрезок |
Л И 2 |
||
(см. рис. 131) |
называется |
|
р а |
||||
б о ч им |
(или |
активным) |
уча |
||||
стком зацепления. |
перекрытия |
||||||
Коэффициентом |
|||||||
называется |
число пар зубьев, |
на |
ходящихся одновременно в зацеп лении. Следовательно, коэффи циент перекрытия в найдется из соотношения
Рис. 130. Положение нубі.ев в на чале и конце зацепления
і-де /■ — шаг зубьев, измеренный по нормали AW, но так как
нормаль катится без скольжения по основной окружности, то очевидно, что = где t„ — шаг по основной окружности, по
=— = cos а
С'И
следовательно,
t x — тгт„ cos ад.
142
Из рис. (131) видно, что
Л,Л2 = ОЛх + ОЛ2,
но
ОА ! = Л ^ - OKs, 0 А 2 = А 2Кі - ОКѵ
Следовательно,
Л,Л2 = Л,/С2 + А2К, - (O K , + О К 2),
Рис. 131. К определению коэффициента перекрытия
но из треугольников А 10.,К2 и А 2ОіК1 следует, что
АуК, = у * * |
> А ^К' = V rh ~ roi ’ |
из треугольников ООхКу и 0 0 2К2 следует
О/Сі = |
sin а, |
0/С2 —r2sin а |
|
|
и, таким образом, |
|
У re2 - ro2 - А Sin а |
|
|
УГІіГ1\ + |
(299) |
|||
^ |
-т cos я. |
|||
|
Чем больше величина коэффициента перекрытия, тем плавнее и бес шумнее работает передача, что имеет особо важное значение для корабельных установок. Очевидно, что коэффициент перекрытия не должен быть меньше единицы. Если, например, е= 1,6, то эго значит, что одна пара зубьев все время находится в зацеплении, а другая пара зацепляется в течение 60% времени от возможной продолжительности зацепления.
143
Продолжительность зацепления одной пары зубьев определится из зависимости
Л]А3
(300)
«"о
В прямозубых колесах внешнего зацепления коэффициент перекры тия не превосходит 1,6—1,7. Небольшое значение коэффициента перекрытия является существенным недостатком прямозубых колес внешнего зацепления.
§ 42. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНОГО КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕКЦИИ
При применении коррекции можно толщину зуба и впадины, измеренную по делительной окружности, изменять в некоторых пределах. Очевидно, что изменение толщины зуба и впадины в двух сопряженных колесах не может быть сделано произвольно, незави симо друг от друга. Действительно, если утонение впадины одного колеса не будет согласовано с утолщением зуба другого, с ним сопряженного, то может оказаться, что колеса не смогут войти в зацепление или же зазор между зубом одного колеса и впадиной другого окажется недопустимо велик.
Условием нормального зацепления двух сопряженных колес является беззазорное зацепление по начальным окружностям,
которое запишется так |
S, + S2 = f, |
|
|
(301) |
|||
|
|
|
|
|
|
||
где Si — толщина зуба по начальной окружности |
1-го колеса; |
||||||
S2 — то же для сопряженного колеса; |
|
|
|||||
і — шаг зубьев по начальной окружности. |
|
||||||
Согласно формуле |
(289) |
|
|
|
|||
|
|
= |
2rj |
тпг;----(іпѵ а —- іпѵ ад) |
|
||
|
|
|
|
'Гді |
|
|
|
|
С |
_ |
9г |
S ,----(іпѵ а — іпѵ а |
|
|
|
Обозначим |
Г>2 — •‘■'2 |
П'Г |
|
|
|
||
|
|
іпѵ а — іпѵ я. = А. |
|
(302) |
|||
|
|
|
|
||||
Тогда соотношение |
(301) |
перепишется |
|
|
|
||
|
|
|
|
— 5д2 - 2А (г1 і /-.,) « |
t. |
||
Заметим, что |
= |
—2- и далее 4 - |
■ Подставляя эти зпаче- |
||||
|
ГлІ |
r XI |
|
гд |
'д |
получим |
|
пня и значения 5д1 |
и SA-, из формулы |
(261), |
|||||
|
у- Нд |
2т Х tg яд) - 2АД = tx |
г |
|
|||
Откуда |
ГД |
|
|
|
|
Г* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
5сtg ад = |
АЛ. |
|
|
14 і
г
Используя соотношения Ад ~г7 п о л у ч и м
Ал
|
|
|
|
|
|
|
А |
2АД |
|
tg ад = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
откуда |
окончательно |
Ац |
2С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
Jc_ = |
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(303) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гс |
|
2tg ад ' |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Полученная |
зависимость |
является |
основной |
зависимостью, |
опре |
||||||||||||||||||
деляющей коррекцию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Рассмотрим два |
случая: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
равна нулю |
|||||||||||
1- |
й случай. |
Сумма |
коэффициентов коррекции |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
;с = |
0 |
или |
|
S, -Н 2 = |
0- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Это условие |
|
выполняется |
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
$1= 0, |
?2 = |
|
0 |
|
и |
|
|
-! = |
-£*. |
|
|
|
(304) |
||||
Если ^ = S2 = 0, |
то это |
означает, |
что |
коррекция |
вообще |
отсут |
|||||||||||||||||
ствует. |
|
|
5і — — |
|
называется |
|
в ы с о т н о й к о р р е к ц и е й . |
||||||||||||||||
Случай |
|
|
|||||||||||||||||||||
2-ой случай |
Ф О называется |
|
у г л о в о й к о р р е к ц и е й . |
|
|||||||||||||||||||
а) Высотная коррекция. |
и, |
|
следовательно, А = |
0. Из (302) |
|||||||||||||||||||
Для этой коррекции ?с = 0 |
|
||||||||||||||||||||||
следует, |
что |
в |
этом случае |
а = |
ад |
|
и из |
(297а) |
следует |
г — гд, |
|||||||||||||
А = Ад. |
При |
высотной |
коррекции |
начальная |
и делительная |
ок |
|||||||||||||||||
ружности |
совпадают. |
|
«п = 0 |
(см. |
|
277). |
Размеры |
зуба |
в |
этом |
|||||||||||||
Так |
как |
А = |
Лд, то |
|
|||||||||||||||||||
случае |
будут |
|
(278) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
по формуле |
геі = |
|
|
тп- |
|
тпси |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
по формуле |
(279) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
гл, + тп+ ш„52, |
|
|
|
|
(305) |
||||||||||||||||
по формуле |
(280) |
г# = Г н |
+ |
|
|
|
1- |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
h = 2,25тп, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
по формуле |
(281) |
|
(1 |
4 - У |
|
, |
|
/0-> |
= |
(1 |
- |
у . |
|
|
|
|
|||||||
Как видно из/гп |
= |
тп |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приведенных |
соотношений, |
радиусы окружностей |
выступов и высота головок зубьев при этой коррекции изменяются.
Последнее (т. е. |
изменение высоты головок) и послужило основа |
нием назвать эту коррекцию высотной. |
|
б) Угловая |
коррекция сс ф 0. Следовательно, А Ф 0 и а ф ад |
и далее г ф гл, |
А ф Ал. |
При угловой коррекции начальные и делительные окружно сти не совпадают и угол зацепления отличается от профильного угла рейки, т. е. а ф ад. Последнее (т. е. изменение угла зацеп ления) послужило основанием назвать эту коррекцию угловой.
10 Зак. 708 |
14,5 |