Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р А З Д Е Л Ч Е Т В Е Р Т Ы Й

ОСИ, ВАЛЫ, ОПОРНЫЕ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ. РЕДУКТОРЫ

Г Л А В А XVII

ОСИ И ВАЛЫ

§ 75. О Б Щ А Я Ч А С Т Ь

Оси и валы служат для поддержания вращающихся деталей. Однако между осью и валом имеется существенная разница.

Вал предназначен, кроме того, для передачи вращающего мо­ мента от одной детали к другой. Ось вращающегося момента не

Рис. 217 . У стан о в ка деталей на оси Рис. 218 . У с т а н о в к а деталей на валу

передает. Ось может быть как неподвижной, так и подвижной. Примером вращающейся оси является ось железнодорожного вагона. Пример неподвижной оси приведен на эскизе рис. 217.

На этом эскизе показан барабан лебедки 1, предназначенной для подъема груза. Барабан соединен с зубчатым колесом 2, полу­ чающим вращение от шестерни 3. Барабан и колесо сидят свобод­ но на неподвижной оси. Но в этой схеме барабан и колесо 2 можно закрепить неподвижно на оси AB и сделать эту ось вращающейся. Ясно, что в этом случае вращающаяся ось момента не передает.

На рис. 218 показана также лебедка, но барабан и колесо 2 разобщены и сидят неподвижно на вращающемся валу AB. Очевид­ но, вал AB передает вращающий момент от колеса 2 к барабану 1.

17*

259

В зависимости от формы, валы подразделяются на прямые, кривошипные и коленчатые.

Кривошипные и коленчатые валы применяются, когда поступа­ тельное движение преобразуется во вращательное и наоборот. Рас­ чет этих валов обычно приводится в специальных курсах.

В качестве материала для осей и валов применяется углероди­ стая и легированная стали. Обрабатываются они обычно на токар­ ных станках и для ответственных установок шлифуются.

Валы и оси делаются как

сплошными,

так

и полыми.

Обычная

конструкция

 

вала

показана на рис. 219. Опорная

часть

 

вала,

 

расположенная

в подшипнике,

называется

цапфой.

Если цапфа располо­

жена

в

конце

вала,

то

она

называется шипом, а располо­

женная

в

середине — шейкой.

Деталь

 

закрепляется

на

валу

чаще

всего

либо

шпон­

ками,

либо

с

на

шлицах,

либо

Рис. 220. Закр епление деталей на валу посадкой

гарантированным

натягом.

 

 

 

 

 

 

В местах, где устанавливается шпонка, диаметры вала следует увеличить на величину, равную глубине шпоночной канавки.

На рис. 220, а

показана

установка

 

зубчатого

колеса

3,

упирающегося

 

в уступ 2

вала

1.

С противоположной

 

стороны

4,

поставлено

установочное

 

кольцо

препятствующее

осевому

 

смещению колеса. Второе колесо 5

 

через распорную

втулку 6

упирается

 

в кольцо подшипника 7. Когда деталь

 

установлена на

конце

вала, то

для

Рис. 2 2 1. Закр епление деталей

крепления

в осевом направлении

при­

на валу

меняется

шайба,

прикрепленная

вин­

 

тами к торцу вала. Па рис. 220, б деталь закрепляется на конической части вала гайкой. На рис. 221 на валу сделан специальный выступ (заплечик). Иногда вместо выступа запрессовывается кольцо. Заплечики можно применять в том случае, когда они не мешают

260


монтажу (сборке) деталей на валу. Установка деталей на оси производится таким же образом, как и на валу. Для удержания от осевого перемещения применяются заплечики, установочные кольца и распорные втулки. При установке деталей на валу или оси при помощи подшипников качения применяются конструкции узлов, обеспечивающих отсутствие осе­

вого смещения детали.

его вращении

 

Любая точка вала при

 

испытывает

попеременно

 

деформации

 

растяжения

и сжатия, и таким образом

 

вал должен рассчитываться с учетом

 

переменной

нагрузки

симметричного

 

цикла.

Поэтому следует

’ стремиться

 

к уменьшению коэффициента

концентра-* Рис.

222. В ы то чка на налу

ции напряжений, что достигается увели­

от одного диаметра

чением

радиуса закруглений

при переходе

к другому.

Размеры заплечика и величины радиуса закругления можно

принимать по данным

(см. рис. 221)

 

а — (0,07d -j- 3 мм)

до (0,1t/ -(- 5 мм)\ Ь = 1,4с/, р =

0,5//.

Гели возможно по

местным условиям, то следует

делать

Р > 0,1//.

Когда деталь, упирающаяся в занлечик, имеет небольшой радиус закругления, как например, шарикоподшипники, то на валу можно сделать выточку (рис. 222) с соответствующим закруглением.

Иногда на гладком валу или оси устанавливаются несколько деталей одного поминального диаметра, но с разными посадками. В этом случае между участками, имеющими разное отклонение по диаметру, делаются проточки глубиной 0,2—0,25 мм и шириной

2—3 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметры осей и валов должны приниматься по данным ряда

ГОСТа,

приведенным в табл.

55.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Разм еры

 

в мм)

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10,

11,

12,

13,

14,

15,

16,

17,

18,

10,

20,

2 1,

22,

23,

24,

25,

26,

28,

30,

32,

34,

35,

36,

38,

40,

42,

44.

46,

48,

50,

52,

55,

58,

60,

62,

65,

68,

70,

72,

75,

78,

80,

82,

85,

88,

90,

92,

95,

98, 100, 105, НО , 115 ,

120,

125,

130,

135,

 

140,

145,

150,

155,

160,

165,

170,

175,

180,

185,

190,

195,

200,

210,

220,

230,

240,

250,

260,

270,

280,

290,

300,

310,

320,

330,

340,

350,

360,

370,

380,

390,

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

76. РАСЧЕТ ОСЕЙ И ВАЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

Так как ось не передает вращающего момента, то расчет ведется

из условия прочности на изгиб обычным методом расчета балок круглого сечения.

261


І:сли

ось неподвижна, то при действии

внешней нагрузки

в одном

направлении напряжения в оси будут

постоянными

(га = 1).

При вращающейся оси изгибающие

напряжения будут

переменными — симметричного

цикла. В

ряде

случаев ограничи­

вается величина максимального

прогиба

оси.

Этот

прогиб нахо­

дится аналитически или графически известными способами, из­ ложенными в специальных курсах и курсах сопротивления материалов.

Вал, как уже указывалось, рассчитывается на изгиб и кручение. Весьма часто одновременно с изгибом и кручением действуют осевые нагрузки, растягивающие или сжимающие вал.

U

Методика расчета вала зависит от того, производится ли прове­ рочный расчет существующего вала, диаметр которого известен, или вала, диаметр которого неизвестен.

В первом случае расчет ставит целью проверку прочности вала, т. е. определение действующих напряжений и сравнение их с допу­ скаемыми; во втором — определение диаметра вала по заданному допускаемому напряжению. Рассмотрим случай расчета вала под действием ряда нагрузок.

На рис. 223 показан вал AB с расположенными на нем зубча­ тыми колесами, с помощью которых происходит передача крутящих

моментов

M Kp^ = P.,R,, ЖкР. з = /у?з,

 

 

М кѵ , =

 

где Я,,

Р-2 , Яц — окружные усилия, передаваемые колесами

1, 2, 3;

Я,,

Я.,, R- — соответствующие радиусы.

 

Условие, при котором вал будет находиться в равновесии, т. е.

вращаться с постоянной скоростью, определится уравнением

 

 

 

М Кр_і -(- А/цр-2 4‘ -Мкр-з ----- 0.

(542)

Таким образом, если два момента будут иметь одно направление, то третий должен иметь направление обратное.

Кроме окружных усилий, действующих под различными углами, для общности задачи приложены также осевые усилия Qb Q2, Qs и радиальные Sb S2, S3.

262


Если для какого-либо колеса действующие силы Р, Q и S пере­

нести

на ось вала, то получим,

что на вал действуют

(рис. 224, а)

а)

крутящий момент М кр =

P R ;

 

б)

внешний момент М = QR;

1

в)

сосредоточенные изгибающие силы Р и 5;

г) сосредоточенная растягивающая или сжимающая сила Q. Следовательно, на схеме рис. 224 вал должен быть рассчитан на

кручение, изгиб и растяжение (или сжатие). Из рисунка видно, что изгиб вала от сосредоточен­ ных сил и внешних моментов происходит в разных пло­ скостях, поэтому все силы и моменты должны быть при­ ведены к двум взаимно перпендикулярным пло­ скостям.

Для этого необходимо как силы, так и моменты разложить по плоскостям — горизонтальной и верти­ кальной.

Расчет вала следует производить следующим об­ разом.

1.Разлагаем силы Р\,Р2,

Рз и Si, S2, S3 и внешние

моменты Мі, М2 и М3 по плоскостям: вертикальной у, совпадающей с пло­ скостью чертежа, и горизон­ тальной X, перпендикуляр­

ной этой плоскости. Тогда для каждого колеса получим (рис. 224, б)

а) силы

и моменты в горизонтальной

плоскости

 

Рх - Р cos а;

Л1ХQR sin a,

Sx = S sin а;

б) силы

и моменты в вертикальной плоскости

 

Ру — Р sin а,

Му — QR cos a,

Sy = S cos а.

Схемы внешних сил и моментов, действующих в горизонтальной плоскости X и вертикальной у, приведены на рис. 225.

2.По схемам сил и внешних моментов следует определить реакции опор.

3.После построения эпюры перерезывающих сил (рис. 225, в, а) следует построить эпюры изгибающих моментов М.ѵв плоскости х

(см. рис. 225,(5) и Му — в плоскости у (см. рис. 225, е).

263


4. Так как вал имеет круглое сечение, у которого моменты инер­ ции относительно любой оси одинаковы, можно вести расчет по суммарному моменту

М с = У Ж + Щ .

(543)

На рис. 225, ж построена эпюра суммарных изгибающих мо­ ментов.5

5. По схеме расположения нагрузок на валу (рис. 223) следует построить эпюру крутящих моментов (рис. 225, з).

При построении этой эпюры следует руководствоваться усло­ вием, что сумма всех крутящих моментов, действующих на вал, равна нулю. Следовательно, если на участке 1—2 крутящий момент принять отрицательным, то на участке 2—3 он будет положитель­ ным, при этом ординаты эпюры имеют соответствующие значения

•4 'Ік р -і! Л'ікр—2! Л 4 к р - з .

От того, как расположены на валу колеса, перёдающие крутящие моменты, зависит величина наибольшего крутящего момента, дей­ ствующего на вал. Это можно иллюстрировать следующим при­ мером.

Допустим: Л/кр—1 = —10 кгм\ +fKp_2 = + 2 0 кгм\ УИкр-з = = —10 кгм\ тогда согласно эпюре крутящих моментов (рис. 225, з), наибольший крутящий момент, действующий на вал, равен 10 кгм.

Если же колеса 2 и 3 поменяются местами, т. е.

ЛДр-і = —10 кгм-, М Кр_2 = —10 кгм-, УИкр_з = +20 кгм,

то эпюра крутящих моментов примет вид, показанный на рис. 226, и наибольший момент будет равен 20 кгм. Следовательно, там,

Рис. 226. Эпюры крутящих моментов

где это возможно, колесо, передающее наибольший момент, следует располагать не на конце, а в середине, между нагрузками.

6. В зависимости от величины осевых сил Q и от расположения точки закрепления вала в осевом направлении следует построить эпюру осевых сил. Так, на рис. 225, и приведена эпюра в предполо­ жении, что вал закреплен в опоре А. Тогда величины осевых сил будут

на участке 3

Q = 0;

на участке 2-3

Q =

+ Q S;

на

участке

1-2

Q =

— (Q2 — Q3);

на

участке

Л-1

Q — + (Q;1— Q2 + Q,).

Эпюра показывает, что на

участке Л = 1 вал растянут, на

участке 1=2 — сжат и на участке 2= 3 — растянут. Здесь знак «+ » означает растяжение, «—» — сжатие.

7. Если известны диаметры вала, то по эпюре суммарных мо­ ментов (рис. 225, ж) и осевых сил (225, и) следует определить величину нормальных напряжений в каждом узловом сечении от суммарного изгибающего момента и осевой силы. Это напряжение для какого-либо сечения 1 определится формулой

где Л+Ум I —суммарный изгибающий момент

в сечении 1;

U/, — момент сопротивления

сечения

1;

Qi ( — осевая сила в сечении

1;

 

Fl — площадь сечения.

 

265