Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
точными приборами. Для промывки применяют жидкости, которые хо рошо растворяют масло, смывают грязь и т. п., но не оказывают дей ствия на металл деталей (например, керосин, бензин, щелочные раст
воры и др.).
Обезжиривать детали можно двумя способами: холодным и горячим. При холодном способе промывка деталей производится в противнях, ваннах и специальных установках керосином, бензином или химичес кими веществами. Мойка деталей горячим способом осуществляется щелочным раствором в баках или специальных моечных машинах. Де тали киноаппаратуры перед мойкой делят на три группы: мелкие, сред
ние и крупные. |
К мелким следует отнести крепежные детали, оси, ро |
||||||||
лики, |
втулки |
и т. д. |
Средние |
|
|
|
|||
детали: корпус |
мальтийского |
|
|
|
|||||
механизма, детали стабилиза |
|
|
|
||||||
тора |
скорости, |
фильмового |
|
|
|
||||
канала, |
валы, |
|
подшипники, |
|
|
|
|||
шестерни. К крупным деталям |
|
|
|
||||||
. относятся корпусы кинопро |
|
|
|
||||||
екторов. |
распространение |
в |
|
|
|
||||
Широкое |
|
|
|
||||||
киноремонтной |
практике по |
|
|
|
|||||
лучила ручная мойка деталей |
при помощи волосяных |
щеток |
|||||||
в открытых |
ваннах |
(рис. |
48) |
||||||
(плоских, круглых) или |
ветоши. |
Чтобы уменьшить расход |
керо |
||||||
сина, |
в нижнюю часть ванны до уровня сливного крана 1 заливают |
во |
|||||||
ду, а сверху керосин. Детали, подлежащие промывке, размещают |
на |
металлической решетке или сетке 2. После промывки детали обтирают ветошью, а ванну закрывают крышкой 3. Загрязненную воду и керо син периодически выпускают через сливные краны 1 и 4.
Мойка деталей в открытых ванных имеет существенные недостатки: во-первых, процесс малопроизводительный, во-вторых, расходуется
много керосина, в-третьих, |
керосин оказывает вредное воздействие на |
руки рабочего даже при |
наличии резиновых перчаток и, кроме того, |
он опасен в пожарном отношении. |
|
Наиболее удобен и дешев |
горячий способ мойки (обезжиривание) |
в специальных ваннах водными растворами щелочей при температуре 70—80° С в течение 10— 15 мин. Ниже приведены составы растворов
для промывки деталей из черных и цветных металлов.
Растворы для обезжиривания деталей из черных металлов
I |
0,2—0,25% |
|
|
Кальцинированная с о д а ................. |
|
||
Жидкое ст ек л о ................................. |
0,15—0,25% |
|
|
Нитрат н а т р и я ................................. |
0,10—0,15% |
|
|
В о д а .......................................................... |
Остальное |
|
|
II |
100 |
г |
|
Каустическая с о д а ................................. |
|
||
Кальцинированная сода ..................... |
750 |
г |
|
Фосфорнокислый н а т р и й ..................... |
130 |
г |
|
Мыло хозяйственное.................................. |
|
20г |
л |
Вода ............................................................. |
13—15 |
61
I ll
Хромпик .................................................. |
0,1% |
|
Сода кальцинированная . |
....................0,2% |
|
В о д а .......................................................... |
Остальное |
|
Раствор для обезжиривания деталей |
|
|
из алюминиевых сплавов |
|
|
Углекислый натрий ..................................... |
4 , 5 а |
г |
Едкий н а т р ...................................................... |
1,3 |
|
Фосфористокислый натрий |
......................... 1,45 г |
г |
Мыло хозяйственное..................................... |
1,0 |
|
Вода .................................................................. |
1 л |
|
После промывки щелочными растворами детали промывают в горя чей воде для удаления остатков щелочи, а затем сушат.
В помещении, где производится промывка и обезжиривание деталей, должна быть установлена вытяжная вентиляция.
При ремонте двигателей внутреннего сгорания очень часто приходится иметь дело с очисткой деталей от нагара. Существует ряд способов очистки деталей от нагара: механический, химический и электроли тический.
Наиболее простой способ удаления нагара — механический: с легко доступных мест нагар снимается металлическими щетками, а с трудно доступных мест — выжигается путем нагревания детали ацетилено кислородным пламенем горелки или в горне на древесном угле при температуре 600—700° С и последующей очистки щетками.
К недостаткам способа следует отнести: образование рисок на поверх ности деталей, которые способствуют образованию нагара в этих мес тах после ремонта; неудобства снятия нагара — в труднодоступных местах.
Более совершенный способ удаления нагара — химический, при ко тором детали погружают на 2—4 час в раствор, нагретый до 90—95° С.
Состав раствора для стальных деталей |
|
|
Едкий н а т р ............................................................. |
25 |
а |
Кальцинированная со д а ......................................... |
36 |
г |
Жидкое м ы л о ......................................................... |
25 |
г |
Жидкое стекло .................................................. |
1,5 |
г |
Вода .......................................................................... |
1 л |
|
Состав раствора для деталей |
|
|
из алюминиевых сплавов |
|
|
Кальцинированная с о д а ............................. |
19 |
г |
Жидкое мыло .............................................. |
10 |
г |
Жидкое ст ек л о .............................................. |
9 |
г |
В о д а .................................................................. |
1 |
л |
После промывки детали протирают ветошью с мелким наждачным по рошком и окончательно промывают в горячей воде.
Наиболее качественным способом удаления нагара является электро литический.
62
В качестве электролита служит раствор следующего состава:
Едкий н атр ........................................................... |
1 |
кг |
Кальцинированная сода ................................ |
116,6г |
л |
В о д а ........................................................................ |
1 |
|
, Раствор заливают в железную ванну и подогревают до |
температуры |
1 3 5 —145° С, катодом служит деталь, а анодом — сама ванна. Режим процесса: напряжение — 6 В, плотность тока — 6А/дмг, время вы держки в ванне — 5 — 10 мин.
§21 Разбраковка деталей
исоставление дефектной ведомости
После промывки детали подвергают контролю и разбраковке, относя их к одной из следующих категорий:
а) детали, годные к дальнейшей работе; б) детали, требующие ремонта; в) детали негодные.
Детали, требующие ремонта (восстановления формы, размеров), отп равляют на тот или иной участок мастерской или на другое предприя тие (в порядке кооперирования) для обработки (шлифование, наращи вание металла и т. п).
Весьма часто возникают трудности при переводе дорогостоящих де талей в категорию негодных, так как при современном состоянии ре монтной техники негодные детали могут быть восстановлены тем или иным способом (металлизацией, распылением, электроискровым спосо бом и др.). Поэтому необходимо учитывать экономический фактор и технические возможности, которыми располагает ремонтная база. Мо жет оказаться, что большие затраты на восстановление деталей приве дут к нецелесообразному удорожанию ремонта. Иногда на это прихо дится идти сознательно, например когда нет запасных деталей.
При хорошей технической оснащенности ремонтной базы и достаточ но большом объеме работ стоимость восстановления деталей, как по казывает опыт работы в смежных областях промышленности, обычно не превышает 35—45% от стоимости новой детали.
В киноремонтной практике разбраковка деталей осуществляется сле дующими способами:
1)путем внешнего осмотра;
2)посредством универсальных контрольно-измерительных инстру ментов;
3)с помощью специальных контрольных или измерительных инстру ментов, устройств и приспособлений.
При разбраковке проверяют форму и размер деталей (износ), чистоту поверхностей, качество покрытия деталей.
Внешний осмотр (визуальный способ) — самый простой способ выяв ления явно выраженного износа и повреждений деталей (трещины, за боины и пр.). На ощупь, по вытеканию масла определяют наличие за зоров в сочленениях и т. п. Разбраковка путем внешнего осмотра на ходит применение при большой степени износа деталей, что имеет мес то чаще всего при выполнении ремонта № 3.
63
Если внешнего осмотра недостаточно, для измерения линейных и угло вых величин деталей высокой точности применяют универсальный из мерительный инструмент.
Для измерения радиального биения цилиндрических деталей, конус ности, биения фиксируемых выемок мальтийского креста и т. п. целе сообразно использовать прибор 2ПБ (рис. 49). Он состоит из основания 1, по направляющим которого перемещается каретка 2 (при отстопоренном винте 3). На каретке помещена задняя бабка 4 с жестким центром 5 и передняя бабка 6, имеющая возможность перемещаться по каретке
Рис. 49. Измерительный прибор 2ПБ
и закрепляться в нужном положении посредством рукоятки 7. Центр передней бабки 8 может перемещаться вдоль оси и для быстрого от вода его имеется рычаг 9, который облегчает установку изделия в цент рах. Индикатор 10 закрепляется в кронштейне 11 стопорным винтом 12.
Для измерения биения детали ее устанавливают в центрах, отстопоривают винт 13 и кронштейн ориентировочно устанавливают на стойке 14 на требуемую высоту.
Опустив винт 12, перемещают стержень индикатора до тех пор, пока
наконечник коснется изделия, а стрелка станет на 2—3 штрихе. Закре пив стержень винтом 12, деталь медленно вращают рукой и замечают
колебания стрелки индикатора за полный оборот детали.
Чтобы определить конусность детали, необходимо отстопорить винт5, переместить каретку 2 на требуемую величину и произвести отсчет по
казаний индикатора. Отношение величины показания (колебания стрел ки) индикатора к длине контролируемого участка и будет конус ностью последнего.
При определении биения фиксируемых выемок мальтийского креста относительно центровых отверстий стержень индикатора устанавлива ют ориентировочно по Оси креста и фиксируемой выемки. Крест пока
64
чивают и с индикатора снимают наименьшее показание. Затем карет ку отводят, поворачивают крест на лопасть, подводят под индикатор и вновь определяют наименьшее показание. Разность между наиболь шим и наименьшим показаниями для четырех фиксируемых выемок не должна превышать 0 , 0 1 мм.
Для контроля мальтийского креста, эксцентрика, валов и других де талей киноаппаратуры можно изготовить специальную индикаторную стойку (рис. 50), у которой на основании 1 размещены призма 2 и стой ка 3 с кронштейном 4 для индикатора 5.
В зависимости от величины контролируемой детали кронштейн 4 у ш - навливают на определенную шкоту я кренят вшшзм 6„ индикатор S опускают до тех нор* пока наконечник 7 коснется новеркяоегя детали,
а центральная стрелка сделает один-два оборота, после чего инди катор закрепляют стопорным винтом 8. К призме 2 крепятся угольни ки 9, несущие на себе винты 10 с прижимными планками 11 и пружина ми 12, а также откидной фиксатор 13 с зубом 14.
Определение биения фиксируемых выемок креста относительно вала (установленного на призму 2), производится аналогично вышеизло
женному.
Для определения колебаний толщины перьев мальтийского креста его устанавливают на призму, развернутую в основании прибора на требу емый угол, в шлиц вводят зуб 14 откидного фиксатора 13, а измеритель
ный наконечник индикатора упирают в конец пера. Такие замеры сле дует произвести по всем восьми перьям креста. Разность показаний индикатора не должна превышать 0 , 0 1 мм.
Контроль' осей, валов, поршневых пальцев, шеек коленчатых валов, роликов ведется универсальным инструментом.
3—887 |
65 |
Для определения овальности отверстия втулок, роликов, цилиндров двигателей внутреннего сгорания используют индикаторный нутро мер с соответствующим пределом измерения. При этом измерительный стержень индикатора вводят в отверстие и устанавливают в различных местах его, а с индикатора снимают показания. Выбраковку втулок производят при овальности отверстия 0,03 мм в ответственных и 0,05—
в малоответственных сопряжениях. Контроль диаметрального и тор цового биения зубчатых барабанов, роликов, шестерен производится индикатором. Деталь устанавливают на точную центровую оправку, которая помещается в центрах прибора (см. рис. 49). Выбраковку ва лов производят, когда диаметральное биение достигает 0,02—0,04 мм
соответственно для ответственных и малоответственных сопряжений.
У поперечно-направляющего ролика контролируют |
торцовое биение |
рабочих реборд, которое должно быть не больше 0 , 0 2 |
мм. |
Перекос валов в зубчатых передачах, происходящий |
из-за увеличения |
зазоров в сочленениях вал — подшипник, приводит к изменению межцентрового расстояния, и поэтому удельные давления на зубья шестерен распределяются неравномерно по их длине. Происходит вы крашивание и даже поломка зубьев. Допустимым выкрашиванием счи тается такое, когда длина полоски выкрашивания рабочей поверхности зубьев распространяется не более чем на 2 0 % длины зуба, а предель
ное выкрашивание составляет примерно 50% длины зуба шестерни. Бесшумная и плавная работа зубчатых передач, а также создание хо рошего контакта между зубьями возможны, если боковой зазор нахо дится в пределах 0,05—0,1 мм.
При контроле деталей фильмового канала обращают внимание на чис тоту поверхностей, прямолинейность и наличие износа поверхностей, соприкасающихся с фильмом. Прямолинейность деталей проверяют лекальной линейкой на просвет. У изношенных деталей допускается отклонение от прямолинейности не более 0,05 мм в сторону вогну
тости.
Основные детали двигателя внутреннего сгорания могут быть исполь зованы, если они отвечают следующим требованиям.
Ц и л и н д р . Зеркало цилиндра должно иметь гладкую поверхность при отсутствии эллипсности, трещин, рисок, задиров. Допустимая ве личина эллипсности — не более 0 , 0 0 1 от диаметра цилиндра.
П о р ш е н ь . Рабочая поверхность должна быть гладкой, поршень не должен иметь каких-либо повреждений: трещин, царапин и т. п.
К о л ь ц а п о р ш н я . Упругость кольца должна быть такой, чтобы полное сжатие замка происходило при нагрузке 1,2— 1,3 кг на каждые 1 0 0 мм диаметра и 1 мм высоты кольца.
Упругость кольца можно проверить замером зазора в замке до сжа тия и затем, после сжатия кольца рукой до полного смыкания концов, освободить кольцо и вновь замерить зазор; если оба замера совпадут, значит, упругость кольца достаточная.
П а л е ц |
п о р ш н я . Рабочая поверхность пальца должна быть |
гладкой, без трещин, выработок и изгиба. |
|
Ш а т у н . |
Не допускается изгиб шатуна и какие-либо следы трещин |
на нем. |
|
66