Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 29 Посадка шарико­ подшипника на вал и в
корпус

отверстия называют основным размером сопряжения, а размер вала —

посадочным.

 

в а л а (С В), наоборот: основным размером сопряже­

В с и с т е м е

ния является размер вала,

а посадочным — размер отверстия.

При любой

системе можно

получить совершенно тождественные по­

садки. Однако

система отверстия имеет преимущественное распро­

странение

в промышленности. Это объясняется тем, что обработка

валов одного номинального размера, нос разными предельными диа­ метрами осуществляется проще и одним режущим инструментом (рез­ цом или шлифовальным кругом). Для обработки же отверстий тре­ буется комплект режущего инструмента (свер­ ло, зенкер, развертка либо протяжка) на каждый диаметр.

Таким образом, система отверстия более эко­ номична. Тем не менее в ряде случаев из конструктивных, технологических или эксплу­ атационных соображений возникает необхо­ димость в применении системы вала. Так, только по системе вала можно выполнить наружное кольцо шарикоподшипника (рис. 29), так как в противном случае,) в зависи­ мости от характера посадки подшипника в тот

или иной корпус, пришлось бы по готовому отверстию в нем подго­ нять наружное кольцо подшипника, что, очевидно, практически не­ возможно. Внутреннее же кольцо подшипника всегда изготовляют по системе отверстия.

В зависимости от характера и точности работы узла (сопряженной пары) устанавливается та или иная величина зазора (натяга), т. е, необходимы соответствующие посадки в нескольких степенях точ­ ности изготовления (классов точности). Каждый класс точности ха­ рактеризуется своими допусками отверстия и вала. Класс точности связан с методом и режимом обработки детали. Установлены следу­ ющие классы в порядке убывания точности посадок: 1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8 и 9.

Для обеспечения различного характера соединений система допусков имеет тринадцать посадок, подразделяющихся на три подгруппы: а) посадки с натягом; б) посадки переходные; в) посадки с зазором. Подгруппы «а» и «б» образуют группу неподвижных посадок, а под­ группа «в» — группу подвижных.

Каждой посадке дано название, которое в какой-то мере характери­ зует ее эксплуатационное или технологическое свойство (табл. 5). В некоторых классах точности помимо основной посадки имеются до­ полнительные, являющиеся разновидностью основной, например: 1-я прессовая (Пр 1), 2-я прессовая (Пр 2) и др.

Основной размер в системе отверстия (размер отверстия) обозначает­ ся буквой Л, а в системе вала (размер вала) — буквой В.

Указанные тринадцать посадок имеют только класс 2, в остальных классах точности их меньше, а классы 7, 8 и 9 не имеют посадок и применяются они для свободных размеров, поковок, отливок и т. п.

31


Т а б л и ц а 5

Наименование посадок и их условное обозначение

Неподвижные

Подвижные

Горячая (Гр) Прессовая (Пр) Легкопрессовая (Пл)

Глухая (Г) Тугая (Т)

Напряженная (Н) Плотная (П)

Посадки с

Скользящая (6)

 

Движения (Д)

 

натягом

Ходовая

(X)

Посад-

 

Легкоходовая (Л)

 

. ки с за­

Посадки

Широкоходовая

зором

(Ш)

 

ходо­

 

■ переход­

Тепловая

 

ные

вая (ТХ)

 

 

Для того чтобы определить, в каком классе точности проставлена по­ садка, к буквенным обозначениям посадки приписывают цифровые индексы (для класса 2 точности этот индекс опускается).

Обозначения посадки в том или ином классе точности записываются

следующим образом:

и т. д.;

1

кл. Aj, Вх, Г\,

Хь

2

кл.— А, В, Пр,

С. III и т. п.;

кл.— А2а, BSa,

Tsa,

Х .а и т. д.;

3кл.— А3, В3, Пр13, С3 и т. п.

Втабл. 6 приведено распределение посадок по классам точности в сис­ теме ОСТ для диаметров от 1 до 500 мм.

Т а б л и ц а 6

Распределение посадок по классам точности в системе ОСТ для диаметров от 1 до 500 м м

32


Наглядное представление о характере сопряжения можно получить из графического изображения полей допусков (рис. 30).

Согласно системе допусков ОСТ для диаметров от 1 до 500 мм откло­

нения устанавливаются не для каждого номинального диаметра, а для интервала диаметров. Так, отклонения для той или иной посадки

 

 

Рис. 30. Схема полей

допусков в системе отверстия посадок

 

 

класса 2 точности для диаметров в интервале 10—18 мм (от­

 

 

 

клонения обозначены в микрометрах)

 

 

в данном классе точности будут одинаковыми для

следующих интер­

валов диаметров.

 

 

 

 

 

 

 

Свыше

1

мм — до

3 мм

Свыше

50 мм — до

80 мм

Свыше

3 мм — до

6

мм

Свыше

80

мм — до

120

мм

Свыше

6

м м — до

10

мм

Свыше

120

мм — до

180

мм

Свыше 10

м м — до

18

см

Свыше 180

мм — до 260

мм

Свыше 18

мм — до 30

мм

Свыше 260

мм — до 360

мм

Свыше 30

мм —• до 50

мм

Свыше 360

мм — до 500

мм

Из рис. 30 следует, что горячая и прессовые посадки обеспечивают гарантированные натяги (поля допусков на валы расположены выше полей допусков на отверстия).

У переходных посадок поля допусков отверстий и валов перекрывают­ ся; эти посадки могут дать как натяг, так и зазор. Для подвижных посадок, естественно, гарантирован зазор, кроме скользящей посадки, так как ее наименьший зазор будет равен нулю. Поэтому горячие и прессовые посадки применяются для сопряжения деталей, которые

вдальнейшем разбираются крайне редко или вовсе не разбираются и не требуют дополнительного крепления.

Прессовые посадки разбираются, как правило, в том случае, когда одна из деталей износилась и требует замены. В частности, подшипни­ ковые втулки, используемые в кинопроекционной аппаратуре, уста­ навливаются в корпуса по посадке Пр13.

Переходные посадки предназначаются для неподвижных соединений, но с обязательным применением дополнительных средств крепления

ввиде штифтов, болтов, винтов и т. п. (например, при посадке в кор­

2—887

33


пус мальтийского механизма эксцентричной втулки под вал мальтий­ ского креста).

Подвижные посадки предназначены для создания разнообразных под­ вижных соединений деталей. В зависимости от величины требуемого зазора выбирается соответствующая посадка. Например, шестерня в кинопроекторе типа КПТ, передающая вращение валу обтюратора, должна легко перемещаться по вертикальному валу (на скользящей шпонке) и в то же время не иметь большого зазора. В этом случае выбирается посадка движения класса 2.

Ходовая посадка классов 2 и 3 точности находит широкое применение для сопряжений вал—подшипники, для свободно вращающихся на осях шестерен (промежуточная шестерня мальтийского механизма), для сопряжений ось—продольно-направляющий ролик и т. п.

Обозначение допусков и посадок на чертежах

Обозначение допусков и посадок на чертежах согласно ГОСТу про­ изводится буквенным и цифровым способами. В виде исключения до­ пускается указывать одновременно с условными (буквенными) обозна-

1 1

J

 

 

 

i

{

 

 

U

1

'///V /

 

 

1 1

 

 

 

\

 

 

V

/////1 1

 

 

СО

Г)

й

 

 

 

 

 

 

 

 

o _

Jg

 

 

§■§■

 

.

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<

и

»

 

 

- s "

 

 

 

 

•2^

g-m*

 

 

S o

 

СЧ ?

<£ —

« " g

 

 

■ « , w -

 

 

-

?S S

 

 

£

сч

 

 

2

 

 

m

' —

 

 

 

 

 

 

 

^ -в.

 

 

 

•в.

-

- H

-

S - ■©

ЛА//ЛЛ

1

s *

 

t f

t

W /A

t a t

I

 

 

i

t . t

УШ/.

1

 

t t

 

 

 

Рис.

31.

Примеры

обозначения допусков и посадок на рабочих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чертежах

 

 

 

 

 

 

 

 

чениями числовые величины отклонений в скобках.

На рис.

31

в ка­

честве примера дано для номинального

диаметра

12лш в

классе 3

точности

 

обозначение основной и сопрягаемой деталей

по

ходо­

вой посадке

в системе

отверстия

(рис.

31,

а)

и

в

системе

вала

(рис. 31, б).

способ

обозначения предельных отклонений

предпочти­

Буквенный

телен, если контроль размеров осуществляется предельными калибра­ ми (пробками, скобками, шаблонами). Если проверка производится с помощью универсальных мерительных инструментов (в условиях опытного, индивидуального производства, ремонтных мастерских), необходимо предельные отклонения обозначать цифровым спо­ собом.

Смешанный способ обозначения целесообразно применять в тех слу­ чаях, когда неизвестны технические средства проверки размеров. На сборочных чертежах отклонения сопрягающих деталей обознача­ ются в виде дроби: в числителе над размерной линией пишут отклоне­ ния отверстия, а в знаменателе — отклонения вала. Сборочный раз­ мер содержит в себе все понятия: номинальный размер, систему до­ пусков (СА или СВ), посадку и класс точности. Для получения число­ вых величин отклонений существуют таблицы допусков, по которым,

34


исходя из вышеуказанных данных, определяют числовые значения

отклонении.

Как видно из рис. 31, основная деталь в обеих системах допусков име­ ет лишь одно отклонение, отличное от нуля, а сопряженная деталь — два отклонения, отличных от нуля (за исключением посадки сколь­ жения, где обе детали имеют лишь по одному отклонению, отличному

от нуля).

При этом в СА отверстие имеет отклонение со знаком плюс,

а в СВ вал имеет отклонение со знаком минус.

Поэтому,

если имеется такая запись

на чертежах деталей:

1-я деталь (вал) — 0 1 5 _ о,о5; 2-я деталь

(отверстие) — 015+ о ’° ,

то можно утверждать, что основной деталью является вал, значит, детали изготовлены в системе вала, и что в сопряжении всегда будет зазор, т. е. это одна из подвижных посадок.

При записи на чертежах:

 

 

 

+ 0,10

 

 

1-я деталь —

015+0-03;

2-я деталь — 15+0,0э

можно

утверждать,

что основной

деталью

является

1:я деталь и

что это

— отверстие.

Значит, детали изготовляются в

системе отверстия. Подсчитав пре­

дельные размеры, мы определим,

что соединение деталей осуществля­

ется с гарантированным натягом, следовательно, это одна из непод­ вижных посадок.

При записи на чертежах:

1-я деталь — 0 2 5 _ о,о5; 2-я деталь — 025 ± 0,03 можно утверждать, что основной деталью является вал (1-я деталь). Значит, детали изго­ товляются в системе вала. Подсчет предельных размеров вала и от­ верстия показывает, что сопряжение может быть осуществлено как с зазором, так и с натягом, значит, это одна из переходных посадок. При записи на чертежах:

1-я деталь— 0 2 0 —o.os; 2-я деталь— 02О+°>05 нельзя установить, какая из деталей главная, т. е. ответить на вопрос, какая это система,— невозможно.

Зато можно утверждать, что детали сопрягаются по посадке сколь­ жения.

Технические измерения

Объектами измерения в машино- и приборостроении являются следу­ ющие наиболее важные параметры изготовляемых деталей:

1)линейные размеры: диаметры и длины;

2)углы;

3)неточность формы: овальность, непараллельность, непрямолинейность и т. д .;

4)чистота поверхности и др.

Измерение длины осуществляется одномерными (концевыми) или уни­ версальными инструментами. Концевые инструменты применяют при массовом и серийном производстве, при этом для контроля каждого данного размера применяется калибр или шаблон.

Для установки, градуировки и контроля измерительных приборов применяются мерные плитки. Их исполняют в виде прямоугольных

2*

35