Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
отверстия называют основным размером сопряжения, а размер вала —
посадочным. |
|
в а л а (С В), наоборот: основным размером сопряже |
|
В с и с т е м е |
|||
ния является размер вала, |
а посадочным — размер отверстия. |
||
При любой |
системе можно |
получить совершенно тождественные по |
|
садки. Однако |
система отверстия имеет преимущественное распро |
||
странение |
в промышленности. Это объясняется тем, что обработка |
валов одного номинального размера, нос разными предельными диа метрами осуществляется проще и одним режущим инструментом (рез цом или шлифовальным кругом). Для обработки же отверстий тре буется комплект режущего инструмента (свер ло, зенкер, развертка либо протяжка) на каждый диаметр.
Таким образом, система отверстия более эко номична. Тем не менее в ряде случаев из конструктивных, технологических или эксплу атационных соображений возникает необхо димость в применении системы вала. Так, только по системе вала можно выполнить наружное кольцо шарикоподшипника (рис. 29), так как в противном случае,) в зависи мости от характера посадки подшипника в тот
или иной корпус, пришлось бы по готовому отверстию в нем подго нять наружное кольцо подшипника, что, очевидно, практически не возможно. Внутреннее же кольцо подшипника всегда изготовляют по системе отверстия.
В зависимости от характера и точности работы узла (сопряженной пары) устанавливается та или иная величина зазора (натяга), т. е, необходимы соответствующие посадки в нескольких степенях точ ности изготовления (классов точности). Каждый класс точности ха рактеризуется своими допусками отверстия и вала. Класс точности связан с методом и режимом обработки детали. Установлены следу ющие классы в порядке убывания точности посадок: 1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8 и 9.
Для обеспечения различного характера соединений система допусков имеет тринадцать посадок, подразделяющихся на три подгруппы: а) посадки с натягом; б) посадки переходные; в) посадки с зазором. Подгруппы «а» и «б» образуют группу неподвижных посадок, а под группа «в» — группу подвижных.
Каждой посадке дано название, которое в какой-то мере характери зует ее эксплуатационное или технологическое свойство (табл. 5). В некоторых классах точности помимо основной посадки имеются до полнительные, являющиеся разновидностью основной, например: 1-я прессовая (Пр 1), 2-я прессовая (Пр 2) и др.
Основной размер в системе отверстия (размер отверстия) обозначает ся буквой Л, а в системе вала (размер вала) — буквой В.
Указанные тринадцать посадок имеют только класс 2, в остальных классах точности их меньше, а классы 7, 8 и 9 не имеют посадок и применяются они для свободных размеров, поковок, отливок и т. п.
31
Т а б л и ц а 5
Наименование посадок и их условное обозначение
Неподвижные |
Подвижные |
Горячая (Гр) Прессовая (Пр) Легкопрессовая (Пл)
Глухая (Г) Тугая (Т)
Напряженная (Н) Плотная (П)
Посадки с |
Скользящая (6) |
|
|
Движения (Д) |
|
||
натягом |
Ходовая |
(X) |
Посад- |
|
Легкоходовая (Л) |
||
|
. ки с за |
||
Посадки |
Широкоходовая |
зором |
|
(Ш) |
|
||
ходо |
|
||
■ переход |
Тепловая |
|
|
ные |
вая (ТХ) |
|
|
Для того чтобы определить, в каком классе точности проставлена по садка, к буквенным обозначениям посадки приписывают цифровые индексы (для класса 2 точности этот индекс опускается).
Обозначения посадки в том или ином классе точности записываются
следующим образом: |
и т. д.; |
||
1 |
кл. Aj, Вх, Г\, |
Хь |
|
2 |
кл.— А, В, Пр, |
С. III и т. п.; |
|
2а |
кл.— А2а, BSa, |
Tsa, |
Х .а и т. д.; |
3кл.— А3, В3, Пр13, С3 и т. п.
Втабл. 6 приведено распределение посадок по классам точности в сис теме ОСТ для диаметров от 1 до 500 мм.
Т а б л и ц а 6
Распределение посадок по классам точности в системе ОСТ для диаметров от 1 до 500 м м
32
Наглядное представление о характере сопряжения можно получить из графического изображения полей допусков (рис. 30).
Согласно системе допусков ОСТ для диаметров от 1 до 500 мм откло
нения устанавливаются не для каждого номинального диаметра, а для интервала диаметров. Так, отклонения для той или иной посадки
|
|
Рис. 30. Схема полей |
допусков в системе отверстия посадок |
||||||
|
|
класса 2 точности для диаметров в интервале 10—18 мм (от |
|||||||
|
|
|
клонения обозначены в микрометрах) |
|
|
||||
в данном классе точности будут одинаковыми для |
следующих интер |
||||||||
валов диаметров. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Свыше |
1 |
мм — до |
3 мм |
Свыше |
50 мм — до |
80 мм |
|||
Свыше |
3 мм — до |
6 |
мм |
Свыше |
80 |
мм — до |
120 |
мм |
|
Свыше |
6 |
м м — до |
10 |
мм |
Свыше |
120 |
мм — до |
180 |
мм |
Свыше 10 |
м м — до |
18 |
см |
Свыше 180 |
мм — до 260 |
мм |
|||
Свыше 18 |
мм — до 30 |
мм |
Свыше 260 |
мм — до 360 |
мм |
||||
Свыше 30 |
мм —• до 50 |
мм |
Свыше 360 |
мм — до 500 |
мм |
Из рис. 30 следует, что горячая и прессовые посадки обеспечивают гарантированные натяги (поля допусков на валы расположены выше полей допусков на отверстия).
У переходных посадок поля допусков отверстий и валов перекрывают ся; эти посадки могут дать как натяг, так и зазор. Для подвижных посадок, естественно, гарантирован зазор, кроме скользящей посадки, так как ее наименьший зазор будет равен нулю. Поэтому горячие и прессовые посадки применяются для сопряжения деталей, которые
вдальнейшем разбираются крайне редко или вовсе не разбираются и не требуют дополнительного крепления.
Прессовые посадки разбираются, как правило, в том случае, когда одна из деталей износилась и требует замены. В частности, подшипни ковые втулки, используемые в кинопроекционной аппаратуре, уста навливаются в корпуса по посадке Пр13.
Переходные посадки предназначаются для неподвижных соединений, но с обязательным применением дополнительных средств крепления
ввиде штифтов, болтов, винтов и т. п. (например, при посадке в кор
2—887 |
33 |
пус мальтийского механизма эксцентричной втулки под вал мальтий ского креста).
Подвижные посадки предназначены для создания разнообразных под вижных соединений деталей. В зависимости от величины требуемого зазора выбирается соответствующая посадка. Например, шестерня в кинопроекторе типа КПТ, передающая вращение валу обтюратора, должна легко перемещаться по вертикальному валу (на скользящей шпонке) и в то же время не иметь большого зазора. В этом случае выбирается посадка движения класса 2.
Ходовая посадка классов 2 и 3 точности находит широкое применение для сопряжений вал—подшипники, для свободно вращающихся на осях шестерен (промежуточная шестерня мальтийского механизма), для сопряжений ось—продольно-направляющий ролик и т. п.
Обозначение допусков и посадок на чертежах
Обозначение допусков и посадок на чертежах согласно ГОСТу про изводится буквенным и цифровым способами. В виде исключения до пускается указывать одновременно с условными (буквенными) обозна-
1 1 |
J |
|
■ |
|
|
i |
{ |
|
|
U |
1 |
'///V / |
|
|
1 1 |
|
||
|
|
\ |
|
|
V |
/////1 1 |
|
|
||||||||||
СО |
Г) |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
o _ |
Jg |
|
|
§■§■ |
|
. J° |
|
(О |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
< |
и |
» |
|
|
- s " |
|
|
|
|
•2^ |
g-m* |
|
|
S o |
|
|||
СЧ ? |
<£ — |
« " g |
|
|
■ « , w - |
|
|
- |
?S S |
|
||||||||
|
£ |
сч |
|
|
2 |
|
|
m |
' — |
|
|
|
|
|
|
|||
|
^ -в. |
|
|
|
•в. |
- |
- H |
- |
S - ■© |
ЛА//ЛЛ |
1 |
s * |
|
|||||
t f |
t |
W /A |
t a t |
I |
|
|
i |
t . t |
УШ/. |
1 |
|
t t |
|
|||||
|
|
Рис. |
31. |
Примеры |
обозначения допусков и посадок на рабочих |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чертежах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чениями числовые величины отклонений в скобках. |
На рис. |
31 |
в ка |
|||||||||||||||
честве примера дано для номинального |
диаметра |
12лш в |
классе 3 |
|||||||||||||||
точности |
|
обозначение основной и сопрягаемой деталей |
по |
ходо |
||||||||||||||
вой посадке |
в системе |
отверстия |
(рис. |
31, |
а) |
и |
в |
системе |
вала |
|||||||||
(рис. 31, б). |
способ |
обозначения предельных отклонений |
предпочти |
|||||||||||||||
Буквенный |
телен, если контроль размеров осуществляется предельными калибра ми (пробками, скобками, шаблонами). Если проверка производится с помощью универсальных мерительных инструментов (в условиях опытного, индивидуального производства, ремонтных мастерских), необходимо предельные отклонения обозначать цифровым спо собом.
Смешанный способ обозначения целесообразно применять в тех слу чаях, когда неизвестны технические средства проверки размеров. На сборочных чертежах отклонения сопрягающих деталей обознача ются в виде дроби: в числителе над размерной линией пишут отклоне ния отверстия, а в знаменателе — отклонения вала. Сборочный раз мер содержит в себе все понятия: номинальный размер, систему до пусков (СА или СВ), посадку и класс точности. Для получения число вых величин отклонений существуют таблицы допусков, по которым,
34
исходя из вышеуказанных данных, определяют числовые значения
отклонении.
Как видно из рис. 31, основная деталь в обеих системах допусков име ет лишь одно отклонение, отличное от нуля, а сопряженная деталь — два отклонения, отличных от нуля (за исключением посадки сколь жения, где обе детали имеют лишь по одному отклонению, отличному
от нуля). |
При этом в СА отверстие имеет отклонение со знаком плюс, |
|
а в СВ вал имеет отклонение со знаком минус. |
||
Поэтому, |
если имеется такая запись |
на чертежах деталей: |
1-я деталь (вал) — 0 1 5 _ о,о5; 2-я деталь |
(отверстие) — 015+ о ’° , |
то можно утверждать, что основной деталью является вал, значит, детали изготовлены в системе вала, и что в сопряжении всегда будет зазор, т. е. это одна из подвижных посадок.
При записи на чертежах:
|
|
|
+ 0,10 |
|
|
1-я деталь — |
015+0-03; |
2-я деталь — 15+0,0э |
можно |
утверждать, |
|
что основной |
деталью |
является |
1:я деталь и |
что это |
— отверстие. |
Значит, детали изготовляются в |
системе отверстия. Подсчитав пре |
||||
дельные размеры, мы определим, |
что соединение деталей осуществля |
ется с гарантированным натягом, следовательно, это одна из непод вижных посадок.
При записи на чертежах:
1-я деталь — 0 2 5 _ о,о5; 2-я деталь — 025 ± 0,03 можно утверждать, что основной деталью является вал (1-я деталь). Значит, детали изго товляются в системе вала. Подсчет предельных размеров вала и от верстия показывает, что сопряжение может быть осуществлено как с зазором, так и с натягом, значит, это одна из переходных посадок. При записи на чертежах:
1-я деталь— 0 2 0 —o.os; 2-я деталь— 02О+°>05 нельзя установить, какая из деталей главная, т. е. ответить на вопрос, какая это система,— невозможно.
Зато можно утверждать, что детали сопрягаются по посадке сколь жения.
Технические измерения
Объектами измерения в машино- и приборостроении являются следу ющие наиболее важные параметры изготовляемых деталей:
1)линейные размеры: диаметры и длины;
2)углы;
3)неточность формы: овальность, непараллельность, непрямолинейность и т. д .;
4)чистота поверхности и др.
Измерение длины осуществляется одномерными (концевыми) или уни версальными инструментами. Концевые инструменты применяют при массовом и серийном производстве, при этом для контроля каждого данного размера применяется калибр или шаблон.
Для установки, градуировки и контроля измерительных приборов применяются мерные плитки. Их исполняют в виде прямоугольных
2* |
35 |