Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обмотки —- yz и расположены в пазах так, что одна катушка как бы

находится в другой. Лобовые части катушек концентрической обмотки разной длины. Они больше у катушек с большим шагом обмотки. Рав­ нокатушечные обмотки имеют одинаковый шаг обмотки. По длине их сторон, лежащих в пазах, различают простые — равносторонние и цепные — разносторонние (рис. 147) обмотки.

б

Рис. 147. Конструкция (а) и схема (б) части цепной обмотки

На рис. 148 приведена полная схема однослойной равнокатушечной равносторонней обмотки трехфазного асинхронного двигателя. Стороны двухслойных катушек подразделяют на нижние, которые ле­ жат на дне паза, и верхние, лежащие в верхней части паза. Иногда

нижние стороны катушек на принци­ пиальной схеме показывают штрихо­ выми линиями, а верхние — сплош­ ными.

Главная (рабочая), вспомогательная и пусковая обмотки однофазного асин­ хронного двигателя обычно однослой­ ные с укороченным диаметральным шагом обмотки:

Рис. 148. Схема однослойной рав* нокатушечиой обмотки

Главная обмотка состоит из большого числа катушек и имеет больше витков, поэтому она занимает 2/3 па­ зов, а пусковая — V3.

У конденсаторных двигателей вспомогательная обмотка остается вклю­ ченной на все время работы, поэтому главная и вспомогательная об­ мотки, как правило, одинаковые и занимают равное число пазов. Они выполняются с укороченным диаметральным шагом обмотки и могут быть как двухслойными равнокатушечными, так и однослойными кон­ центрическими.

В зависимости от схемы и конструкции обмоток катушки катушечные группы статорных обмоток соединяются между собой так, чтобы полу­ чить правильное чередование полюсов. Например, если катушки име­ ют размер и шаг обмотки одинаковые и пересекаются в лобовой части (одно- и двухслойные) или катушки концентрической обмотки, т. е.

248

не пересекающиеся в лобовой части, и с разным шагом обмотки, то соединение катушек может быть только последовательным. Параллель­ ное соединение допустимо при равенстве э. д. с. и совпадении фазы у соединяемых катушек.

Полюсные катушечные группы одной фазы соединяют последователь­ но. Параллельное соединение допускают при выполнении вышеука­ занных условий.

Рнс. И9. Соединение катушечных групп одной фазы при смещении их иа два полюсных деления

Рнс. 150. Соединение катушечных групп одной фазы при смещении их на одно полюсное деление

Рнс. 151. Упрощенная схема соединения катушечных групп

асинхронных двигателей: а — схема

катушечной группы;

б — последовательное соединение двух

групп; в — параллель­

ное

соединение групп; г — схема обмотки с последователь­

ным

соединением групп; д — схема обмотки с параллельным

 

соединением групп

10—887

249



Соединяя концы катушечных групп, необходимо следить, пользуясь правилом буравчика, чтобы обтекающие их токи создавали чередую­ щуюся полярность.

В одних случаях (при смещении катушек на два полюсных деления) конец первой катушки Кг катушечной группы соединяется с началом

второй Я 2 (рис. 149), а в других

случаях (смещение

катушек на одно

 

полюсное деление) конец первой K.i

 

соединяется с концом второй К 2 (рис.

 

150).

 

 

 

 

 

В процессе ремонтных работ обмот­

 

чики электромашин пользуются уп­

 

рощенными схемами

соединения

об­

 

моток, а именно: катушечные груп­

 

пы заменяют

прямоугольниками

и

 

изображают их по вертикали для ка­

 

ждой фазы (рис. 151). Внутрикатуше-

 

чные соединения

показаны пунктир­

 

ными линиями, а

наружные — спло­

 

шными. Из приведенной на рис. 151

 

упрощенной схемы четырехкатуше­

 

чной обмотки

трехфазного двигателя

Рис. 152. Упрощенная торцовая схема

следует, что конец катушечной груп­

соединений трехфазного асинхронного

пы 1 должен быть соединен с концом

двигателя

катушечной группы 4, а ее начало —

 

с началом катушечной группы 7 и т.д. Более наглядна упрощенная торцовая схема, изображенная на рис. 152. Пронумерованные (с 1 по 12) катушечные группы представлены в виде

дуг окружности, а внутри они же изображены кружочками, соединен­ ными между собой последовательно для каждой фазы. Из этой схемы видно, что началом первой фазы является начало первой катушечной группы, а ее конец соединен с концом катушечной группы 4, начало ко­

торой соединяется с началом катушечной группы 7.

Дальнейшие соединения также легко проследить как для этой, так и для остальных фаз.

§75 Типичные неисправности и осмотр электромашин

Впроцессе эксплуатации электромашин происходят полные или час­ тичные отказы. В ряде случаев отказы происходят по внешним причи­ нам: перегрузка машины, обрыв питающей линии или линии нагрузки. Но большей частью отказы электромашин происходят вследствие не­ исправности самой машины.

Наиболее вероятны следующие причины отказов электромашины.

1.Повреждения или износ механических частей, например; выработка подшипников, втулок, шеек вала; трещины или поломка щитов, под­ шипниковых крышек, траверсы и клеммовой панели; ослабление креп­ ления муфты или вилки сцепления и вентилятора; бой вала и вибрации машины.

2.Повреждения деталей коммутации тока, например: образование

250


нагара, раковин и выработка рабочей поверхности контактных колец, коллекторов; износ щеток и неисправность щеткодержателей, пробой изоляции контактных колец или пластин коллектора между собой и на корпус; нарушение контакта в пайках концов обмоточного провода в шлицах коллекторных пластин.

3.Неисправности пусковых устройств в виде нарушения контакта или короткого замыкания пускового реостата, выключателя, центробежно­ го устройства.

4.Повреждения якорных, статорных и пусковых обмоток в виде: обры­ ва или нарушения контакта в пайках обмоточного провода; обрыва в соединениях катушек и групп катушек; пробоя изоляции обмоток меж­ ду собой и на корпус; пробоя изоляции обмоточного провода и образо­ вания короткозамкнутых витков; неправильного соединения фазных обмоток электродвигателя.

5.Неисправность селенового выпрямителя, питающего обмотку воз­ буждения, бесколлекторного электрогенератора.

6.Неисправности короткозамкнутого ротора в виде разрыва стержней, нарушения контакта между стержнем и замыкающим кольцом и разрыв

замыкающего кольца.

Кроме того, при попытке неквалифицированного работника отремонти­ ровать электромашину могут возникнуть такие неисправности: непра­ вильное соединение между собой секций и катушек, различных обмо­ ток, размагничивание полюсных сердечников генератора и неправиль­ ная установка траверсы.

Своевременное обнаружение и устранение дефектов в работе электро­ машин способствует их эксплуатационной сохранности. В про­ тивном случае даже незначительные дефекты, например образование нагара, могут привести к необходимости капитального ремонта маши­ ны (нагар, выгорание контактных колец, пробой их изоляции и как следствие этого — короткое замыкание обмотки).

Неисправность машины определяют по внешним признакам и, пользу­ ясь таблицей неисправностей, находят ее причину (табл. 47). Принятые в ремонт электромашины очищают от грязи. Пыль изнутри удаляют с помощью пылесоса или струей сжатого воздуха. После чист­ ки осматривают внешнее состояние машины, проверяют электричес­ кие параметры и прослушивают ее работу на ходу, если это допустимо по ее состоянию.

Проверяя внешнее состояние электромашины, обращают внимание на исправность клеммовой панели, надежность контактов, отсутствие вмятин и трещин в корпусе, подшипниковых крышках и щитах; проч­ ность крепления щитов, подпятников, муфты или вилки сцепления, траверсы и вентилятора. Проверяют радиальный и осевой зазоры, лег­ кость вращения якоря или ротора от руки, при этом слушают, нет ли задевания за полюсные сердечники или статор. Осматривают состоя­ ние поверхности контактных колец, коллектора, исправность травер­ сы, щеткодержателей, щеток и проверяют прижим щеток.

Так как увеличение зазора между ротором (якорем) и статором (сер­ дечниками полюсов) приводит к значительной потере мощности маши­ ны, а перекос вращающейся части — к аварии, то при осмотре обя-

10*

251


Т а б л и ц а 47

Неисправности электромашин

Неисправность Возможная причина Способ выявления и устранения

 

А.

Н е и с п р а в н о с т и э л е к т р о г е н е р а т о р о в

 

 

 

 

 

I.

Искренне

1.

Большой ток нагрузки или

Коллектор имеет равномерное

щеток

большое число оборотов

 

в ми­

по окружности почернение (под­

 

 

нуту

 

 

 

 

 

горание

пластин).

Проверить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

величину тока

якоря

и

число

 

 

2.

Неисправности

 

коллекто­

оборотов в минуту

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить цилпндрпчность по­

 

 

ра,

контактных колец

(высту­

верхности.

Коллектор имеет под­

 

 

пающие пластины,

выступаю­

горание

 

отдельных

 

пластин.

 

 

щая слюда, биение,

выработ­

Продорожить

и

прошлифовать

 

 

ка поверхности, раковины)

стеклянной

бумагой;

проточить

 

 

3.

Загрязнение

 

поверхности

поверхность коллектора

 

 

 

 

 

 

Протереть бензином. Прошли­

 

 

коллектора (контактных колец)

фовать стеклянной шкуркой

 

 

4. Плохая панка концов об­

Подгорание отдельных

плас­

 

 

мотки в шлицах пластин

кол­

тин (с плохой пайкой).

 

Прове­

 

 

лектора

 

 

щеток и

рить пайку.

Пропаять

 

 

 

 

 

5.

Неисправности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щеткодержателей:

 

 

 

зае­

проверить

положение

щеток

 

 

 

не притерты

щетки,

 

 

дают или болтаются

в гнез­

в гнездах

щеткодержателей,

 

 

де, большое расстояние меж­

притереть

щетки,

установить

 

 

ду щеткодержателем

и кол­

нужные размеры

и

обеспечить

 

 

лектором;

неодинаковый

легкость хода;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слабый или

проверить динамометром силу

 

 

нажим на щетки,

 

неисправ­

прижима и отрегулировать пру­

 

 

ны щеткодержатели;

 

 

жины. Проверить

щеткодержа­

 

 

 

неправильное

 

расстояние

тели и устранитьненсправности;

 

 

 

 

проверить

расстояние

 

между

 

 

между щетками или непра­

щетками и установить

его пра­

 

 

вильно установлена

траверса

вильно;

установить траверсу по

 

 

6.

Неисправности

 

якорной

нагрузке

 

подгорание

 

одной-

 

 

 

Сильное

 

 

 

 

обмотки. Обрыв секции или

двух пластин коллектора.

Про­

 

 

короткозамкнутые

витки

 

верить обмотку методом милли­

II.

Генератор

1.

Неправильное

направле­

вольтметра ,

электромагнитом

Проверить

направление

вра­

не возбуждает­

ние вращения

 

оборотов в

щения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ся

 

2.

Низкое число

Проверить число оборотов

 

 

минуту

 

 

 

 

 

Проверить

включение

обмот­

 

 

3. Обратное включение об­

 

 

мотки возбуждения

 

 

 

маг­

ки и пересоединить концы

при

 

 

4.

Потеря остаточного

Проверить

напряжение

 

 

нетизма

 

 

 

 

 

разомкнутой обмотке

возбужде­

 

 

5.

Нет контакта

в щетках

ния и подмагнитить

 

 

щеток.

 

 

Проверить

притирку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продорожить коллектор. Про­

 

 

6.

Обрыв обмотки возбужде­

верить нажим щеток

 

 

 

це­

 

 

Проверить сопротивление

 

 

ния

 

 

 

 

 

 

пи возбуждения,

включая

ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

остаты и

соединительные

про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

252