Файл: Барбанель, С. Р. Технология ремонта кинооборудования учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Продолжение табл. 47

Неисправность

Возможная причина

Способ выявления и устранения

 

 

7.

 

 

Замыкание обмотки воз­

Проверить изоляцию

обмотки

 

 

буждения

на корпус

или за­

возбуждения

относительно кор­

 

 

мыкание

между катушками об­

пуса

н замерить

сопротивление

 

 

мотки

Замыкание

 

секций, ка­

катушек

 

 

 

 

(на

не­

 

 

8 .

 

 

 

Проверить на ощупь

 

 

тушек,

якоря

 

 

 

 

 

подвижном якоре)

равномерность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нагрева

его

поверхности;

про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верить

якорь

электромагнитом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или милливольтметром; изме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рить

 

сопротивления

 

секций

 

 

9.

 

 

Замыкание

 

 

 

якоря

 

 

 

внешнюю

 

цепь,

 

 

 

 

во внешней

Проверить

 

 

 

цепи

 

(вывод, щиток,

линия)

отключив генератор

 

выпря­

 

 

10.

 

Неисправен

 

селеновый

 

Проверить

селеновый

 

 

выпрямитель, питающий об­

митель (см.

§

56)

 

 

 

 

 

III.

Генера­

мотку возбуждения

пункты

2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См.

раздел II,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тор при холос­

7, 8 ,

9 и 10 и,

кроме того:

 

Проверить

сопротивление

об­

том ходе дает

1.

 

Замыкание между

витка­

низкое

напря­

ми обмотки возбуждения

 

мотки.

 

 

сопротивление

и

жение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить

 

 

2.

Увеличенный

 

воздушный

напряжение катушек

 

 

зазора

 

 

 

 

Проверить

величину

 

 

 

зазор (для машин,

вышедших

между

якорем

и

полюсными

 

 

из ремонта)

 

 

 

(запи­

наконечниками

 

 

 

зубцов

 

 

3.

Сильно уменьшена

 

Проверить

толщину

 

 

 

лена)

толщина

ножки

зубцов

якоря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Напряже­

(после ремонта)

 

 

 

 

 

 

Проверить ток,

потребляемый

1.

Перегрузка

 

 

 

 

 

 

ние генератора

2.

Неправильное

 

положение

от генератора

 

 

 

 

 

 

сильно

падает

 

 

Проверить отметки на травер­

при нагрузке

щеток на

коллекторе

 

 

се и щите машины.

Сдвинуть

 

 

3.

Плохие контакты

в

ще­

щетки против вращения

 

 

 

 

 

Проверить температуру соеди­

 

 

точной

арматуре,

соединениях

нений на ощупь и измерить со­

 

 

или распайка соединений якоря

противление якорной

цепи

ге­

 

 

4.

Снижение

оборотов

дви­

 

Проверить число оборотов

 

 

гателя внутреннего

 

сгорания

нератора и двигателя

выпря­

 

 

5.

Недостаточен ток возбуж­

 

Проверить

селеновый

 

 

дения

 

 

 

 

 

 

 

митель возбуждения.

Измерить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ток

возбуждения.

Проверить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исправность

катушек

возбуж­

V. Чрезмер­

1.

Перегрузка

 

 

 

 

 

дения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить ток и напряже­

ный нагрев

2.

Ухудшение вентиляции

ние

на зажимах

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочистить

вентиляционные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отверстия в щитах н

проверить

 

 

3.

Межвитковое

 

замыкание

вентилятор

 

 

 

 

 

н со­

 

 

 

 

Проверить напряжение

 

 

якоря или обмотки

возбужде­

противление якорных обмоток и

 

 

ния

Замыкание

в

 

сердечнике

катушек возбуждения

 

 

 

 

 

4.

 

 

Проверить ток,

потребляемый

 

 

якоря

 

 

 

 

 

 

 

машиной

при

включении

ее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двигателем

 

 

 

 

 

 

 

253


 

 

Продолжение табл. 47

Неисправность

Возможная причина

Способ выявления п устранения

 

 

 

5.

Трение

якоря о полюса,

Проверить легкость вращения,

 

 

 

нет смазки, зажим или перекос

смазку, бон вала и состояние

 

 

 

вала,

повреждение шейки вала

шейки вала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Искрение щеток

возбуж­

См. пункт 1

 

 

 

 

 

 

 

7.

Повышенный ток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дения вследствие:

 

 

 

проверить

 

напряжение

воз-

 

 

 

повышенного напряжения воз-

 

 

 

 

буждения:

 

 

 

оборотов;

буждения;

 

число

оборотов

 

 

 

пониженного числа

проверить

 

 

 

 

неправильного

положения

в минуту

отметки

на

щите

 

 

 

проверить

 

 

 

(сдвига)

щеток

на коллекторе

машины и траверсе. Попробо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вать сдвинуть

траверсу против

VI.

Повы-

1.

Неправильно

установлены

вращения

 

число

оборотов

Проверить

шенная или по-

обороты двигателя

внутреннего

двигателя и установить их так,

ниженная часто-

сгорания

 

 

 

катушек воз-

чтобы

ток

имел частоту 50

Гц

та тока

 

2.

Обрыв двух

Измерить

сопротивление

об-

 

 

 

буждения смежных

полюсных

мотки возбуждения и проверить

VII.

Вибра-

наконечников

 

якоря — вибра-

соединение катушек

 

 

 

1.

Небаланс

Проверить

балансировку яко-

ция машины

ция исчезает лишь

при значи­

ря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельном уменьшении числа обо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ротов

 

 

 

 

 

 

Проверить

якорь электромаг-

 

 

 

2.

Замыкание между витками

 

 

 

якоря

 

 

 

 

 

 

нитом

 

 

катушки

возбуж-

 

 

 

3.

Замыкание между витками

Проверить

 

 

 

в катушках возбуждения

(виб-

дения,

измеряя

сопротивление

 

 

 

рация исчезает при отключении

и напряжение

на каждой

в

от-

 

 

 

катушек)

 

 

 

 

 

 

дельности

 

 

 

 

 

 

Б.

Н е и с п р а в н о с т и т р е х ф а з н ы х а с и н х р о н н ы х д в и г а т е л е й

 

 

 

 

 

(с короткозамкнутым ротором)

 

 

 

 

 

 

 

I.

Двигатель

1.

Обрыв в одном из прово-

Проверить

напряжение

пита-

не берет с мес-

дов питающей линии

из обмо-

ния и предохранители

 

 

 

та без нагрузки

2.

Обрыв в одной

Проверить ток

или сопротив-

 

 

 

ток

фаз статора (при включе­

леине обмоток фаз

 

 

 

 

 

 

нии звездой)

 

 

 

 

 

Проверить зазор между ро-

 

 

 

3.

Износ подшипников и при-

 

 

 

тяжение ротора к статору

 

тором и статором

 

 

 

 

I I . Двига-

1.

Перегрузка

 

обмоток

фаз

Проверить нагрузку

 

 

 

тель

не

берет

2.

Включение

 

Проверить

схему соединения

с места под на-

звездой

вместо

треугольника

обмоток фаз двигателя

 

 

 

грузкой

или

3.

Обрыв одной обмотки фаз

Проверить ток

или сопротив-

останавливает-

статора

(при

включении

тре-

ленне обмоток фаз

 

 

 

ся при

увели-

угольником)

 

 

 

замыкание

Проверить

сопротивление об-

чении нагрузки

4.

Межвнтковое

 

 

 

в обмотке статора

 

 

 

мотки,

измерить

ток холостого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хода по фазам

 

 

 

 

 

 

 

5.

Распайка

стержней

или

Проверить обмотки прибором;

 

 

 

колец ротора

 

 

 

 

проверить

ток короткого замы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кания

 

 

 

 

 

 

 

254


 

 

Продолжение табл. 47

Неисправность

Возможная причина

Способ выявления и устранения

III. Двига-

1.

Пониженное

напряжение

Проверить величину напряже-

тель дает пони-

сети

Повышенное

сопротивле-

ния сети

жеиное

число

2.

Проверить ток короткого за-

оборотов

 

ние обмотки ротора по причине

мыкания

 

 

 

распайки, плохой заливки, тре­

 

 

 

 

щин в стержнях и кольцах ро­

 

IV.

Двига-

тора

Обрывы

в

нескольких

Проверить ток короткого за-

1.

тель не развер-

стержнях

пли

в

замыкающих

мыкания

тывается

(за-

кольцах ротора

 

 

Проверить величину тока каж-

стревает на ма-

2. Перевернуты фазы обмот-

лых

оборотах)

ки статора

(двигатель гудит)

дой фазы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить маркировку концов

V. Повышен-

1. Повышенная величина то-

обмотки

 

ный

перегрев

ка в обмотках статора по при-

 

двигателя

 

чине:

 

 

 

 

 

 

 

обрыва в одном из прово-

проверить

предохранители

и

 

 

дов питающей линии;

напряжение питания;

 

 

 

обрыва одной

из обмоток

проверить ток или сопротив-

 

 

фазы статора;

 

 

ление каждой обмотки;

 

 

 

повышенного или понижен­

проверить напряжение сети;

 

 

ного

напряжения сети и пе­

 

 

 

 

 

 

 

 

регрузки;

 

замыкания

проверить

сопротивление

и

 

 

межвиткового

 

 

в обмотке фазы статора;

ток каждой обмотки; проверить

 

 

неправильного соединения

статор

прибором;

катушек на

 

 

проверить нагрев

 

 

катушек внутри обмотки фазы

ощупь;

 

проверить

статор при­

 

 

2. Увеличение

воздушного

бором

 

 

 

 

 

 

 

Проверить зазор между ро-

 

 

зазора или ухудшение вентиля-

тором

и

статором

и проверить

 

 

ции

 

 

 

 

вентилятор

 

 

 

 

 

■3. Распайка соединений ротора

Проверить места пайки

на

 

 

4. Перегрев

подшипников по

Проверить

подшипники

 

 

причине

износа,

заедание или

легкость

вращения

ротора;

 

 

 

отсутствие смазки

 

 

осмотреть подшипники и шейки

 

 

 

 

 

 

 

вала ротора; смазать подшип­

VI. Вибра-

1. Небаланс

ротора

(вибра-

ники

 

 

балансировку

 

Проверить

 

ции двигателя

ции исчезают при значительном

 

 

 

 

 

 

 

 

уменьшении оборотов)

 

Проверить

ток короткого за-

 

 

2. Обрыв в роторе (вибрации

 

 

прекращаются

при выключении

мыкания

 

 

 

 

 

 

сети)

 

осевой

зазор

Проверить зазор в подшипни-

 

 

3. Большой

 

 

ротора

и износ

подшипников

ках и установку их

 

 

В.

Н е и с п р а в н о с т и о д н о ф а з н ы х ас и н х р о н н ы х д в и г а т е л е й

 

 

 

с к о р о т к о з а м к н у т ы м р о т о р о м

 

 

 

I .

Двигатель

1. Обрыв в одном из прово-

Проверить

напряжение пита-

не берет с места

дов питающей линии

 

ния и предохранители

 

без нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

255


 

 

Продолжение табл. 47

Неисправность

Возможна}! причина

Способ выявления и устранения

 

 

2.

Обрыв рабочей

млн вспо­

Измерить сопротивление

об­

 

 

могательной обмотки или не­

моток пли прозвонить их; осмот­

 

 

исправно пусковое

устройство

реть пусковое

устройство

 

 

 

 

(не замыкает цепь тока)

 

Проверить

цепь

включения

 

 

3.

Обрыв

или короткое за­

 

 

мыкание пускового конденсатора

конденсатора;

проверить

кон­

 

 

4.

Износ

подшипников

или

денсатор

на пробой

 

 

 

 

 

Проверить зазор между рото­

 

 

заедание их

 

 

 

 

ром

и статором;

осмотреть п

 

 

 

 

 

 

 

 

проверить

подшипники

 

 

11.

Двигатель

1.

Перегрузка

замыкание

Проверить нагрузку

 

 

об-

не берет с места

2.

Межвитковое

Проверить

сопротивление

под

нагрузкой

в обмотке статора

 

 

моток, измерить ток холостого

или останавли­

 

 

 

 

 

 

хода

рабочей и

вспомогатель­

вается при уве­

 

 

 

 

 

 

ной обмоток,

проверить

статор

личении на-

3.

Распайка

стержней

или

прибором

 

 

 

 

 

за­

грузки

Проверить ток короткого

 

 

колец ротора

(также приводит

мыкания

 

 

 

 

 

 

 

 

к снижению оборотов двигателя)

Проверить напряжение

сети

 

 

4.

Пониженное

напряжение

 

 

сети

(также приводит к сниже­

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Перегрев

нию оборотов

двигателя)

 

Проверить

напряжение

сети,

1.

Повышенная величина то-

двигателя

ка по причине перегрузки,

меж-

нагрузку на валу и сопротивле­

 

 

виткового замыкания

 

ние обмоток или прибором про­

 

 

2. Неисправно пусковое уст­

верить на замыкание

 

 

 

 

 

Проверить пусковое устройст­

 

 

ройство (не выключает вспомо­

во, выключатель, схему соеди­

 

 

гательные обмотки)

воздушного

нений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Увеличение

Проверить зазор между ро­

 

 

зазора или износ подшипников,

тором

и

статором;

проверить

 

 

заедание

 

 

 

 

подшипники

 

 

 

 

 

зательно измеряют зазор с обеих сторон минимум в четырех точках. В случае невозможности измерения зазора особо тщательно проверяют на слух трение ротора (якоря) о статор (сердечники полюсов).

Данные зазоров приведены в табл. 48.

Т а б л и ц а

48

 

 

 

 

 

 

Ориентировочные данные зазоров между статором и ротором

Диаметр

ротора, мм

50

150

250

350

450

1000

Зазор, мм

0,2

0,4

0,6

0,7

0,9

1,3

Независимо от внешнего состояния машины проверяют электрическую прочность изоляции между обмотками и между каждой обмоткой и кор­ пусом.

256


Измеряют сопротивление всех обмоток, тем самым убеждаются в от­ сутствии обрыва и проверяют маркировку выводов (табл. 49). Электрическую прочность изоляции проверяют индукторным мегом­ метром или испытательным напряжением от повышающего трансфор­ матора. В случае отсутствия мегомметра или испытательного транс­ форматора пользуются напряжением сети не менее 220 В, подаваемым

через электролампу.

Если общее состояние машины позволяет включить ее под напряжение (электродвигатель) или соединить с первичным приводом (электрогене­ ратор), то продолжают проверку электрических данных на холостом ходу и под нагрузкой; измеряют число оборотов в минуту и мощность, потребляемую двигателем от сети; измеряют напряжение переменного тока и напряжение постоянного тока на обмотке возбуждения и часто­ ту вырабатываемого генератором тока.

Т а б л и ц а

49

 

 

 

 

Обозначение выводов электромашин

 

 

Наименование

обмоток

 

Обозначения

 

начало

конец

 

 

 

Ма ши н ы п о с т о я н н о г о т о к а

 

 

 

Обмотка якоря

 

Я -1

Я—2

Параллельная обмотка возбуждения

Ш— 1

Ш—2

Обмотка добавочных полюсов

д -1

Д - 2

Последовательная

обмотка возбуж-

С— 1

С—2

дешш

 

 

 

 

 

Компенсационная обмотка

К—1

К— 2

Пусковая обмотка

 

П— 1

П—2

Уравнительная обмотка

У— 1

У—2

Обмотки особого назначения

0,1; 0,3

0,2;

0,4

Маш и мы

п е р е меи н о г о т о к а

 

 

 

Обмотки статора трехфазных машин

 

 

 

с открытой схемой с шестью выводами:

 

 

 

первая

фаза

 

С -1

С -4

вторая фаза

 

С—2

С—5

третья

фаза

трехфазных ма-

С—3

С— 6

Обмотки

статора

 

 

 

шин, соединенных внутри звездой:

 

 

 

первая фаза

 

С—1

Вывод нулевой

вторая

фаза

 

С—2

точки (независимо

третья

фаза

 

С—3

от того,

заземлена

Обмотки статора трехфазных машин ,

 

она или нет) обо-

соединенных внутри

треугольником:

С— 1

значается 0

первая фаза

 

 

 

вторая

фаза

 

С—2

 

 

третья фаза

 

С—3

 

 

Обмотки статора однофазных асин-

 

 

 

хронных электродвигателей:

С—1

С—2

главная обмотка

 

пусковая обмотка

П— 1

П—2

257