Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел третий

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА

Глава VII. РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

§ 24. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Рулевое устройство обеспечивает управляемость судна, т. е. позво­ ляет удерживать судно на курсе или изменять направление его движения.

Основными частями рулевого устройства (рис. 68) являются:

руль, служащий для непосредственного поворота судна; он

состоит из вертикальной пластины, называемой пером руля, и

поворотного вала — баллера, жестко соединенного с пером и про­

ходящего через гельмпортовую трубу в румпельное отделение, где

расположена рулевая машина;

рулевой привод, связывающий баллер руля с рулевой

машиной; рулевая машина, приводящая в действие руль;

привод управления рулевой машиной, состоящий из телемоторной передачи, связывающей пусковое устройство ру­

левой машины со штурвалом, расположенным в рулевой рубке.

На крупных судах дополнительный штурвал устанавливается так­ же на верхнем мостике.

Для контроля за положением руля служит специальный при­

бор— аксиометр, установленный перед штурвалом и связан­ ный электрической системой с баллером.

Рулевые приводы снабжаются специальными ограничителями,

допускающими перекладку руля не более чем на 35—37° на каж­

дый борт. Это ограничение вызвано тем, что при дальнейшей пере­ кладке ухудшается действие руля и возможна его поломка от дей­

ствия давления встречных потоков воды.

Рулевое устройство относится к числу наиболее ответственных

судовых устройств. От его бесперебойной работы в значительной степени зависит безопасность плавания судна. Поэтому по Пра­

вилам Регистра СССР каждое морское судно должно иметь два

рулевых привода: основной и запасной, с самостоятельны­

ми рулевыми машинами. Если эти приводы находятся ниже гру­

зовой ватерлинии, то предусматривают еще третий — аварий­

ный рулевой привод, расположенный выше палубы переборок.

Основной рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с борта на борт при максимальной скорости переднего хода;

при этом время перекладки руля с 35° одного борта на 30° друго-

6 Устройство морского судна

81


5 б

Рис. 68. Общая схема рулевого устройства:

/ — перо руля; 2—баллер; 3 — гельмпортопая труба; 4 — румпельное отделение; 5—рулевой привод; б—рулевая машина; 7 — привод управления рулевой машиной; в —штурвал; 9—штурвальная тумба; 10 — рулевая рубка

го борта не должно превышать 28 с. Запасной рулевой привод

должен обеспечивать перекладку руля с борта на борт при скоро­ сти переднего хода не менее 7 узлов, причем время перекладки

руля с 20° одного борта на 20° другого не должно превышать 60 с.

Аварийный рулевой привод должен обеспечивать перекладку

руля с борта на борт при скорости переднего хода не менее 4 уз­

лов, время перекладки не регламентируется.

допускать переход

Конструкция рулевого устройства должна

с основного привода на запасной в течение 2

мин.

§ 25. КОНСТРУКЦИИ РУЛЕЙ. ПОДРУЛИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА

Рули, применяемые на морских судах, можно подразделить на

два основных типа: небалансирные (обыкновенные) и балансир­

ные.

Небалансирные рули характерны тем, что вся плоскость

пера расположена у них по одну сторону от оси вращения.

Наиболее

простым

является

плоский небалансирный руль

(рис. 69,

а),

распространенный на судах старой постройки. Перо

 

 

 

 

руля представляет собой стальную пластину толщиной 20—30 мм,

подкрепленную с обеих сторон ребрами. Ребра соединяют перо с

рудерписом — утолщенной вертикальной частью руля, проходя­

щей по оси вращения. На рудерписе имеется ряд петель с закре­

пленными в них штырями, которыми руль навешивается на петли

рудерпоста. Опорой, воспринимающей вес руля, служит пятка ах­

терштевня. В ней делается углубление для нижнего штыря рудер-

писа, и для уменьшения трения в углубление под штырь встав­ ляется стальная закаленная чечевица. Для предупреждения верти-

82


кального смещения руля один из штырей, расположенный над ватерлинией, имеет на нижнем конце головку.

Рудерпис соединяется с баллером при помощи специального

замка или фланца, причем фланец обычно несколько смещают относительно оси вращения. Благодаря этому, во-первых, образу­

ется плечо, облегчающее поворот пера руля, во-вторых, для сня­ тия пера при ремонте не нужно приподнимать баллер, так как

для этого достаточно разобрать фланец и развернуть перо и бал­

лер в разные стороны. Баллер выводится в румпельное отделение через гельмпортовую трубу. В ее верхней части устанавливается

подшипник баллера, а также уплотнительный сальник, предупреж­

дающий попадание воды внутрь судна.

В настоящее время получили распространение обтекаемые не­

балансирные рули с контррулями (рис. 69,6). Перо руля имеет

профиль вытянутой капли и состоит не из пластины, а из рамы,

обшитой листовой сталью. Контрруль представляет собой обтекае­

мую наделку на передней части рудерпоста. Он образует с пером

руля единый профиль и служит как бы неподвижной частью пера.

Благодаря обтекаемой форме руля снижается сопротивление воды движению судна, а наличие контрруля, кроме того, улучшает его

разворот. Обтекаемые рули соединяются с ахтерштевнем и бал­

лером так же, как и плоские. При этом для уменьшения завихре­

ния воды штыри закрываются съемными кожухами, которые кре­

пятся к обшивке пера на потайных бронзовых шпильках или для

надежности привариваются.

Небалансирные рули по сравнению с другими рулями облада­ ют наиболее прочной и простой конструкцией, поэтому находят

применение на многих судах. В частности, они всегда устанавли­ ваются на судах ледового плавания. Для предохранения руля от

Рис. 69. Небалансирные рули:

а — плоский; б — обтекаемый;

1 — перо

 

руля;

2 — рудерпис;

3 — ребро;

4 — фланцевое

сое­

динение;

5 — баллер;

6 — гельм~

портовая

 

труба;

7 — штыри,

8 — петли;

9 — рудерпост;

10 —

пятка

ахтерштевня;

//—за*

щитные кожухи штырей

6*

83


Рис. 70. Балансирные рули:

а — простой; б — полуподвесной

(полубаланснрный);

s — подвес­

ной;

/ — бпллер: 2 —балансир­

ная

часть

руля;

3 — пятка

ахтерштевня

поломки льдиной при заднем ходе на корпусе судна позади руля имеется специальный защитный выступ.

Балансирные рули (рис. 70) отличаются тем, что часть плоскости пера, примерно 20—30% от всей площади, расположена у них впереди оси вращения. При перекладке такого руля встреч­

ные потоки воды своим давлением на балансирную часть содейст­

вуют отклонению руля, что дает возможность уменьшить мощ­

ность рулевой машины. Благодаря этому ценному свойству балан­

сирные рули применяются на большинстве современных судов.

Крепление балансирного руля к ахтерштевню осуществляется по-разному. Широко распространена конструкция, при которой

ахтерштевень выполняется без рудерпоста и руль имеет только две опоры — вверху и внизу. Нижней опорой руля служит пятка

ахтерштевня, а верхней — петля или непосредственно подшипник

баллера. В других конструкциях ахтерштевень имеет съемный ру­ дерпост, который проходит сквозь пустотелый рудерпис и таким

образом служит осью вращения руля.

На современных быстроходных судах широкое применение на­ ходят балансирные полуподвесные рули без нижней опоры, назы­ ваемые также полубалансирными рулями. Верхней опорой таких рулей служит одна-две петли ахтерштевня. Реже применяются балансирные подвесные рули, у которых верхней опорой является только подшипник баллера. Обе эти конструкции по сравнению с

обычными рулями обладают меньшей прочностью, но создают

меньшее сопротивление встречным потокам воды и

не требуют

для своей установки массивного ахтерштевня.

Существен­

Все балансирные рули, как правило, обтекаемые.

Специальные рули и подруливающие устройства.

 

ным недостатком обычных рулей является их слабое действие на

малых и задних ходах. Для обеспечения лучших маневренных ка­

честв на многих судах применяют специальные средства управ­

84


ляемости. К их числу относятся активные рули, поворотные на­

правляющие насадки, дополнительные носовые рули и подрули­

вающие устройства.

Активные рули (рис. 71,а) устанавливают на крупных

транспортных судах. Руль имеет обычную обтекаемую форму и оборудован небольшим гребным винтом. Он размещается в спе­

циальной насадке и получает вращение от электромотора, вмон­

тированного в каплевидную наделку на пере руля; питание к мо­

тору подводится через полый баллер. Упор, создаваемый рулевым

винтом, значительно увеличивает разворачивающее действие руля,

причем, что особенно ценно, наибольшее влияние рулевой винт

оказывает при малой скорости судна или при полном ее отсутст­

вии. Действие активного руля возрастает также с увеличением

угла перекладки. Поэтому на малых ходах угол перекладки до­ пускается до 90° на борт, а на полном ходу, во избежание полом­ ки руля, ограничивается обычными пределами (35°).

Активные рули облегчают маневрирование судов при движе­

нии в узкостях, позволяют производить швартовку без помощи

портовых буксиров. Кроме того, они повышают безопасность пла­

вания: рулевой винт при необходимости может быть использован

как движитель судна, обеспечивая скорость до 4—5 узлов.

Поворотные насадки (рис. 71,6) применяются на бук­

сирных судах вместо обычных рулей. Насадка представляет собой

массивное кольцо, закрепленное на баллере по типу балансирно­ го руля. При ее повороте струя воды, отбрасываемая гребным винтом, изменяет направление, чем и обеспечивается поворот суд­

на. Помимо улучшения управляемости, насадка также увеличива­

ет упор, создаваемый винтом, что очень важно для буксира.

Кроме поворотных, на судах часто применяют и неподвижные

направляющие насадки. В этом случае насадка служит только

для увеличения упора гребного винта, а управляемость судна

обеспечивается обычным рулем, установленным позади на­ садки.

Носовые рули устанавливаются в дополнение к основным

рулям на паромах и некоторых других судах для повышения управляемости на заднем ходу. Руль выполняется обычно подвес-

Рис. 71. Специальные рули:

а — активный

руль; б — поворотная

направляющая

насадка;

/ — рулевой

винт;

2 — направляющая

насадка;

3 — каплевидная наделка

на руле

85