Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
ным балансирного типа и разме
щается непосредственно за фор
штевнем в специальном окне в корпусе судна. Форма пера руля
|
|
|
|
|
|
соответствует |
обводам |
обшивки, |
||||
|
|
|
|
|
|
чтобы |
при |
среднем положении |
||||
|
|
|
|
|
|
руля не создавалось дополни |
||||||
|
|
|
|
|
|
тельного |
сопротивления |
воды |
||||
|
|
|
|
|
|
движению |
судна. |
|
|
уст |
||
|
|
|
|
|
|
Подруливающие |
||||||
|
|
|
|
|
|
ройства (рис. 72) применяют |
||||||
|
|
|
|
|
|
ся также в дополнение к основ |
||||||
|
|
|
|
|
|
ным рулям; они устанавливают |
||||||
Рис. 72. |
Носовое подруливающее |
ся в носовой части судна или в |
||||||||||
|
|
устройство: |
|
|
носовой и кормовой одновремен |
|||||||
винта; |
4 — забортные |
отверстия |
с решет |
но. Устройство состоит из сквоз |
||||||||
ками; |
5 — редуктор; |
б — электродвигатель |
ного |
туннеля, |
проходящего от |
|||||||
/ — туннель; |
2 — винт; |
3 — |
кронштейн |
одного борта к другому, и винта, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
размещенного |
внутри |
туннеля. |
||||
электромотором |
через |
редуктор. |
Винт |
приводится |
во |
вращение |
||||||
Работа устройства |
заключается |
в создании бокового упора за счет силы реакции выбрасываемой
из туннеля воды. Направление упора изменяют реверсированием винта.
Подруливающие устройства обеспечивают высокую маневрен ность судна на малом и заднем ходах, позволяют перемещаться судну лагом, разворачиваться на месте. Они применяются на
паромах, земснарядах, крупных пассажирских и грузовых
судах, часто вместе с активным рулем или винтом регулируемого
шага.
§ 26. РУЛЕВЫЕ ПРИВОДЫ И РУЛЕВЫЕ МАШИНЫ
Электрогидравлические рулевые приводы. Рулевой привод слу
жит для передачи крутящего момента от рулевой машины на бал
лер руля. Его конструкция зависит от типа рулевой машины, ко торая может быть электрогидравлической, электрической, паровой
(на старых судах) или ручной.
Электрогидравлические рулевые приводы широко применяются
на современных судах любого тоннажа. Наибольшее распростра
нение получил плунжерный привод (рис. 73). Он состоит из румпеля, который жестко посажен на голову баллера и шарнирно связан с плунжером.
Плунжер входит в два неподвижных гидравлических пресса,
заполненных маслом и соединенных трубками с рулевым насосом
специальной конструкции. Hacoc постоянно вращается электродви гателем, ио при среднем положении пусковой тяги работает вхо
лостую.
86
Для поворота руля выводят тягу из среднего положения, и на
сос начинает перекачивать масло из одного пресса в другой. Со здается разность давлении, вследствие чего плунжер перемещает ся и поворачивает румпель и баллер в нужную сторону.
Для амортизации ударов волн в перо руля установлен предо
хранительный клапан. При ударе волны в перо давление в одном из прессов резко возрастает и клапан перепускает часть масла
в другой пресс. Так как при этом руль несколько отклонится в
сторону, в приводе имеется специальное устройство, обеспечиваю щее автоматический возврат руля в первоначальное положение
после спада давления. Ограничителями поворота румпеля служат
донышки самих прессов.
Плунжерные приводы часто выполняются сдвоенными — с дву мя парами прессов и двумя насосами, работающими параллель
но. Это позволяет не устанавливать отдельный запасной привод,
поскольку перекладку руля при необходимости можно осущест
влять с помощью одной пары прессов и одного насоса.
Другой тип гидравлического привода — лопастной
(рис. 74). Румпель, выполненный в виде крылатки с лопастями,
находится в закрытом цилиндрическом корпусе, который разде
лен неподвижными перегородками на несколько рабочих камер (в
данном случае две камеры), заполненных маслом. При перекачке
его из одних полостей камер в другие создается разность давле ний, вызывающая поворот румпеля и баллера.
Рабочее давление масла в плунжерных приводах достигает
150—200 кгс/см2, в лопастных — до 40—50 кгс/см2. Высокое давле ние масла позволяет сделать приводы сравнительно небольших раз
меров и массы даже при большой мощности. Применение масла,
кроме того, сводит к минимуму трение и износ деталей, обеспечи вает их плавную и бесшумную работу. Приводы отличаются высо
кой чувствительностью управления.
Рис. 73. Электрогидравлический плун- |
Рис. 74. Электрогидравлический ло- |
|||||
|
жерный |
привод: |
пастной привод (крышка снята): |
|||
1 — баллер; 2 — румпель; |
3 — плунжер; |
1 — корпус; 2 — рабочая |
камера; 3 — ло- |
|||
4 — гидравлический |
пресс; 5 — электродви- |
пастной румпель; |
4 — баллер |
|||
гатель; |
б—пусковая |
тяга |
насоса; 7 — |
|
|
|
рулевой |
насос; |
8 — предохранительный |
|
|
||
|
клапан |
|
|
|
87
Рис. 75. Электрический секторно-зубчатый привод:
/—баллер; 2— румпель; 3, 6 — шестерни; 4 — штурвал ручного привода; 5 — зубчатый сектор; 7— червячный редуктор; 8 — рулевой электродвигатель; 9 — ограничительный вы ключатель; 10 — зубчатый сектор ручного привода; 11 — буферные пружины
Электрические рулевые приводы устанавливаются на некото
рых судах среднего тоннажа. По конструкции это обычно сек
торно-зубчатый привод (рис. 75). На баллер поверх жест
ко закрепленного румпеля свободно посажен зубчатый сектор.
Сектор и румпель соединены между собой пружинными аморти заторами. Зубья сектора входят в зацепление с шестерней, кото
рая через червячный редуктор приводится во вращение от руле вого электродвигателя. При работе двигателя шестерня повора
чивает сектор и через пружины движение передается на румпель и баллер.
Пружинные амортизаторы включены в привод для смягчения
рывков, возникающих при работе двигателя или при ударах волн
в перо руля. Червячный редуктор служит для повышения усилия
на румпеле за счет понижения числа оборотов двигателя и, кроме
того, обеспечивает самоторможение привода. Для ограничения
поворота руля в районе сектора закреплены ограничительные кни
цы, а также концевые выключатели, которые при подходе сектора
к крайнему положению автоматически останавливают рулевой
двигатель.
В качестве рулевого двигателя применяется мотор постоянного
тока, питающийся от специального преобразователя. Часто рядом
с редукторохм устанавливают запасной электромотор, который мо
жет быть легко подключен к устройству при неисправности основ
ного мотора.
На некоторых старых судах сохранились паровые секторно
зубчатые приводы. В них вместо электродвигателя используется
паровая двухцилиндровая рулевая машина.
Ручные рулевые приводы применяются как основные на не
больших судах, а как запасные или аварийные — и на сравнитель
но крупных. Рассмотрим их типы.
88
Гидравлический ручной привод устроен и работает
подобно плунжерному электрогидравлическому приводу, но для
перекачки масла используется ручной насос, приводимый в дви жение от штурвала. Если привод работает как аварийный, то руч
ной насос обычно подключают непосредственно к прессам основ
ного привода, и переход с одного привода на другой осуществля
ется простым переключением клапанов.
Секторный привод с валиковой передачей, ис пользуемый в качестве аварийного, состоит из системы валиков и шестерен, которые связывают штурвал ручного управления с зуб
чатым сектором, выполненным заодно с основным. Для перехода
на ручное управление рулем выводят из зацепления шестерню
основного привода и опускают шестерню, сидящую на скользящей
шпонке, до зацепления с зубчатым сектором (см. рис. 75).
Секторный привод со штуртро с о в ой передачей
(рис. 76) состоит из сектора, жестко закрепленного на баллере руля, и штуртросовой проводки, соединяющей сектор с барабаном.
Штуртрос намотан на барабан несколькими шлагами таким обра зом, что при вращении барабана одна ветвь выбирается, а другая потравливается, приводя в движение сектор.
Барабан приводится во вращение штурвалом (иногда паровой
машиной) через червячный редуктор, который повышает усилие
на барабане и препятствует его обратному вращению, т. е. обес
печивает самоторможение привода. Штуртрос выполняется из
стального троса, цепи, а на прямых участках — из стальных штанг.
Чтобы сохранялось постоянное натяжение штуртроса, правая его ветвь крепится к ступице сектора со стороны левого борта, и на оборот, и обе ветви проходят по обводу сектора в отдельных ка
навках.
Для выбирания слабины в ветви штуртроса вставлены винто вые талрепы, а для смягчения рывков — пружинные амортизато
ры. Чрезмерный поворот руля предупреждается ограничительны ми кницами, приваренными около сектора. Участки штуртроса,
проходящие по палубе, закрываются съемными кожухами.
Рис. 76. Секторный привод со штуртросовой передачей:
/ — баллер руля: |
2—место крепления штуртроса; 3 — сектор; 4, 7—направляющие бло |
|
ки; 5 — штуртрос; |
5—барабан; 8 — буферные |
пружины; 9 — ограничительные кницы; |
|
/0 —винтовой |
талреп |
89
Рис. 77. Ручной винто вой привод:
1 — баллер; 2— румпель; 3 — тяги; 4 — ползуны; б — направляющие стержни; 6 — станина; 7—штурвал; 8 — шпиндель
Винтовой привод (рис. 77) применяется иногда как ава
рийный. Привод состоит из винтового шпинделя с правой и левой резьбой, на которую навинчены два ползуна. Стальными тягами ползуны соединены с двуплечим румпелем, насаженным на бал
лер. При вращении штурвала ползуны движутся по шпинделю в
разные стороны и с помощью тяг поворачивают румпель. Чтобы ползуны не перекашивались, их снабжают гладкими направляю щими стержнями, укрепленными в станине. Привод повышает уси
лие, передаваемое от штурвала на баллер, в 25—30 раз и обес печивает самоторможение.
Основные ручные приводы конструируются таким образом, чтобы необходимое усилие на штурвале не превышало 16 кг. За пасные ручные приводы могут иметь один-два штурвала увели ченного диаметра, рассчитанные на работу до четырех человек,
по при условии, что усилие на каждого работающего не превыша
ет 16 кг. Все дополнительные посты управления оборудуются
указателем положения руля, компасом и надежной связью с хо довым мостиком.
Румпель-тали. Рулевой тормоз. Румпель-тали являются
одним из типов аварийного рулевого привода. Они состоят из двух
пар блоков, оснащенных тросом. Подвижные блоки крепятся ско бами к сектору или румпелю, неподвижные — к бортам. Пере
кладку руля осуществляют по принципу штуртросовой передачи,
причем ходовой конец лопаря румпель-талей выбирают вручную
или при помощи какого-либо палубного механизма (шпиля, ле
бедки). При ручной выборке лопарь должен быть растительным,
при механической — стальным.
В штормовую погоду румпель-тали используют в качестве до
полнительного амортизатора рулевого привода.
Рулевой тормоз служит для затормаживания баллера при
переходе с одного привода на другой или при ремонтных работах.
Тормоз состоит из тормозной дуги на рулевом секторе или тор
мозного диска, насаженного на баллер. C помощью винтового
устройства дуга или диск могут зажиматься тормозными колод ками. Стопорение руля возможно, кроме того, штырями: на рум
пеле и неподвижной станине имеются специальные отверстия, сов
падающие при среднем положении руля, в них и закладывают
штыри. При гидравлических приводах руль стопорят перекрытием
клапанов на трубках.
90