Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 22. СЛУЖЕБНЫЕ И ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Служебные помещения подразделяются на помещения управ­

ления судном, помещения судовых механизмов, служебно-хозяй­

ственные и административные.

Помещения управления судном — это рулевая и штурманская рубки, радиорубка, гирокомпасная, помещение лага

и эхолота, аварийные посты, пожарные посты и т. п.

Основным постом управления является рулевая рубка, распо­ ложенная на ходовом мостике. В ией установлены рулевая тумба,

репитер гирокомпаса, путевой магнитный компас, радиолокатор,

машинный телеграф, пульт дистанционного управления главным двигателем и другое оборудование.

Рядом с рулевой расположена штурманская рубка, где хра­

нятся путевые карты, различные навигационные приборы и ин­

струменты и имеется специальный штурманский стол для работы

с картами. На многих судах обе рубки бывают объединены в од­ ну — н а вигациоиную рубку.

На палубе ходового мостика располагают, как правило, и ра­

диорубку, что обеспечивает быструю передачу полученных сооб­ щений вахтенному штурману.

Чтобы обеспечивался круговой обзор, ходовой мостик в районе

рулевой рубки имеет вынесенные крылья, доходящие до бортов. Кроме того, па крыше рулевой рубки есть дополнительный пост

управления — верхний мостик. C него штурман управляет судном при маневрировании в узкостях, а также проводит астрономиче­

ские наблюдения.

Помещения судовых механизмов (рис. 67) — это ма­

шинно-котельное, румпельное, рефрижераторное, насосное отделе­ ния, пожарные станции, аварийная электростанция и др.

Наиболее крупное для них — машинно-котельное отделение

(MKO), где размещаются главные двигатели, паровые котлы, ос­

новная электростанция и большинство вспомогательных механиз­

мов. На теплоходах MKO занимает обычно один отсек

корпуса.

В верхней части отсека — шахта, которая выходит на

открытую

палубу и заканчивается световым люком; последний огражден небольшим комингсом и имеет застекленную крышку, которая

обеспечивает естественное освещение МІ\О. При ремонте через

люк поднимают и опускают тяжелые детали.

На современных судах в MKO делают застекленную звукоизо­

лированную выгородку, где размещают центральный пост управ­ ления (ЦПУ) энергетической установкой. MKO имеет выходы на

оба борта надстройки и аварийный выход через шахту туннеля.

На судах с паровыми или крупными энергетическими установ­

ками MKO может занимать два и более отсеков. Например, на

паровых судах и танкерах, имеющих мощную котельную установ­

ку, паровые котлы и обслуживающие их механизмы размещают в отдельном от машины котельном отделении (КО) со специаль­ ными выходами на палубу.

76


к

CO

C

r-

CO

о

S û.

о

C л у ж е б н о - х о з я и с т в е H и ы е П О M Є Щ Є Ii ИЯ — это судо­ вые мастерские: плотницкая, механическая, электро- и радиомас­

терские; кладовые судового снабжения: шкиперская, фонарная,

малярная, машинная кладовая. Большинство этих помещений на­ ходится в надстройке бака и палубных рубках; механическая мас­ терская и кладовая — в районе машинного отделения. Фонарная

и малярная, опасные в пожарном отношении, имеют металличе­ ские переборки и выход на открытую палубу.

К адм и н и с т р а т ɪɪ в и ы м помещениям относятся судо *

вая канцелярия, администраторская, кинобудка, типография и т. п.

Помещения экипажа и пассажиров. Размеры и оборудование

этих помещении регламентируются Санитарными правилами для морских судов СССР. По назначению помещения экипажа и пас­ сажиров подразделяются на жилые, общественные, хозяйственные, санитарно-бытовые и медицинские.

Жилые помещения — это одно-, двух- и четырехместные

каюты, предназначенные для проживания людей. Каюты комсо­ става размещаются обычно в верхних ярусах основной надстрой­ ки, каюты команды — в нижних. На крупных судах каюты экипа­ жа, как правило, одноместные. Каюты старшего комсостава иног­

да состоят из блока -i- кабинет, спальня, санузел.

В оборудование кают входят одноили двухъярусные койки, диваны, стол, стулья, различные полки, платяной шкаф, умываль­ ник, зеркало н т. п. Все каюты имеют естественное освещение че­

рез иллюминаторы пли окна, оборудованы отоплением, вентиля­

цией или кондиционированием воздуха, радиофицированы, в не­

которых устанавливают телефоны.

На судах с большим количеством людей на борту, например

пассажирских, каюты размещают не только в надстройке, но и на нижних палубах основного корпуса, однако не ниже грузовой

ватерлинии. Каюты пассажиров по расположению, площади и

оборудованию делятся на каюты «люкс», 1-го и туристского клас­

сов (на судах ранней постройки вместо туристского — 2-й и 3-й

классы). Пассажирские суда местных линий имеют помещения

для сидячих мест.

Общественные помещения предназначены для прове­ дения различных общесудовых мероприятии, отдыха и питания экипажа и пассажиров. Сюда входят кают-компания, столовая

команды, красный уголок, библиотека, спортивный зал, плаватель­

ный бассейн и т. п. На судах с небольшим экипажем; показ филь­

мов и другие массовые мероприятия проводят обычно в столо­

вой, которая имеет раздвижную переборку, отделяющую ее от

красного уголка. Это позволяет быстро увеличить объем поме­

щения.

На пассажирских судах к общественным помещениям относят­

ся также рестораны, кафе, бары, киноконцертный зал, музыкаль­ ные салоны, читальни, комнаты для игр, открытые спортивные и

танцевальные площадки, прогулочные палубы и веранды, солярии, плавательные бассейны.

78


Хозяйственные помещения — это помещения пище­ блока: камбуз, хлебопекарня, буфетная, посудомоечная; кладовые

провизии, столового белья и посуды; помещения бытового обслу­ живания пассажиров: почта, парикмахерская, камеры хранения,

различные киоски и ателье.

К с а н и т а р и о - б ы т о в ы м помещениям относятся пра­

чечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, а также умывальные, душевые, вапные, бани, туалеты.

Медицинские помещения—это амбулатория, изоля­

тор, стационар, аптека,

специализированные кабинеты (зубовра­

чебныйИзоляция, рентгеновский),

отдельныйпомещенийсанузел,

(ванная, умывальная,

туалет).

и отделка

покрытия палуб.

Судовые

помещения

образуются

металлическими конструкциями

корпуса

и частично легкими выгородками. Выгородка состоит из метал­ лического или деревянного каркаса — обрешетника и прикреплен­ ных к нему листов из легких сплавов, асбодревесных или других

плит. Поверхности помещений покрыты изоляцией, а поверх ее —

зашивочными и отделочными материалами или окрашены. Изоляция помещений в зависимости от назначения бы­

вает: противопожарная — для предотвращения распространения

пожара по судну;

противосыростная — для защиты поверхностей

от проникновения

к ним влаги и конденсации водяных паров на

них; тепловая — для поддержания необходимого температурного режима в помещении; звуковая — для снижения шума; вибро­ демпфирующая — для снижения вибрации.

В качестве изолирующих материалов применяются асбестовые

покрытия, шлаковата, пробковые плиты (экспанзит), крошеная

пробка, стекловойлок, алюминиевая фольга и др. В настоящее

время все более широкое распространение получают различные синтетические материалы.

Зашивка и отделка. Для зашивки и отделки помещений используют листы из легких сплавов, слоистые пластики, фанер­

ные щиты и древесноволокнистые плиты, отделанные под ценные

породы дерева или окрашенные краской и лаком. Широкое при­ менение находят рулонные отделочные материалы на полихлорви-

ниловой основе, которые наклеиваются на зашивку специальными

мастиками. Отделка такими материалами наиболее полно отвеча­ ет требованиям современной эстетики, экономична, хорошо подда­ ется мокрой уборке и не портится от сырости.

Особое внимание в отделке помещений уделяется цвету, ко­

торый должен создавать наилучшие условия для работы, не утом­ лять зрение. В настоящее время разработаны специальные реко­ мендации по выбору цвета стен в помещениях различного назна­

чения.

Покрытия палуб выполняют обычно с помощью специаль­ ных мастик, поверх которых в жилых и общественных помещени­ ях наклеивают цветной линолеум или синтетические ковры. Палубы

и стены мокрых помещений (душевые, туалеты и т. п.) покры­

79



вают керамическими плитками, уложенными на цементное осно­

вание.

Открытые палубы покрывают нескользящими мастиками. Де­

ревянные покрытия, распространенные в недавнем прошлом, на

современных судах почти не применяются.

§ 23. ВНУТРИСУДОВАЯ связь

Машинный телеграф, соединяющий рулевую рубку с

машинным отделением, служит для передачи команд об измене­

нии хода суда. Телеграф состоит из двух одинаковых аппаратов,

расположенных в рубке и МО, и электрической или механи­

ческой передачи между ними. Каждый аппарат имеет рукоятку-

датчик и стрелку-приемник. Поворотом рукоятки на посту управ­ ления судном передают команду в МО, а по ответному повороту

стрелки получают подтверждение о том, что команда понята пра­

вильно.

Переговорные трубы связывают рулевую рубку с верх­

ним мостиком, МО, каютой капитана и радиорубкой, а также каю­

ту старшего механика с МО. На малых судах они являются основ­

ным средством связи, на больших — дополнительным. Каждая пе­

реговорная труба заканчивается небольшим раструбом и свистком,

с помощью которого подают сигнал вызова.

Телефонная связь — одна из основных на современных

судах. Она разделяется на прямую и общесудовую. Прямая связь

между двумя абонентами применяется для наиболее ответствен­

ных постов, например, между рулевой и радиорубкой, рулевой и MO и т. и. Общесудовая связь осуществляется через автоматиче­ скую телефонную станцию (АТС) и применяется для повседневной

связи с жилыми и служебными помещениями.

Громкоговорящая связь бывает односторонней и дву­

сторонней. Она применяется для передачи команд или служебных

переговоров, например при швартовке судна. Для подачи команд

на открытых палубах служат также мегафоны.

Сигналы судовых тревог подаются с помощью ревунов и

голосом через сеть радиотрансляции. Радиотрансляцион­

ная сеть широко используется также для передачи различных других сообщений по судну.

Большое распространение на судах получила автоматиче­

ская сигнализация. Она извещает о нарушении режима

работы механизмов, выходе из строя судовых огней или прибо­

ров, возникновении пожара. Сигналы в этом случае подаются на

соответствующий пост управления с помощью ревунов, звонков,

сигнальных ламп.