Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
§ 22. СЛУЖЕБНЫЕ И ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Служебные помещения подразделяются на помещения управ
ления судном, помещения судовых механизмов, служебно-хозяй
ственные и административные.
Помещения управления судном — это рулевая и штурманская рубки, радиорубка, гирокомпасная, помещение лага
и эхолота, аварийные посты, пожарные посты и т. п.
Основным постом управления является рулевая рубка, распо ложенная на ходовом мостике. В ией установлены рулевая тумба,
репитер гирокомпаса, путевой магнитный компас, радиолокатор,
машинный телеграф, пульт дистанционного управления главным двигателем и другое оборудование.
Рядом с рулевой расположена штурманская рубка, где хра
нятся путевые карты, различные навигационные приборы и ин
струменты и имеется специальный штурманский стол для работы
с картами. На многих судах обе рубки бывают объединены в од ну — н а вигациоиную рубку.
На палубе ходового мостика располагают, как правило, и ра
диорубку, что обеспечивает быструю передачу полученных сооб щений вахтенному штурману.
Чтобы обеспечивался круговой обзор, ходовой мостик в районе
рулевой рубки имеет вынесенные крылья, доходящие до бортов. Кроме того, па крыше рулевой рубки есть дополнительный пост
управления — верхний мостик. C него штурман управляет судном при маневрировании в узкостях, а также проводит астрономиче
ские наблюдения.
Помещения судовых механизмов (рис. 67) — это ма
шинно-котельное, румпельное, рефрижераторное, насосное отделе ния, пожарные станции, аварийная электростанция и др.
Наиболее крупное для них — машинно-котельное отделение
(MKO), где размещаются главные двигатели, паровые котлы, ос
новная электростанция и большинство вспомогательных механиз
мов. На теплоходах MKO занимает обычно один отсек |
корпуса. |
В верхней части отсека — шахта, которая выходит на |
открытую |
палубу и заканчивается световым люком; последний огражден небольшим комингсом и имеет застекленную крышку, которая
обеспечивает естественное освещение МІ\О. При ремонте через
люк поднимают и опускают тяжелые детали.
На современных судах в MKO делают застекленную звукоизо
лированную выгородку, где размещают центральный пост управ ления (ЦПУ) энергетической установкой. MKO имеет выходы на
оба борта надстройки и аварийный выход через шахту туннеля.
На судах с паровыми или крупными энергетическими установ
ками MKO может занимать два и более отсеков. Например, на
паровых судах и танкерах, имеющих мощную котельную установ
ку, паровые котлы и обслуживающие их механизмы размещают в отдельном от машины котельном отделении (КО) со специаль ными выходами на палубу.
76
к
CO
C
r-
CO
о
S û.
о
C л у ж е б н о - х о з я и с т в е H и ы е П О M Є Щ Є Ii ИЯ — это судо вые мастерские: плотницкая, механическая, электро- и радиомас
терские; кладовые судового снабжения: шкиперская, фонарная,
малярная, машинная кладовая. Большинство этих помещений на ходится в надстройке бака и палубных рубках; механическая мас терская и кладовая — в районе машинного отделения. Фонарная
и малярная, опасные в пожарном отношении, имеют металличе ские переборки и выход на открытую палубу.
К адм и н и с т р а т ɪɪ в и ы м помещениям относятся судо *
вая канцелярия, администраторская, кинобудка, типография и т. п.
Помещения экипажа и пассажиров. Размеры и оборудование
этих помещении регламентируются Санитарными правилами для морских судов СССР. По назначению помещения экипажа и пас сажиров подразделяются на жилые, общественные, хозяйственные, санитарно-бытовые и медицинские.
Жилые помещения — это одно-, двух- и четырехместные
каюты, предназначенные для проживания людей. Каюты комсо става размещаются обычно в верхних ярусах основной надстрой ки, каюты команды — в нижних. На крупных судах каюты экипа жа, как правило, одноместные. Каюты старшего комсостава иног
да состоят из блока -i- кабинет, спальня, санузел.
В оборудование кают входят одноили двухъярусные койки, диваны, стол, стулья, различные полки, платяной шкаф, умываль ник, зеркало н т. п. Все каюты имеют естественное освещение че
рез иллюминаторы пли окна, оборудованы отоплением, вентиля
цией или кондиционированием воздуха, радиофицированы, в не
которых устанавливают телефоны.
На судах с большим количеством людей на борту, например
пассажирских, каюты размещают не только в надстройке, но и на нижних палубах основного корпуса, однако не ниже грузовой
ватерлинии. Каюты пассажиров по расположению, площади и
оборудованию делятся на каюты «люкс», 1-го и туристского клас
сов (на судах ранней постройки вместо туристского — 2-й и 3-й
классы). Пассажирские суда местных линий имеют помещения
для сидячих мест.
Общественные помещения предназначены для прове дения различных общесудовых мероприятии, отдыха и питания экипажа и пассажиров. Сюда входят кают-компания, столовая
команды, красный уголок, библиотека, спортивный зал, плаватель
ный бассейн и т. п. На судах с небольшим экипажем; показ филь
мов и другие массовые мероприятия проводят обычно в столо
вой, которая имеет раздвижную переборку, отделяющую ее от
красного уголка. Это позволяет быстро увеличить объем поме
щения.
На пассажирских судах к общественным помещениям относят
ся также рестораны, кафе, бары, киноконцертный зал, музыкаль ные салоны, читальни, комнаты для игр, открытые спортивные и
танцевальные площадки, прогулочные палубы и веранды, солярии, плавательные бассейны.
78
Хозяйственные помещения — это помещения пище блока: камбуз, хлебопекарня, буфетная, посудомоечная; кладовые
провизии, столового белья и посуды; помещения бытового обслу живания пассажиров: почта, парикмахерская, камеры хранения,
различные киоски и ателье.
К с а н и т а р и о - б ы т о в ы м помещениям относятся пра
чечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, а также умывальные, душевые, вапные, бани, туалеты.
Медицинские помещения—это амбулатория, изоля
тор, стационар, аптека, |
специализированные кабинеты (зубовра |
|||
чебныйИзоляция, рентгеновский), |
отдельныйпомещенийсанузел, |
(ванная, умывальная, |
||
туалет). |
и отделка |
покрытия палуб. |
Судовые |
|
помещения |
образуются |
металлическими конструкциями |
корпуса |
и частично легкими выгородками. Выгородка состоит из метал лического или деревянного каркаса — обрешетника и прикреплен ных к нему листов из легких сплавов, асбодревесных или других
плит. Поверхности помещений покрыты изоляцией, а поверх ее —
зашивочными и отделочными материалами или окрашены. Изоляция помещений в зависимости от назначения бы
вает: противопожарная — для предотвращения распространения
пожара по судну; |
противосыростная — для защиты поверхностей |
от проникновения |
к ним влаги и конденсации водяных паров на |
них; тепловая — для поддержания необходимого температурного режима в помещении; звуковая — для снижения шума; вибро демпфирующая — для снижения вибрации.
В качестве изолирующих материалов применяются асбестовые
покрытия, шлаковата, пробковые плиты (экспанзит), крошеная
пробка, стекловойлок, алюминиевая фольга и др. В настоящее
время все более широкое распространение получают различные синтетические материалы.
Зашивка и отделка. Для зашивки и отделки помещений используют листы из легких сплавов, слоистые пластики, фанер
ные щиты и древесноволокнистые плиты, отделанные под ценные
породы дерева или окрашенные краской и лаком. Широкое при менение находят рулонные отделочные материалы на полихлорви-
ниловой основе, которые наклеиваются на зашивку специальными
мастиками. Отделка такими материалами наиболее полно отвеча ет требованиям современной эстетики, экономична, хорошо подда ется мокрой уборке и не портится от сырости.
Особое внимание в отделке помещений уделяется цвету, ко
торый должен создавать наилучшие условия для работы, не утом лять зрение. В настоящее время разработаны специальные реко мендации по выбору цвета стен в помещениях различного назна
чения.
Покрытия палуб выполняют обычно с помощью специаль ных мастик, поверх которых в жилых и общественных помещени ях наклеивают цветной линолеум или синтетические ковры. Палубы
и стены мокрых помещений (душевые, туалеты и т. п.) покры
79
вают керамическими плитками, уложенными на цементное осно
вание.
Открытые палубы покрывают нескользящими мастиками. Де
ревянные покрытия, распространенные в недавнем прошлом, на
современных судах почти не применяются.
§ 23. ВНУТРИСУДОВАЯ связь
Машинный телеграф, соединяющий рулевую рубку с
машинным отделением, служит для передачи команд об измене
нии хода суда. Телеграф состоит из двух одинаковых аппаратов,
расположенных в рубке и МО, и электрической или механи
ческой передачи между ними. Каждый аппарат имеет рукоятку-
датчик и стрелку-приемник. Поворотом рукоятки на посту управ ления судном передают команду в МО, а по ответному повороту
стрелки получают подтверждение о том, что команда понята пра
вильно.
Переговорные трубы связывают рулевую рубку с верх
ним мостиком, МО, каютой капитана и радиорубкой, а также каю
ту старшего механика с МО. На малых судах они являются основ
ным средством связи, на больших — дополнительным. Каждая пе
реговорная труба заканчивается небольшим раструбом и свистком,
с помощью которого подают сигнал вызова.
Телефонная связь — одна из основных на современных
судах. Она разделяется на прямую и общесудовую. Прямая связь
между двумя абонентами применяется для наиболее ответствен
ных постов, например, между рулевой и радиорубкой, рулевой и MO и т. и. Общесудовая связь осуществляется через автоматиче скую телефонную станцию (АТС) и применяется для повседневной
связи с жилыми и служебными помещениями.
Громкоговорящая связь бывает односторонней и дву
сторонней. Она применяется для передачи команд или служебных
переговоров, например при швартовке судна. Для подачи команд
на открытых палубах служат также мегафоны.
Сигналы судовых тревог подаются с помощью ревунов и
голосом через сеть радиотрансляции. Радиотрансляцион
ная сеть широко используется также для передачи различных других сообщений по судну.
Большое распространение на судах получила автоматиче
ская сигнализация. Она извещает о нарушении режима
работы механизмов, выходе из строя судовых огней или прибо
ров, возникновении пожара. Сигналы в этом случае подаются на
соответствующий пост управления с помощью ревунов, звонков,
сигнальных ламп.