Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Рис.

62.

Расположение помещении на сухогрузном судне:

 

/ — шкиперская

кладовая;

2 — цепной

ящик;

3—форпик;

4 — балластные и

топливные

диптанки;

5 — отсеки

двойного дна; 6 — ахтерпик; 7 — цистерна

питьевой

воды;

в — рум­

отсеки,

причем

не

пельное

отделение

но и

на

два-три по

только

по

длине,

ширине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крайний носовой отсек (форпик) используется для приема балласта. В его верхней части расположены цепной ящик, слу­

жащий для хранения якорной цепи, и платформа, образующая под

палубой небольшое пространство — там оборудуют шкиперскую кладовую;

Основную часть корпуса занимают грузовые трюмы и твинде­

ки, имеющие на верхней палубе грузовые люки с прочными водо­

непроницаемыми закрытиями. Энергетическая установка располо­ жена в машинном отделении, от которого в корму проходит тун­ нель гребного вала.

В районе грузовых и машинных отсеков устроены диптанки —

глубокие цистерны, расположенные выше двойного дна, от борта

до борта. Диптанки и отсеки двойного дна используются для хра­ нения топлива, масла, пресной воды и приема балласта. Топлив­ ные отсеки отделяются от водяных и других коффердамами —

пустыми контрольными отсеками длиной в одну шпацию.

Для приема пресной или балластной воды используют также

крайний кормовой отсек корпуса (ахтерпик). В его верхней части имеются одна-две платформы, где расположены румпельное отде­

ление с рулевой машиной, вкладные цистерны питьевой воды и кладовые судового снабжения.

В основной надстройке расположены служебные помещения,

необходимые для управления судном, и помещения экипажа. По­ мещения бака и юта служат для размещения судовых кладовых

и различного вспомогательного оборудования. При удлиненном

баке (или юте) в нем может быть устроен верхний грузовой твин­ дек.

На верхней палубе сухогрузного судна между грузовыми лю­

ками имеются, как правило, небольшие рубки высотой 2,5—3 м

71


Услобпые ооозпочения:

I '

 

служебные помещения;

[

I

-

для

груза;

 

 

I -

д/,я

экипажа;

ІЙЙд -

для

судовых запасов

 

для

пассажиров;

 

 

 

 

 

 

 

Рис'. 63. Расположение отсеков,

палуб и основных групп помещений:

 

а — на

танкере:

б — на пассажирском судне.

Отсеки:

ɪ — пики; It — грузовые

отсеки;

IlI — отсеки двойного

дна; IV — диптанки;

V — отсеки

судовых механизмов;

VI — раздели­

Палубы: / — верхний

тельные отсеки (коффердамы)

4 — II

плат­

мостик;

2 — ходовой

мостик; 3—шлюпочная палуба;

форма;

5— палуба

надстройки

I яруса (палуба

бака, юта);

6 — верхняя палуба; 7 — I плат­

форма; S-второе

дно; 9—палуба надстройки

II

яруса (прогулочная палуба); 10 — вто­

 

 

 

рая палуба

(палуба переборок);

// — третья палуба

 

 

(тамбучины). На них размещается грузовое устройство, а прост­ ранство внутри используется под различные кладовые и мастер­

ские.

Расположение основных групп помещений на танкере и пас­ сажирском судне показано на рис. 63.

§21. ГРУЗОВЫЕ ТРЮМЫ, ОТСЕКИ СУДОВЫХ ЗАПАСОВ

ИБАЛЛАСТА

Грузовые трюмы сухогрузных судов имеют обычно один-два

твиндека (рис. 64), трюмы малых судов делают без твиндеков.

В каждом трюме вдоль бортов проходят льяла или в настиле второго дна у кормовой переборки имеются углубления — сбор­ ные колодцы. Они снабжены приемниками осушительной системы и служат для сбора воды, которая может скопиться в трюме

вследствие отпотевания корпуса и т. п.

72


Рис. 64. Поперечные сечения сухо­

 

 

грузных

судов:

 

H

⅛∙ "Н

а — с твиндеками;

б —с твиндеками и

парными люками;

/ — твиндек;

2 —трюм;

 

г

3 — отсеки двойного

дна;

4 — туннель

 

трубопровода; 5 — льяла;

продоль­

 

 

ная

переборка

 

у -

—і

 

 

 

 

Чтобы груз не повредил корпус п не портился от соприкосно­

вения с влажными конструкциями, трюмы обшивают деревом. Об­

шивка выполняется следующим образом (рис. 65).

На настиле второго дна закрепляют с помощью приварных

шпилек или планок поперечные деревянные брусья толщиной 40—

50 мм — лаги, а у

переборок — фризовые брусья. Сверху

вдоль

трюма укладывают

сплошной деревянный настил — пайол.

Его

делают из досок, которые прибивают гвоздями к лагам, или съем­

ных щитов, снабженных утопленными ручками. Толщина паиола 50—70 мм. Бортовые льяла закрывают съемными деревянными

щитами — льяльными крышками, которые укладывают на скуло­

вые кницы.

Для ограждения бортов в скобы, приваренные к шпангоутам,

закладывают деревянные брусья сечением 50×200 мм — рыбинсы.

Их устанавливают параллельно друг другу через каждые 200— 300 мм. Аналогично оборудуют и грузовые твиндеки.

Если судно используется для перевозки зерна, то в верхней

половине трюмов устанавливают съемные

продольные

перебор­

ки — шифтингбордсы, которые препятствуют

смещению

сыпучего

груза на один борт при качке. Шифтингбордсы состоят из метал­

лических стоек и закладных досок или выполняются в виде ме­ таллических складных щитов. В нерабочем положении их закре­ пляют вдоль бортов.

Установка шифтингбордсов требует значительной затраты вре­

мени. Поэтому суда, рассчитанные на частую перевозку сыпучих

грузов, оборудуются постоянными продольными переборками в диа­

метральной плоскости. Грузовые

люки в этом случае делают пар­

ными, с широким раскрытием па­

лубы, что удобно для проведения

грузовых операции.

Рис. 65. Обшивка сухогрузного

трюма

а — настил по

деревом:

 

 

по

второму дну;

б — рыбинсы

бортам; / — второе дно;

2 — лаги

(лежни);

3 — приварные

планки для

крепления лагов;

4 — пайол; 5 — ватервейсный

брус; 6 — льяль­

ная крышка;

7 — шпангоут;

8 — скоба

для

крепления рыбииса; Р—рыбине

73


Для доступа людей трюмы оборудуют трапами или скоб-тра­ лами. На современных судах с рубками между грузовыми люками

обычно вход в трюм делают через рубки, что позволяет проникать в пего, не открывая грузовой люк. Все трюмы оборудуются вен­

тиляцией, автоматической пожарной сигнализацией, мерительны­

ми трубками льял, а также дистанционными приборами контро­ ля уровня воды в льялах и температуры и состава воздуха в трюме. Люки грузовых трюмов ограждены массивными коминг­ сами высотой около I м и снабжены прочными водонепроницае­ мыми закрытиями.

Содержание грузовых трюмов в хорошем состоянии — одна из важнейших обязанностей экипажа. Трюмы периодически очищают

от ржавчины и окрашивают. После каждой выгрузки их очи­

щают от мусора и грязи, при необходимости промывают водой из

шлангов, деревянный пайол протирают сухими опилками. Состоя­

ние трюма проверяют перед каждой новой погрузкой. Особого

внимания требуют льяла и приемные сетки в них, которые долж­ ны быть всегда чистыми и исправными. Поверхности льял долж­ ны быть тщательно зацементированы.

Особенности трюмов специализированных судов. Лесовозы (рис. 66, а) перевозят груз (круглый лес, пиломатериалы), кото­ рый отличается большими размерами и сравнительно малым ве­

сом. Поэтому трюмы таких судов делают без твиндеков, про­ сторными, с большими грузовыми люками. Чтобы полностью

использовать грузоподъемность судна, значительную часть груза

(около l∕3) перевозят на палубе, которая имеет повышенную проч­ ность и ограждена высоким фальшбортом (до 1,5 м). Для обеспе­ чения остойчивости лесовозы даже в полном грузу обычно прини­

мают балласт (около 10% от грузоподъемности), поэтому имеют балластные отсеки большой емкости.

Трюмы контейнеровозов (рис. 66, б) имеют особо широкие гру­

зовые люки, исключающие необходимость горизонтального пере­

мещения контейнеров при грузовых операциях. Для правильной

укладки контейнеров трюмы оборудуются направляющими стой­ ками. Значительную часть контейнеров перевозят на открытой палубе, где для них имеются специальные крепления.

Рефрижераторные суда, перевозящие скоропортящиеся грузы

—I L-

6 t 6

I— Vn

Рис. 66. Поперечные сечения специализированных судов:

1 — трюм; 2 — отсеки двойного дна; 3 — направляющие стойки для установки контейнеров; 4 — подпалубные цистерны; 5 — скуловые цистерны; 6 — бортовые цистерны

74


(мясо, рыба, фрукты), имеют трюмы небольшой ВЫСОТЫ 1-і по

два-три твиндека над ними, грузовые люки делаются небольших размеров. Внутренние поверхности грузовых помещений покры­

ты тепловой изоляцией и обшиты листами из легких сплавов.

Помещения оборудуются мощной рефрижераторной системой, ко­

торая поддерживает заданную температуру, усиленной вентиля­

цией, а

также устройствами для

размещения и

крепления груза

(крючья

под подволоком — при

перевозке

мяса,

этажерки — при

перевозке фруктов и т. п.) .

 

(руды,

угля, минераль­

. Суда для перевозки навалочных грузов

ных удобрений, зерна) имеют, как правило, в верхней и нижней частях трюмов наклонные стенки. Это удобно при грузовых опе­

рациях, трюм хорошо заполняется грузом без дополнительной штивки, предупреждается опасное смещение груза на один борт

при качке. Иногда для предупреждения поперечного смещения

груза применяют продольные переборки. Свободные пространства

корпуса в районе бортов используются для приема балласта.

Суда, перевозящие особо тяжелые грузы — руду (рис. 66, s),

имеют междудонное пространство повышенной высоты и в грузу принимают балласт в подпалубные цистерны. Это позволяет под­ нять центр тяжести корпуса, что снижает чрезмерную остойчи­

вость и связанную с ней стремительную качку. Трюмы таких судов

имеют утолщенный настил второго дна, что позволяет производить

грузовые операции грейфером.

В последние годы получают распространение комбинирован­

ные суда-нефтерудовозы (рис. 66, а), предназначенные для пере­

возки в одном направлении навалочных грузов, а в обратном —

нефти. При этом для перевозки нефти используются обычно бор­

товые емкости, для перевозки сухих грузов — средние отсеки.

Отсеки судовых запасов и балласта. Для хранения запасов

топлива, смазочного масла, пресной воды для котлов и бытовых

нужд, а также для приема балласта служат междудонные отсе­ ки, пики, диптанки. Не менее суточного запаса топлива хранится

в цистернах машинного отделения.

Некоторые отсеки имеют двоякое назначение. Например, в на­

чале рейса в них принимают топливо, а после израсходования топ­ лива заполняют балластом. Балластные диптанки, расположенные в грузовых трюмах, часто бывают приспособлены для перевозки

груза. В этом случае они имеют широкие люки, а внутри оборудо­ ваны металлическими рыбинсами.

Пресная питьевая вода, согласно Правилам Регистра СССР,

хранится на судах в специальных вкладных цистернах, которые

расположены выше двойного дна и не соприкасаются с наружным

бортом и цистернами с другими жидкостями. Обычно питьевые цистерны располагают в кормовой части судна, над ахтерпиком.

Все цистерны жидких запасов и балласта оборудуются напол­ нительными трубопроводами, воздушными и мерительными труб­ ками, выходящими на палубу, а также приборами дистанционного

контроля уровня жидкости в них.

75