Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. SG. Винтовой стопор Рис. 87. Стопор с накидным палом

устанавливается между брашпилем и якорным клюзом. Применя­ ются на морских судах в основном винтовой и стопор с накидным

палом. Помимо палубного, на каждую цепь имеется дополнитель­

ный цепной стопор.

Палубные и цепные стопоры применяются главным образом

для крепления цепи по-походному. При стоянке на якоре цепь

удерживается обычно только ленточным стопором. .

Винтовой стопор (рис. 86) состоит из литой наклонной по­ душки с желобом, по которому скользит цепь, и двух подвижных

колодок. Вращая винт с рукояткой, можно сблизить колодки и за­ жать цепь. Во избежание повреждения винта при быстром вытрав­

ливании якорной цепи стопор имеет защитную дугу, так как цепь при движении с большой скоростью на участке между брашпилем и якорным клюзом центробежной силой поднимается вверх. Винто­

вой стопор используется для цепей большого калибра.

Стопор с н а к и д н ы м п а л о м (рис. 87) применяется для

стопорения якорь-цепей калибром 70 мм и более. Он состоит из станины с желобом и накидным палом, закладываемым в пазы по­

перек цепи и препятствующим ее вытравливанию. Пал стопорит

цепь только в положении, когда он ложится на звено, лежащее плашмя, и в него упирается соседнее вертикальное звено.

Цепной стопор — это короткий кусок цепи, закрепленный

скобой за обух на палубе и специальным захватным приспособле­ нием крепящийся за цепь. Цепной стопор может иметь талреп для

обтягивания и отдачи.

Цепной ящик — это выгородка в форпике под брашпилем,

предназначенная для хранения якорных цепей. По числу якорей

ящик разделен перегородкогі на два отсека. На современных судах цепные ящики делают по возможности круглого сечения, глубоки­

ми и узкими, чтобы цепь, которая укладывается в нем горкой, не могла упасть и образовать завал.

Для удаления воды, попадающей в цепной ящик, ставят руч­

ную помпу. Если под палубой бака находятся какие-либо поме­

щения, то якорь-цепь проходит через них в массивных цепных трубах.

Для очистки поднимаемой с грунта цепи от ила и глины в якор­ ных клюзах или на палубе бака устанавливаются отростки для подачи воды.

98


§ 30. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ШВАРТОВНОГО УСТРОЙСТВА

При стоянке судна у причала или у борта другого судна его крепят при помощи стальных, растительных или синтетических

тросов, называемых швартовами. Для крепления швартовов

на причалах имеются тумбы, на которые надевается огон швар­ товного троса. Другой его конец крепится восьмеркой на кнехте.

Кроме кнехтов, к швартовному устройству на судне относятся

швартовные клюзы, киповые планки, роульсы, вьюшки для хра­

нения

стальных тросов,

швартовные лебедки,

брашпили,

шпили

и другие приспособления: выброски, кранцы, стопоры.

(рис. 88),

 

При стоянке у причала заводят несколько6,швартовов

которые в зависимости от направления и места крепления имеют

следующие названия: носовой продольный

кормовой

продоль­

ный /,

носовой шпринг

4,

кормовой шпринг

3,

носовой

прижим­

ной

5

и

кормовой прижимной

2.

Толщина,

длина и количество

швартовов зависят от размеров судна и условий стоянки.

расти­

 

Стальные тросы хранятся намотанными

на

выошки;

тельные тросы и швартовы из

искусственных

волокон — на

дере­

вянных банкетках, уложенные в большие бухты. Тросы закрыва­

ются парусиновыми чехлами.

Для предохранения швартовов от перетирания о борт судна

имеются швартовные клюзы и киповые планки.

Клюз представляет собой массивную чугунную обделку вы­

реза в фальшборте. Он имеет гладкие, закругленные края, пре­ дохраняющие трос от излома и перетирания. Иногда с внутренней стороны борта швартовные клюзы имеют приливы для крепления

концов.

Киповые планки (рис. 89) устанавливают с той же целью,

что и клюзы, в местах, где нет фальшборта, и на носовом ко­

зырьке.

Рис. 89. Киповые планки:

Рис. 90. Панамский клюз и два

а — обыкновенная;

б — с

битенгом, в — с

роульса

одним роульсом;

г — с

двумя роульсами

 

7*

99



Рис. 91. Кнехты

а

Киповые планки отливаются из чугуна и бывают с одним, дву­

мя (рис. 90) или тремя роульсами, которые при движении по ним

троса вращаются, уменьшая трения троса о киповую планку.

Кнехты (рис. 91)—это двойные стальные или чугунные пу­

стотелые тумбы, прочно прикрепленные к палубе болтами или

с

помощью сварки. Палуба

под кнехтами имеет

дополнительные

крепления.

Кнехты имеют

шляпки и

приливы,

препятствующие

соскальзыванию троса вверх при потравливании.

 

на

Общее

расположение

швартовного

устройства показано

рис. 92.

 

 

 

 

 

Шлюпки, катера и другие мелкие плавсредства, стоящие у бор­

та, крепятся за утки — изогнутые стальные планки, приварен­

ные на планшире или фальшборте с внутренней его стороны.

После закрепления швартовного конца на берегу судно, как

правило, подтягивается к причалу при помощи швартовных ме­

ханизмов. На носу эту роль

выполняет брашпиль, разобщенный

с цепными барабанами, а на

корме — шпиль или швартовная ле­

бедка.

 

Рис. 92. Расположение швартовного устройства в носовой части судна:

1; 5 — киповые планки; 2 — буксирный трос; 3 —швартовные концы; 4 — швартовные кнехты; 6 — буксирные кнехты

100

§ 31. ЯКОРНО-ШВАРТОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Подъем и отдача становых якорей на морских судах произ­

водятся при помощи брашпиля (рис. 93). По типу двигателя брашпили на современных судах бывают электрические и паро­

вые, приводимые в действие соответственно электродвигателем или паровой машиной.

Брашпиль является разновидностью мощной лебедки, имею­

щей приспособление для выбирания и отдачи якорей. Работа дви­ гателя брашпиля через систему зубчатых колес преобразуется

во вращательное движение главного вала, лежащего в подшип­ никах на массивном фундаменте.

На главном валу брашпиля симметрично насажены две звез­

дочки, имеющие углубления для захвата якорной цепи. Каждая звездочка, или цепной барабан имеет приспособление для соеди­

нения и разобщения с валом брашпиля — эту роль выполняет

кулачковая или фрикционная муфта.

Для подъема якоря соответствующая звездочка сообщается с валом и при работе брашпиля якорь-цепь выбирается. Для удер­

жания якоря после остановки двигателя звездочка зажимается ленточным стопором, имеющим стальную ленту, охватывающую

почти всю окружность тормозного диска, находящегося рядом со

звездочкой. Стопор зажимается вращением рукоятки винтового

привода, стягивающего концы стальной ленты, причем концы лен­

ты закреплены так, что ее трение о диск ускоряет зажатие сто­ пора.

Для отдачи якоря соответствующий цепной барабан, предва­ рительно зажатый ленточным стопором, разобщается с валом, вра­ щением рукоятки ослабляется натяжение ленточного стопора, и

якорная цепь под действием веса якоря начинает вытравливаться.

Ленточный стопор служит для регулирования скорости и прекра­ щения вытравливания цепи.

трический

(схема) :

 

/ — электродвигатель; 2 — червячный редуктор; 3 — шестерня; 4 — цепной барабан

(зве­

здочка); 5 — ленточный

тормоз; 6 — швартовный барабан (турачка); 7 — грузовой

вал

101


Подъем якоря производится в обратном порядке: сообщают звездочку с валом, отдают лен­

точный стопор, одновременно,

включают брашпиль и начинают выбирать якорь-цепь.

По Правилам Регистра СССР

скорость одновременного выби­ рания обеих цепей с якорями C

глубины 45 м должна быть не ме­

Рис. 94. Шпчль швартовный элек- нее 8 м/мин, скорость подъема трическнн: одного якоря—не менее 12 м/мин.

1 — электродвигатель;

2 — вал

электро­

двигателя; 3 — муфта;

4 — вал

редук­

тора; 5— редуктор; 6—швартовный бара­ бан; 7 — вельпсы

Наибольшую нагрузку браш­ пиль испытывает при отрыве

якоря от грунта.

Кроме работе якорями, браш­

пиль используется при швартовке судна, для чего он имеет на

обоих концах главного или промежуточного вала швартовные ба­

рабаны— турачки. Для этого разобщают с брашпилем звездочки,

которые удерживаются ленточными стопорами.

В походном положении звездочки брашпиля также должны

быть разобщены; якоря удерживаются в клюзах ленточными и до­

полнительно винтовым или цепным стопором. Управление и уход за брашпилем возложены на боцмана, а уметь управлять им дол­

жен каждый матрос I класса.

На больших пассажирских судах и ледоколах для подъема

якорей вместо брашпиля часто применяют шпили (рис. 94),

привод которых можно разместить под палубой, что обеспечи­ вает лучшую работу в холодное время года и уменьшает загро­

мождение палубы. Главный вал шпиля располагается вертикаль­

но, на верхнем конце его выше палубы установлен швартовный

барабан, а ниже — цепной, который соединен с валом при помо­

щи кулачковой или фрикционной муфты. Шпиль имеет ленточный стопор.

Иногда на корме судна для обеспечения швартовки устанав­ ливаются швартовные шпили, которые отличаются от якорных от­ сутствием цепного барабана. Механизм этого шпиля обычно рас­ полагается на палубе, но может быть расположен и под ней.

Вместо шпиля для швартовки на кормовой палубе может быть установлена швартовная лебедка, отличающаяся от обыкновен­

ной лебедки длинным валом, на концах которого имеются турачки

для выбирания швартовов.

Взаимное расположение клюзов, киповых планок, швартовных механизмов и кнехтов согласовано так, чтобы удобно было на­

кладывать тросы на турачки и переносить их на кнехты. Для удер­ жания тросов на время этих операций имеются цепные или тросо­ вые стопоры, прикрепляемые около кнехтов.

Подача и уборка вручную тяжелых швартовных концов на крупных судах даже с применением шпиля или брашпиля являет-

102