Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
зервным) бывает обычно балластный насос. Некоторые удален
ные от машинного отделения отсеки (цепной ящик, коффердамы)
осушают автономными насосами — ручным поршневым или эжек
тором, работающим от водопожариой магистрали. В машинном
отделении в аварийных случаях возможно осушение отсека с по
мощью охлаждающего насоса главного двигателя.
Уровень воды в льялах проверяют не реже раза за вахту. На
современных судах широко применяется централизованная систе
ма замера, совмещенная с предупредительной сигнализацией.
Внедряется дистанционное управление системой и автоматическая
откачка воды из льял.
Безотказная работа осушительной системы в значительной сте
пени зависит от содержания в чистоте осушаемых помещений.
Особое внимание следует обращать на состояние льял и прием
ников, засорение которых может легко вывести систему из строя и привести к затоплению отсеков и порче грузов. В грузовых трюмах льяла для защиты приемных сеток от засорения следует
закрывать съемными щитами — льяльными крышками и очищать перед каждой погрузкой. В машинно-котельном отделении льяла,
приемникиВодоотливнаяи грязевые коробки должны |
быть чистыми |
посто |
|
янно. |
система предназначена |
для откачки из |
корпуса |
судна больших масс воды, попавшей в него в результате пробои
ны. Такой системой оборудуются только суда с особыми условия ми плавания, например: ледоколы, буксиры-спасатели, крупные экспедиционные суда.
Водоотливная система отличается от осушительной значитель
но большим диаметром труб (300—800 мм) и более мощными на сосами (до 900 м3/ч). Насосы могут размещаться непосредственно
в охраняемых отсеках, они приспособлены для работы под водой и имеют дистанционное управление с палубы водонепроницаемых переборок. Приемники системы располагают у днища или настила
второго дна, сборные колодцы не делают. Поскольку аварийная вода обычно не содержит нефтепродуктов, сепараторы в системе не предусматриваются.
На буксирах-спасателях эта система является спасатель
ной, т. е. специально приспособлена для откачки аварийной во
ды из отсеков других судов. Для этого система оборудована гиб кими шлангами, которые перекидываются с палубы в затопленный отсек поврежденного судна.
Шланги делают из прорезиненной ткани и во избежание пере
ломов и сплющивания армируют стальной проволокой в виде спирали. Длина шлангов достигает 20 м, диаметр 200—250 мм.
Приемный конец шланга снабжается защитной сеткой с невоз вратным клапаном. Для присоединения шлангов к системе на па лубе по обоим бортам установлены клапанные коробки. Шланги
хранят в специальных стеллажах около коробок. Кроме стацио
нарных спасательных насосов, суда-спасатели оборудуются также
переносными водоотливными насосами.
151
§ 49. БАЛЛАСТНЫЕ СИСТЕМЫ
Балластная система служит для приема, перекачки по судну
и удаления за борт водяного балласта. Балласт (забортную воду) принимают на судно для увеличения осадки при порожнем рейсе с целью улучшения работы гребных винтов, для выравнивания
крена или дифферента, изменения остойчивости судна.
Вес принимаемого балласта у сухогрузных судов составляет
примерно 15—20% водоизмещения, а у танкеров — до 50% и бо
лее. В качестве балластных емкостей используются танки двойно
го дна, форпик, ахтерпик, бортовые и подпалубные цистерны (на
рудовозах), диптанки, а на танкерах — грузовые или специальные
балластные отсеки.
На рис. 141 показана принципиальная схема балластной си
стемы сухогрузного судна. Балластный насос 2 связан магистраль ными трубопроводами с распределительными клапанными короб ками 3, от которых отходят трубы во все балластные цистерны.
Каждая труба заканчивается в цистерне приемником 4, через который производится как прием, так и удаление балласта. Кла
паны в распределительных коробках применяются запорного типа,
пропускающие воду в обе стороны.
Вода в систему поступает от кингстона 1 с помощью насоса
пли самотеком, удаление воды производится насосом. Отливной
трубопровод |
выведен наружу выше |
грузовой |
ватерлинии на |
|
300 мм и снабжен бортовым невозвратно-запорным клапаном |
6. |
|||
На отливном |
трубопроводе имеется |
сепаратор |
трюмных вод |
5, |
|
|
|
|
поскольку для балластировки иногда используют порожние топ
ливные танки, откуда вода откачивается с остатками нефтепро
дуктов. Разобщительный клапан |
7 |
с |
дистанционным |
|
управлением |
|||||
служит для |
отключения форпика |
от |
системы в |
случае пробоины |
||||||
|
||||||||||
в носовой части судна. |
|
|
|
|
|
|
I |
|
||
б, в д |
Допустим, что надо принять балласт в ахтерпик. Для |
|||||||||
Пример. |
|
|
|
|
|
|
|
|
и клапаны |
|
этого перед включением насоса надо открыть кингстон |
|
|||||||||
и на клапанных коробках. Для откачки балласта из ахтер |
||||||||||
пика за борт должны быть открыты клапаны |
д, |
а, г |
на клапанных |
|||||||
коробках и |
соответствующие клапаны на отливном трубопроводе. |
Для приема балласта самотеком, например в какой-либо кормовой
ʃ б з
зг з
Рис. 141. Принципиальная схема балластной системы
152
танк двойного дна, надо открыть кингстон 1, клапаны а, б на приемной клапанной коробке и соответствующий клапан в тунне ле гребного вала. Легко убедиться по схеме, что система позволя
ет не только принимать или удалять балласт, но и перекачивать
его из одной цистерны в другую.
Приемный кингстон (рис. 142) представляет собой брон зовый клапан запорного типа. Он установлен непосредственно на обшивке корпуса или чаще на кингстонном ящике — специальной выгородке, сообщенной с забортным пространством. Обычно на
судне устанавливают два кингстона — на днище или скуле и на
борту. Бортовой кингстон, расположенный на 300 мм ниже ватер линии судна порожнем, является дополнительным и используется
при плавании на мелководье, когда имеется опасность засасывания
дойным кингстоном ила или песка. Наружные отверстия кингстон
ных ящиков ограждаются решетками. Для очистки |
кингстонов |
||
от водорослей, льда и т. п. к ним |
подводится |
пар |
и сжатый |
воздух. |
(рис. 143) |
размещают в са |
|
Балластные приемники |
мом низком месте цистерн у кормовой переборки. На конце при емника делают конический раструб, позволяющий максимально
приблизить его к днищу, не уменьшая прохода для воды. Нали чие раструба также значительно уменьшает воздушную воронку
над приемником при откачке воды, что обеспечивает почти полное осушение цистерны.
Балластные цистерны оборудуют воздушными трубами
и измерителями уровня воды. Для доступа внутрь цистерн имеют
ся горловины с герметически закрываемыми крышками.
Балластный трубопровод изготовляют из стальных оцинкованных труб диаметром 60—200 мм. В районе трюмов тру
бы прокладывают обычно внутри междудонного пространства, что
исключает подмочку груза при |
|
" |
|
|
|
|
|
^ |
|
случайном повреждении труб. |
Ес |
||||||
|
ли трубы проходят через топлив |
|||||||
|
ные цистерны, их прокладывают |
|||||||
|
через непроницаемые туннели. На |
|||||||
|
современных |
судах туннели |
для |
|||||
|
труб часто устраивают по всей |
|||||||
|
длине судна в междудонном про |
|||||||
|
странстве |
от |
машинного |
отде |
||||
|
ления до |
форпиковой |
перебор |
|||||
|
ки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
142. Установка днищевого |
прием |
|||||
|
|
|
ного |
кингстона: |
|
|
|
|
|
J — кингстон; |
2 — воздушная труба |
для |
вы |
||||
|
пуска воздуха нз кингстонного ящика; |
3 — |
||||||
|
труба для подвода пара; 4—труба подвода |
|||||||
|
сжатого воздуха; |
5—труба с |
отверстиями |
|||||
|
для выпуска пара или воздуха с целью про |
|||||||
|
дувки приемного отверстия и решетки; |
6 — |
||||||
|
решетка на |
приемном |
отверстии; |
7 — наруж |
||||
|
ная |
обшивка |
днища; |
8 » настил |
второго |
дна |
153
В балластных системах обычно приме
няют центробежные самовсасывающие на сосы.
Балластная система, как и осушитель
ная, относится к числу наиболее ответствен
|
|
|
ных судовых систем — от |
ее |
работы в |
зна |
|||||
|
|
|
чительной |
степени |
зависит |
безопасность |
|||||
|
|
|
плавания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для исправной работы системы балласт |
||||||||
|
|
|
ные |
отсеки |
необходимо |
содержать |
в |
чи |
|||
Рис. 143. |
Балластный |
стоте |
и предохранять от |
засорения |
илом |
||||||
|
приемник: |
или песком при приеме воды. Трубопрово |
|||||||||
раструб приемника; 3—вто |
ды, арматура, цистерны не должны |
иметь |
|||||||||
1 |
рое |
дно |
никаких неплотностей. Состояние системы |
||||||||
— днищевая |
обшивка; 2 — |
проверяют путем |
наружных |
осмотров |
не |
||||||
|
Креновая и дифферентнаяреже разасистемыв год. |
Кингстоны |
осматривают |
||||||||
|
|
|
прц каждой |
постановке судна в док. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
в |
качестве |
самостоятель |
ных систем применяются в основном на ледоколах.
Креновая система служит: а) для преднамеренного на-
кренения судна с целью освобождения от сжатия льдами или об
легчения схода с мели; б) для выравнивания крена, возникшего
вследствие затопления отсеков, неравномерного расходования топ
лива или других причин.
В состав системы входят специальные бортовые цистерны, ко
торые заполняются и осушаются с помощью мощных креповых насосов или сжатого воздуха.
Наиболее широко креновая система используется для искусст
венного раскачивания ледокола, чтобы облегчить его продвиже ние в тяжелых льдах. При этом работа системы обычно автомати зируется, что обеспечивает равномерную переброску балласта с
борта на борт и раскачивание судна с периодом наклонения
3—4 мин при крене 5—8° на каждый борт. Диаметр труб креновой
системы 500—1000 мм, |
производительность |
насосов до 5000 м3/ч |
и более. |
система служит |
для преднамеренного |
Дифферентная |
создания или устранения дифферента судна путем заполнения или
осушения специальных носовых или кормовых емкостей. Переме щение балласта осуществляется мощными насосами или продув
кой цистерн сжатым воздухом.
Дифферентная система, как и креновая, применяется в основ
ном для облегчения движения ледокола во льдах. Например, если
ледокол не может преодолеть тяжелые льды за счет собственного
веса, прибегают к искусственному утяжелению носовой оконечно
сти судна. Для этого перекачкой балласта сначала создают диф
ферент на |
корму, |
чтобы |
носовая оконечность судна легко |
взо |
шла на |
кромку |
льда, |
а затем этот балласт перекачивают из |
|
кормы в нос, чем |
и обеспечивается продавливание ледяного |
по |
||
крова. |
|
|
|
|
154
Глава XIII. СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО МИКРОКЛИМАТА
ИСАНИТАРНЫЕ
§50. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ
Система вентиляции служит для поддержания нормальной воз душной атмосферы в судовых помещениях путем замены загряз ненного воздуха свежим. Кратность вентиляции (количество обме
нов воздуха в час) зависит от типа помещений и бывает от 5—8
(каюты, грузовые трюмы) до 30 и более (машинно-котельные от
деления) .
Вентиляция помещений может быть вдувной, вытяжной и ком бинированной.
Вдувная используется для таких помещений, как каюты,
салоны, командные помещения, лазареты, в которых повышенное
давление препятствует проникновению загрязненного воздуха из соседних помещений.
Вытяжная устраивается в тех помещениях, где наблюдается постоянное загрязнение и увлажнение воздуха (камбузы, прачеч
ные, галыоны, курительные комнаты и т. п.). За счет некоторого разрежения в этих помещениях предупреждается распространение
неприятных запахов по судну.
Комбинированная обеспечивает наиболее интенсивный воздухообмен: в одном и том же помещении (обычно очень боль
шом) работают одновременно вдувная и вытяжная вентиляции с преобладанием той или иной в зависимости от рода поме щений.
По принципу действия вентиляция бывает естественной и ис кусственной.
Естественная вентиляция происходит за счет разности удельных весов воздуха внутри и снаружи помещений, а также за счет силы ветра или встречного потока воздуха на ходу судна. Для этой цели в судовых помещениях устанавливают вентиляци
онные трубы, верхние концы которых выходят на открытую палу бу и снабжаются поворотными вентиляционными головками — дефлекторами. Раструбный дефлектор (рис. 144, а) используется преимущественно как вдувной, но может работать и как вытяж
ной. Для вдувной вентиляции дефлектор устанавливают раструбом
против ветра, а для вытяжной—по ветру.
Более интенсивную вытяжную вентиляцию обеспечивает эжекциониый дефлектор (рис. 144,6), состоящий из двух конусов. Ма
лым конусом он устанавливается против ветра. Воздух, проходя
через суживающийся конус с повышенной скоростью, создает в
дефлекторе разрежение, благодаря чему происходит отсос воздуха
из помещения.
Дефлекторы естественной вентиляции устанавливают на проч
ных комингсах высотой около 1 м, и их можно поворачивать вруч-
155