Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
коффердамы |
|
|
|
|
коффердам |
|
кормовые |
|
|
|
|
1PθD∩lffe |
|
|
|
|
N/7// N3^7 N2 |
|||
N7 |
N6 |
N5 |
N1 |
|||
↑)0τ |
|
|
P750τ∕/ ■,2700т/ |
|
|
|
S//S |
|
|
|
N2 7ГГ |
||
^Νt2 |
JVIl NtO NBX NB". N7 |
N6 N5 N1e |
N3 |
|||
Норма |
|
5000 50ÔO |
|
|
|
|
tθθι N7 |
N6 |
N5 |
N/ |
N3//// N2 |
TFT |
|
,27Í От/ ■ 2700т/ |
|
|
||||
'/// |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
I группа |
||
Wгруппа |
Шгруппа |
Лгруппа |
Рис. 173. Размещение балласта на танкере типа «София»
условиям плавания этого количества оказывается недостаточно,
дополнительный балласт принимают в часть средних танков, пред
варительно промытых. Моечную воду собирают в отстойных тан ках (№ 7). На схеме показан вариант балластировки танкера
при волнении моря до четырех баллов.
Оригинальная система балластировки применена на строящих
ся танкерах типа «Крым» (см. |
рис. 169,а). Чисто |
балластными |
||
танками служат отсеки двойного дна и |
танк № 3 — успокоитель |
|||
качки. |
Увеличенное количество |
чистого |
балласта, |
составляющее |
57 000 |
т, обеспечивает танкеру |
такую осадку, которая позволяет |
не принимать балласт в грузовые танки при волнении моря до се
ми баллов.
В качестве дополнительных балластных емкостей на танкерах
используют также носовые диптанки, форпик, коффердамы, не
связанные трубопроводами с грузовой системой.
Коффердамы, кроме того, заполняются водой в противопожар
ных целях в следующих случаях: при перевозке грузов первого
разряда, при опасной концентрации газов (свыше 3 мг/л), перед
выгрузкой, на балластных переходах при недегазированных тан
ках, немедленно — при пожаре.
Диптанки и форпик обслуживаются отдельным осушительно
балластным насосом, расположенным в носовом насосном отделе нии. Коффердамы заполняют обычно от пожарной магистрали, а
осушают эжектором.
§64. ГРУЗОВОЕ HÀCOCHOE ОТДЕЛЕНИЕ
Вгрузовом насосном отделении (ГНО) танкера находятся:
грузовые и зачистные насосы, балластный трубопровод грузовых
танков, перемычки между магистралями, насос для осушения тру бопроводов и самого отсека, насос и подогреватели моечной воды
идр.
На малых и средних танкерах с грузовыми насосами поршне
вого типа ГНО обычно расположено между танками, разделяя их на две изолированные группы. Такое расположение особенно удоб
но при перевозке грузов разных сортов, поскольку уменьшает риск
199
их смешения. Некоторые танкеры по этой причине имеют даже два ГНО, делящих танки соответственно на три группы. Использова ние для разгрузки поршневых насосов позволяет, несмотря на
дифферент судна, легко откачивать груз из всех танков, включая
крайние кормовые.
На крупных современных танкерах, оборудованных мощными центробежными насосами, ГНО почти всегда размещают в корме, позади танков. Центробежные насосы обладают слабой всасываю
щей способностью, по благодаря обычному дифференту танкера
на корму обеспечивается естественный подпор насосов и возмож ность откачки груза из любых самых дальних танков.
Из-за различных неплотностей в насосах и трубопроводах в
помещение ГНО неминуемо проникают нефтяные пары. Для уда ления этих паров насосное отделение оборудовано самостоятель ной системой вентиляции — искусственной вытяжной и естествен
ной вдувной, обеспечивающей до 40 обменов воздуха в час. При этом воздух поступает в верхнюю часть помещения, а отсасывает-
ся из нижней, где. скапливаются тяжелые пары нефтепродуктов
(рис. 174).
Вытяжная вентиляция ГНО обычно обслуживается двумя электрическими вентиляторами. Их устанавливают в специальной
выгородке вне насосного отделения. На современных танкерах часто предусматривается блокировка, не позволяющая запустить грузовой насос или открыть входную дверь в насосное отделение, пока не будет включена вентиляция ГНО.
Вытяжные трубы от вентиляторов выводятся на высоту не менее 10 м над грузовой па лубой в стороне от судовых
помещений. Во избежание
попадания искр с палубы все наружные вентиляционные отверстия ГНО снабжаются
защитными сетками.
Вентиляторы насосного
отделения могут подсоеди
ниться через специальные
клинкеты к трубам грузовой
системы. Это позволяет ис
пользовать их для дегазации грузовых танков.
В грузовом насосном от
делении допускается освеще ние только взрывобезопасно
го типа. Один из самых рас
пространенных взрывобез
|
опасных |
светильников — |
||
Рис. 174. Вентиляция грузового насосно |
ШС-3. |
Он |
состоит из |
трех |
го отделения |
люминесцентных ламп, |
поме |
||
|
щенных |
в |
герметический |
200
стеклянный колпак, заполненный чистым трансформаторным мас
лом. Электрические кабели к лампам подведены в трубах, также
заполненных маслом. К масляной системе присоединены электри
ческие реле, контакты которых замкнуты только при наличии пол
ного давления столба масла. В случае повреждения светильника
или трубы масло вытекает из системы, уровень его падает и реле отключает питание соответствующего светильника. В других све тильниках этого типа вместо масла используется сжатый воздух,
действующий по тому же принципу.
Выключатели светильников располагаются вне насосного отде
ления, перед входной дверью. При недостатке стационарного осве
щения используют переносные аккумуляторные фонари взрыво
безопасного типа.
Для борьбы с возможным пожаром насосные отделения обо рудуются системами газо-, паро- и пенотушения, а также ручны ми огнетушителями.
Входить в грузовое насосное отделение разрешается только с
ведома вахтенного помощника капитана. Нельзя при этом иметь
при себе, даже в карманах, спички, зажигалки и другие предметы,
способные вызвать искру.
Глава XVI. ГРУЗОВЫЕ И ЗАЧИСТНЫЕ СИСТЕМЫ
§ 65. ТИПЫ ГРУЗОВЫХ И ЗАЧИСТНЫХ СИСТЕМ
Грузовая система танкера служит для приема, распределения по танкам и выкачки жидкого груза и балласта. Груз принимают
с помощью береговой насосной станции, остальные операции вы полняют в основном судовыми насосами.
В состав грузовой системы входят: палубные приемники, к ко торым присоединяют перекинутые с берега гибкие шланги; днище
вые магистрали с приемными отростками в танках; стояки,
соединяющие палубные приемники с днищевыми магистралями;
грузовые насосы; разобщительные клинкеты, балластные кинг
стоны.
В зависимости от принятой схемы днищевых магистральных
трубопроводов различают три основных типа грузовых систем: кольцевую, линейную и систему с перепускными переборочными
клинкетами (рис. 175).
Кольцевая система применяется в основном на танке рах небольшого дедвейта с насосным отделением, расположенным
в средней части судна между танками (танкеры типа «Певек»,
«Алтай», «Казбек»). При такой системе по днищевому набору всех
бортовых танков |
проходят две |
одинаковые магистрали, |
которые |
в крайних танках |
соединяются |
между собой, образуя замк |
|
нутое кольцо. От обеих магистралей отходят приемные |
отростки |
||
в каждый танк. |
|
|
|
201
Рис. 175. Принципиальные схемы грузовых систем:
σ-кольцевая; |
б — линейная; |
в — с |
перепускными переборочными клинкетамн; |
/—гру |
||||
зовые танк»; |
2 — приемники |
в танках; |
3—днищевой |
магистральный |
трубопровод; |
|||
4 —палубные |
приемники; 5 — приемно-отливные стояки; б — грузовой |
насос; |
7 — кингстон; |
|||||
8 — дополнительный приемный |
стояк; |
9 — дополнительный |
палубный |
приемник |
на юте; |
10 — перепускной переборочный клннкет
Линейная система применяется на большинстве танке
ров. с насосным отделением, расположенным в кормовой части суд
на позади танков. При этой системе от насосного отделения про
ложены вдоль танков три-четыре (на малых танкерах — две) дни
щевые магистрали и все танки разделены на такое же количество
групп. Каждая магистраль имеет приемные отростки только в тап ках своей группы. Если на судне есть чисто балластные танки, то их обслуживает отдельная магистраль. По сравнению с кольце
вой системой линейная несколько проще и наиболее приспособ
лена для совмещения грузовых и балластных операций. Линейной системой оборудованы танкеры типа «Крым», «Леонардо да Вин
чи», «Лисичанск», «Прага», «Великий Октябрь» и др.
Система с перепускными переборочными клин
ке т а м и встречается на некоторых танкерах с кормовым распо
ложением насосного отделения. Система имеет два основных ва
рианта. В первом — все танки разбиты по длине судна, как и при
линейной схеме, на три-четыре отдельные группы. Однако трубо проводы от насосного отделения проведены только в кормовой
средний танк каждой группы, с которым остальные танки этой группы сообщаются через перепускные клинкеты в продольных и поперечных переборках. Такая система применяется на крупно тоннажных танкерах типа «София» и каспийских танкерах типа
«Олег Кошевой».
В другом варианте, применяемом на каспийских танкерах типа
«Инженер А. Пустошкин», трубопроводы от насосного отделения подведены только к кормовым танкам, среднему и бортовым,
смежным с насосным отделением. Все остальные танки соединя ются с ними через перепускные клинкеты в поперечных перебор
ках.
Система с перепускными клинкетами, особенно ее второй ва
риант, требует меньше трубопроводов, обеспечивает более дли тельную работу грузовых насосов с подпором, благодаря чему
остается мало груза на зачистку. Однако по сравнению с другими
она менее гибка в эксплуатации, так как не позволяет заполнить
или опорожнить любой необходимый танк. Это усложняет пере
возку разносортных |
грузов, балластные операции, мойку танков. |
В случае выхода |
из строя одного из клинкетов приходится |
груз из всей группы танков выкачивать через зачистной трубо
провод.
Балластный трубопровод при такой системе обычно выполняют
независимым, по линейной схеме.
Зачистная система служит для откачки из танков остатков гру
за и балласта, не забранных через основные приемники.
Танкеры с кольцевой грузовой системой и поршневыми грузо
выми насосами имеют совмещенную с грузовой зачистную систе
му. В каждом танке грузовой трубопровод имеет зачистные при емники, и зачистка осуществляется по грузовой магистрали теми же насосами, что и выгрузка. Для перехода на зачистку лишь пе реключают соответствующие клинкеты.