Файл: Экономическое моделирование автоматизированной техники..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
матизированлых систем управления не предусматривают их взаимной технологической совместимости и взаимо действия с системами управления промышленным транс портом. В то же время очевидно, что перевозки в стране должны регулироваться с помощью объединенной сис темы управления транспортом. По мере повышения ин тенсивности масштабов работы всей транспортной сис темы, появления новых видов транспорта, дифференци ации сфер их выгодного применения усложняются и функции управления их совместной работой.
Четкая работа транспорта возможна только при пол ном соответствии технических средств и технологии, по этому необходима единая техническая политика в раз витии материально-технической базы и организации взаимодействия промышленного транспорта, стыковых пунктов и магистрального транспорта.
Приведенные соображения о предполагаемых пер спективах развития техники позволяют сформулировать главные научно-технические проблемы, учет которых поможет -процессу экономического моделирования новой техники транспорта. Развивающаяся система транспорт ных средств промышленного и магистрального железно дорожного транспорта может быть представлена в сле дующем виде.
А. Главным источником интенсификации транспорт ного процесса являются мощные электрические, дизель ные и газотурбинные локомотивы. Повышение удельной мощности и -коэффициента полезного действия энерге тических установок, преобразователей энергии, си ловых передач, повышение надежности всех агрегатов обеспечит повышение веса поездов и скоростей движе ния.
Будут созданы железнодорожные станции -и пункты примыкания, оборудованные автоматизированной техни кой и имеющие высокую пропускную и перерабатыва ющую способность.
Большегрузные магистральные и специализирован ные вагоны промышленности, имеющие повышенную нагрузку на погонный метр пути и уменьшенный собст венный вес, в несколько раз увеличат полезную загрузку и производительность подвижного состава.
Структура парка вагонов станет соответствовать грузообороту и условиям механизации грузовых опера ций.
119
Внедрение контейнерной системы перевозок, пакетов и поддонов полностью обеспечит бесперегрузочную транс портировку тарно-штучных грузов. Контейнерные пе ревозки будут строиться на комплексной механизации
иавтоматизации грузовых операций. Совершенствование железнодорожного подвижного
состава промышленного транспорта будет сочетаться с внедрением эффективной системы непрерывного транс порта высокой производительности: ленточных и пла стинчатых .конвейеров, трубопроводно-пневматического и гидравлического, однорельсовых и канатных подвесных дорог.
Б. Система машин, обеспечивающая комплексную механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных операций, позволит полностью исключить тяжелый руч ной труд, в несколько раз повысить удельную энергоем кость и производительность механизмов. Все применя емые машины, требующие затрат труда только по их управлению, исключат вспомогательные работы с гру зами, будут иметь большой набор сменных грузозахват ных приспособлений. На промышленных предприятиях, на перевалочных базах снабжения будут созданы по грузочно-выгрузочные комплексы, имеющие оптимальное сочетание мощности механизмов и вашнопотока.
В. Управление транспортными средствами при дви жении .на линиях, при выполнении перегрузочных опе раций, при планировании грузопотоков, управление ма гистральным и промышленным транспортом и их взаи модействием будет осуществляться при помощи единой автоматизированной системы управления транспортом в реальном масштабе времени. Дистанционное управление будет сочетаться с автономными автоматическими регу лирующими устройствами на подвижном составе, конт ролирующими режим работы согласно полученному за данию.
При создании новой техники и совершенствовании технологии необходимо постоянно стремиться к быст рейшему производственному применению многочислен ных заделов науки и технического прогресса: фотонных двигателей, подвижного состава на магнитном подве шивании и с магнитным двигателем, кибернетического управляющего органа транспортных средств и систем, перемещение транспортирующих капсул по трубопрово дам в разряженной среде и т. д.
Экономическая оценка современного состояния и ве дущих направлений в развитии техники и организации железнодорожных перевозок дает основание полагать, что комплексное развитие системы машин промышлен ного и магистрального транспорта, являясь проявлением усиливающегося обобществления социалистического .про изводства, должно стать основополагающим принципом построения экономической модели техники транспорта. Комплексное развитие техники является одним из важ нейших условий достижения максимальной народнохо зяйственной эффективности транспорта.
1' лава Vi |
В Н Е Д Р Е Н И Е Н О В О Й Т Е Х Н И К И |
|
В С Е Л Ь С К О Х О З Я Й С Т В Е Н Н О Е |
|
П Р О И З В О Д С Т В О |
|
И С О Ц И А Л Ь Н О - Э К О Н О М И Ч Е С К И Е |
|
П Р О Б Л Е М Ы |
На современном этапе коммунистического строитель ства, когда решаются задачи органического соединения достижений научно-технической революции с преиму ществами социализма, возникает необходимость реше ния таких проблем, как определение сущности нового этапа индустриализации социалистического сельского хозяйства, вызванного внедрением во всех отраслях про изводства системы машин и автоматизированной техни ки, перспектив социально-экономического развития со ветской деревни, путей превращения сельскохозяйствен ного груда в разновидность индустриального, сближения города и деревни, классов и социальных групп обще ства.
Решение этих проблем составляет социально-эконо мическое содержание экономико-математического моде лирования процесса внедрения новой техники в сельское хозяйство.
Индустриализация сельскохозяйственного производ ства зависит прежде всего от успешного развития от раслей промышленности, производящих средства про изводства для сельского хозяйства с учетом достиже ний современной науки.
На XXIV съезде КПСС подчеркивалось: «...необхо димым условием успешного развития сельского хозяй ства становится все более широкое использование об щего экономического потенциала страны. Вот почему партия с такой остротой поставила задачу ускоренно го развития отраслей промышленности, производящих средства производства для сельского хозяйства, а также оборудование и технику, необходимые для переработки сельскохозяйственной продукции, ее транспортировки, хранения и реализации» ’.1
1 « М а т е р и а л ы X X I V с ъ е з д а К П С С » , стр. 50.
122
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НОВОГО ЭТАПА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Социалистическая индустриализация сельскохозяйствен ного производства является основой подъема производи тельных сил и совершенствования производственных отношений социалистической деревни.
В теоретической литературе индустриализация неред ко анализируется только в плане технического перево оружения сельского хозяйства. Между тем объективная ее природа сложнее и требует всестороннего рассмот рения.
Индустриализация сельскохозяйственного производ ства как социальное явление — сложный диалектический процесс, который имеет две стороны: техническую и со циально-экономическую. Развитие технической базы ин дустриализации обусловлено развитием соответствую щих отраслей промышленности.
Сельскохозяйственное машиностроение является ор ганической частью общего машиностроения народного хозяйства. Соотношение темпов роста сельскохозяйст
венного машиностроения и общего объема |
продукции |
||
и |
машиностроения и |
металлообработки |
изменилось. |
До |
1965 г. производство тракторов — главной продукции |
||
сельскохозяйственного |
машиностроения — отставало от |
производства продукции общего машиностроения, ко торое с 1940 г. выросло в 21,6 раза. Производство трактороз за этот период выросло лишь в 12,6 раза.
После 1965 г. соотношение коренным образом изме нилось в пользу сельскохозяйственного машинострое
ния. Высокие |
темпы |
развития |
сельскохозяйственного |
|
машинастпоения |
предусмотрены |
Директивами XXIV |
||
съезда КПСС |
на |
1971 —1975 гг. |
||
К 1975 г. заводы |
тракторного |
и сельскохозяйствен |
ного машиностроения будут оснащены высокопроизво дительным оборудованием, прогрессивной технологией. Автоматические линии обеспечат почти 60% литья в земляных формах против 26,4% в 1970 г. В кузнечнопрессовом производстве доля прогрессивной технологии повысится до 55,5% против 37% в 1970 г. Производство горячих штамповок повышенной точности увеличится в 2 раза, холодной и полугорячей штамповки — с 65 тыс. т в 1970 г. до 170 тыс. т в 1975 г. Число автоматических
линий механической обработки увеличится с 360 до 610. Число автоматических линий в заготовительных цехах возрастет в 8 раз *.
Техническое перевооружение предприятий сельскохо зяйственного машиностроения дает возможность повы сить их производительность. За пятилетие выпуск сель скохозяйственных машин увеличится на 75%, запасных частей к ним — в 1,5 раза. Энергетические мощности в сельском хозяйстве возрастут за пятилетие на 161 млн. л. с., или в 1,5 раза, потребление электроэнергии удво ится 21.
Эти задачи успешно решаются. За три года текущей пятилетки на развитие сельскохозяйственного производ ства за счет всех источников финансирования было на-
Таблица 9
Важнейшие показатели развития сельскохозяйственного производства
(1940 г. = 100) 3
П о к а з а т е л и
г . |
г. |
г. |
г. |
г . |
г. |
г. |
г. |
1940 |
1945 |
1950 |
1955 |
I9 6 0 |
1965 |
1970 |
1971 |
В а л о в а я |
|
п р о д у к ц и я |
|
сел ь ск о го |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
х о з я й с т в а ( з е м л е д е л и е и ж и |
100 |
60 |
99 |
121 |
|
|
|
|
|||||||
в о т н о в о д с т в о ) |
|
|
|
|
160 |
180 |
221 |
2 2 4 |
|||||||
В с е г о з а н я т о в с ел ь ск о м |
х о |
100 |
_ |
|
__ 9 4 , 5 |
|
|
|
|||||||
з я й с т в е |
|
|
|
|
|
9 9 , 0 |
8 9 , 0 |
8 5 , 5 |
8 5 , 0 |
||||||
Ф о н д о в о о р у ж е н н о с т ь т р у д а (в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
с о п о с т а в и м ы х ц е н а х , б е з в ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ч ет а и з н о с а ) |
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
80 0 |
|
|||
н а |
о д н о г о р а б о т н и к а |
|
|
|
125 |
|
3 2 5 |
5 2 5 |
8 7 5 |
||||||
н а |
100 |
га с е л ь с к о х о з я й с т |
100 |
_ 120 |
_ 2 8 4 |
|
|
|
|||||||
в ен н ы х |
у г о д и й |
|
|
|
|
4 1 5 |
6 0 8 |
63 6 |
|||||||
Э н е р г о в о о р у ж е н н о с т ь |
т р у д а в |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
к о л х о з а х и с о в х о з а х * |
|
|
|
|
113 |
|
36 0 |
|
7 5 0 |
|
|||||
на |
о д н о г о р а б о т н и к а |
|
|
100 |
— |
|
514 |
81 0 |
|||||||
н а |
100 |
га п о с е в н о й |
п л о щ а д и |
100 |
147 |
— |
231 |
314 |
46 0 |
47 0 |
|||||
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
т р у д а |
|
|
100 |
— |
100 |
138 |
20 3 |
2 3 9 |
328 |
3 3 8 |
||||
* |
З а |
1940— 1960 г г . |
д а н н ы е |
п р и в е д е н ы , |
в к л ю ч а я |
М Т С |
и Р Т С . |
|
|
||||||
1 |
С м . « К о м м у н и с т » , 1970, |
№ |
15, етр . 63. |
cvp. 4 5 5 — <156. |
|
|
|||||||||
2 |
С м . « М а т е р и а л ы |
X X I V |
с ъ е з д а |
К П С С » , |
|
|
|||||||||
3 |
С м . |
« Н а р о д н о е |
х о з я й с т в о |
С С С Р |
1922 — 1972 |
гг.», |
ст р . |
4 4 5 , |
220, |
||||||
231, 280, |
283. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
124
правлено около 72 млрд. руб. капитальных вложений, т. е. почти на 2,5 млрд. руб. больше, чем предусмат ривалось планом. За эти годы сельскому хозяйству в соответствий с заданиями пятллетнего плана поставлено 962 тыс. тракторов, 581 тыс. грузовых и специализиро ванных автомобилей, на 8,3 млрд. руб. сельскохозяйст
венных |
машин. |
|
|
По плану на 1974 г. поставку тракторов сельскому |
|||
хозяйству намечено увеличить по сравнению |
с 1973 г. |
||
на 8,9%, |
грузовых автомобилей — на |
11,2, |
сельскохо |
зяйственных машин — более чем на 12% |
Индустриали |
зация сельскохозяйственного производства требует оп тимальных народнохозяйственных пропорций. Ускорен ное развитие сельскохозяйственного машиностроения даст возможность поднять производство сельскохозяй ственных продуктов и полнее удовлетворить потребности в ней народного хозяйства.
Об эффективности индустриализации социалистиче ского сельского хозяйства можно судить по росту важ нейших показателей сельскохозяйственного производ ства (см. табл. 9).
За 1940—1971 гг. численность работников во всех отраслях сельскохозяйственного производства уменьши лась на 15%. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась в 2,24 раза. Валовая продукция сельского хозяйства выросла за счет повышения производитель ности труда в 3,38 раза. Этот процесс обусловлен ростом
фондовооруженности |
на |
одного |
работника в |
8,75 |
раза |
и на 100 га сельскохозяйственных угодий— в |
6,36 раза, |
||||
энерговооруженности |
на |
одного |
работника — в 8,1 |
раза |
и на 100 га посевной площади—в 4,7 раза.
Эти процессы имеют сваи особенности, вытекающие из различий форм собственности в совхозах и колхозах страны, различного уровня обобществления производ ства, оказывающего воздействие на производительность труда, и вызывают ряд других особенностей. Так, в сов хозе на одного работающего приходится энергетических
мощностей в 1,8 раза больше, чем в колхозах21. |
|
|
||||||
Основным показателем |
индустриализации |
является |
||||||
рост затрат |
овеществленного труда |
в сравнении |
с зат- |
|||||
1 См . Н. К. |
Байбаков. |
О г о с у д а р с т в е н н о м |
п л а н е р а з в и т и я |
н а р о д |
||||
ного |
х о з я й с т в а |
С С С Р |
на |
1974 г. — « П р а в д а » , |
13 д е к а б р я |
1973 г. |
||
2 |
См . « Н а р о д н о е |
х о з я й с т в о |
С С С Р 1922 — 1972 гг.», стр . 234. |
125