Файл: Экономическое моделирование автоматизированной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

матизированлых систем управления не предусматривают их взаимной технологической совместимости и взаимо­ действия с системами управления промышленным транс­ портом. В то же время очевидно, что перевозки в стране должны регулироваться с помощью объединенной сис­ темы управления транспортом. По мере повышения ин­ тенсивности масштабов работы всей транспортной сис­ темы, появления новых видов транспорта, дифференци­ ации сфер их выгодного применения усложняются и функции управления их совместной работой.

Четкая работа транспорта возможна только при пол­ ном соответствии технических средств и технологии, по­ этому необходима единая техническая политика в раз­ витии материально-технической базы и организации взаимодействия промышленного транспорта, стыковых пунктов и магистрального транспорта.

Приведенные соображения о предполагаемых пер­ спективах развития техники позволяют сформулировать главные научно-технические проблемы, учет которых поможет -процессу экономического моделирования новой техники транспорта. Развивающаяся система транспорт­ ных средств промышленного и магистрального железно­ дорожного транспорта может быть представлена в сле­ дующем виде.

А. Главным источником интенсификации транспорт­ ного процесса являются мощные электрические, дизель­ ные и газотурбинные локомотивы. Повышение удельной мощности и -коэффициента полезного действия энерге­ тических установок, преобразователей энергии, си­ ловых передач, повышение надежности всех агрегатов обеспечит повышение веса поездов и скоростей движе­ ния.

Будут созданы железнодорожные станции -и пункты примыкания, оборудованные автоматизированной техни­ кой и имеющие высокую пропускную и перерабатыва­ ющую способность.

Большегрузные магистральные и специализирован­ ные вагоны промышленности, имеющие повышенную нагрузку на погонный метр пути и уменьшенный собст­ венный вес, в несколько раз увеличат полезную загрузку и производительность подвижного состава.

Структура парка вагонов станет соответствовать грузообороту и условиям механизации грузовых опера­ ций.

119

Внедрение контейнерной системы перевозок, пакетов и поддонов полностью обеспечит бесперегрузочную транс­ портировку тарно-штучных грузов. Контейнерные пе­ ревозки будут строиться на комплексной механизации

иавтоматизации грузовых операций. Совершенствование железнодорожного подвижного

состава промышленного транспорта будет сочетаться с внедрением эффективной системы непрерывного транс­ порта высокой производительности: ленточных и пла­ стинчатых .конвейеров, трубопроводно-пневматического и гидравлического, однорельсовых и канатных подвесных дорог.

Б. Система машин, обеспечивающая комплексную механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных операций, позволит полностью исключить тяжелый руч­ ной труд, в несколько раз повысить удельную энергоем­ кость и производительность механизмов. Все применя­ емые машины, требующие затрат труда только по их управлению, исключат вспомогательные работы с гру­ зами, будут иметь большой набор сменных грузозахват­ ных приспособлений. На промышленных предприятиях, на перевалочных базах снабжения будут созданы по­ грузочно-выгрузочные комплексы, имеющие оптимальное сочетание мощности механизмов и вашнопотока.

В. Управление транспортными средствами при дви­ жении .на линиях, при выполнении перегрузочных опе­ раций, при планировании грузопотоков, управление ма­ гистральным и промышленным транспортом и их взаи­ модействием будет осуществляться при помощи единой автоматизированной системы управления транспортом в реальном масштабе времени. Дистанционное управление будет сочетаться с автономными автоматическими регу­ лирующими устройствами на подвижном составе, конт­ ролирующими режим работы согласно полученному за­ данию.

При создании новой техники и совершенствовании технологии необходимо постоянно стремиться к быст­ рейшему производственному применению многочислен­ ных заделов науки и технического прогресса: фотонных двигателей, подвижного состава на магнитном подве­ шивании и с магнитным двигателем, кибернетического управляющего органа транспортных средств и систем, перемещение транспортирующих капсул по трубопрово­ дам в разряженной среде и т. д.


Экономическая оценка современного состояния и ве­ дущих направлений в развитии техники и организации железнодорожных перевозок дает основание полагать, что комплексное развитие системы машин промышлен­ ного и магистрального транспорта, являясь проявлением усиливающегося обобществления социалистического .про­ изводства, должно стать основополагающим принципом построения экономической модели техники транспорта. Комплексное развитие техники является одним из важ­ нейших условий достижения максимальной народнохо­ зяйственной эффективности транспорта.

1' лава Vi

В Н Е Д Р Е Н И Е Н О В О Й Т Е Х Н И К И

 

В С Е Л Ь С К О Х О З Я Й С Т В Е Н Н О Е

 

П Р О И З В О Д С Т В О

 

И С О Ц И А Л Ь Н О - Э К О Н О М И Ч Е С К И Е

 

П Р О Б Л Е М Ы

На современном этапе коммунистического строитель­ ства, когда решаются задачи органического соединения достижений научно-технической революции с преиму­ ществами социализма, возникает необходимость реше­ ния таких проблем, как определение сущности нового этапа индустриализации социалистического сельского хозяйства, вызванного внедрением во всех отраслях про­ изводства системы машин и автоматизированной техни­ ки, перспектив социально-экономического развития со­ ветской деревни, путей превращения сельскохозяйствен­ ного груда в разновидность индустриального, сближения города и деревни, классов и социальных групп обще­ ства.

Решение этих проблем составляет социально-эконо­ мическое содержание экономико-математического моде­ лирования процесса внедрения новой техники в сельское хозяйство.

Индустриализация сельскохозяйственного производ­ ства зависит прежде всего от успешного развития от­ раслей промышленности, производящих средства про­ изводства для сельского хозяйства с учетом достиже­ ний современной науки.

На XXIV съезде КПСС подчеркивалось: «...необхо­ димым условием успешного развития сельского хозяй­ ства становится все более широкое использование об­ щего экономического потенциала страны. Вот почему партия с такой остротой поставила задачу ускоренно­ го развития отраслей промышленности, производящих средства производства для сельского хозяйства, а также оборудование и технику, необходимые для переработки сельскохозяйственной продукции, ее транспортировки, хранения и реализации» ’.1

1 « М а т е р и а л ы X X I V с ъ е з д а К П С С » , стр. 50.

122


1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НОВОГО ЭТАПА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Социалистическая индустриализация сельскохозяйствен­ ного производства является основой подъема производи­ тельных сил и совершенствования производственных отношений социалистической деревни.

В теоретической литературе индустриализация неред­ ко анализируется только в плане технического перево­ оружения сельского хозяйства. Между тем объективная ее природа сложнее и требует всестороннего рассмот­ рения.

Индустриализация сельскохозяйственного производ­ ства как социальное явление — сложный диалектический процесс, который имеет две стороны: техническую и со­ циально-экономическую. Развитие технической базы ин­ дустриализации обусловлено развитием соответствую­ щих отраслей промышленности.

Сельскохозяйственное машиностроение является ор­ ганической частью общего машиностроения народного хозяйства. Соотношение темпов роста сельскохозяйст­

венного машиностроения и общего объема

продукции

и

машиностроения и

металлообработки

изменилось.

До

1965 г. производство тракторов — главной продукции

сельскохозяйственного

машиностроения — отставало от

производства продукции общего машиностроения, ко­ торое с 1940 г. выросло в 21,6 раза. Производство трактороз за этот период выросло лишь в 12,6 раза.

После 1965 г. соотношение коренным образом изме­ нилось в пользу сельскохозяйственного машинострое­

ния. Высокие

темпы

развития

сельскохозяйственного

машинастпоения

предусмотрены

Директивами XXIV

съезда КПСС

на

1971 —1975 гг.

К 1975 г. заводы

тракторного

и сельскохозяйствен­

ного машиностроения будут оснащены высокопроизво­ дительным оборудованием, прогрессивной технологией. Автоматические линии обеспечат почти 60% литья в земляных формах против 26,4% в 1970 г. В кузнечнопрессовом производстве доля прогрессивной технологии повысится до 55,5% против 37% в 1970 г. Производство горячих штамповок повышенной точности увеличится в 2 раза, холодной и полугорячей штамповки — с 65 тыс. т в 1970 г. до 170 тыс. т в 1975 г. Число автоматических


линий механической обработки увеличится с 360 до 610. Число автоматических линий в заготовительных цехах возрастет в 8 раз *.

Техническое перевооружение предприятий сельскохо­ зяйственного машиностроения дает возможность повы­ сить их производительность. За пятилетие выпуск сель­ скохозяйственных машин увеличится на 75%, запасных частей к ним — в 1,5 раза. Энергетические мощности в сельском хозяйстве возрастут за пятилетие на 161 млн. л. с., или в 1,5 раза, потребление электроэнергии удво­ ится 21.

Эти задачи успешно решаются. За три года текущей пятилетки на развитие сельскохозяйственного производ­ ства за счет всех источников финансирования было на-

Таблица 9

Важнейшие показатели развития сельскохозяйственного производства

(1940 г. = 100) 3

П о к а з а т е л и

г .

г.

г.

г.

г .

г.

г.

г.

1940

1945

1950

1955

I9 6 0

1965

1970

1971

В а л о в а я

 

п р о д у к ц и я

 

сел ь ск о го

 

 

 

 

 

 

 

 

х о з я й с т в а ( з е м л е д е л и е и ж и ­

100

60

99

121

 

 

 

 

в о т н о в о д с т в о )

 

 

 

 

160

180

221

2 2 4

В с е г о з а н я т о в с ел ь ск о м

х о ­

100

_

 

__ 9 4 , 5

 

 

 

з я й с т в е

 

 

 

 

 

9 9 , 0

8 9 , 0

8 5 , 5

8 5 , 0

Ф о н д о в о о р у ж е н н о с т ь т р у д а (в

 

 

 

 

 

 

 

 

с о п о с т а в и м ы х ц е н а х , б е з в ы ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ч ет а и з н о с а )

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

80 0

 

н а

о д н о г о р а б о т н и к а

 

 

 

125

 

3 2 5

5 2 5

8 7 5

н а

100

га с е л ь с к о х о з я й с т ­

100

_ 120

_ 2 8 4

 

 

 

в ен н ы х

у г о д и й

 

 

 

 

4 1 5

6 0 8

63 6

Э н е р г о в о о р у ж е н н о с т ь

т р у д а в

 

 

 

 

 

 

 

 

к о л х о з а х и с о в х о з а х *

 

 

 

 

113

 

36 0

 

7 5 0

 

на

о д н о г о р а б о т н и к а

 

 

100

 

514

81 0

н а

100

га п о с е в н о й

п л о щ а д и

100

147

231

314

46 0

47 0

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

т р у д а

 

 

100

100

138

20 3

2 3 9

328

3 3 8

*

З а

1940— 1960 г г .

д а н н ы е

п р и в е д е н ы ,

в к л ю ч а я

М Т С

и Р Т С .

 

 

1

С м . « К о м м у н и с т » , 1970,

15, етр . 63.

cvp. 4 5 5 — <156.

 

 

2

С м . « М а т е р и а л ы

X X I V

с ъ е з д а

К П С С » ,

 

 

3

С м .

« Н а р о д н о е

х о з я й с т в о

С С С Р

1922 — 1972

гг.»,

ст р .

4 4 5 ,

220,

231, 280,

283.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

124


правлено около 72 млрд. руб. капитальных вложений, т. е. почти на 2,5 млрд. руб. больше, чем предусмат­ ривалось планом. За эти годы сельскому хозяйству в соответствий с заданиями пятллетнего плана поставлено 962 тыс. тракторов, 581 тыс. грузовых и специализиро­ ванных автомобилей, на 8,3 млрд. руб. сельскохозяйст­

венных

машин.

 

 

По плану на 1974 г. поставку тракторов сельскому

хозяйству намечено увеличить по сравнению

с 1973 г.

на 8,9%,

грузовых автомобилей — на

11,2,

сельскохо­

зяйственных машин — более чем на 12%

Индустриали­

зация сельскохозяйственного производства требует оп­ тимальных народнохозяйственных пропорций. Ускорен­ ное развитие сельскохозяйственного машиностроения даст возможность поднять производство сельскохозяй­ ственных продуктов и полнее удовлетворить потребности в ней народного хозяйства.

Об эффективности индустриализации социалистиче­ ского сельского хозяйства можно судить по росту важ­ нейших показателей сельскохозяйственного производ­ ства (см. табл. 9).

За 1940—1971 гг. численность работников во всех отраслях сельскохозяйственного производства уменьши­ лась на 15%. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась в 2,24 раза. Валовая продукция сельского хозяйства выросла за счет повышения производитель­ ности труда в 3,38 раза. Этот процесс обусловлен ростом

фондовооруженности

на

одного

работника в

8,75

раза

и на 100 га сельскохозяйственных угодий— в

6,36 раза,

энерговооруженности

на

одного

работника — в 8,1

раза

и на 100 га посевной площади—в 4,7 раза.

Эти процессы имеют сваи особенности, вытекающие из различий форм собственности в совхозах и колхозах страны, различного уровня обобществления производ­ ства, оказывающего воздействие на производительность труда, и вызывают ряд других особенностей. Так, в сов­ хозе на одного работающего приходится энергетических

мощностей в 1,8 раза больше, чем в колхозах21.

 

 

Основным показателем

индустриализации

является

рост затрат

овеществленного труда

в сравнении

с зат-

1 См . Н. К.

Байбаков.

О г о с у д а р с т в е н н о м

п л а н е р а з в и т и я

н а р о д ­

ного

х о з я й с т в а

С С С Р

на

1974 г. — « П р а в д а » ,

13 д е к а б р я

1973 г.

2

См . « Н а р о д н о е

х о з я й с т в о

С С С Р 1922 — 1972 гг.», стр . 234.

125