Файл: Экономическое моделирование автоматизированной техники..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
вается улучшение фондоотдачи на перевозках и погру зочно-разгрузочных работах. Главная причина этого в большинстве случаев состоит в том, что не соблюдается комплексность в реконструкции транспортного хозяйст ва, не своевременно вводятся в эксплуатацию важней шие объекты замкнутого технологического цикла.
На Челябинском электрометаллургическом комбина те удалось избежать этих ошибок. Каждое мероприятие по внедрению новой техники обосновывается экономиче ски и является очередным звеном единого плана рекон струкции. За семь лет втрое вырос парк тепловозов, улучшена структура подъемно-транспортных машин, расширилась площадь прирельсовых комплексно-меха низированных складов, усовершенствована схема путе вого развития цеха.
В итоге производительность труда выросла в 2 раза, численность промышленно-производственного персонала уменьшилась на 36%. Теперь здесь работает 8,9% от общего контингента работающих на комбинате против
13,8% в 1965 г.
Усиленная рационализация транспортного хозяйства способствовала росту производительности труда на ком бинате в целом. За 1971—1972 гг. она выросла на 26%• Съем продукции в перевозках на 1 руб. основных про изводственных фондов железнодорожного цеха повысил ся на 19%, приведенные затраты на единицу транспорт ной продукции снизились на 12%.
Тем предприятиям, которые не имеют большого гру зооборота, по экономическим соображениям нецелесо образно создавать полные транспортные комплексы. Практика показывает, что кооперация транспортных це хов таких предприятий помогает существенно улучшать условия .внедрения новой техники, повышать качество транспортного обслуживания, добиваться повышения производительности труда транспортных рабочих и бо лее полной загрузки оборудования. Это подтверждается опытом работы объединенных транспортных хозяйств.
Объединенное железнодорожное хозяйство «Главюжуралпромстроя», имея в своем составе 65 ранее самосто ятельных подъездных железнодорожных путей, высоки ми темпами заменяет паровозы на тепловозы, реконст руирует путевое хозяйство, внедряет комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. В итоге только за 1971—1972 гг. производительность труда здесь
109
повысилась на 32%, простой магистральных вагонов уменьшился на один час, фондоотдача выросла при пе ревозках на 21%, на грузовых работах — на 30%.
В стране накоплен оправдавший себя опыт подобной кооперации. Сейчас насчитывается 560 объединенных предприятий промышленного транспорта, из них более 300 отраслевых и около 150 хозрасчетных межведом ственных. За 1960—1972 гг. объединенные железнодо рожные хозяйства РСФСР и Украинской ССР обеспе чили повышение производительности труда на одного работающего в 2,3 раза, прибыли — 2,4 раза, снизили себестоимость перевозок на 21 %
Научно-техническая революция способствует совер шенствованию всех компонентов системы технических средств транспорта.
Происходят коренные изменения в семействе машин и механизмов, обеспечивающих погрузочно-разгрузоч ные операции и подготовку грузов к транспортировке.
На современную индустриальную основу переводятся контейнерные и пакетные перевозки. При перевозке гру зов в стандартной таре чрезвычайное многообразие от правок по весу, объему и форме сводится к типовым нормам. Предметом труда при транспортировке стано вится единица тары строго установленной формы и объ ема. Унификация предметов труда позволяет перейти к поточно-непрерывным методам организации погру зочно-разгрузочных операций на всех этапах перевозоч ного процесса. Контейнеризация резко улучшает эффек тивность перевозок: на 70—80% сокращаются затраты
на упаковку |
продукции, на 10—15% — транспортные |
издержки, на |
20—30% — объем перегрузочных работ2,1 |
значительно ускоряется доставка, затраты труда на тонно-операцию перегрузки сокращаются в 4—5 раз3.
Контейнерная система весьма перспективна с точки зрения широкой автоматизации перегрузочных опера ций. Так, автоматизация захвата и установки контейне ров сокращает время на эти операции в 2—3 раза ч уменьшает потребность в стропальщиках только по Министерству путей сообщения на 8 тыс. человек, эконо
1 |
См . |
« П р о м ы ш л ен н ы й т р ан сп ор т », |
1973, № |
4, |
стр. 2. |
|
2 |
С м . |
« Ж е л е з н о д о р о ж н ы й тр ан сп ор т », |
1970, № |
2, стр. 25. |
||
3 |
См . |
« К о н т ей н е р н ы е пер евозки » . |
П о д |
р а д . |
М . |
Д . С и т н и к а . .М . |
1970, |
стр. |
187. |
|
|
|
|
ПО
мит около 9 млн. контейнеро-часов и 1,5 млн. вагоночасов. Затраты на переоборудование парка контейнеров и изготовление автостропов во всех случаях окупаются за 6—9 месяцев *.
Принцип унификации тары становится основой су щественного улучшения взаимодействия всех отраслей народного хозяйства с магистральным транспортом, при носят большие взаимные выгоды. Так, на Уралмашзаводе внедрение пакетных перевозок грузов на внутрен них и внешних линиях позволило сократить в течение года простой магистральных вагонов на 2,4 часа, сни зить транспортные издержки на 4,5 млн. руб. и высво бодить для работы в основном производстве свыше 500 человек 1.2
Совершенствование транспортной техники постоянно направлено на ускорение перевозок, обеспечение нераз рывности транспортного процесса. Касаясь условий не разрывности общественного производства, К. Маркс от мечал, что «это зависит от различных условий, которые по существу все сводятся к большей скорости, регуляр ности и надежности, с которыми может быть доставлена масса сырья, необходимая для того, чтобы никогда не произошло перерыва в процессе производства»3.
Сокращение времени и регулярность доставки про дукции способствуют уменьшению отвлеченной на тран спортные операции массы товарно-материальных цен
ностей, стоимость которой оценивается |
примерно в |
30 млрд. руб.4 |
и ликвидация |
Увеличение скорости транспортировки |
задержек грузопотоков объективно требует синхронного совершенствования техники и технологии на всех этапах перевозок. Учитывая новейшие усовершенствования тех нических средств и управления на подъездных путях и магистралях, можно сделать вывод, что на железнодо рожном транспорте имеются значительные резервы роста эффективности. Рост этот может происходить неравно мерно, несмотря на то, что сохраняется общая тенден
ция |
к |
повышению. |
Особенно |
высокими |
темпами улуч- |
||
1 |
С м . |
« К о н т е й н е р н ы е |
п ер е в о з к и » , |
ст р . 191. |
|
||
2 |
С м . |
« П р о м ы ш л е н н ы й т р а н с п о р т » , |
1972, |
№ 7, стр. 2. |
|||
3 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. С оч ., т. |
2 4, |
стр. |
161. |
|
||
4 |
См . |
Н. Н. Шипко. |
Т р а н с п о р т и |
п о в ы ш е н и е |
э ф ф е к т и в н о с т и о б |
||
щ е с т в е н н о г о п р о и з в о д с т в а . Н о в о с и б и р с к , |
1968, |
стр . |
10. |
Ш
шаются показателя эффективности в период широкого внедрения новой техники, как это происходило при электрификации и дизелизации тяги на магистральных железных дорогах.
Таблица 8
Темпы внедрения прогрессивной тяги и рост производительности труда на железных дорогах
(%) 1
П е р и о д ы
I 9 6 0 — ,1955 гг.
1956— 1960 гг.
1961— 1965 гг.
Р о с т г р у з о о б о |
Р о с т г р у з о о б о |
Р о с т п р о и з в о |
|
р о т а э л е к т р и |
д и т е л ь н о с т и |
||
р о т а л и н и й н а |
|||
ф и ц и р о в а н н ы х |
т р у д а в п е р е |
||
д и з е л ь н о й т я г е |
|||
л и н и й |
в о з к а х |
||
|
2 6 0 |
3 7 0 |
48 |
1 8 0 |
2 1 0 |
3 0 |
1 2 0 |
103 |
28 |
Из таблицы 8 видно, что в период широкого внедре ния новых видов тяги производительность труда росла в 1,5 раза быстрее, чем в последующем.
Если иметь в виду эффективность перевозок на же лезнодорожном транспорте в целом, включая перевозки и на подъездных путях промышленности, то можно ожи дать, что на первом этапе, когда будет преодолеваться отставание технической оснащенности транспортных це хов промышленности от магистралей, повышение пока зателей эффективности может происходить замедлен ными темпами. В дальнейшем возможно повышение производительности труда. Для этого закладывается соответствующая основа. Уже сейчас фондоемкость же лезнодорожного транспорта в перевозках в 4,5 раза превышает среднюю фондоемкость по народному хо зяйству2,1 ручной труд применяется только при управ лении транспортными средствами.
Рациональное управление многими технологически ми процессами на транспорте возможно только при помощи автоматизированных регулирующих устройств.
При высоком уровне насыщения производства тех
никой |
результаты работы транспорта |
улучшаются в |
1 Р а с с ч и т а н о на о сн о в а н и и д а н н ы х : « Т р а н сп о р т и св я зь С С С Р » . |
||
М „ 1972, |
стр. 9 4 — 108. |
|
2 С м . |
« Ж е л е з н о д о р о ж н ы й т р а н сп о р т » , 1973, |
№ 2, стр. 79. |
112
значительной мере не за счет количества и индивиду альных качеств применяемого труда, а за счет повыше ния параметров техники, комплексной механизации, ав томатизации и научной организации производства.
В текущей пятилетке весь прирост грузооборота на железнодорожном транспорте намечено освоить без уве личения численности работников
Приведенные данные позволяют отметить следующие направления комплексного совершенствования техники промышленного и магистрального транспорта, выявить закономерности их влияния на эффективность транспорт ного процесса.
1. Ведущие тенденции совершенствования 'техниче ских средств и организации железнодорожного транспор та, такие, как повышение мощности подвижного состава, широкое внедрение перевозок грузов в контейнерах и пакетах, комплексная механизация и автоматизация, повышение непрерывности и регулярности перевозок, ко операция промышленного транспорта, существенно по вышают эффективность железнодорожных перевозок, вызывают дальнейшее сближение машин и технологии
промышленного и |
магистрального транспорта. |
2. Комплексное |
внедрение прогрессивной техники, |
оптимальное соотношение частей структуры системы машин промышленного и магистрального транспорта содержат в себе значительный резерв роста их эффек тивности.
Соблюдение принципа комплексности дает серьезный выигрыш на всех уровнях применения техники: на уровне предприятия, промышленного и магистрального транспорта, а также на уровне их взаимодействия, т. е. на железнодорожном транспорте в целом.
3. Комплексное внедрение прогрессивной техники и организации производства открывает значительные пер спективы роста эффективности железнодорожных пере возок на промышленном и магистральном транспорте.
На первом этапе, когда будет проводиться коренная реконструкция транспортных цехов промышленности, видимо, произойдет заметное увеличение фондоемкости транспортной продукции, так как наиболее полная отда
ча капитальных |
вложений будет происходить |
за преде-1 |
|||
1 С м . |
« Г о с у д а р с т в е н н ы й п яти л етн и й |
п л ан |
р а зв и т и я |
н а р о д н о г о |
|
х о з я й с т в а |
С С С Р на |
1971— 1975 го ды » . А 1, |
1972, |
стр. 211. |
|
8 Заказ № 83 |
и з |