Файл: Экономическое моделирование автоматизированной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вается улучшение фондоотдачи на перевозках и погру­ зочно-разгрузочных работах. Главная причина этого в большинстве случаев состоит в том, что не соблюдается комплексность в реконструкции транспортного хозяйст­ ва, не своевременно вводятся в эксплуатацию важней­ шие объекты замкнутого технологического цикла.

На Челябинском электрометаллургическом комбина­ те удалось избежать этих ошибок. Каждое мероприятие по внедрению новой техники обосновывается экономиче­ ски и является очередным звеном единого плана рекон­ струкции. За семь лет втрое вырос парк тепловозов, улучшена структура подъемно-транспортных машин, расширилась площадь прирельсовых комплексно-меха­ низированных складов, усовершенствована схема путе­ вого развития цеха.

В итоге производительность труда выросла в 2 раза, численность промышленно-производственного персонала уменьшилась на 36%. Теперь здесь работает 8,9% от общего контингента работающих на комбинате против

13,8% в 1965 г.

Усиленная рационализация транспортного хозяйства способствовала росту производительности труда на ком­ бинате в целом. За 1971—1972 гг. она выросла на 26%• Съем продукции в перевозках на 1 руб. основных про­ изводственных фондов железнодорожного цеха повысил­ ся на 19%, приведенные затраты на единицу транспорт­ ной продукции снизились на 12%.

Тем предприятиям, которые не имеют большого гру­ зооборота, по экономическим соображениям нецелесо­ образно создавать полные транспортные комплексы. Практика показывает, что кооперация транспортных це­ хов таких предприятий помогает существенно улучшать условия .внедрения новой техники, повышать качество транспортного обслуживания, добиваться повышения производительности труда транспортных рабочих и бо­ лее полной загрузки оборудования. Это подтверждается опытом работы объединенных транспортных хозяйств.

Объединенное железнодорожное хозяйство «Главюжуралпромстроя», имея в своем составе 65 ранее самосто­ ятельных подъездных железнодорожных путей, высоки­ ми темпами заменяет паровозы на тепловозы, реконст­ руирует путевое хозяйство, внедряет комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. В итоге только за 1971—1972 гг. производительность труда здесь

109

повысилась на 32%, простой магистральных вагонов уменьшился на один час, фондоотдача выросла при пе­ ревозках на 21%, на грузовых работах — на 30%.

В стране накоплен оправдавший себя опыт подобной кооперации. Сейчас насчитывается 560 объединенных предприятий промышленного транспорта, из них более 300 отраслевых и около 150 хозрасчетных межведом­ ственных. За 1960—1972 гг. объединенные железнодо­ рожные хозяйства РСФСР и Украинской ССР обеспе­ чили повышение производительности труда на одного работающего в 2,3 раза, прибыли — 2,4 раза, снизили себестоимость перевозок на 21 %

Научно-техническая революция способствует совер­ шенствованию всех компонентов системы технических средств транспорта.

Происходят коренные изменения в семействе машин и механизмов, обеспечивающих погрузочно-разгрузоч­ ные операции и подготовку грузов к транспортировке.

На современную индустриальную основу переводятся контейнерные и пакетные перевозки. При перевозке гру­ зов в стандартной таре чрезвычайное многообразие от­ правок по весу, объему и форме сводится к типовым нормам. Предметом труда при транспортировке стано­ вится единица тары строго установленной формы и объ­ ема. Унификация предметов труда позволяет перейти к поточно-непрерывным методам организации погру­ зочно-разгрузочных операций на всех этапах перевозоч­ ного процесса. Контейнеризация резко улучшает эффек­ тивность перевозок: на 70—80% сокращаются затраты

на упаковку

продукции, на 10—15% — транспортные

издержки, на

20—30% — объем перегрузочных работ2,1

значительно ускоряется доставка, затраты труда на тонно-операцию перегрузки сокращаются в 4—5 раз3.

Контейнерная система весьма перспективна с точки зрения широкой автоматизации перегрузочных опера­ ций. Так, автоматизация захвата и установки контейне­ ров сокращает время на эти операции в 2—3 раза ч уменьшает потребность в стропальщиках только по Министерству путей сообщения на 8 тыс. человек, эконо­

1

См .

« П р о м ы ш л ен н ы й т р ан сп ор т »,

1973, №

4,

стр. 2.

2

С м .

« Ж е л е з н о д о р о ж н ы й тр ан сп ор т »,

1970, №

2, стр. 25.

3

См .

« К о н т ей н е р н ы е пер евозки » .

П о д

р а д .

М .

Д . С и т н и к а . .М .

1970,

стр.

187.

 

 

 

 

ПО


мит около 9 млн. контейнеро-часов и 1,5 млн. вагоночасов. Затраты на переоборудование парка контейнеров и изготовление автостропов во всех случаях окупаются за 6—9 месяцев *.

Принцип унификации тары становится основой су­ щественного улучшения взаимодействия всех отраслей народного хозяйства с магистральным транспортом, при­ носят большие взаимные выгоды. Так, на Уралмашзаводе внедрение пакетных перевозок грузов на внутрен­ них и внешних линиях позволило сократить в течение года простой магистральных вагонов на 2,4 часа, сни­ зить транспортные издержки на 4,5 млн. руб. и высво­ бодить для работы в основном производстве свыше 500 человек 1.2

Совершенствование транспортной техники постоянно направлено на ускорение перевозок, обеспечение нераз­ рывности транспортного процесса. Касаясь условий не­ разрывности общественного производства, К. Маркс от­ мечал, что «это зависит от различных условий, которые по существу все сводятся к большей скорости, регуляр­ ности и надежности, с которыми может быть доставлена масса сырья, необходимая для того, чтобы никогда не произошло перерыва в процессе производства»3.

Сокращение времени и регулярность доставки про­ дукции способствуют уменьшению отвлеченной на тран­ спортные операции массы товарно-материальных цен­

ностей, стоимость которой оценивается

примерно в

30 млрд. руб.4

и ликвидация

Увеличение скорости транспортировки

задержек грузопотоков объективно требует синхронного совершенствования техники и технологии на всех этапах перевозок. Учитывая новейшие усовершенствования тех­ нических средств и управления на подъездных путях и магистралях, можно сделать вывод, что на железнодо­ рожном транспорте имеются значительные резервы роста эффективности. Рост этот может происходить неравно­ мерно, несмотря на то, что сохраняется общая тенден­

ция

к

повышению.

Особенно

высокими

темпами улуч-

1

С м .

« К о н т е й н е р н ы е

п ер е в о з к и » ,

ст р . 191.

 

2

С м .

« П р о м ы ш л е н н ы й т р а н с п о р т » ,

1972,

№ 7, стр. 2.

3

К. Маркс и Ф. Энгельс. С оч ., т.

2 4,

стр.

161.

 

4

См .

Н. Н. Шипко.

Т р а н с п о р т и

п о в ы ш е н и е

э ф ф е к т и в н о с т и о б ­

щ е с т в е н н о г о п р о и з в о д с т в а . Н о в о с и б и р с к ,

1968,

стр .

10.

Ш


шаются показателя эффективности в период широкого внедрения новой техники, как это происходило при электрификации и дизелизации тяги на магистральных железных дорогах.

Таблица 8

Темпы внедрения прогрессивной тяги и рост производительности труда на железных дорогах

(%) 1

П е р и о д ы

I 9 6 0 — ,1955 гг.

1956— 1960 гг.

1961— 1965 гг.

Р о с т г р у з о о б о ­

Р о с т г р у з о о б о ­

Р о с т п р о и з в о ­

р о т а э л е к т р и ­

д и т е л ь н о с т и

р о т а л и н и й н а

ф и ц и р о в а н н ы х

т р у д а в п е р е ­

д и з е л ь н о й т я г е

л и н и й

в о з к а х

 

2 6 0

3 7 0

48

1 8 0

2 1 0

3 0

1 2 0

103

28

Из таблицы 8 видно, что в период широкого внедре­ ния новых видов тяги производительность труда росла в 1,5 раза быстрее, чем в последующем.

Если иметь в виду эффективность перевозок на же­ лезнодорожном транспорте в целом, включая перевозки и на подъездных путях промышленности, то можно ожи­ дать, что на первом этапе, когда будет преодолеваться отставание технической оснащенности транспортных це­ хов промышленности от магистралей, повышение пока­ зателей эффективности может происходить замедлен­ ными темпами. В дальнейшем возможно повышение производительности труда. Для этого закладывается соответствующая основа. Уже сейчас фондоемкость же­ лезнодорожного транспорта в перевозках в 4,5 раза превышает среднюю фондоемкость по народному хо­ зяйству2,1 ручной труд применяется только при управ­ лении транспортными средствами.

Рациональное управление многими технологически­ ми процессами на транспорте возможно только при помощи автоматизированных регулирующих устройств.

При высоком уровне насыщения производства тех­

никой

результаты работы транспорта

улучшаются в

1 Р а с с ч и т а н о на о сн о в а н и и д а н н ы х : « Т р а н сп о р т и св я зь С С С Р » .

М „ 1972,

стр. 9 4 — 108.

 

2 С м .

« Ж е л е з н о д о р о ж н ы й т р а н сп о р т » , 1973,

№ 2, стр. 79.

112


значительной мере не за счет количества и индивиду­ альных качеств применяемого труда, а за счет повыше­ ния параметров техники, комплексной механизации, ав­ томатизации и научной организации производства.

В текущей пятилетке весь прирост грузооборота на железнодорожном транспорте намечено освоить без уве­ личения численности работников

Приведенные данные позволяют отметить следующие направления комплексного совершенствования техники промышленного и магистрального транспорта, выявить закономерности их влияния на эффективность транспорт­ ного процесса.

1. Ведущие тенденции совершенствования 'техниче­ ских средств и организации железнодорожного транспор­ та, такие, как повышение мощности подвижного состава, широкое внедрение перевозок грузов в контейнерах и пакетах, комплексная механизация и автоматизация, повышение непрерывности и регулярности перевозок, ко­ операция промышленного транспорта, существенно по­ вышают эффективность железнодорожных перевозок, вызывают дальнейшее сближение машин и технологии

промышленного и

магистрального транспорта.

2. Комплексное

внедрение прогрессивной техники,

оптимальное соотношение частей структуры системы машин промышленного и магистрального транспорта содержат в себе значительный резерв роста их эффек­ тивности.

Соблюдение принципа комплексности дает серьезный выигрыш на всех уровнях применения техники: на уровне предприятия, промышленного и магистрального транспорта, а также на уровне их взаимодействия, т. е. на железнодорожном транспорте в целом.

3. Комплексное внедрение прогрессивной техники и организации производства открывает значительные пер­ спективы роста эффективности железнодорожных пере­ возок на промышленном и магистральном транспорте.

На первом этапе, когда будет проводиться коренная реконструкция транспортных цехов промышленности, видимо, произойдет заметное увеличение фондоемкости транспортной продукции, так как наиболее полная отда­

ча капитальных

вложений будет происходить

за преде-1

1 С м .

« Г о с у д а р с т в е н н ы й п яти л етн и й

п л ан

р а зв и т и я

н а р о д н о г о

х о з я й с т в а

С С С Р на

1971— 1975 го ды » . А 1,

1972,

стр. 211.

 

8 Заказ № 83

и з