Файл: Экономическое моделирование автоматизированной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

финансирования и их соизмерение с результатами, ма­ териальная ответственность за уровень и сроки работ, экономное расходование средств, а 'в конечном итоге

исамоокупаемость.

Вусловиях социализма экономические интересы хоз­ расчетных, относительно обособленных единиц в боль­ шой степени проявляются и реализуются через систему планирования и регулирования производства. Поэтому представление об экономической выгодности развития новых направлений в технике, связанное с этим содер­ жание интересов коллектива и работников, меняется по мере того, как совершенствуется система планирования

иоценка их труда \

Оценка деятельности НИИ и ПКО по действитель­ ному эффекту уже реализуемых разработок не должна отрицать потенциального эффекта работ, направленных на создание принципиально новой техники.

Это возможно решить путем выработки системы оп­ ределенных плановых показателей, обеспечивающих единство науки, техники и производства. Такие показате­ ли, а соответственно и нормативы стимулирования долж­ ны рассчитываться на более длительный период.

В настоящее время отсутствует должное единство между плановыми показателями научно-технического прогресса в сфере материального производства и в об­ ласти прикладной науки.

Если для планирования и расчетов в материальном производстве используются больше всего объемные и некоторые качественные показатели выпуска и внедре­ ния новой техники, то в исследованиях и разработках технико-экономические показатели при планировании опускаются, ограничиваясь денежным выражением объ­

емов НИР и ОКР- В народнохозяйственном разрезе существующий по­

рядок планирования НИР и ОКР, внедрения их резуль-1

1 В экономической литературе иногда используется формулиров­ ка о «сочетании плана и хозрасчета», что как бы противопоставляет их друг другу. Но хозрасчет является методом .планового ведения хозяйства и орудием плана. Вне планирования нет и хозрасчета. Централизованное государственное и хозрасчетное планирова­ ние «снизу» есть звенья единой системы планирования. В. С. Немчи­ нов, например, говорит в этом смысле о «хозрасчетной системе пла­ нирования» (см. В. С. Немчинов. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством. Изд. 2. М., 1965,

стр. 55).

236


тагов представляет собой нередко перечень отдельных работ в натуральных измерителях. Он не содержит не­ обходимых данных о влиянии достижений науки и тех­

ники на производительность труда, фондоотдачу, при­ быль и т. д.

Таким образом, тесная связь между утверждаемыми в планах основными экономическими показателями и вложениями средств в НИР и ОКР отсутствует.

Задания же координационного плана по решению важнейших научно-технических проблем заканчиваются часто разработкой и созданием опытного образца тех­ ники, а внедрение его в серийное или массовое произ­ водство здесь не планируется.

Представляется необходимым планировать на уров­ не народнохозяйственного плана не отдельные позиции, а комплекс важнейших работ от научно-технической разработки новых изделий до их серийного производства и оптимального внедрения, при этом предусматривать создание новых видов материалов, комплектующих из­ делий и оборудования с выделением соответствующих капитальных вложений по всему комплексу. Одновре­ менно целесообразно устанавливать в планах показа­ тели прироста производительности труда, прибыли (эф­ фекта) за счет планируемых мероприятий.

С целью учета перспективы в экономическом стиму­ лировании имеет смысл предусматривать в долгосроч­ ных планах науки и техники, рассчитанных на 10—15 лет, задания по разработке важнейших межотраслевых и отраслевых научно-технических проблем, а также ком­ плексные программы по основным направлениям разви­ тия техники; одновременно отражать в них укрупненные научно-технические и экономические результаты, пред­ полагаемые к достижению.

Задания по решению отраслевых проблем, комплек­ сные программы, вытекающие из долгосрочного плана, разработку, освоение и внедрение в производство сис­ тем машин и отдельных видов прогрессивной техники необходимо отражать в пятилетних планах, а в годовых планах предусматривать использование объектов новой техники в народном хозяйстве.

Показатели долгосрочных планов должны выдвигать перед создателями новых средств труда как определен­ ные экономические, так и технико-экономические требо­ вания, обеспечивающие гибкость планирования и воз­

237

можность выбора из нескольких вариантов технических

решений

наиболее эффективных,

которые с течением

времени

могут быть предложены

наукой.

В качестве одного из таких частных показателей в

области

энергетического машиностроения предлагается

использовать, например, коэффициент полезного дейст­ вия энергетических машин *. Он характеризует как ре­ зультат конструктивного совершенствования энергети­ ческой техники, так и технический прогресс в топливных отраслях. Показатель КПД обеспечивает возможность ориентации разработок НИИ и ПКО в определенном направлении, прямо связан с экономией топлива, т. е. с экономией трудовых, материальных и финансовых ре­ сурсов в ряде отраслей. Его применение стимулирует научно-технический поиск прогрессивных видов техни­ ки, основанной на использовании других форм энергии, так как технические границы достижения высокого КПД паросиловых установок в значительной степени исчер­ паны.

Перспективное планирование может служить базой для заключения долгосрочных договоров между разра­ ботчиками и потребителями новой техники на создание и поставку машин, а это позволяет организовать хоз­ расчетное финансирование и стимулирование перспек­ тивных разработок. Такие договоры должны опреде­ лять сроки, количество и экономические условия созда­ ния и поставки комплекса новых средств труда, необходимых для решения установленной государствен­ ным планом народнохозяйственной задачи. Туда вклю­ чаются и работы поискового характера.

Все затраты, связанные с поисковыми работами, из­ готовлением и испытанием экспериментальных образцов, могут осуществляться за счет единого фонда развития науки и техники. Средства на разработку и изготовле­ ние опытных и опытно-промышленных образцов и рас­ ходы по подготовке производства техники включаются в стоимость работ по долгосрочным договорам и фи­ нансируются потребителями с поэтапной оплатой.

Для повышения заинтересованности научно-произ­ водственных объединений и предприятий-изготовителей1

1 См. Б. Мартынов. О планировании технического уровня топ­ ливно-энергетического комплекса. — «Плановое хозяйство», 1973, № 6, стр. 48—55.

2 3 8



затраты по выполнению всех видов работ, включенных

вдолгосрочный договор, должны после оплаты входить

вобъем реализованной продукции, независимо от источ­ ников финансирования.

Сейчас на выполнение плановых работ фундамен­ тального и теоретического характера НИИ и ПКО элек­ тротехнической отрасли выделяются дополнительные средства в размере 20% от единого фонда развития науки и техники.

Нам представляется, что следовало бы наделять НИИ

иПКО и предприятия-разработчики еще и соответству­ ющими оборотными средствами для опережающего и перспективного проектирования. В этих целях могут использоваться средства единого фонда развития науки

итехники и долгосрочный банковский кредит со сроком погашения более пяти лет.

Если научно-исследовательские и опытно-конструк­ торские работы осуществляются с опережением предус­ мотренных сроков, то возможно предоставление креди­ тов по льготным ставкам, повышая размер процентной ставки при срыве сроков работ. Это позволит более

динамично

и эффективно использовать ресурсы.

По мере

развития практики самофинансирования

всех участков расширенного воспроизводства все боль­ шие масштабы приобретает создание различного рода резервных средств. Такие резервы обеспечивают ста­ бильность хозрасчетных распределительных отношений, что особенно важно для организаций и предприятий, связанных с созданием принципиально новых, перспек­ тивных образцов техники.

Собственные финансовые резервы могут создаваться через специальные отчисления от доходов, получаемых коллективами за счет выпуска новых изделий в пред­ шествующие годы и использоваться для финансовой по­ мощи и стимулирования при перспективных разработ­ ках.

Практика показывает, что выполнение длительных и трудоемких фундаментальных и поисковых исследо­ ваний, связанных с созданием техники будущего, сти­ мулируется еще недостаточно. В результате научноисследовательские отделы ряда институтов, например электротехнической промышленности, занимающиеся перспективной тематикой, получают меньше премий, чем до перехода на новый порядок экономического стиму­

239


лирования'. Очевидно, именно из такого рода резервов должны поступать средства для дополнительного по­ ощрения коллективов, занятых названными работами. Но для этого надо устранить ряд несоответствий в по­ рядке образования резервов. Так, постановлением Сове­ та Министров СССР от 3 января 1967 г. предусматри­ вается образование министерствами резервов по оказа­ нию временной финансовой помощи предприятиям и организациям в размере 1—3% от прибыли1.2 Но так как взносы прибыли в бюджет планируются без учета образования данного фонда, министерства не могут ис­ пользовать предоставленное им право.

Успешной разработке и внедрению принципиально новой техники должно способствовать законодательное выделение из состава технических новшеств наиболее важных, открывающих значительные направления в тех­ нике изобретений.

Согласно существующим положениям при решении вопросов о внедрении и стимулировании изобретений, на них распространяются те же правила, что и на ря­ довые усовершенствования.

Целесообразно, на наш взгляд, выделить категорию особо важных изобретений народнохозяйственного зна­ чения. К ним могут быть отнесены новшества, влияю­ щие на решения основных научно-технических проблем, приводящих к развитию новых направлений в технике, имеющие межотраслевое значение и другие, обеспечи­ вающие значительный экономический эффект.

При проведении работ по созданию и внедрению принципиально новой техники, как результата особо важных изобретений, следует выплачивать коллективам и работникам премии сверх действующих предельных размеров.

Ориентация на величину фактического народнохо­ зяйственного эффекта в планировании и стимулирова­ нии реализуемых разработок должна сочетаться с уче­ том их научно-технического уровня. В противном случае фонды экономического стимулирования могут расти бы­

стро

и в значительном объеме,

а создатели

техники

1

См., например, С. И. Голосовский.

Экономическая

эффектив­

ность исследований и разработок, стр. 166.

 

 

2

См. «Собрание постановлений правительства СССР», 1967,

№ 2—3, ст. 9.

 

 

240