Файл: Экономическое моделирование автоматизированной техники..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
финансирования и их соизмерение с результатами, ма териальная ответственность за уровень и сроки работ, экономное расходование средств, а 'в конечном итоге
исамоокупаемость.
Вусловиях социализма экономические интересы хоз расчетных, относительно обособленных единиц в боль шой степени проявляются и реализуются через систему планирования и регулирования производства. Поэтому представление об экономической выгодности развития новых направлений в технике, связанное с этим содер жание интересов коллектива и работников, меняется по мере того, как совершенствуется система планирования
иоценка их труда \
Оценка деятельности НИИ и ПКО по действитель ному эффекту уже реализуемых разработок не должна отрицать потенциального эффекта работ, направленных на создание принципиально новой техники.
Это возможно решить путем выработки системы оп ределенных плановых показателей, обеспечивающих единство науки, техники и производства. Такие показате ли, а соответственно и нормативы стимулирования долж ны рассчитываться на более длительный период.
В настоящее время отсутствует должное единство между плановыми показателями научно-технического прогресса в сфере материального производства и в об ласти прикладной науки.
Если для планирования и расчетов в материальном производстве используются больше всего объемные и некоторые качественные показатели выпуска и внедре ния новой техники, то в исследованиях и разработках технико-экономические показатели при планировании опускаются, ограничиваясь денежным выражением объ
емов НИР и ОКР- В народнохозяйственном разрезе существующий по
рядок планирования НИР и ОКР, внедрения их резуль-1
1 В экономической литературе иногда используется формулиров ка о «сочетании плана и хозрасчета», что как бы противопоставляет их друг другу. Но хозрасчет является методом .планового ведения хозяйства и орудием плана. Вне планирования нет и хозрасчета. Централизованное государственное и хозрасчетное планирова ние «снизу» есть звенья единой системы планирования. В. С. Немчи нов, например, говорит в этом смысле о «хозрасчетной системе пла нирования» (см. В. С. Немчинов. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством. Изд. 2. М., 1965,
стр. 55).
236
тагов представляет собой нередко перечень отдельных работ в натуральных измерителях. Он не содержит не обходимых данных о влиянии достижений науки и тех
ники на производительность труда, фондоотдачу, при быль и т. д.
Таким образом, тесная связь между утверждаемыми в планах основными экономическими показателями и вложениями средств в НИР и ОКР отсутствует.
Задания же координационного плана по решению важнейших научно-технических проблем заканчиваются часто разработкой и созданием опытного образца тех ники, а внедрение его в серийное или массовое произ водство здесь не планируется.
Представляется необходимым планировать на уров не народнохозяйственного плана не отдельные позиции, а комплекс важнейших работ от научно-технической разработки новых изделий до их серийного производства и оптимального внедрения, при этом предусматривать создание новых видов материалов, комплектующих из делий и оборудования с выделением соответствующих капитальных вложений по всему комплексу. Одновре менно целесообразно устанавливать в планах показа тели прироста производительности труда, прибыли (эф фекта) за счет планируемых мероприятий.
С целью учета перспективы в экономическом стиму лировании имеет смысл предусматривать в долгосроч ных планах науки и техники, рассчитанных на 10—15 лет, задания по разработке важнейших межотраслевых и отраслевых научно-технических проблем, а также ком плексные программы по основным направлениям разви тия техники; одновременно отражать в них укрупненные научно-технические и экономические результаты, пред полагаемые к достижению.
Задания по решению отраслевых проблем, комплек сные программы, вытекающие из долгосрочного плана, разработку, освоение и внедрение в производство сис тем машин и отдельных видов прогрессивной техники необходимо отражать в пятилетних планах, а в годовых планах предусматривать использование объектов новой техники в народном хозяйстве.
Показатели долгосрочных планов должны выдвигать перед создателями новых средств труда как определен ные экономические, так и технико-экономические требо вания, обеспечивающие гибкость планирования и воз
237
можность выбора из нескольких вариантов технических
решений |
наиболее эффективных, |
которые с течением |
времени |
могут быть предложены |
наукой. |
В качестве одного из таких частных показателей в |
||
области |
энергетического машиностроения предлагается |
использовать, например, коэффициент полезного дейст вия энергетических машин *. Он характеризует как ре зультат конструктивного совершенствования энергети ческой техники, так и технический прогресс в топливных отраслях. Показатель КПД обеспечивает возможность ориентации разработок НИИ и ПКО в определенном направлении, прямо связан с экономией топлива, т. е. с экономией трудовых, материальных и финансовых ре сурсов в ряде отраслей. Его применение стимулирует научно-технический поиск прогрессивных видов техни ки, основанной на использовании других форм энергии, так как технические границы достижения высокого КПД паросиловых установок в значительной степени исчер паны.
Перспективное планирование может служить базой для заключения долгосрочных договоров между разра ботчиками и потребителями новой техники на создание и поставку машин, а это позволяет организовать хоз расчетное финансирование и стимулирование перспек тивных разработок. Такие договоры должны опреде лять сроки, количество и экономические условия созда ния и поставки комплекса новых средств труда, необходимых для решения установленной государствен ным планом народнохозяйственной задачи. Туда вклю чаются и работы поискового характера.
Все затраты, связанные с поисковыми работами, из готовлением и испытанием экспериментальных образцов, могут осуществляться за счет единого фонда развития науки и техники. Средства на разработку и изготовле ние опытных и опытно-промышленных образцов и рас ходы по подготовке производства техники включаются в стоимость работ по долгосрочным договорам и фи нансируются потребителями с поэтапной оплатой.
Для повышения заинтересованности научно-произ водственных объединений и предприятий-изготовителей1
1 См. Б. Мартынов. О планировании технического уровня топ ливно-энергетического комплекса. — «Плановое хозяйство», 1973, № 6, стр. 48—55.
2 3 8
затраты по выполнению всех видов работ, включенных
вдолгосрочный договор, должны после оплаты входить
вобъем реализованной продукции, независимо от источ ников финансирования.
Сейчас на выполнение плановых работ фундамен тального и теоретического характера НИИ и ПКО элек тротехнической отрасли выделяются дополнительные средства в размере 20% от единого фонда развития науки и техники.
Нам представляется, что следовало бы наделять НИИ
иПКО и предприятия-разработчики еще и соответству ющими оборотными средствами для опережающего и перспективного проектирования. В этих целях могут использоваться средства единого фонда развития науки
итехники и долгосрочный банковский кредит со сроком погашения более пяти лет.
Если научно-исследовательские и опытно-конструк торские работы осуществляются с опережением предус мотренных сроков, то возможно предоставление креди тов по льготным ставкам, повышая размер процентной ставки при срыве сроков работ. Это позволит более
динамично |
и эффективно использовать ресурсы. |
По мере |
развития практики самофинансирования |
всех участков расширенного воспроизводства все боль шие масштабы приобретает создание различного рода резервных средств. Такие резервы обеспечивают ста бильность хозрасчетных распределительных отношений, что особенно важно для организаций и предприятий, связанных с созданием принципиально новых, перспек тивных образцов техники.
Собственные финансовые резервы могут создаваться через специальные отчисления от доходов, получаемых коллективами за счет выпуска новых изделий в пред шествующие годы и использоваться для финансовой по мощи и стимулирования при перспективных разработ ках.
Практика показывает, что выполнение длительных и трудоемких фундаментальных и поисковых исследо ваний, связанных с созданием техники будущего, сти мулируется еще недостаточно. В результате научноисследовательские отделы ряда институтов, например электротехнической промышленности, занимающиеся перспективной тематикой, получают меньше премий, чем до перехода на новый порядок экономического стиму
239
лирования'. Очевидно, именно из такого рода резервов должны поступать средства для дополнительного по ощрения коллективов, занятых названными работами. Но для этого надо устранить ряд несоответствий в по рядке образования резервов. Так, постановлением Сове та Министров СССР от 3 января 1967 г. предусматри вается образование министерствами резервов по оказа нию временной финансовой помощи предприятиям и организациям в размере 1—3% от прибыли1.2 Но так как взносы прибыли в бюджет планируются без учета образования данного фонда, министерства не могут ис пользовать предоставленное им право.
Успешной разработке и внедрению принципиально новой техники должно способствовать законодательное выделение из состава технических новшеств наиболее важных, открывающих значительные направления в тех нике изобретений.
Согласно существующим положениям при решении вопросов о внедрении и стимулировании изобретений, на них распространяются те же правила, что и на ря довые усовершенствования.
Целесообразно, на наш взгляд, выделить категорию особо важных изобретений народнохозяйственного зна чения. К ним могут быть отнесены новшества, влияю щие на решения основных научно-технических проблем, приводящих к развитию новых направлений в технике, имеющие межотраслевое значение и другие, обеспечи вающие значительный экономический эффект.
При проведении работ по созданию и внедрению принципиально новой техники, как результата особо важных изобретений, следует выплачивать коллективам и работникам премии сверх действующих предельных размеров.
Ориентация на величину фактического народнохо зяйственного эффекта в планировании и стимулирова нии реализуемых разработок должна сочетаться с уче том их научно-технического уровня. В противном случае фонды экономического стимулирования могут расти бы
стро |
и в значительном объеме, |
а создатели |
техники |
1 |
См., например, С. И. Голосовский. |
Экономическая |
эффектив |
ность исследований и разработок, стр. 166. |
|
|
|
2 |
См. «Собрание постановлений правительства СССР», 1967, |
||
№ 2—3, ст. 9. |
|
|
240