Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диспетчер станции

Верховцево

У#5рни’н у селентора

Мамуль М.—

 

ударник

социалистического соревнования в годы первых пятилеток.

Д н о п втч ар ■ . М іиу*і>

L

Орден Трудового Красного Знамени УССР.

— Товарные поезда... и вдруг ПО РЛСПНС.І-

4

им»? Может пи ЭЮ быть?

товарищ« мечоть-

?

рме скептики, насмешливо погррдыолн hj

 

верховцевского диспетчера

МИХАИЛА МА­

 

МУЛЬ. который выэвапсп провести рудны»

j

маршрут по расписанию, точно лземжиреими

1

экспресс.

 

 

 

 

 

И Мамуль блестяще доиДэоп свое утвер-

;

мдонив. Он сам повел маршрут с рудой Wt 820

 

из Верховцева о Узел, еаы преодолевал оси

т

препятствия на пути, ас» бестолочь на стан-

і

ццпх. сам находил место своему маршруту «

j

сложней лабиринте

графика.

Маршрут его

t

шел быстро я ровно, точно это был не рудный

 

постд. в экспресс, дпл которого всегда путь

 

свободен.

 

 

 

 

 

Or Верховцева до Узла маршруты ходили

 

не менее 4—S чвееэ, а иногда и сутки, и двое.

 

Маршрут

Мамуля

пришел

в

Узел через

 

2 ЧАСА SO МИН. — точно по расписанию.

 

Манулъ доказал, тайны образом, что движе­

 

ние товарных поезди по расписанию —' вещь

 

вполне возможная, все дело лишь в умении

 

командовать движением, о умении вести по­

 

езд.

 

 

 

 

 

Искусству командовать движением Мамуль

 

обучил и других диспетчеров Днепропетров­

 

ского районе. И сейчас в этом районе рудные

 

н угольные маршруты ходят четко и быстро.

 

Стандарты

установленных

ранее скоростей

 

дпя угля и руды отменены. Н«т больше черс-

. !

пзшьих скоростей!

 

 

 

 

Мшупь к сто труппа диспетчеров идут

 

дальше: они доказывают, что самое расписа­

 

ние можно пересмотреть и еще убыстрить;

 

движение -угля м руды, соблюдая при атом,

 

разумеется, асе технические правила движе­

 

ния. Сейчас они приедят некоторые маршру-

ты раньше, чем намечена

по

расписанию.

А уплотненно« движение позволяет отрав-

пять ужо нс-34, a 36 поездов в. день. ____ ^_____.


Руководитель подпольной ди­ версионной группы на станции Симферополь Ефремов В. К ■ и его предсмертная надпись на стене (1944 г.).

Здание, где находился явоч­ ный пункт подпольной органи­ зации станции Симферополь в годы Великой Отечественной войны.

Кичкасский мост.

^

J.

''»ММА

*

-SA

_

\

г,ьа

‘ \

 

ä

 

mo?(

 

 

yj-o »ъъиь'

'

/Po^wH я

"wSAfy, г

j

ИовсІпЦ

'

lt‘. I t o w Ob**. ZtjiA-n,

соЛМі

'

Третяк И. Д., бывший машинист паровозного депо Джанкой, комиссар партизанского отряда в Крыму в годы Отечественной войны.

Дегтярев И. П., бывший начальник отдела службы движения, участник партизанского движения в Крыму в годы Великой Отечественной войны.

Потоцкий Г. А .—

бывший работник управления дороги, участник партизанского движения в Самарском лесу

Днепропетровской области.

Пархоменко Е. К- (Петровская Е. К .)—

отважная разведчица в тылу фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны.

свой отряд. Из них был создан военно-технический отряд, кото­ рый оборудовал передвижную мастерскую и влился в состав команды бронепоезда. Из железнодорожников была укомплек­ тована специальная паровозная бригада. Отряд бронепоезда храбро дрался с немецко-гайдамацкими воинскими частями, но вынужден был отступить за пределы Украины. Бронепоезд при­ был в Москву, когда левые эсеры подняли там мятеж. Часть отряда бронепоезда несла охрану станции Сортировочная Московско-Казанской железной дороги, другая часть освобож­ дала главный почтамт. В этих боях участвовал Дробязко В. И., токарь Александровских мастерских, один из первых комсомоль­ цев. Он погиб в 1919 году в боях с белогвардейцами.

В период от октября 1917 года до осени 1920 года железно­ дорожники активно участвовали в ожесточенных схватках с контрреволюцией, с немецкими оккупантами, вооруженными до зубов интервентами, белогвардейскими армиями Деникина и Врангеля, бандами Махно, Петлюры, Григорьева. В этой борьбе железнодорожники Екатерининской дороги показывали приме­ ры подлинного героизма.

Григорий Иванович Петровский в книге «Железнодорожни­ ки Екатерининской в борьбе за власть Советов» отметил, что Екатеринославский пролетариат, вписавший не одну славную страницу в историю борьбы трудящихся с кровавым царизмом и капитализмом, выдвинул из среды железнодорожников целый ряд замечательных революционеров, таких как Воронцов П. А., Клочко В. Ю., Дробязко В. И., Баглей Г. Н., Лебедь Д. 3., Власенко С. Н., Левченко Н. П. и другие.

Григорий Иванович хорошо знал В. Ю. Клочко, потомствен­ ного железнодорожника, профессионального революционера, руководил партийной работой в паровозном депо Екатеринослав, Екатеринославских паровозных и Вижнеднепровских ва­ гонных железнодорожных мастерских. Об этом рассказывают материалы, хранящиеся в народном музее Днепропетровского локомотивного депо.

Экспонаты этого музея рассказывают и о том, что в составе первых депутатов Екатериноелавского городского Совета были рабочие депо Екатеринослав Левченко Н. П., Терещенко Н. Ф., Белоус И., Дубина Д. А. и Капустин А. Ф.

Бывший паровозный машинист депо Екатеринослав Иван Мокеевич Казанцев, активный участник революции, был первым комиссаром Екатериноелавского железнодорожного узла, ко­

65

Б . 5122.


мендантом станции Екатеринослав, а в 1920—1923 годы — ко­ миссаром дороги.

Заслуженным уважением пользуются участники становления Советской власти на Екатеринославщине Клочко В. Ю. и Клочко Н. И., член партии с 1917 года, который проводил боль­

шую работу

сначала в Долгинцево, а

с 1917 года — в Ека-

теринославе.

участниками становления

Советской власти на

Активными

Екатеринославщине были железнодорожники паровозного депо

Екатеринослав Лебедь Д. 3.,

секретарь ЦК КП (б) Украины

в период с 1922 по 1924 год,

делегат XV съезда ВКП(б), а

также Годин Д. К-— один из первых комиссаров дороги.

«ШЕЛ В БОРЬБЕ И ТРЕВОГЕ БОЕВОЙ 18-й ГОД...»

Обстановка на дороге после

победы Великой Октябрьской

социалистической революции не позволяла железнодорожникам нормально приводить свое хозяйство в порядок. В Екатеринославе, Александровске, Кривом Роге, на участке Крымского направления и других районах дороги рабочие железнодорож­ ных мастерских, паровозных депо, станций, участков оказывали

помощь красногвардейцам, а позже молодой Красной

Армии

в разгроме врагов революции. 28 декабря

1917 года

красно­

гвардейский отряд железнодорожников

Екатеринославского-

узла под руководством Баглея Г. Н., Лебедя Д. 3., с помощью рабочих паровозных и вагонных мастерских и станций узла, наголову разбили петлюровцев в районе вокзала. В разгар боев с контрреволюцией в Екатеринославе железнодорожники Синельниковского узла заставили повернуть вспять эшелон пет­ люровцев, спешивших из Александровска на помощь бандам,

свирепствовавшим в Екатеринославе.

под руковод­

2

января 1918 года железнодорожные отряды

ством

революционного штаба дороги разоружили

и пленили

на станции Сухачевка эшелон гайдамаков в составе более 500 человек. Борьба проходила и на других участках дороги. 4 января главный комиссар дороги Власенко С. Н. констатиро­ вал, что петлюровцы повсеместно разгромлены и на всех участ­ ках дороги івласть, руководство и контроль осуществляются советскими органами.

Первый Всеукраинский съезд Советов, состоявшийся 11—12' ,(24—25) декабря 1917 года в Харькове, провозгласил Украину

66


Республикой Советов. На съезде против мирной политики Ком­ мунистической партии злобно выступили левые эсеры. Больше­ вики дали достойную отповедь клеветникам и провокаторам, добились принятия съездом резолюции, поддерживающей ленин­ скую мирную политику. В. И. Ленин высоко оценил резолюцию Первого Всеукраинского съезда Советов.

Съезд призвал рабочих и крестьян, захваченных врагами районов Украины, не подчиняться оккупантам и оказывать им сопротивление всеми доступными средствами.

По призыву Коммунистической партии украинский народ поднялся на борьбу против немецко-австрийских оккупантов и гетьманщины. Военные действия в границах дороги начались почти одновременно на западе — с немецко-австрийскими окку­ пантами и на востоке —с донской контрреволюцией во главе с генералом Калединым. Много железнодорожников из паровоз­ ных и поездных бригад ушли на передний край военных фрон­ тов. В бой с оккупантами вступили криворожские красногвар­ дейские отряды. Во взаимодействии с одесскими, николаевски­ ми и херсонскими красногвардейцами они громили врага на участках станций Знаменка—Херсон—Долинская—Пятихатки— Никополь—Верховцево. В бой вступили красногвардейцы Ека­ теринослава.

Железнодорожники Екатерининской дороги, в первую оче­ редь Долгинцевского участка, воспитанные партией большеви­ ков, плечом к плечу с красногвардейцами вели борьбу с за­ хватчиками, работая на паровозах бронепоездов и в поездах, перевозили войска и снаряжение на линию боев, имущество и оборудование — в глубь страны. Много героических страниц ими было вписано в историю этой борьбы. Приведем несколько из многих примеров.

Командование одной из красногвардейских частей дало ука­ зание машинистам депо Долгинцево Настеренко Т. Е. и Рябичу А. доставить ночью под Николаев двойной тягой эшелон с красными бойцами. Военный комендант станции Явкино при­ казал машинистам вести поезд без путевой телеграммы (связи на участке Долинская—Николаев не было). С потушенными огнями сигнальных фонарей, без подачи сигналов поезд отпра­ вился на станцию Лоцкино. По указанию украинских буржуаз­ ных националистов со станции Лоцкино был отправлен навстре­ чу воинскому эшелону резервный паровоз. Паровозные бригады, не зная о подготовленной диверсии, шли навстречу смерти'.

67

5