Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

домов в окружении считан/ных деревьев да несколько землянок. Пройдемся сегодня хотя бы по Северному поселку узла. Везде — зелень, новые многоэтажные здания. Ровные, широкие, покрытые асфальтом улицы разделяют жилой массив на квар­ талы. Вечером в квартирах зажигаются голубые огоньки теле­

визоров, у

многих — с

цветным изображением.

А кто жела­

ет — может

посетить

Дом культуры узла. В

распоряжении

любителей спорта стадион «Локомотив».

По новой асфальтной дороге автобусами двух маршрутов можно теперь проехать в центр Днепропетровска. А как с пес­ ками? Их вольностям приходит конец. На нескольких гектарах песчаных барханов зашумела вечнозеленая сосновая роща — теперь любимое место отдыха железнодорожников.

Нет старого поселка Северного! Он вписался в черту Дне­ пропетровска.

К 50-летию Советской власти на дороге полностью завершена электрификация всех жилых домов и линейно-путевых зданий.

Государство выделяет огромные средства на жилищно-ком­ мунальное строительство, здравоохранение, просвещение и спортивные сооружения. За девятую пятилетку будет сдано еще более 200 тысяч квадратных метров жилья, новых детских до­ школьных учреждений более чем на 1300 мест, больниц — на 490 коек в Симферополе и Кривом Роге, начнется строитель­ ство навой больницы на станции Запорожье.

Кроме строительства жилых домов на узлах, в городах Дне­ пропетровске, Кривом Роге, Запорожье, Симферополе в боль­ ших размерах намечено строительство жилых домов на линей­ ных станциях — для путейцев, электрификаторов, связистов, общежития для молодежи в Симферополе, Джанкое, Мелито­ поле и Днепропетровске. Намечено построить клубы и Дворцы культуры железнодорожников в Павлограде, Синельниково и Кривом Роге, спортивный комплекс в Днепропетровске.

Коллектив работников управления рабочего снабжения про­ водит большую работу по дальнейшему улучшению торгового и бытового обслуживания железнодорожников. Применяются различные формы прогрессивной торговли: самообслуживание, продажа товаров по образцам и с открытой выкладкой, про­ дажа товаров по предварительным заказам и в кредит, достав­ ка товаров на дом. Широко практикуется разъездная торгов­ ля — автолавки, вагон-лавки, поезда-универмаги. Проводятся выставки-продажи по отдельным видам товаров, покупатель-

2 1 5


сине 'Конференции. Только в 1972 году проведено для железно­ дорожников 65 выставок-продаж и 9 покупательских конфе­

ренций.

Особое внимание на дороге уделяется улучшению обществен­ ного питания и бытового обслуживания. Для улучшения об­ щественного питания используются новые прогрессивные фор­ мы— 81 столовая работает по методу самообслуживания, практикуются комплексные обеды, предварительная продажа чеков и талонов на комплексные обеды, обслуживание по або­ нементам и талонам на льготное питание. 35 столовых произ­ водят прием предварительных заказов на изготовление полу­ фабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, организова­ на подноска горячей пищи и пакетов с продуктами к месту работы локомотивных и поездных бригад.

Для работающих на открытом воздухе, связанных с движе­ нием поздов, имеется 71 пункт подноски пищи к местам рабо­ ты. В .системе торговли и общепита магистрали — 381 магазин,

162 ларька,

6 вагон-лавок, 9 автолавок, 3

поезда-универмага,

82

столовых,

3 кафе,

10 магазинов кулинарии, 53 буфета.

В

1972 году

продано

работникам линейных

предприятий про­

мышленных товаров на сумму 21 801 тысяча рублей, в том числе по предварительным заказам продано товаров на сумму 2596 тысяч рублей: холодильников—1833, стиральных машин— 1909, радио- и телевизионных приемников — 2192. Реализовано товаров в кредит на сумму 5382 тысячи рублей, продано радио­ приемников 959 штук, телевизоров — 4012 штук. Доставлено товаров на дом на 215 тысяч рублей. В системе торгово-быто­ вого обслуживания дороги трудится свыше 7000 человек.

КУЗНИЦА КАДРОВ

Кузницей высококвалифицированных кадров является Дне­ пропетровский институт .инженеров железнодорожного транс­ порта (ДИИТ). Основан ДИИТ в 1930 поду на базе Днепро­ петровского политехникума путей сообщения и строительного' факультета Киевского института инженеров путей сообщения. Теперь здесь институтский городок. Городок утопает в зелени. В его корпусах имеется всё необходимое для учебы и научной работы-—лаборатории и кабинеты, вычислительный центр, об­ щежития и жилые дома, спортивный корпус, стадион и плава­ тельный бассейн, столовая, бытовой комбинат, амбулатория.

2 1 6


В 1972 году начаты работы по строительству нового высот­ ного общежития и по расширению учебного корпуса.

Весомый вклад в создание и развитие института внесли пер­ вый его начальник Федиченко Н. М., Лазарян В. А., ныне ака­ демик Академии наук УССР.

Памятный день истории ДИИТа — 28 февраля 1934 года. В этот день на торжественном вечере, посвященном первому выпуску инженеров, выступил Михаил Иванович Калинин. Все­ союзный староста призвал преподавателей и студентов доро­ жить именем своего института, укреплять и множить упорным трудом лучшие его традиции. За время своего существования институт подготовил более 19 тысяч инженеров железнодорож­ ного транспорта. Из этого числа работают или работали на Приднепровской железной дороге не менее 4,5 тысячи его вы­ пускников. Немало воспитанников института — видные государ­ ственные и партийные работники, ученые, крупные хозяйствен­

ники.

В их числе — члены

ЦК КПСС В. И. Дрозденко и

В.

Ф.

Добрик, заместитель министра путей сообщения

А.

Ф.

Подпалый, заместитель

министра транспортного строи­

тельства В. Т. Швец, министр автомобильного транспорта РСФСР Е. Г. Трубицын, министр строительства Молдавской ССР Д. Е. Лубинец, профессоры А. Е. Белан и Н. Г. Бондарь,

начальники главных

управлений

МПС и Минтрансстроя-

А. А. Парамонов, П.

П. Мурачев, Б.

И. Левин.

Из среды железнодорожников Приднепровской вышли крупные хозяйственные руководители. После окончания Днепропетров­ ского железнодорожного техникума в службе тяги Екатеринин­ ской железной дороги работал Н. А. Тихонов, ныне заместитель Председателя Совета Министров СССР. Бывший заместительминистра путей сообщения Л. П. Малькевич ранее работал на дороге в должности начальника вагонного депо. В. С. Камеиов — вице-президент Академии художеств СССР, в 1929 году окончил Днепропетровский железнодорожный техникум.

Накопили большой опыт организаторской деятельности на дороге и работают в должности: главного инженера Главного управления движения МПС — К. В. Кулаев, заместителя на­ чальника Главного управления движения МПС — В. Н. Маль­ цев, начальниками дорог — Одесско-Кишиневской И. А. Емец,. Северо-Кавказской А. К. Кимстач.

Столетняя история Приднепровской магистрали характери­ зуется большой творческой инициативой сотен и тысяч трудя­

2 1 7


щихся, новаторов и рационализаторов на всех этапах ее раз­ вития. Надо отдать должное и организаторской работе руково­ дителей управления дороги и линейных предприятий.

Много сил отдали дороге за время долголетней работы: Е. М. Хрычиков, В. Ф. Евсеев, А. М. Канделинский, В. П. Галиузов, В. Б. Кудзиев, Я- Т. Ляшенко, Л. Г. Сосницкий, Г. П. Бе­ лый, С. Д. Божкевич, Л. К. Томилин, Н. А. Кунпцкий, А. Л. Ко­ валенко, В. Д. Пуздрановский, С. Т. Долгополов, А. Н. Дубров, Г. Т. Овсейко, А. С. Реутов, П. И. Макаревич, И. Г. Новицкий, Д. А. Рябов, В. А. Трошин, К- И. Еременко.

Во всех отраслях хозяйства дороги работает более 2500 ин­ женеров и 6846 техников, которые постоянно совершенствуют свое мастерство. В 1972 году назначены на должности с боль­ шим объемом работы 198 инженеров и 326 техников.

На Приднепровской дороге в настоящее время готовят кадры среднего звена четыре средних специальных учебных заведения и две технические школы. Днепропетровский железнодорожный техникум готовит техников по пяти специальностям: электро­ тяговое хозяйство, эксплуатация железных дорог, энергосооб­ щение и энергетическое хозяйство на железнодорожном транс­ порте, автоматика и телемеханика на железнодорожном транс­ порте, бухгалтерский учет. Симферопольский техникум выпус­ кает специалистов на дневном, заочном и вечернем отделениях по специальностям: промышленное я гражданское строитель­ ство, строительство и эксплуатация путевого хозяйства, водо­ снабжение, канализация и очистка промышленных и сточных вод, механизация погрузочно-разгрузочных работ, путевые строительные машины, планирование на железнодорожном транспорте.

Днепропетровский вечерний техникум, организованный на базе вагоноремонтного завода имени С. М. Кирова, готовит тех­ ников по вагонному хозяйству и обработке металлов резанием.

Производственное обучение студенты проходят в учебных мастерских и на предприятиях дороги, закрепляют свои теоре­ тические знания, там получают соответствующий разряд или труппу квалификации, работают на вакантных должностях.

Средний медицинский персонал — медицинских сестер и

•фельдшеров — для магистрали готовит Днепропетровское меди­ цинское училище.

Техникумы дороги за годы Советской власти выпустили более :20 тысяч специалистов по разным отраслям железнодорожного

2 1 8

хозяйства. Студенты и преподаватели техникумов и профтех­ училищ гордятся своими бывшими воспитанниками, проявив­ шими отвагу и героизм при защите Родины в годы Великой Отечественной войны. После разгрома фашистской Германии мир узнал о бесстрашном подвиге героев подпольной комсо­ мольской организации «Молодая гвардия». Герой Краснодона Иван Туркенич — воспитанник Симферопольского техникума железнодорожного транспорта. Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден орденом Красного Знамени (по­ смертно). Коллектив этого техникума в 1969 году встречался с бывшим своим воспитанником Иваном Ивановичем Киндюшевым, волевым, отважным летчиком. На его счету 250 боевых вылетов.

Воспитанники Днепропетровского железнодорожного техни­ кума Григорий Сергеевич Пинчук, Павел Тимофеевич Тарасов,

Павел

Яковлевич

Гусеико и Евгений Федорович

Козлов —

также

отважные

летчики.

За проявленный героизм в борьбе

с фашизмом удостоены

высокого звания Героя

Советского

Союза. Звание Героя Советского Союза присвоено бывшим ученикам Мелитопольского железнодорожного профессиональ­ ного училища Александру Михайловичу Перепелице, Николаю Гавриловичу Лисконоженко, Леониду Петровичу Кольяну, Фе­ дору Васильевичу Пинчуку и Сергею Арсентьевичу Бесчаоному.

На дороге работает две технические школы. Они готовят кадры массовых профессий. Днепропетровская техническая школа машинистов локомотивов готовит работников локомотив­ ных бригад, механиков рефрижераторных секций и кадры дру­ гих ведущих профессий. Здесь же повышают свою квалифика­ цию работники локомотивных и вагонных депо.

Маргаяцевская техническая школа специализируется на под­ готовке кадров служб движения, грузовой работы и .работников щебеночных заводов.

С 1920 года на дороге всеми видами подготовки кадров — ФЗУ, техшколы ГПТУ и курсы без отрыва от производства — подготовлено почти 185 тысяч работников.

Все возрастающая техническая оснащенность железных до­ рог, все увеличивающиеся размеры перевозок требуют от кад­ ров постоянного повышения профессионального мастерства, более высокой технической и экономической грамотности. Учи­ тывая это, многие без отрыва от производства обучаются в школах рабочей молодежи, в вечерних, заочных средних и выс-

219


шил учебных заведениях. В 1972—1973 учебном году в инсти­ тутах обучаются 859 человек, техникумах— 1488 человек, в школах рабочей молодежи — 1463 железнодорожника. В на­ стоящее время каждый трудящийся дороги может по желанию' получить новую специальность или повысить избранную квали­ фикацию.

ЗОЛОТОЙ ФОНД ПРИДНЕПРОВСКОЙ

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили самоотверженный труд работников дороги, наградив орденами и медалями более 13 тысяч человек. Министерство путей сообщения 1500 человек наградило значком «Почетному Ж'елезнодорожнику». Это— золотой фонд Приднепровской ма­ гистрали. Среди них много тех, кто начинал свою трудовую» деятельность на дороге в годы первых пятилеток. Они — в каж­ дой отрасли хозяйства. Воспитанные партией, ветераны дороги неизменно проявляли и проявляют трудовой энтузиазм, показы­ вают образцы высокопроизводительного труда, гражданского мужества, высокое сознание и беззаветную преданность делу коммунистического строительства.

С 1930 года начал свою трудовую деятельность на железно­ дорожном транспорте в должности заведующего маневрами станции Долгинцево Степко Н. Г., член КПСС с 1940 года. Вернувшись после службы в РККА на дорогу, он до 1972 года был бессменным начальником станции Пятихатки. Во время войны Степко Н. Г. работал заместителем начальника станции Сталинград, в оперативной группе Сталинской железной до­ роги, заместителем начальника отдела воинских перевозок управления Туркестано-Сибирской железной дороги. За мно­ голетнюю безупречную работу он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, дважды значком «Почетному железнодорожнику».

С тридцатых годов до наших дней проработали в вагонном

депо Днепропетровск мастер Селезнев М.

Ф., слесарь Полен-

ко

В. С., осмотрщик вагонов Недостул Н. А., слесарь Хопать-

ко

Е. Л., начальник пункта технического

осмотра вагонного

депо Нижнеднепровск-Узел

Бойко Н. С., осмотрщик-ремонтник

Носач Е. С. В Баглейском

депо с 1932 года работает осмотр-

2 2 0