Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водительности труда, экономии средств и материалов. Все звенья огромного механизма дороги работали с особым подъе­ мом.

Год 1973-й в жизни .коллектива Приднепровской— необыч­ ный, завершающий вековую историю дороги. Он знаменателен новым трудовым подъемом, который вызван постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ

<Ю развертывании Всесоюзного социалистического

соревнова­

ния работников промышленности, строительства и

транспорта

за досрочное выполнение народнохозяйственного

плана на

1973 год».

Коллектив стальных магистралей Приднепровской вышел на всенародное соревнование под лозунгом: тем же подвижным составом перевозить грузов больше, быстрее, с меньшими затра­ тами; расширять масштабы комплексной механизации погрузоч­ но-разгрузочных работ, контейнерные и пакетные перевозки; улучшать обслуживание пассажиров.

В юбилейном для дороги году не ослабевают темпы капи­ тального, жилищного и культурно-бытового строительства, со­ циального развития. В 1973 году продолжается строительство участка Новоднепровская ГРЭС—Каховское Море—Таврическ. Большие работы проводятся на перегонах линии Кривой Рог — Апостолово, внедряется централизация стрелок и сигналов. Раз­ вивается локомотивное и вагонное хозяйство. Строится мотор­ вагонное депо в Запорожском узле. Реконструируется рефри­ жераторное депо на станции Си.нельниково-1. Продолжается усиление верхнего строения пути.

Вместе со всей страной железнодорожники Приднепровской жили заботами третьего, решающего года пятилетки. Повсе­ дневно на -станциях, в депо, на дистанциях пути и дистанциях сигнализации и связи кипит созидательный труд.

Не только цифры, не только факты

ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Перелистывая уже пожел­ тевший от времени отчет до­ рожного профессионального совета (дорпрофсожа) за 1921 год, встречаем небезын­ тересные данные: за вторую половину названного года дорпрофсож оздоровил в са­ наториях 27 железнодорож­ ников, в домах отдыха губсовпрофа— 45 человек и в доме для выздоравливающих, расположенной тогда на стан­ ции Игрень,— 275 человек.

По современным масшта­ бам оздоровления трудящих­ ся Приднепровской дороги цифры небольшие. Но вспом­ ним 1921 год! Разрушены все отрасли промышленности, почти бездействовал транс­ порт, недоедание и болезни— вот что получила ів наследие от прошлого молодая Совет­ ская страна. И всё же нахо­ дились возможности оздоров­ лять трудящихся, ибо подвиг Октября 1917 года был совер­ шен ради их блага и счастья. Только при социализме выс­ ший закон общества и госу­

2 0 8


дарства — забота о человеке, наиболее полное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей народа. Приведенные выше цифры только начало осуществле­ ния на дороге огромных мероприятий Советской власти по охране здоровья, созданию условий для культурного отдыха трудящихся.

С тех пор на дороге многое сделано для расширения и укрепления базы отдыха тружеников стальных магистралей. Пришлось создавать все сначала. В царской России железнодо­ рожники были лишены возможности получать квалифицирован­ ную медицинскую помощь. На станции Синельниково, например, был единственный фельдшерский пункт, штат которого состоял из одного фельдшера. Он обслуживал всех, кто жил на узле, и жителей прилегающих к нему сел. Теперь на железнодорож­

ном узле Синельниково имеется две поликлиники

и

больница

на 135 коек.

Железнодорожников обслуживают

42

врача и

102 работника среднего медицинского персонала.

К

услугам

Обратимся

к цифрам предвоенного 1940 года.

железнодорожников было 7 больниц, 20 амбулаторий, 10 по­ ликлиник, 15 детских консультаций, 8 санучастков и 6 родиль­ ных домов.

Фашистские изверги разрушили и разграбили лечебные учреждения. Уничтожили медицинское оборудование. Пол­ ностью было разрушено 15 детских консультаций, 8 санучаст­ ков, 11 амбулаторий, 6 поликлиник, 6 роддомов и одна боль­ ница. Железнодорожники приложили немало усилий, чтобы к 1946 году почти всё это восстановить.

В юбилейном 1973 году на дороге насчитывается около 1000 врачей и 2400 человек среднего медперсонала. Они обслужи­ вают 15 больниц, 18 амбулаторий, 20 поликлиник, 18 детских консультаций, 9 санучастков, 38 акушерских пунктов. Кроме этого, в локомотивных и вагонных депо, на крупных предприя­ тиях создано 39 фельдшерских и 12 врачебных здравпунктов.

Для оказания медицинской помощи пассажирам в пути сле­ дования и на вокзалах открыто 11 специальных здравпунктов

и7 комнат матери и ребенка.

ВДнепропетровске расположена дорожная больница. Это основной консультационный пункт и организационно-методиче­ ский центр для всех лечебных учреждений магистрали. Её пер­ сонал осуществляет постоянную связь с линейными больница­ ми, поликлиниками, амбулаториями и здравпунктами, проводит

2 0 9

1 4 . 5122.


большую лечебно-профилактическую работу среди железнодо­ рожников. Доброй славой пользуются больницы на Симферо­ польском -и Запорожском узлах, а также дорожная детская больница.

После Великой Отечественной войны заново создана база отдыха. В пансионатах Феодосии, Мисхора, Бердянска, на Арабатской стрелке, в Прибрежном ежегодно отдыхает более 7 ты­ сяч трудящихся Приднепровской магистрали. Около 16 тысяч железнодорожников ежегодно набираются сил на 21 базе отды­ ха, созданных на берегах Черного и Азовского морей, на реках и озерах, прудах и водохранилищах. В течение 1966—1970 годов на базах здоровья отдыхало и лечилось 89 482 железнодорож­ ника. В локомотивных депо Кривой Рог-Сортировочный и Дне­ пропетровск организованы профилактории. В них по назначе­ нию врачей больные принимают кислородные, хвойные и жем­ чужные ванны.

Улучшение медицинского обслуживания, расширение сети пансионатов и баз отдыха, улучшение условий труда и сниже­ ние травматизма дали возможность из года в год снижать забо­ леваемость с утратой трудоспособности.

Для отдыха и оздоровления детей железнодорожников При­ днепровской построены и работают замечательные здравницы, пионерские лагеря. В пионерских лагерях и здравницах Айва­ зовской, на Арабатской стрелке, в Феодосии, Евпатории, на Орловщине, в Белой Кринице всё лето звенят веселые ребячьи голоса. За время летних каникул во всех 11 лагерях дороги оздоравливается более 14 тысяч детей железнодорожников. Там, где легендарный Сиваш отделяется от Азовского моря узкой песчаной полоской— Арабатской стрелкой, на берегу морского залива организован пляж для приема морских, солнечных и воздушных ванн, пионерский лагерь для детей железнодорожни­ ков Запорожского отделения дороги, а также тепловозоремонт­ ного и стрелочного заводов.

Одной из лучших детских здравниц в Евпатории является пионерский лагерь имени Ю. А. Гагарина. Легкая и красивая конструкция зданий, зелень деревьев и кустарников, цветочные клумбы и газоны, современная внутренняя обстановка и обору­ дование корпусов обеспечивают уют и удобный отдых. В бли­ жайшие годы будет построен большой спортивный комплекс.

Ребята, отдыхающие здесь, с гордостью называют себя гагаринцами. И не без основания.

2 1 0

22 августа 1965 года пионерский лагерь в Евпатории посетил первый в мире летчик-космонавт Ю. А. Гагарин. На следующий год в лагере были почетными гостями летчики-космонавты А. Н. Николаев, В. В. Горбатко, В. В. Терешкова-Николаева.

ІО. А. Гагарин в Книге почетных посетителей сделал запись, в которой дал высокую .оценку имеющимся в лагере сооруже­ ниям, планировке и озеленению территории, внутреннему обо­ рудованию корпусов, организации пионерской работы и досуга ребят. В Аллее космонавтики у бюста ІО. А. Гагарина пионеры вспоминают теплую встречу с первым в мире летчиком-космо- наівтом...

Есть своя и порой весьма волнующая история детских школь­ ных и дошкольных учреждений. Первый детский сад на дороге был организован в 1920 году по инициативе Пелагеи Софроновны Киселевой — учительницы по профессии, первой заведующей детсадиком дороги. Сначала в детсадике воспитывалось 30, за­ тем 60 детей железнодорожников. В 1921—1925 годах старания­ ми последователей Пелагеи Софроновны были открыты детские садики на станциях Севастополь, Симферополь, Запорожье и Долгинцево. В них воспитывалось 320 детей.

Шля годы. Количество детских учреждений с каждым годом росло и особенно в послевоенный период. В 1971 году на При­ днепровской железной дороге уже было детских учреждений на 12 500 мест. Из года в год расширяется капитальное строитель­ ство, улучшается материальная база детских садов и яслей, их медицинское обслуживание, ведется большая кропотливая ра­ бота по подготовке кадров и повышению квалификации работ­ ников дошкольных учреждений. Сейчас на дороге работает 1500 воспитателей и музыкальных руководителей. Большинство из них имеют специальное образование.

В детских садах и яслях большое внимание уделяется нрав­ ственному, физическому и трудовому воспитанию. Дети отсюда поступают в школу вполне подготовленными.

Позаботились отцы и о своих детях школьного возраста. Для них построены детские железные дороги в Днепропетровске и Запорожье. Днепропетровск отвел для Малой Приднепровской железной дороги место в одном из лучших своих парков — имени Чкалова. Построена она в 1936 году. 31 мая 1972 года введена в эксплуатацию Малая Запорожская железная дорога. Построенная до войны Малая Мелитопольская была разрушена немецко-фашистскими захватчиками.

211

1 4 * ' .


ВО ДВОРЦАХ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Зарождение физической культуры и спорта на дороге отно­ сится к 20-м годам. В этот период организовываются первые кружки и команды, качались первые тренировки и соревнова­ ния. В 1926 году на спортплощадке профсоюзов города Кривого Рога физкультурники станции Долгинцево участвовали в сорев­ нованиях по четырем видам спорта — городкам, стрельбе, гим­ настике, футболу — и заняли 2-е место по городу. В 1928 году спортсмены Приднепровской приняли участие в первой Все­ союзной спартакиаде по шести видам спорта.

В 1932 году ів городе Куйбышеве на первой спартакиаде же­ лезнодорожников наши спортсмены заняли первое общекомандиое место.

В 1936 году создано добровольное спортивное общество «Ло­ комотив», которое ставило своей целью объединить разрознен­ ные коллективы физической культуры, привлечь к массовому спорту рабочих и служащих железнодорожного транспорта, сделать его важным средством подготовки молодежи к труду и обороне Родины, воспитывать их в духе советского патрио­ тизма.

В 1972 году на дороге работало 213 коллективов физкульту­ ры, объединяющих 44 тысячи спортсменов. В их распоряже­ нии— Дворец спорта со спортивными залами и плавательным бассейном на станции Кривой Рог-Сортировочный, спортивный корпус и открытый плавательный бассейн в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта, спортив­ ный корпус при вагоноремонтном заводе имени Кирова, гости­ ница на 100 мест в городе Симферополе, 12 стадионов, 15 спор­ тивных залов и 160 спортивных площадок.

В спортивном обществе «Локомотив» работают: один заслу­ женный мастер спорта СССР, 129 мастеров спорта СССР. За последние пять лет подготовлено кандидатов в мастера спорта

СССР и спортсменов первого разряда 1668 человек.

Большое внимание уделено физическому воспитанию среди школьников в 6 детских спортивных школах, работающих на дороге (2234 учащихся). В школах подготовлено 18 мастеров спорта СССР, 14 кандидатов ів мастера спорта, 311 спортсменов 1-го разряда и спортсменов массовых разрядов — более 4 тысяч.

Железнодорожники Приднепровья умеют трудиться, умеют по-настоящему и отдыхать. Для их досуга предоставлены оча­

212

ги культуры в Днепропетровске, Симферополе, Мелитополе, Запорожье, 21 шуб, 4 вагон-клуба, 607 красных уголков, 45 мас­ совых библиотек, располагающих книжным фондом в 612 тысяч томов. Библиотеками пользуется около 70 тысяч читателей. Кроме этого, имеются дорожная иаучіно-техничеокая библиотека и 13 ее филиалов на всех крупных узлах дороги. В фонде тех­ нических библиотек насчитывается 244 тысячи томов. Контин­ гент читателей достиг 19 тысяч человек.

Более 13 тысяч представителей дороги принимают участие в кружках художественной самодеятельности. Многие из них достигли высокого мастерства 'исполнения. Заслуженной лю­ бовью у зрителей пользуются выступления коллектива народ­ ного театра балета и народной хоровой капеллы при Дворце культуры железнодорожников в городе Днепропетровске, а также выступления народной хоровой капеллы и народного ансамбля танца при Доме культуры в городе Симферополе.

Особой популярностью пользуется среди днепропетровцев театр балета (основан в 1947 году). По инициативе работников Дворца культуры и дорпрофсожа сначала был организован небольшой балетный кружок. Занималось в нем всего лишь до двух десятков мальчиков и девочек. Но впечатляющие резуль­ таты работы кружка привлекали к балету всё новых и новых поклонников. Кружок от разучивания простейших балетных танцев постепенно перешел к постановке сложных спектаклей. Одна из работ театра— «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Поставил ее коллектив театра в содружестве с народной хоровой капеллой Дворца культуры железнодорож­ ников. В ней приняло участие более 150 самодеятельных люби­ телей искусства.

Кроме выступлений в родном городе, коллектив театра пока­ зывает свое мастерство зрителям Москвы, Киева, Харькова и, конечно же, зрителям городов и районов области, посещает воинов Советской Армии.

Трудно переоценить роль музеев революционной, боевой и трудовой славы, созданных па предприятиях. Такие музеи 'Орга­ низованы при локомотивных депо Днепропетровск, Симферо­ поль, Никополь, Кривой Рог-Сортировочный, Симферопольской дистанции пути и на других предприятиях.

23 октября 1968 года открыт по инициативе партийных и об­ щественных организаций дорожный музей революционной, бое­ вой и трудовой славы. Музей расположен во Дворце культуры

2 1 3


железнодорожников 'в Днепропетровске. Материалы его экспо­ зиций рассказывают об истории дороги, о героической борьбе железнодорожников за власть Советов, об их участии в Вели­ кой Отечественной войне 1941—1945 годов, в построении социа­ лизма и коммунистического общества. Работа дорожного музея получила высокую оценку — в июле 1969 года коллегия Мини­ стерства культуры УССР присвоила ему почетное звание На­ родного музея революционной, боевой и трудовой славы При­ днепровской железной дороги. Музей награжден дипломом Министерства культуры СССР, дипломом 1-й степени ЦК проф­ союза работников железнодорожного транспорта, грамотой Министерства культуры УССР, Украинского Совета профсою­ зов, ЦК JIKCMS^ и ДОСААФ, грамотой управления культуры Днепропетровского областного исполнительного комитета депу­ татов трудящихся.

Активное участие в организации дорожного музея принимали Дорончук Б. Н., Ивченков И. Я-, Коробка Д. Я-, Солда­ тов Ю. П., Поляков И. А., Дегтярев И. П. и другие товарищи.

РАСТЕТ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Коммунистическая партия и Советское правительство прояв­ ляют постоянную заботу об улучшении жилищных и культурнобытовых условий работников железных дорог. За годы Совет­ ской власти на Приднепровской дороге построены великолепные многоэтажные, хорошо благоустроенные жилые дома, которые украшают проспект Карла Маркса и Набережную улицу в го­ роде Днепропетровске, проспект Ленина в Запорожье, Привок­ зальную площадь в Симферополе, железнодорожные поселки на станциях Нижнеднепровск-Узел, Кривой Рог-Сортировочный

имногих других городов и железнодорожных поселков. Старшее поколение железнодорожников помнит, как строился

на песчаной низменности нынешний крупнейший на дороге Нижнеднепровский узел. По временам первых пятилеток это был вполне современный, хорошо оборудованный комплекс е паровозным и вагонным депо, дистанциями пути, сигнализации и связи, с экипировочными обустройствами и пунктами техниче­ ского осмотра. По южную и северную стороны узла и тогда рас­ полагались жилые поселки. Как уже говорилось в одном из предыдущих разделов этой книги, гитлеровцы разрушили узел до основания. Лишь чудом остался десяток полуразрушенных

214