ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
города Александровска (Запорожье), был консольнобалочный, общим протяжением 336 метров с наибольшим в России свобод ным пролетом — 190 метров. В период гражданской войны Кичкасский мост несколько раз разрушался и за его досрочное восстановление Екатерининская железная дорога в 1921 году награждена правительством Украинской ССР республиканским орденом Трудового Красного Знамени.
Вторая Екатерининская железная дорога примкнула к пер вой на станциях Чернухино, Караванная, Волноваха, Николокозельск и Долгинцево.
Строительство второй Екатерининской дороги имело свои особенности. Ее сооружения отличались от предыдущих капи тальностью, паровозные мастерские имели большие размеры, были оснащены более производительным по тому времени обо рудованием. С учетом перспектив развития строились станции. Их здания имели одностороннее расположение. Уделялось зна чительное внимание строительству благоустроенных домов.
У истоков славных традиций
ПЕРВЫЕ МАРКСИСТСКИЕ КРУЖКИ
Вместе с развитием желез ных дорог росла численность железнодорожного пролета риата, испытавшего на себе самые жестокие формы экс плуатации. К концу 1900 го да на Екатерининской дороге работало 34 510 человек. Ра бочий день каждого длился 12—14 часов. За тяжелый из нурительный труд стрелочник получал 5—8 рублей в месяц, ремонтный рабочий— 12—14 рублей, чистильщик топок — 12—15 рублей, кузнец, сле сарь, молотобоец — 20—25 рублей. Зато вольготно жи лось чиновникам. Начальник службы управления дороги получал 875 рублей, а на чальник дороги 1500 рублей в месяц.
На дороге действовал свое образный устав, согласно ко торому служащим и рабочим запрещалось обращаться с любой просьбой письменно или устно непосредственно к начальникам служб и тем более к начальнику дороги. Такой порядок предоставлял
35 |
з * |
ближайшему начальству широкое право прямого, тайного и явного произвола над своими подчиненными.
По любому поводу на рабочих накладывались штрафы. О вы четах из зарплаты машинистов и их помощников за перерасход угля на железных дорогах юга газета «Искра» в начале 1903 года писала: «Всем известно, что товарные поезда стоят по долгу на всех станциях и разъездах. Паровоз нужно топить, чтобы во всякое время быть готовым в дорогу. Конечно, в та кую поездку угля уходит больше, чем полагается по расписа нию, а за пережог угля вычисляют с машинистов и помощников. Недостаточно того, что они по трое суток пропадают в степи, не видят живого человека и не получают поверстных, с них вычитывают за пережог угля».
И за что только не штрафовали железнодорожников! За десятиминутное опоздание на работу вычитывался заработок за половину рабочего дня. За предоставление рапорта с опозда
нием— штраф 1 рубль, |
несвоевременную запись ремонтных ра |
бот в книгу — снова 1 |
рубль штрафа. Штрафовали рабочих за |
несвоевременное заявление о болезни, за отказ идти в церковь, за неуместные разговоры во время работы.
Не было у железнодорожников права на отдых. Непомерное физическое напряжение, отсутствие охраны труда часто приво дили к несчастным случаям на железных дорогах. По официаль ным данным, в 1899 году только с постоянными рабочими Ека
терининской дороги |
произошел |
501 несчастный случай, а в |
1907 году — 993 несчастных случая. |
||
Бесправным было |
положение |
женщин. Об этом свидетель |
ствуют многие документы. Существовали специальные правила применения женского труда на транспорте. «Начальникам до рог,— говорилось в них,— предписано строго придерживаться 15-процентной нормы для женщин. Лица женского пола с выс шим образованием, прослужившие на штатных должностях не менее двух лет, имеют право занимать места в управлении до -делопроизводителя включительно». Женщина за равный труд с мужчиной получала гораздо меньше. Если мужчина-телефо нист получал 21 рубль 60 копеек в месяц, то женщина-телефо нистка — только 12 рублей 50 копеек. Если переездному сторо
жу платили |
14 рублей в месяц, то женщине за ту же работу — |
|
3 |
рубля. И |
это в условиях высоких цен на продукты питания |
и |
промтовары. Газета «Южный край» 17 мая 1901 года сооб |
|
щала: «За |
последние годы у нас намечается общая дороговиз |
36
на жизни и особенно сильно поднимается в цене дровизия. В настоящее время мясо вздорожало почти вдвое против цен 1896—1897 годов... цены на провизию доходят до безобразия, всё дорого».
В своих воспоминаниях Г. И. Петровский писал: «Бедность была такой, что при курении рабочие стремились экономить спички и каждый по очереди обязан использовать спичку на всех. А завтрак состоял из куска черного хлеба, таранки, двух трех луковиц. Очень редко случалось, чтобы заваривали чай. Это считалось наивысшей роскошью».
Ужасными были жилищные условия железнодорожников, особенно многосемейных. В казенных домах жила главным образом администрация. Огромное большинство рядовых желез нодорожников за квартиры платили хозяевам втридорога или же строили убогие глиняные лачуги, ютились в жалких зем лянках.
О том, как жили при царизме рядовые железнодорожники, вспоминает ветеран труда, бывший машинист депо Долгинцево М. А. Зоря.
«При самодержавии,— рассказывает он,— народ жил в боль ших недостатках, в вечной нужде, угнетении и в бесправии. Трудно было найти квартиру, особенно многосемейным. Квар тиры обычно состояли из одной комнаты, так как из-за нужды на большее не хватало денег. Дети спали все на полу «покотом».
Ветеран дороги, бывший составитель поездов станции Муд реная В. И. Чурилин говорит: «Чего только я не насмотрелся и не пережил за свою жизнь. Еще мальчиком начал работать на криворожских рудниках. Уходил в шахту на рассвете, а воз вращался, когда в окнах домов уже светился вечерний огонек. Ни умыться, ни поспать по-человечески. Теснились мы в обще житиях на нарах, в маленькой комнатушке помещалось по 40^- 50 человек.
Потом я ушел на транспорт, десятник за две бутылки водки определил рабочим пути. Думал, легче будет. Оказалось, та же каторга. Ог зари до зари не разгибая спины. Да еще дорожный мастер на себя заставил работать».
Деспотизм и произвол, взяточничество, унижение и бесправие царили в Екатерининских железнодорожных мастерских, осно ванных в Александровске (Запорожье) в 1905 году. Кузнец мастерских М. Бровко рассказывает о своей работе: «Тя
37
жело было тогда в мастерских. Работали 14—16 часов в сутки, а получали гроши. Царская власть держала рабочих под казац кой нагайкой, нельзя было дохнуть от шпиков и полицейских».
Жестокая эксплуатация, невыносимо тяжелые условия труда
толкали рабочих промышленных предприятий на |
борьбу за |
|||
свои права. По их примеру выступали |
против эксплуататоров |
|||
и железнодорожники. |
19 июля 1885 года |
380 |
рабочих Алексан |
|
дровских паровозных |
мастерских прекратили |
работу |
и потре |
бовали прибытия управляющего.
Рост рабочего движения способствовал созданию революцион ных рабочих организаций. Пробуждалась революционная созна тельность пролетариев России. Этому способствовало возникно вение марксистских кружков. В начале 1894 года такой кружок был создан на Брянском (ныне имени Петровского) заводе. В числе других членов кружка числился и А. Н. Винокуров, который в начале того же 1894 года встречался с В. И. Лени ным. Владимир Ильич рекомендовал всем пропагандистам марксизма переходить от пропаганды к массовой политической агитации среди рабочих. Указания вождя были положены в основу деятельности пропагандистов на Брянском заводе.
В феврале 1896 года в Екатеринослав приезжает под глас ный надзор полиции политический ссыльный И. X. Лалаянц. С его приездом в Екатеринославе начинается новый этап в раз витии революционного движения. Уже летом 1896 года под ру ководством Лалаянца в городе возникает социал-демократиче ская «Центральная группа». Ее члены налаживают связь с передовыми рабочими предприятий других городов, в част ности, Александровска (Запорожье) и Каменского (Днепро дзержинск) .
В железнодорожных мастерских был создан кружок, которым руководил К- Дубовец-Дубовиков. В кружке принимали учас тие: С. И. Перчанский, Н. Я- Погорелов, Е. Т. Стебко, М. Я. Иванов, Т. К. Нефунтов, П. Я- Макаренко, С. Г. Рубных, М. Ф. Чуднов и другие.
В депо Долтинцево кружком руководил слесарь Мусий Мона стырский, прибывший из Екатеринослава. В этот кружок вхо дили кузнецы Антон Чеботарев, Кари Гуляев, Андрей Посвя щенный, токарь Афанасий Фоменко, слесарь Алексей Мигасенко, Иван Блинов. Члены кружка занимались самообразованием, изучали марксистскую литературу. Позже они установили связь с искровским комитетом . РСДРП города Екатеринослава. От
38
сюда в Долгинцево и Кривой Рог поступали листовки и ленин ская газета «Искра».
Подобные кружки были основаны в Синельниково, Алексаидровске, Пологах, Мелитополе, Севастополе и на других стан циях дороги. Кружки пользовались большой популярностью среди ж елезнодорожников.
20 февраля 1897 года в Екатеринослав прибыл верный уче ник В. И. Ленина Иван Васильевич Бабушкин. Он быстро уста навливает связь с рабочими Г. И. Петровским, П. А. Морозо вым, И. 3. Бычковым. Под руководством И. В. Бабушкина при активном участии Г. И. Петровского была создана подпольная типография. Здесь печатались листовки и воззвания, подготов ленные Бабушкиным. «В прокламациях,— писал об этом периоде Г. И. Петровский,— выдвигались лозунги борьбы за 8-часовый рабочий день, за демократическую республику, за социализм. Всё это воспитывало широкие слои рабочих в революционном духе. Они как бы просыпались от глубокого сна к новой жизни. И в этих условиях, созданных пропагандой и деятельностью
одного из лучших учеников |
Ленина — Бабушкина, |
нам было |
легче работать и бороться»1. |
распространялись на |
предприя |
Марксистские идеи быстро |
тиях дороги. В южные железнодорожные мастерские из Киева прибыл слесарь Иосиф Гудзенко. Здесь он создал рабочий кру жок. Рабочие кружки возникали на заводах Бодовского, Кацена, Мензиса, на железнодорожных предприятиях. Из этих пер вых рабочих кружков в Александровске была создана социалдемократическая организация.
Большое влияние имел кружок железнодорожных Екатеринославских мастерских, созданный К. Дубовец-Дубовиковым. Вспыхнувшая весной 1897 года стачка железнодорожников проходила под его непосредственным руководством. В июне 1897 года этот кружок был разгромлен жандармами. К. Дубо- вец-Дубовиков, П. С. Захаров, И. К. Шевченко были сосланы на каторгу в Восточную Сибирь. Но революционное движение разрасталось.
В декабре 1897 года все кружки по примеру марксистских кружков Петрограда объединились в «Союз борьбы за осво бождение рабочего класса», который в конце весны 1898 года
1 Петровський Г. I. Великі рокн. Киів, 1957, с. 26.
39
был преобразован в Екатеринославский комитет РСДРП. К чис лу наиболее активных в Екатеринославской организации РСДРП принадлежали организации железнодорожных и паро возных мастерских Екатерининской железной дороги.
Комитет РСДРП, в который вошли И. В. Бабушкин, М. Г. Цхакая, А. А. Машицкий, Н. Н. Лавринович, С. К. Волошкевич, а позднее— Г. И. Петровский, П. А. Морозов, И. X. Лалаянц, заметно активизировал свою работу. Под его руковод ством в 1899 году состоялась крупная забастовка рабочих же лезнодорожных мастерских города Екатеринослава.
Наиболее крупные социал-демократические организации, про водившие революционную работу среди железнодорожников, находились в Екатеринославе — в паровозных мастерских, депо, вагонных мастерских. Социал-демократические организации среди железнодорожников были в Долгинцево, Синельниково, Александровске.
Развитию революционных событий на юге страны уделял при стальное внимание В. И. Ленин. Сюда по совету Владимира Ильича направлялись лучшие организаторы рабочего движения. Газета «Искра» постоянно освещала положение дел в Екате ринославе.
В эти годы брат В. И. Ленина— Дмитрий Ильич Ульянов отбывал ссылку в Синельниково и Чаплино. Беседы Дмитрия Ильича с начальником станции Чаплино Челпаиовым имели свое воздействие. В период стачки железнодорожников на до роге в 1905 году Челпанов сам возглавил стачечный комитет на станции Чаплино, участвовал в разоружении солдат, проезжаю щих в эшелонах, сдавал отобранное оружие членам стачечного комитета.
После II съезда РСДРП Екатеринославский комитет РСДРП добился дальнейших успехов в организации пролетариата для классовых выступлений. Об этом свидетельствует активное участие екатеринославских рабочих в стачках летом 1903 года, которые охватили весь Юг России. Активное участие в стачках принимали железнодорожники Екатерининской дороги. 7 ав густа забастовали рабочие железнодорожных мастерских. Ко лонны демонстрантов направились к Брянскому заводу, чтобы слиться с металлургами. А 8 августа стачка распространилась на заводы города и пригородные поселки. Стачечная комиссия, как отмечала газета «Искра», почти открыто проводила массо вые собрания рабочих на Чечелевке, в Кайдаках, на Амуре под
40
лозунгами «Долой самодержавие!», «Долой царских опрични ков!», «Да здравствует свобода!»
11 августа отряды войск и полиция жестоко расправились
с рабочими. |
700 стачечников арестовано, тысячи уволено с ра |
|
боты. Из 56 |
подсудимых |
вожаков стачки — 42 осуждено к раз |
ным срокам тюремного |
заключения. |
|
Репрессии |
не могли приостановить революционное движение. |
19 января 1905 года 400 рабочих паровозоремонтного цеха Екатеринославских мастерских оставили работу. На следующий день прекратили работу тысячи рабочих заводов и мастерских города. К ним присоединились все рабочие паровозного депо, а также Нижнеднепровских вагонных мастерских, служащие управления дороги. Январская забастовка распространилась по всей губернии.
Забастовали рабочие в Долгинцево, Александровске и на других узлах дороги. Забастовка продолжалась 12 дней. Слу жащие управления дороги составили петицию. Она состояла из 31 пункта. В петиции от имени служащих всей дороги были изложены требования 8-часового рабочего дня, свободы слова, печати, увеличения оплаты и улучшения условий труда. Мень шевики стремились сдерживать революционный натиск рабочих, но рабочие повсеместно шли за большевиками.
Неоценимую помощь екатеринославским большевикам оказы вали В. И. Ленин и Бюро комитетов большинства. В феврале— марте 1905 года сюда прибыли опытные организаторы И. И. Шварц, Е. В. Лугановский, С. С.. Парижер, П. М. Лепешинекий, Е. Земляницкий. В Екатеринослав доставлялись газета «Вперед», большевистские брошюры, произведения В. И. Ленина. Посланцы Ленина и его ученики Г. И. Петров ский, И. Ю. Захаренко, Б. М. Волин. Д. Т. Тахчогло создали екатеринославскую группу большевиков. Владимир Ильич в своих письмах давал им советы и рекомендации. По совету Ленина в средине марта был сформирован Екатеринослазский комитет большинства РСДРП '.
Влияние Екатеринославского комитета большинства РСДРП быстро росло. Крепли его позиции в Александровске, Камен ском, на Криворожье, в Павлограде. Создана новая орга
низация |
РСДРП |
в Никополе. Большевистское руководство1 |
1 Ленин |
В. И. и Екатеринославская большевистская организация. Днепропетров |
|
ское книжное нзд-во, |
1962, с. 61, 78. 79, 81—83. |
41