Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

революционной борьбой рабочих -промышленных предприятий, железнодорожного транспорта, крестьян активизировалось. Одновременно разворачивалась подготовка к предстоящему III съезду РСДРП.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

III съезд РСДРП открылся 12(25) апреля 1905 года в Лон­ доне. На съезд, по предложению Ленина, Екатеринославская партийная организация РСДРП послала с правом совещатель­ ного голоса М. С. Лещинского. На второй день работы съезда В. И. Ленин зачитал резолюцию рабочих— членов централь­ ного кружка Брянского завода, присланную из Екатеринослава в адрес съезда. В резолюции писалось: «Мы приветствуем III очередной съезд РСДРП, который один только прекратит существующие неурядицы в партии и восстановит единство партии, столь необходимое в настоящее революционное время для борьбы со злейшим врагом рабочего класса — самодержа­ вием и капиталистами... Мы просим съезд провести § 1 устава Левина, а мартовскую формулировку закупорить в гроб. Да здравствует РСДРП! Да здравствует революция! Да здрав­ ствует социализм!»1

Съезд принял ленинскую резолюцию, призвавшую партийные организации вести агитацию за восстание, готовить его, принять меры к вооружению пролетариата, выработать план восстания, целью которого было свержение царизма, капиталистов и поме­ щиков, утверждение революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Решения съезда стали руководством к действию всех боль­ шевистских организаций.

Летом 1905 года революционное движение по всей стране усилилось. Среди событий этого периода знаменательными были восстание на броненосце «Потёмкин» в Одессе и заба­ стовка одесских рабочих. Бурные революционные события в стране всколыхнули железнодорожников Екатерининской доро­ ги. Рабочие паровозного депо Долгинцево в знак солидарности с выступившими братьями по классу 17 июня объявили поли­ тическую забастовку.1

1 Протоколы III съезда РСДРП . М., 1S37, с. 38.

42

Вот как начиналась эта забастовка. Начальник паровозного депо Андреев увидел рабочего, который нес одну дымогарную трубу, обругал его и приказал носить по две. Этот случай боль­ шевистская 'Социал-демократическая организация Долгинцево использовала для объявления забастовки. Рабочие предъявили Андрееву ряд требований, но он не пожелал разговаривать с ними и уехал в гости. Поступок начальника депо возмутил рабочих. Они немедленно дали гудок и прекратили работу. В вейерном депо состоялся митинг. На нем рабочие избрали стачечный комитет в составе 13 человек. В него вошли: М. С. Монастырский, И. А. Кудлай, Ф. А. Нетреба, И. М. Ко- чаган-Николаенко, А. В. Чеботарев, Г. Е. Маевский и другие. Митинг обсудил и принял требования к администрации. Под петицией подписалось 1000 человек. Для вручения петиции администрации были избраны депутаты: Нетреба, Базиленко, Маевский, Хилков.

Железнодорожники требовали свободы слова; вежливого об­ ращения администрации с рабочими; 8-часового рабочего дня; открытия кассы взаимопомощи; улучшения санитарного состоя­ ния условий труда; предоставления квартир рабочим; увеличе­ ния заработной платы; уплаты за дни болезни; платного уче­ ничества и т. д.

Участники митинга горячо приветствовали моряков «Потём­ кина» и бастующих одесских рабочих. На митинге, впервые на Криворожье, в 1905 году было поднято красное знамя.

Бастующие задерживали движение поездов на участке. Де­ мобилизованные войска не только сочувственно относились к забастовщикам, но и сами участвовали в их митингах и собра­ ниях.

Персональный пенсионер, активный участник революционных событий М. И. Покора вспоминает: «Хотя об июньской заба­ стовке в Долгинцево мало говорится, но могу заверить, что она имела характер политический, а не стихийный или чисто эко­ номический. Это была забастовка в ответ на телеграфное воззва­ ние из Петербурга. Она явилась забастовкой солидарности о восставшими матросами на броненосце «Потёмкин».

Рабочие депо и паровозные бригады не приступили к работам до тех пор, пока администрация не удовлетворила их требо­ ваний. В результате забастовки ремонтным и паровозным бригадам повысили заработную плату, сделав кое-какие улуч­ шения жилищных условий.

43


Об июньской забастовке в Долгинцево директор департамен­ та полиции сообщал царю: «На станции Долгинцево... 17 июня забастовало 200 человек рабочих местного железнодорожного депо и потребовали увеличения заработной платы. После сде­ ланных управлением дороги уступок рабочие возобновили за­ нятия, но 21 июня вновь прекратили таковые и насильно увели со станции всех служащих телеграфа и движения, чем прекра­ тили движение поездов. На место были вызваны войска...»1

Июньская забастовка на станции Долгинцево была подав­ лена, члены стачечного комитета — арестованы, однако рево­ люционное движение приобретало всё больший размах. Руко­ водимые большевиками рабочие по примеру пролетариев Моск­ вы и других городов готовились к решительным боям. Общая политическая забастовка в Москве в октябре 1905 года пре­ вратилась во Всероссийскую. Остановилась работа железных дорог, прекратили работу предприятия, телеграф. Вслед за со­ бытиями в Москве и Петрограде началась общая забастовка в Екатеринославе.

Екатеринославский губернатор сообщил в Петроград: «Сего­ дня в Екатеринославе начали забастовку все заводы, трамвай,

железная дорога, движение поездов остановлено...»

10

октября

забастовали

рабочие и служащие Екатеринин­

ской

дороги.

11 октября

железнодорожники паровозных депо,

станций, управления дороги организовали митинг, на котором выступил начальник службы сборов инженер М. А. Кириллов. После митинга все участники направились на Пушкинскую улицу (ныне проспект Пушкина). Демонстрация на Пушкин­ ской была встречена сильным нарядом полицейских. Зазвенели

сабли, грянули выстрелы. Оружейными залпами

полицейских

11 человек было убито и 20 — ранено. Расстрел

усилил нена­

висть рабочих. Сооружаются баррикады, над баррикадами раз­ вевается красное знамя, разгорается бой. Участников боев поддержали другие рабочие заводов Амур-Нижнеднепровска.

Похороны жертв баррикадных боев 13 октября вылились в могучую революционную демонстрацию, душой, которой были большевики. Боевое настроение не спадало и в последующие дни. Всеобщая октябрьская стачка охватила всю Екатерино­ славскую губернию.

' Революция 1905—1907 годов на Украине. Сборник документов и материалов. Т. II,

К., 1955, с. 251.

44


Губернатор Нейдгарт 14 октября телеграммой в Петербург сообщал: «Забастовка железных дорог угрожает катастрофой фабрично-заводской горной промышленности юга России. Не­ достаток угля, сырых материалов в ближайшем будущем вы­ зовет необходимость прекращения работ. Восстановление мест­ ного движения возможно рассчитывать лишь одновременно восстановлением движения всей сети к чему желательны энер­ гичные меры»1.

В октябре 1905 года собрался дорожный делегатский съезд. Участники съезда приняли постановление:

«Мы, делегаты всех служащих Екатерининской железной дороги, обсудив свое положение, пришли к заключению, что неудовлетворительность нашего экономического положения сто­ ит в тесной связи и зависимости от современного политического строя, и решили добиваться:

1.Отмены смертной казни, военного положения и усиленной охраны.

2.Полной амнистии пострадавших за свои политические и революционные убеждения и освобождения товарищей, аресто­

ванных во время забастовки.

3.Полной свободы совести, слова, печати, собраний, съездов

истачек, неприкосновенности личности и жилищ.

4.Созыва учредительного собрания из представителей наро­ да, избранных всеми гражданами страны, достигшими 21 года, без различия национальности, иола и вероисповедания, посред­

ством всеобщего, прямого и тайного голосования».

В этом же постановлении предъявлялись требования: увели­ чить заработную плату всем служащим низких категорий; уста­ новить в законодательном порядке рабочее время для всех без исключения видов труда не свыше 8 часов в сутки и не более 48 часов в неделю; преобразовать медицинскую помощь; от­ крыть за счет дороги необходимое количество учебных заведе­ ний, библиотек-читален для служащих, рабочих и их семей; созвать съезд делегатов от служащих и рабочих железных до­ рог для выработки совместно с администрацией нового железнодорожного устава, куда входило бы и положение о же­ лезнодорожных служащих, уплате вознаграждения всем слу­ жащим за время забастовки и так далее.

1 Материалы по истории Екатеринославской социал-демократической организации большевиков и революционных событий 1904—1905—1906. Екатерннослав, 1924, с. 306.

45


Мощная воліна октябрьских забастовок прошла по всей Екатериноелавщи/не. Из Екатеринослава в Петербург шли тревож­ ные донесения охранки: 10 октября 1905 года начальник Екатеринославского охранного отделения сообщал в департамент полиции: «Забастовали заводы Эзау, Трубный, Брянский, все заводы и мастерские селения Амур-Нижнеднепровск». 11 ок­ тября подполковник жандармерии Макаренко телеграфировал: «Сего ж числа, в б часов утра на станции Нижнеднепровск стали собираться служащие и рабочие дороги, самовольно рас­ топили паровозы, и двумя составами двинулись в количестве нескольких тысяч на станцию Екатеринослав... На скорое вос­ становление движения поездов надежды нет...1

Железнодорожники слились с рабочими всего города, высту­ пали под большевистскими лозунгами. 14 октября тот же Ма­ каренко из полицейского жандармского управления железных дорог сообщал начальнику екатеринославской охранки о серьезном повреждении полотна и Днепровского моста, о том, что «остановился находящийся вблизи станции Тритузная Дне­ провский металлургический завод, беспорядки в коем угрожают станции Тритузная и Запорожье. Положение к вечеру 14 ок­ тября крайне обостренное как в районе ст. Нижнеднепровск, Екатеринослав, Запорожье, так и Тритузная».

Во второй половине октября на станции Нижнеднепровск был установлен 8-часовой рабочий день. Это была первая победа.

На улицах Екатеринослава, на Чечелевке, у Брянского за­ вода появились баррикады. На их сооружение пошли телеграф­ ные столбы, ограды, камни мостовых. Над баррикадами реяли красные знамена.

На рабочих-дружинннков, вооруженных охотничьими ружья­ ми, револьверами и самодельными бомбами, двинулись с пуле­ метами и пушками царские войска.

В статье «Всероссийская политическая стачка» В. И. Ленин,

отмечая

всенародный

размах

событий того

времени, писал:

«В Екагеринославе

строятся

баррикады и

льется кровь»12.

Пожар

восстания полыхал по

всей стране.

17 ноября в Екатеринославе в Английском клубе состоялся митинг железнодорожных служащих, на котором присутствова­

1 Материалы по истории Екатеринославской социал-демократической организации' большевиков н революционных событий 1904—1905—1906. Екатеринослав, 1924, с, 299. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 12, с. 2.