ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ло до 700 человек. Участники собрания с большим подъемом приняли резолюцию: «...признать участие железных дорог в пе ревозке войск для означенной цели (.подавления революцион ного движения.— Р е д . ) равносильным участию в массовых убий ствах, а железнодорожных служащих, тем или иным способом участвующих в этой перевозке, пособниками в этих преступле ниях, заслуживающими самого строгого общественного осуж дения» '.
4 декабря 1905 года начальник Екатеринославского охранно го отделения ротмистр Шульц доносил директору департамента полиции об отказе машинистов станции Екатеринослав ездить с воинскими поездами, которые отправляются в восставшие местности. «Значительному развитию революционного движения
и |
его прогрессивному росту в настоящее время,— сообщал он |
9 |
декабря,— на Екатерининской железной дороге, главным |
образом, содействует правитель канцелярии начальника Екате рининской железной дороги,— Алексей Николаевич Лисовский. Упомянутый Лисовский, по собранным сведениям, прежде слу жил в Полтавской губернской земской управе. Но за полити ческую неблагонадежность был оттуда уволен... Лисовский систематически комплектовал служащих Екатерининской же лезной дороги из членов противоправительственных организа ций как на линии, так и в управлении дороги, вследствие чего Екатерининская дорога сделалась буквально очагом револю ции... среди служащих Екатерининской дороги происходят от крытые сборы на оружие, приобретаемое, будто бы, для само обороны, в действительности же, оружие заготовляется почти исключительно членами революционных сообществ для органи зации всероссийского вооруженного восстания...»12.
7 декабря в Москве началась всеобщая политическая стачка, которая быстро переросла в вооруженное восстание. Вслед за московскими рабочими на вооруженную борьбу поднялись и угнетенные пароды окраин России.
Крупным районом вооруженной борьбы против царизма ста ла Екатеринославская губерния.
Для руководства забастовкой в Екатеринославе Совет рабо
чих депутатов |
вместе с депутатским собранием Екатерининской |
||
1 Материалы |
по |
истории Екатеринославской |
социал-демократической организации |
большевиков |
и |
революционных событий |
1904—1905—1906. Екатеринослав. 1924. |
с. 352—353. |
|
|
|
2 Там же, с. 352—353.
47
дороги создали Боевой стачечный комитет. 8 декабря стачечный комитет телеграфно разослал по линии приказ прекратить дви жение поездов (кроме делегатских) и сформировать на узло вых станциях местные распорядительные комитеты.
Забастовавшие в Екатерннославе рабочие мастерских и слу жащие управления дороги, захватив один из дачных поездов, с красными флагами и с пением «Марсельезы» двинулись со станции Екатеринослав в Нижнеднепровск, где находились центральные железнодорожные вагонные мастерские и ряд за водов.
Как только стачечники прибыли на станцию Нижнедне провск, там немедленно прекратилась работа. Состоялся много людный митинг и демонстрация.
Стачечная волна прокатилась по всей дороге — в депо и на станциях Екатеринослав, Нижнеднепровск, Долгинцево, Горяиново, Синельниково, Александровск, Пологи. Были отстранены с постов начальник дороги, начальники отдельных служб. Вся власть перешла в руки забастовочного распорядительного ко митета. Ночью 8 декабря на линию по телеграфу была направ лена инструкция распорядительного комитета дороги, в которой предлагалось:
разоружать жандармов на узлах и станциях и отобранным оружием вооружать членов боевых дружин железнодорожников; организовать в депо и мастерских производство бомб, пик, сабель и других видов оружия, какое можно изготовлять в мест
ных условиях; организовать обучение членов боевых дружин по владению
оружием; взамен отстраненной прежней железнодорожной администра
ции назначать представителей от распорядительных комитетов, которым брать на себя руководство всеми отраслями железно дорожного хозяйства;
организовать делегатские поезда, на которых обеспечить по рядок и бесплатный проезд бастующих рабочих на митинги, собрания и возвращающихся к местам назначения запасных;
организовать охрану железнодорожных станций, имущества, грузов и железнодорожных поселков;
беспрепятственно перевозить хлеб в местности, охваченные голодом.
С получением инструкции на многих линейных и узловых станциях, а также на железнодорожных предприятиях были
48
избраны распорядительные комитеты, которые стали осуще ствлять руководство стачкой железнодорожников на местах.
Станции Нижнеднепровск, Чаплино, Александровен (Запо рожье), Гришино, Авдеевка, Ясиноватая, Горловка и многие другие были в руках восставших. 8 декабря железнодорожное движение по всей линии Екатерининской железной дороги было прекращено.
В течение двух недель дорога была в руках восставших. Распорядительные комитеты на местах формировали боевые
дружины железнодорожников и заботились об их вооружении, брали под охрану грузы, материальные ценности, станции, узлы, осуществляли руководство перевозками хлебных грузов в голо дающие районы, обезоруживали солдат и не только одиночек и отдельные группы, но иногда и целые воинские подразделе ния, следовавшие по линии.
Помощник начальника губернского жандармского управления доложил о событиях, происходивших на станции Александровск (ныне Запорожье) «...мятежное настроение рабочих обеих Алек сандровских железнодорожных мастерских после 8-го декабря еще больше усилилось. 9 декабря мятежники окончательно овладели железнодорожным районом 2-й Екатерининской ж. д., а мастерские и вокзал этой дороги превратили в укрепленные пункты, назначив туда взамен должностных лиц своих воору женных выборных».
Царский опричник не преувеличивал. Хозяевами положения в мастерских были рабочие. Среди них многие прошли цар ские тюрьмы и ссылки. Слесарь Петр Засс был осужден на три года ссылки за участие в стачке рабочих Харьковских железно дорожных мастерских в 1900 году. Подвергались арестам за революционную деятельность члены РСДРП Василий Волик, Иван Минаев, Иван Холин.
Почти в каждом цехе мастерских на то время уже были представители РСДРП. Под их влиянием быстро созревало рево люционное сознание рабочих. И когда началась по примеру пролетариев Москвы и Петербурга Всероссийская политическая стачка, на нее дружно откликнулись железнодорожники Алек сандровска.
Политическая стачка переросла в вооруженное восстание. Ра бочие екатерининских мастерских 12 декабря взяли станцию Екатериноелав, а рабочие южных мастерских —■станцию Алек сандровск. Накалялась обстановка в самом городе. К железяо-
49 |
4 . 5122. |
дорожникам примыкали рабочие других предприятий, строите ли моста через Днепр у села Кичкае. Но и местные власти готовили войска для расправы с рабочими. Перевес был на стороне карателей. Рабочее бюро восстания попросило помощи у пролетариев Екатеринослава, Нижнеднепровска, Сииельниково, Никополя, Полог, в окрестных селах.
13 декабря утром из Нижнеднепровска и Синельииково на Екатеринославский вокзал прибыл поезд с 300 дружинниками. Восстание было назначено на 14 декабря. Об этом шпики сооб щили местным властям. 13 декабря вечером жандармы и каза ки внезапно напали на Екатеринославский вокзал. Завязался жестокий бой, в котором железнодорожники проявили упорство и смелость. Пролилась первая кровь рабочих. Дружинники дрались самоотверженно, но у них не было необходимого опы та, не хватало оружия. 14 декабря утром вооруженные казаки, банды черносотенцев, воинские части, жандармы атаковали рабочие баррикады южных мастерских. После тяжелых боев
ибольших потерь восставшие оставили баррикады.
Боевые дружины и отряды самообороны составляли основное
ядро революционных сил Екатеринославщины. Они были на всех крупных станциях, в паровозных и вагонных мастерских дороги.
Впервые дни декабрьской забастовки губернские власти со вершенно растерялись. Полиция и жандармерия были дезорга низованы, частично обезоружены и совершенно бессильны справиться со столь стремительно развивающимися событиями. Наиболее надежные войска гарнизона были посланы частью на подавление крестьянских выступлений, а частью на подавление восстания в Севастополе. Надежных войск, на которые могла опереться контрреволюция, в Екатеринославе не оказалось.
Вноябре начались волнения среди солдат Екатеринославского гарнизона. В резолюции, принятой почти во всех воинских частях гарнизона, говорилось:
«Не поднимать оружия против своих товарищей, которые объявили забастовку».
Директор департамента полиции 16 декабря телеграфировал в штаб Одесского военного округа: «...Положение в Екатерино славе критическое. Войск недостаточно... руководители мятеж ников находятся в заводском районе... учиняют нападение на правительственных лиц, разоружают полицию. Арест их невоз можен из-за недостатка надежных войск... Бердянский полк
50
изменил. Угрожает поголовное восстание. Требуется присылка не менее двух полков».
Требования о помощи из Екатеринослава были настолько настойчивы, что председатель кабинета министров Витте в доне
сении на |
имя царя писал: «Екатерининская |
дорога находится |
в руках |
забастовщиков. Они распоряжаются |
движением... По |
моему мнению, надлежит послать туда решительного генерала с карательными инструкциями».
И, конечно, каратели были направлены в Екатеринослав и в крупные узлы Екатерининской дороги. Свой первый удар контрреволюция попыталась нанести по бастовавшим железно дорожникам. Губернатор с помощью казаков 10 декабря сделал попытку захватить станцию Екатеринослав и восстановить дви жение и телеграфную связь на дороге. Но железнодорожники, потушив свои паровозы, повредив линию связи, помешали гу бернатору восстановить связь и железнодорожное движение.
Бурно развивались события на станции Пологи, куда прибыл отряд карателей. Железнодорожников Полог поддержали крестьяне соседних деревень. Налеты жандармов, полицейских
иказаков предпринимались и на ряд других станций дороги, но почти все они были успешно отражены вооруженными отря дами железнодорожников. 16 декабря губернатор объявил Екатеринослав, а также Александровский и другие уезды губер нии на военном положении. В Екатеринослав прибыли казаки
ивойска 133-го Симферопольского полка с артиллерией. 18 де кабря они заняли станцию Екатеринослав, а затем и другие станции. Начались массовые аресты.
Делегатское собрание Екатерининской дороги, руковод ствуясь решениями Московского и Екатеринославского Советов рабочих депутатов о прекращении декабрьской стачки, 22 де
кабря решило прекратить стачку на дороге и распустить боевые силы железнодорожников. Принятое решение заканчивалось так: «Политическая забастовка прекращена, но в случае пре следования со стороны правительства и его прислужников за забастовку рабочие будут бороться путем новой забастовки, а также всеми другими имеющимися в наших руках средствами».
Восстание на Екатерининской дороге было подавлено. Цар ское правительство учинило исключительно жестокую расправу над революционными рабочими и крестьянами, над их органи заторами. В Екатеринославской губернии было арестовано 25 500 человек. Только по делу о восстании на Екатерининской
51 |
4 |
-дороге было осуждено 127 организаторов восстания. 34 чело века приговорены к смертной .казни через повешение, 46 — к -ссылке и тюремному заключению.
Декабрьское восстание в революции 1905 года, названной В. И. Лениным «генеральной репетицией», без которой Великая Октябрьская революция была невозможна, шло .на спад. Но екатеринославский пролетариат, ів рядах которого активными борцами выступали и железнодорожники, вписал славную стра ницу в историю первой русской революции 1905 года.
В статье «Черные сотни и организация восстания» В. И. Ле нин высоко оценил революционную организованность и проле тарскую сознательность екатериінославских пролетариев. «При меру екатеринославских и борисоглебских товарищей,— писал Владимир Ильич,— должны последовать и последуют в более и более широких размерах товарищи социал-демократы по всей России... Борьба идет не на жизнь, а на смерть,— борьба между старой Россией рабства, крепостничества, самодержавия и но вой, молодой, народной Россией, Россией трудящихся масс, которые рвутся к свету и свободе, чтобы затем начать еще и еще борьбу за полное освобождение человечества от всякого гнета и всякой эксплуатации» '.
РЕАКЦИЯ СВИРЕПСТВУЕТ. РАБОЧИЕ БОРЮТСЯ
Из среды рабочих Екатерининской железной дороги вышли стойкие, храбрые бойцы, знающие, за что они боролись, чего добивались. Об их стойкости, о высокой революционной созна тельности свидетельствуют документы, (воспоминания, письма к родным и товарищам. Вот о чем пишет в предсмертном письме один из руководителей декабрьского восстания Г. Ф. Ткаченко-Петренко:
«Здравствуй и прощай, дорогой брат Алеша и все остальные братья, рабочие и друзья! Я пишу сейчас возле эшафота и через минуту меня повесят... Поцелуй за меня крепко моих родите лей, и прошу Вас любите их так, как и я люблю своих братьев рабочих и свою идею, за которую все отдал, что мог. Я по убеждению социал-демократ и ничуть не отступил от своего убеждения ни на один шаг до самой кончины своей жизни. Нас1
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. II, с. 193.
52
сейчас возле эшафота восемь человек по одному делу — бодро ■все держатся. Постарайся от родителей скрыть, что я казнен, ибо это известие после такой долгой разлуки с ними их совсем убьет. Сегодня 3-го сентября в 8 часов вечера зашла к нам в камеру куча надзирателей, схватили, повели прямо в ночном белье босых под ворота, где человек 50 стояло стражи с обна женными шашками, забрали и повели в 4-й участок, где приго товленная была петля... Ну, прощайте, уже 12 часов ночи и я подхожу к петле. Прощайте, Алеша, Митя, Анатолий и все доб рые друзья,— всех Ва,с крепко обнимаю. Писал бы больше, да слишком трудно, так как окованы руки обе вместе, а также времени нет—подгоняют... Конечно, прежде чем ты получишь это последнее письмо, я буду уже в сырой земле, но ты не тужи, не забудь и Анне Ильченко передать привет. Прощайте все и все, дорогие и знающие меня. Напиши Богуславскому и остальным. Последний раз крепко целую Вас.
Григорий |
Федорович Ткаченко-Петренко, 3-го сентября, |
12 час. ночи, |
г. Екатериноелав, 1909 г.»1. |
Дикий разгул реакции еще долго свирепствовал по стране. Декабрьское восстание в Екатеринославской губернии, на Ека терининской дороге, как и во всей стране, потерпело поражение. Но оно имело огромное значение для грядущих боев с само державием.
В конце 1905 года над Екатерининской железной дорогой был установлен надзор особого комитета чрезвычайной охраны, который имел свои отделения на станциях Екатериноелав, Долгинцево, Александровен и других. На станциях и узлах Екате рининской железной дороги свирепствовали карательные экспе диции и военно-полевые суды.
Несмотря на всю жестокость репрессий, рабочие железнодо рожники и после поражения декабрьского восстания 1905 года продолжали неравную борьбу. Машинисты депо Екатериноелав
иДолгинцево бастовали и после 22 декабря.
Начальник Екатериноелавского охранного отделения станции
Екатериноелав губернскому жандармскому управлению 3 янва ря 1906 года доносил: «На станции Нижнеднепровск создан стачечный комитет, который занял станцию. Руководители Л. Ф. Радченко, с-р; Я- Е. Выошин; с-д; И. Н. Бондарцев, с-д1
1 Материалы по нсторнн Екатеринославской социал-демократической организации большевиков и революционных событий 1904—1905—1906. Екатериноелав, 1924, с. 464.
53