Файл: Приднепровская железная дорога..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разъезжают по участку Нижнеднепровск—Синельниково и на станции Синельниково разоружили жандармов».

Массовые митинги прошли в апреле 1906 года в Нижнедне­ провских вагонных мастерских. Екатеринославский комитет РСДРП, призывая к первомайской забастовке, в своем воззва­ нии писал: «Объединимся вместе! Организуемся везде, в горо­ дах и селах, в глубоких рудниках и на малых станциях. Под красным флагом социал-демократии будем готовиться к ново­ му решительному бою».

В июне 1906 года забастовка на Екатеринославской узле и в Нижнеднепровске достигла особого размаха, на время вновь нарушено железнодорожное движение. Проходили волнения в воинских частях. Бастовали рабочие ряда заводов Екатерино­ слава.

Революционные события в это время происходили в Александровске, в Павлограде, Долгинцево и на линии Екатеринин­ ской железной дороги. Революционная борьба продолжалась, народные массы отступали с боями. Контрреволюция наглела. Завоеванные в период революции 1905 года права снова были отобраны.

В мастерских, депо Екатерининской дороги,-на заводах, фаб­ риках рабочий день снова длился по 12—14 часов. Продолжи­ тельность беспрерывного нахождения паровозных и кондуктор­ ских бригад в поездах доходила до двух-трех суток.

На Екатеринославщине, в том числе на Екатерининской же­ лезной дороге, широко практиковались «черные списки», в ко­ торые администрация вносила революционно настроенных ра­ бочих и крестьян. Профессиональные союзы разгонялись.

Особый комитет по охране Екатерининской железной дороги постановил арестованных немедленно увольнять со службы, вопрос о допуске бывших арестованных к работе решать толь­ ко в согласии с местным начальником жандармского отделения, при повторном приеме рабочих — брать у них подписку о не­ вступлении в профсоюз и запрещенные организации.

Самый сильный удар был направлен против большевистских организаций. Это особенно ощутили в годы реакции больше­ вистские организации Екатеринослава и Екатерининской желез­ ной дороги, где революционные события 1905—1906 годов но­ сили самый активный характер.

Однако царским сатрапам не удалось подавить революцион­ ный дух. Он жил, воплощался в конкретные действия. С 1910

54

года, после продолжительного затишья, прокатилась волна забастовок в Москве, Варшаве, Петербурге, Одессе. Вслед за Питером политические стачки и демонстрации прошли в Нико­ лаеве, Киеве, Екатеринославе и других городах. Железнодо­ рожники Екатеринослава, Долгинцево, Александровска снова вышли на улицы, объявили стачки.

Толчком к особо бурным выступлениям по всей стране по­ служил зверский расстрел рабочих Ленских приисков.

В период столыпинской реакции (1908—1912 годы) больше­ вики под руководством Ленина в ожесточенной борьбе против ликвидаторов, отзовистов и троцкистов отстояли существование нелегальной революционной партии пролетариата.

Особую роль в укреплении большевистских организаций, в частности и на Екатерининской железной дороге, сыграли Пражская конференция большевиков и газета «Правда», осно­ ванная 5 мая 1912 года В. И. Лениным. Рабочие не только читали «Правду», но были и активными ее корреспондентами. Постоянно писал в «Правду» Петр Воронцов, большевик, сле­ сарь Иижнеднепровеких вагонных мастерских. Активное учас­ тие в распространении «Правды» принимал Владимир Клочхо.

Большевики Екатеринослава широко использовали предвы­ борную кампанию в IV Государственную думу для пропаганды в массах лозунгов партии, для сплочения рабочих заводов, же­ лезнодорожников вокруг партии большевиков. В результате проведенной работы депутатом IV Государственной думы от рабочих Екатеринослава был избран Г. И. Петровский.

14(27) июля 1914 года царское правительство объявило все­ общую мобилизацию. Началась война крупнейших империали­ стических держав за передел мира. Мировая империалистиче­ ская война была продолжением той политики, которую правя­ щие классы вели еще до войны. Политика буржуазии была направлена на то, чтобы побольше захватить чужой земли, источников сырья и дешевой рабочей силы, получить побольше прибылей. Внутри страны правящие классы стремились укре­ пить свое положение, усилить эксплуатацию трудящихся.

Верная интересам рабочего класса, партия Ленина призывала трудящихся, весь народ страны свергнуть царизм, объявить войну войне. Железнодорожники Екатерининской дороги актив­ но поддерживали революционную партию пролетариата, крепи­ ли братскую солидарность со всеми революционными силами страны.

55


НА НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

События 1905—1907 годов и наступившая вслед за этим мрач­ ная полоса реакции сказались на темпах развития железнодо­ рожного транспорта. В предвоенные годы напали строитьсй и лишь в 1915 году введены в эксплуатацию линии Остряково— Евпатория. Примечательной является история строительства этой последней линии.

Частное акционерное общество, задумавшее обеспечить неза­ висимо от казенных дорог вывоз донецкого угля на экспорт, с согласия правительства приняло решение: создать линию Ца- реконстантиновка—Федоров,ка—Скадовск со строительством нового порта Скадовск на Черном море, в низовьях Днепра. Названная линия и явилась частью этого плана. Некоторое время она носила название Большетокмакекой железной дороги.

Замыслу не суждено было осуществиться в полном объеме

всвязи с начавшейся мировой войной.

Впериод 1907—1914 годов велось дополнительное строитель­ ство станционных путей и станций Пятихатки, Дебальцево, Алмазная, Яоиноватая, Донецк и других. Введена полуавтома­

тическая блокировка на Александровском узле и участке Ма­ риуполь—Донецк (всего 133 версты). Общее количество пути, переведенной на полуавтоматическую блокировку, составило 694 версты. Одновременно осуществляется механическая центра­ лизация стрелок. Но из-за финансовых затруднений министер­ ство путей сообщения намеченные проекты часто не доводило до конца, особенно по переустройству линий в Кривбассе.

Начавшаяся в 1914 году мировая империалистическая война повлекла за собой громадные расходы. Об отпуске каких-либо кредитов на новые работы не могло быть и речи. Ранее отпу­ щенные ассигнования на развитие железной дороги были закры­ ты. Заканчивались лишь те работы, на которые не требовались крупные суммы денег. Строительство линии Рутченково—Гри­ шино, начатое в 1913 году и намеченное к сдаче в 1915 году, настолько затянулось, что движение по этой ветке осуществля­ лось по частям: на участке Гришино—Доброполье— в июне 1916 года, Рутченково—Гришино— в январе и июне 1917 года, Цукуриха—Кохановка— в октябре 1918 года. Константиновская ветвь сдана в эксплуатацию в сентябре 1916 года. В 1916 году закончены работы по развитию Ясиноватского узла и был сдан в эксплуатацию участок линии Дебальцево—Мариуполь.

56


Строительство линий Мерефа—Херсон и Гришино—Ровно, тесно связанных с Екатерининской железной дорогой, оказа­ лось выполненным — первой на 55, второй — на 32 процента. На линии Гришино—Ровно открыт для движения лишь участок Новомосковск—Павлоград протяжением 45 верст, а иа линии Мерефа—Херсон ходили поезда только на участках Апостоло- во—Херсон, Снегиревка—Водопой и Нижнеднепровск—Киль- чень общей протяженностью 256 верст. При подходе к станции Нижнеднепровск-Узел линии Мерефа—Херсон должен был строиться мост через реку Днепр. Для него уже были установ­ лены речные быки, но в связи с тяжелым экономическим поло­ жением в стране строительство было прекращено. При полной стоимости работ в 8 миллионов 770 тысяч рублей иа строитель­ ство моста было израсходовано 3 миллиона 442 тысячи рублей. Строительство вторых путей также было почти приостановлено. Всего за годы войны построено только 47 верст второго пути.

В 1916 году, в .виде исключения, в целях улучшения пропуск­ ной способности на участке Екатеринослав—Сухачевка было разрешено уложить третий путь протяжением 16 верст. К концу 1917 года укладка пути была почти закончена, но движение так и не было открыто, путь был разобран, а материалы использо­

ваны

для ремонта действующих линий.

В

1917 году в связи с военными нуждами был разобран

целый участок Апостолово—Ніиколокозельск. И сейчас на месте этой линии частично сохранились опоры железнодорожного моста через реку Ингулец и земляное полотно.

В предвоенный год на дороге действовало 945 паровозов из общего числа 1190, было 38 005 товарных и 1397 пассажирских вагонов. Грузовые поезда имели вес до 40 тысяч пудов. Были получены новые 10-колесные товарные паровозы типа 1-4-0 серии Щ, пассажирские паровозы серии С, свыше 1000 ва­ гонов с железными кузовами на пульмановских товарных те­ лежках, подъемной силой 2250 пудов. Они в 3 раза превышали грузоподъемность обыкновенных вагонов.

Маршруты революционной и боевой славы

ОТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ — К ОКТЯБРЮ

Революция 1905—1907 го­ дов была, по определению В. И. Ленина, «генеральной репетицией» Великой Ок­ тябрьской социалистической революции. Народы России за эти годы приобрели неоце­ нимый политический опыт, который стал их могучим оружием в дальнейшей борь­ бе за свое социальное и на­ циональное освобождение.

В условиях первой миро­ вой войны, развязанной им­ периалистами, партия боль­ шевиков во главе с В. И. Ле­ ниным выработала свою так­ тику в вопросах войны, мира и революции. Большевики разъясняли массам истинную причину и характер империа­ листической войны.

В ходе войны всё больше и больше обострялись противо­ речия между интересами ка­ питалистов и трудящихся. Война принесла трудящимся голод, нищету и неисчисли­ мые жертвы. Буржуазия же получила неслыханные при­ были. В народе всё сильнее

58


зрело недовольство войной и политикой царского самодержа­ вия. Начались массовые открытые выступления, забастовки, стачки. Выдвинутый Лениным лозунг поражения своего прави­ тельства в империалистической .войне отвечал интересам народ­ ных масс, укреплял революционные силы.

26 февраля 1917 года общегородская политическая забастов­ ка в Петрограде переросла в восстание. Руководимые больше­ виками восставшие рабочие, солдаты и матросы столичного гар­ низона свергли царское самодержавие. В Петрограде победила буржуазно-демократическая революция.

Весть об этом событии быстро облетела всю Россию и -ее окраины. 4 марта гудки заводов и паровозов в Екатеринославе, Долгинцево, Александровске и на других узлах дороги созы­ вали рабочих на митинги и собрания. Вслед за сообщением о свержении царизма на митингах рабочие избирали своих депу­ татов в Советы. От железнодорожников Екатеринослава депу­ татами в Советы были посланы Маловажный, Терещенко, Капустин, Белоусов, Левченко. На митинге железнодорожников в Долгинцево избран исполком железнодорожников узла. В него вошли большевики Чеботарев А., Клочко Н., Уманский М., Сухин В. и другие.

Повсеместно создаются рабочие органы управления. В конце марта 1917 года состоялся дорожный съезд, на котором был избран исполнительный комитет. В его состав вошли Власен­ ко С. Н., Лебедь Д. 3., Левченко Н. П.— талантливые органи­ заторы и вожаки рабочих.

Монархия пала, но обстановка в стране оставалась напряжен­ ной и сложной. Буржуазия, захватив власть, образовала Вре­ менное праівительство, которое осуществляло диктатуру буржуа­ зии. Революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства осуществляли Советы рабочих и крестьянских де­ путатов. Рабочим и крестьянам надо было дать четкий и ясный ответ: каким путем идти дальше.

Ответ на поставленный вопрос дал В. И. Ленин в своих зна­ менитых Апрельских тезисах, определил курс партии на пере­ растание буржуазно-демократической революции в социалисти­ ческую. Мысли Ленина, дела партии сталіи мыслями и делами рабочих и крестьян. Николай Павлович Левченко, член КПСС с марта 1917 года, председатель первой партийной организации Екатеринославского паровозного депо, так вспоминает об этом: «Никогда не забудутся Апрельские тезисы В. И. Ленина,

59

Власенко Степан Наумович—один

Терещенко

Никифор

Фомич

из боевых

организаторов

взятия

активный организатор рабочих па­

власти в руки Советов на Екате­

ровозного

депо

Екатеринослав

в

рининской железной дороге, ее

борьбе за Советскую власть, член

первый комиссар, член КПСС с

КПСС с 1917 года.

Во

время

1913 года,

В

последующие

годы

оккупации Украины немецко-ав­

С. Н. Власенко был видным госу­

стрийскими

войсками

руководил

дарственным

деятелем.

 

 

забастовкой.

 

 

 

 

 

Левченко

Николай

Павлович

Шалюпо

А.

П .— один

из

органи­

член КПСС с марта 1917 года,

заторов профдвижения среди же­

председатель

первой

партийной

лезнодорожников

и

активный,

организации

Екатеринославского

участник подпольно-революцион­

паровозного

депо, где он работал

ной работы на Екатерининской ма­

с 1912 — по

1918 гг.

гистрали, член КПСС с 1918 года.

60


Болыиунов

Александр Яковле-

Драло

Дмитрий

Степанович

вич член

КПСС с 1903 г., быв-

бывший

рабочий

Нижнеднепров-

ший работник службы материале-

ских

вагоноремонтных мастерских,

кого

снабжения

Екатерининской

член КПСС с 1917 года,

 

дороги, активный участник рево-

Принимал активное участие в ра-

люционных событий 1917 г. в Ека-

боте

большевистских

организаций,

теринославе.

 

 

 

выполнял ответственные

поруче­

 

 

 

 

 

ния партии, с оружием в руках

Солонуха

Петр

Григорьевич

дрался против украинских нацио-

активный участник революционных

налистов.

 

 

 

 

событий 1917 г. на Екатеринин­

 

 

 

 

Венедиктович

ской ж. д., член КПСС с 1917 го-

Кулик

Григорий

да,

бывший слесарь

Нижнедне-

бывший

машинист

паровозного

■провских вагонных мастерских,

депо

Екатеринослав,

член

КПСС

принимал

активное

участие

в

с 1919

года,

один

из активных

■борьбе с контрреволюцией в годы

организаторов

профдвижения сре-

гражданской войны.

 

 

ди железнодорожников.

 

61