ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
разъезжают по участку Нижнеднепровск—Синельниково и на станции Синельниково разоружили жандармов».
Массовые митинги прошли в апреле 1906 года в Нижнедне провских вагонных мастерских. Екатеринославский комитет РСДРП, призывая к первомайской забастовке, в своем воззва нии писал: «Объединимся вместе! Организуемся везде, в горо дах и селах, в глубоких рудниках и на малых станциях. Под красным флагом социал-демократии будем готовиться к ново му решительному бою».
В июне 1906 года забастовка на Екатеринославской узле и в Нижнеднепровске достигла особого размаха, на время вновь нарушено железнодорожное движение. Проходили волнения в воинских частях. Бастовали рабочие ряда заводов Екатерино слава.
Революционные события в это время происходили в Александровске, в Павлограде, Долгинцево и на линии Екатеринин ской железной дороги. Революционная борьба продолжалась, народные массы отступали с боями. Контрреволюция наглела. Завоеванные в период революции 1905 года права снова были отобраны.
В мастерских, депо Екатерининской дороги,-на заводах, фаб риках рабочий день снова длился по 12—14 часов. Продолжи тельность беспрерывного нахождения паровозных и кондуктор ских бригад в поездах доходила до двух-трех суток.
На Екатеринославщине, в том числе на Екатерининской же лезной дороге, широко практиковались «черные списки», в ко торые администрация вносила революционно настроенных ра бочих и крестьян. Профессиональные союзы разгонялись.
Особый комитет по охране Екатерининской железной дороги постановил арестованных немедленно увольнять со службы, вопрос о допуске бывших арестованных к работе решать толь ко в согласии с местным начальником жандармского отделения, при повторном приеме рабочих — брать у них подписку о не вступлении в профсоюз и запрещенные организации.
Самый сильный удар был направлен против большевистских организаций. Это особенно ощутили в годы реакции больше вистские организации Екатеринослава и Екатерининской желез ной дороги, где революционные события 1905—1906 годов но сили самый активный характер.
Однако царским сатрапам не удалось подавить революцион ный дух. Он жил, воплощался в конкретные действия. С 1910
54
года, после продолжительного затишья, прокатилась волна забастовок в Москве, Варшаве, Петербурге, Одессе. Вслед за Питером политические стачки и демонстрации прошли в Нико лаеве, Киеве, Екатеринославе и других городах. Железнодо рожники Екатеринослава, Долгинцево, Александровска снова вышли на улицы, объявили стачки.
Толчком к особо бурным выступлениям по всей стране по служил зверский расстрел рабочих Ленских приисков.
В период столыпинской реакции (1908—1912 годы) больше вики под руководством Ленина в ожесточенной борьбе против ликвидаторов, отзовистов и троцкистов отстояли существование нелегальной революционной партии пролетариата.
Особую роль в укреплении большевистских организаций, в частности и на Екатерининской железной дороге, сыграли Пражская конференция большевиков и газета «Правда», осно ванная 5 мая 1912 года В. И. Лениным. Рабочие не только читали «Правду», но были и активными ее корреспондентами. Постоянно писал в «Правду» Петр Воронцов, большевик, сле сарь Иижнеднепровеких вагонных мастерских. Активное учас тие в распространении «Правды» принимал Владимир Клочхо.
Большевики Екатеринослава широко использовали предвы борную кампанию в IV Государственную думу для пропаганды в массах лозунгов партии, для сплочения рабочих заводов, же лезнодорожников вокруг партии большевиков. В результате проведенной работы депутатом IV Государственной думы от рабочих Екатеринослава был избран Г. И. Петровский.
14(27) июля 1914 года царское правительство объявило все общую мобилизацию. Началась война крупнейших империали стических держав за передел мира. Мировая империалистиче ская война была продолжением той политики, которую правя щие классы вели еще до войны. Политика буржуазии была направлена на то, чтобы побольше захватить чужой земли, источников сырья и дешевой рабочей силы, получить побольше прибылей. Внутри страны правящие классы стремились укре пить свое положение, усилить эксплуатацию трудящихся.
Верная интересам рабочего класса, партия Ленина призывала трудящихся, весь народ страны свергнуть царизм, объявить войну войне. Железнодорожники Екатерининской дороги актив но поддерживали революционную партию пролетариата, крепи ли братскую солидарность со всеми революционными силами страны.
55
НА НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
События 1905—1907 годов и наступившая вслед за этим мрач ная полоса реакции сказались на темпах развития железнодо рожного транспорта. В предвоенные годы напали строитьсй и лишь в 1915 году введены в эксплуатацию линии Остряково— Евпатория. Примечательной является история строительства этой последней линии.
Частное акционерное общество, задумавшее обеспечить неза висимо от казенных дорог вывоз донецкого угля на экспорт, с согласия правительства приняло решение: создать линию Ца- реконстантиновка—Федоров,ка—Скадовск со строительством нового порта Скадовск на Черном море, в низовьях Днепра. Названная линия и явилась частью этого плана. Некоторое время она носила название Большетокмакекой железной дороги.
Замыслу не суждено было осуществиться в полном объеме
всвязи с начавшейся мировой войной.
Впериод 1907—1914 годов велось дополнительное строитель ство станционных путей и станций Пятихатки, Дебальцево, Алмазная, Яоиноватая, Донецк и других. Введена полуавтома
тическая блокировка на Александровском узле и участке Ма риуполь—Донецк (всего 133 версты). Общее количество пути, переведенной на полуавтоматическую блокировку, составило 694 версты. Одновременно осуществляется механическая центра лизация стрелок. Но из-за финансовых затруднений министер ство путей сообщения намеченные проекты часто не доводило до конца, особенно по переустройству линий в Кривбассе.
Начавшаяся в 1914 году мировая империалистическая война повлекла за собой громадные расходы. Об отпуске каких-либо кредитов на новые работы не могло быть и речи. Ранее отпу щенные ассигнования на развитие железной дороги были закры ты. Заканчивались лишь те работы, на которые не требовались крупные суммы денег. Строительство линии Рутченково—Гри шино, начатое в 1913 году и намеченное к сдаче в 1915 году, настолько затянулось, что движение по этой ветке осуществля лось по частям: на участке Гришино—Доброполье— в июне 1916 года, Рутченково—Гришино— в январе и июне 1917 года, Цукуриха—Кохановка— в октябре 1918 года. Константиновская ветвь сдана в эксплуатацию в сентябре 1916 года. В 1916 году закончены работы по развитию Ясиноватского узла и был сдан в эксплуатацию участок линии Дебальцево—Мариуполь.
56
Строительство линий Мерефа—Херсон и Гришино—Ровно, тесно связанных с Екатерининской железной дорогой, оказа лось выполненным — первой на 55, второй — на 32 процента. На линии Гришино—Ровно открыт для движения лишь участок Новомосковск—Павлоград протяжением 45 верст, а иа линии Мерефа—Херсон ходили поезда только на участках Апостоло- во—Херсон, Снегиревка—Водопой и Нижнеднепровск—Киль- чень общей протяженностью 256 верст. При подходе к станции Нижнеднепровск-Узел линии Мерефа—Херсон должен был строиться мост через реку Днепр. Для него уже были установ лены речные быки, но в связи с тяжелым экономическим поло жением в стране строительство было прекращено. При полной стоимости работ в 8 миллионов 770 тысяч рублей иа строитель ство моста было израсходовано 3 миллиона 442 тысячи рублей. Строительство вторых путей также было почти приостановлено. Всего за годы войны построено только 47 верст второго пути.
В 1916 году, в .виде исключения, в целях улучшения пропуск ной способности на участке Екатеринослав—Сухачевка было разрешено уложить третий путь протяжением 16 верст. К концу 1917 года укладка пути была почти закончена, но движение так и не было открыто, путь был разобран, а материалы использо
ваны |
для ремонта действующих линий. |
В |
1917 году в связи с военными нуждами был разобран |
целый участок Апостолово—Ніиколокозельск. И сейчас на месте этой линии частично сохранились опоры железнодорожного моста через реку Ингулец и земляное полотно.
В предвоенный год на дороге действовало 945 паровозов из общего числа 1190, было 38 005 товарных и 1397 пассажирских вагонов. Грузовые поезда имели вес до 40 тысяч пудов. Были получены новые 10-колесные товарные паровозы типа 1-4-0 серии Щ, пассажирские паровозы серии С, свыше 1000 ва гонов с железными кузовами на пульмановских товарных те лежках, подъемной силой 2250 пудов. Они в 3 раза превышали грузоподъемность обыкновенных вагонов.
Маршруты революционной и боевой славы
ОТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ — К ОКТЯБРЮ
Революция 1905—1907 го дов была, по определению В. И. Ленина, «генеральной репетицией» Великой Ок тябрьской социалистической революции. Народы России за эти годы приобрели неоце нимый политический опыт, который стал их могучим оружием в дальнейшей борь бе за свое социальное и на циональное освобождение.
В условиях первой миро вой войны, развязанной им периалистами, партия боль шевиков во главе с В. И. Ле ниным выработала свою так тику в вопросах войны, мира и революции. Большевики разъясняли массам истинную причину и характер империа листической войны.
В ходе войны всё больше и больше обострялись противо речия между интересами ка питалистов и трудящихся. Война принесла трудящимся голод, нищету и неисчисли мые жертвы. Буржуазия же получила неслыханные при были. В народе всё сильнее
58
зрело недовольство войной и политикой царского самодержа вия. Начались массовые открытые выступления, забастовки, стачки. Выдвинутый Лениным лозунг поражения своего прави тельства в империалистической .войне отвечал интересам народ ных масс, укреплял революционные силы.
26 февраля 1917 года общегородская политическая забастов ка в Петрограде переросла в восстание. Руководимые больше виками восставшие рабочие, солдаты и матросы столичного гар низона свергли царское самодержавие. В Петрограде победила буржуазно-демократическая революция.
Весть об этом событии быстро облетела всю Россию и -ее окраины. 4 марта гудки заводов и паровозов в Екатеринославе, Долгинцево, Александровске и на других узлах дороги созы вали рабочих на митинги и собрания. Вслед за сообщением о свержении царизма на митингах рабочие избирали своих депу татов в Советы. От железнодорожников Екатеринослава депу татами в Советы были посланы Маловажный, Терещенко, Капустин, Белоусов, Левченко. На митинге железнодорожников в Долгинцево избран исполком железнодорожников узла. В него вошли большевики Чеботарев А., Клочко Н., Уманский М., Сухин В. и другие.
Повсеместно создаются рабочие органы управления. В конце марта 1917 года состоялся дорожный съезд, на котором был избран исполнительный комитет. В его состав вошли Власен ко С. Н., Лебедь Д. 3., Левченко Н. П.— талантливые органи заторы и вожаки рабочих.
Монархия пала, но обстановка в стране оставалась напряжен ной и сложной. Буржуазия, захватив власть, образовала Вре менное праівительство, которое осуществляло диктатуру буржуа зии. Революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства осуществляли Советы рабочих и крестьянских де путатов. Рабочим и крестьянам надо было дать четкий и ясный ответ: каким путем идти дальше.
Ответ на поставленный вопрос дал В. И. Ленин в своих зна менитых Апрельских тезисах, определил курс партии на пере растание буржуазно-демократической революции в социалисти ческую. Мысли Ленина, дела партии сталіи мыслями и делами рабочих и крестьян. Николай Павлович Левченко, член КПСС с марта 1917 года, председатель первой партийной организации Екатеринославского паровозного депо, так вспоминает об этом: «Никогда не забудутся Апрельские тезисы В. И. Ленина,
59
Власенко Степан Наумович—один |
Терещенко |
Никифор |
Фомич |
— |
|||||||
из боевых |
организаторов |
взятия |
активный организатор рабочих па |
||||||||
власти в руки Советов на Екате |
ровозного |
депо |
Екатеринослав |
в |
|||||||
рининской железной дороге, ее |
борьбе за Советскую власть, член |
||||||||||
первый комиссар, член КПСС с |
КПСС с 1917 года. |
Во |
время |
||||||||
1913 года, |
В |
последующие |
годы |
оккупации Украины немецко-ав |
|||||||
С. Н. Власенко был видным госу |
стрийскими |
войсками |
руководил |
||||||||
дарственным |
деятелем. |
|
|
забастовкой. |
|
|
|
|
|
||
Левченко |
Николай |
Павлович — |
Шалюпо |
А. |
П .— один |
из |
органи |
||||
член КПСС с марта 1917 года, |
заторов профдвижения среди же |
||||||||||
председатель |
первой |
партийной |
лезнодорожников |
и |
активный, |
организации |
Екатеринославского |
участник подпольно-революцион |
паровозного |
депо, где он работал |
ной работы на Екатерининской ма |
с 1912 — по |
1918 гг. |
гистрали, член КПСС с 1918 года. |
60
Болыиунов |
Александр Яковле- |
Драло |
Дмитрий |
Степанович — |
||||||||
вич — член |
КПСС с 1903 г., быв- |
бывший |
рабочий |
Нижнеднепров- |
||||||||
ший работник службы материале- |
ских |
вагоноремонтных мастерских, |
||||||||||
кого |
снабжения |
Екатерининской |
член КПСС с 1917 года, |
|
||||||||
дороги, активный участник рево- |
Принимал активное участие в ра- |
|||||||||||
люционных событий 1917 г. в Ека- |
боте |
большевистских |
организаций, |
|||||||||
теринославе. |
|
|
|
выполнял ответственные |
поруче |
|||||||
|
|
|
|
|
— |
ния партии, с оружием в руках |
||||||
Солонуха |
Петр |
Григорьевич |
дрался против украинских нацио- |
|||||||||
активный участник революционных |
налистов. |
|
|
|
|
|||||||
событий 1917 г. на Екатеринин |
|
|
|
|
Венедиктович — |
|||||||
ской ж. д., член КПСС с 1917 го- |
Кулик |
Григорий |
||||||||||
да, |
бывший слесарь |
Нижнедне- |
бывший |
машинист |
паровозного |
|||||||
■провских вагонных мастерских, |
депо |
Екатеринослав, |
член |
КПСС |
||||||||
принимал |
активное |
участие |
в |
с 1919 |
года, |
один |
из активных |
|||||
■борьбе с контрреволюцией в годы |
организаторов |
профдвижения сре- |
||||||||||
гражданской войны. |
|
|
ди железнодорожников. |
|
61