Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧП– особый прав режим деятельности органов гос. власти, органов МСУ, организаций, вводимый на всей территории РФ /в отдельных местностях. Режим допускает введение отдельных огранич прав и свобод граждан, ин. граждан, лиц без гражд, прав организаций и общ. объединений. Цель - обеспечение безопасности граждан и защиты констит. строя.
вводится в случаях: 1) непоср. угрозы жизни и безопасности граждан /конституционному строю РФ;
2) попытки насилЬ. изменения конСТ. строя РФ, захвата власти, массовых беспорядков;
3) ЧС прир и техног характера, эпидемии, в результате аварий, повлекших или могущих повлечь чел. жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, а равно значительное нанесение мат. ущерба в результате тех же причин.
вводится Указом Президента, обязан сообщить палатам Фед Собрания.
-
Констит. обязанности человека и гражданина. Конст-прав основы исполнения воинской обязанности и несения военной службы. Альтернативная гражд служба.
Конституционная обязанность –мера должного поведения человека в обществе, входящая в правовой статус личности, в целях поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод. Виды обязанностей: Вытекает из конст. статуса субъекта. Вытекает из взаимоотн. государства и личности (ко всем гражданам РФ).
Особенности основных конституционных обязанностей: 1. имеют всеобщий характер, т.е. распространены на всех лиц. 2. не зависят от конкретного статуса лица. 3. закрепляются на высшем конституционном уровне. 4.По целевому назначению обязанности обесп гарантии прав и свобод человека.
основные обязанности – конституционно закрепл и охраняемые правовой ответст. требования, кот. предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении баланса интересов общества, государства и других граждан. Виды обязанностей: О. соблюдать Конституцию и законы. Уважение прав и свобод других лиц. О. заботится о детях и нетрудоспос. родителях. О. обеспечивать основное общее образование. О. платить налоги. О. сохранять природу и окр. среду. Защита ОтечествА.
Конституционная обязанность граждан защищать Отечество.
Ст 59 К состоит из 2 частей: обязанность защищать Отечество и обязанность несения военной службы.
К воинской обяз. в соответствии относятся: Воинский учет. Подготовка к в. службе. Призыв НА службу. Прохождение. Пребывание в запасе. Призыв на военные сборы.
Военная служба – вид фед. гос. службы, реализуется по призыву, в добровольном порядке по контракту в войсках, в воинских формированиях, в гос. органах, воинских подразделениях. Альтернативная гр. служба – особый вид труд. деятельности, осущ. в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. мужчины от 18 до 27 лет, не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной. Решение принимает военный комиссариат. Не направляются лица, не подлежащие призыву, и имеющие основание для освобождения либо отсрочки от призыва. Для перехода на альтернативную, существует 2 условия:
•Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.
•Если он относится к коренному малочисл. народу, ведет трад. образ жизни.
Гражданин должен заранее обратиться в военкомат с заявлением о переходе на альтернативную гражданскую службу в момент призыва. Срок альтернативной гражданской службы составляет 1,75 от срока службы по призыву (42 месяца); при наличии высшего образования – 21 месяц. Момент начала прохождения альтернативной гражданской службы – момент убытия к месту прохождения службы, а окончания – момент убытия домой.
-
Основы правового статуса ин. граждан и лиц без гражданства. Право пол. убежища.
ФЗ «О прав. положении ин. граждан в РФ»:
Ин. гражданин – физ. лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) ин. государства. Лицо без гражданства – физ. лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) ин. государства.
Основной принцип определяющий их положение: лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором.
ФЗ 2002г «О прав. положении ин граждан в РФ» всех законно находящихся иностранцев делит на 1)Временно пребывающих. Срок опр. сроком действия визы. Если он прибыл без визы, то срок его пребывания не может быть больше 90 суток, в соответствующих случаях срок мб продлен или сокращен.
2)Временно проживающие. Разрешение выдается террит. органом фед. органа исп. власти, ведающего вопросами внутр. дел по заявлению ин. гражданина. Срок действия разрешения 3 года. Разрешение выдается в пределах квоты утверждаемой ежегодно Правительством РФ с учетом демограф. ситуации в субъекте. Положение о выдаче ин гражданам и лицам без гражданства разрешения на врем проживание отмечается что разрешение оформляется в виде отметки в документах, удостов. личность. Основания отказа либо аннулирования разрешении: -связаны с неправомерной деят. лица, нарущающей конституцию/законы - с отсутствием оснований для выдачи разрешения.
3)Постоянное проживание. Оформляется «вид на жительство» для его получения лицо обязано прожить не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на 5 лепт и мб продлен по заявлению лица еще на 5 лет и число продлений не ограничено. Ин граждане имеют право на свободное передвижение в пределах территории РФ при некоторых ограничения, установленных ФЗ. Ин граждане не обладают правом избирать и быть избранными в органы гос власти и участвовать в референдуме. Но постоянно проживающие имею право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и в местном референдуме. не могут быть призваны на военную службу, но могут поступать на службу по контракту.
Ин. граждане и лица без гражданства имеют право на полит. убежище. предоставление тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к др. государствам. не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и национальной розни.Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.
-
Основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.
Беженец - лицо, кот. не явл. гражданином РФ и кот. в силу обосн. опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой страны /не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений. имеют право на: 1) услуги перевод. и получение информации о своих правах и обязанностях; 2) получ. содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ;3) получение питания и пользование комм. услугами; 4) пользование временным жилым помещением. 5) мед. помощь 6) получение проф. Обучения / в трудоустройства ,8) участие в общ. деят. обязаны: соблюдать Конституцию, НПА , своевременно прибыть в центр временного размещения, сообщить в течение 7дней
сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, сем. положения;
Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие соверш. в отношении его /членов его семьи насилия/ преследования в иных формах опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой /нац. принадлежности, вероисповедания, языка. имеет право: 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ 2) при отсутствии возможности получить проживание в центре временного размещения. 3) в обесп. проезда и провоза багажа к месту. обязан: соблюдать К. РФ и законы; при перемене места жительства в пределах территории встать на учет в течение 1 месяца; проходить переучет в сроки.
Различие: 1) Статус беженца предоставляется ин. гражданам и лицам без гражданства, статус переселенца присваивается только гражданам РФ. 2) Для беженцев предусмотрена более сложная процедура признания, нежели для переселенца - больший пакет документов, нежели для беженца. 3)Сроки действия статусов различны: статус беженца предоставляется на 3 года, статус переселенца действует 5 лет.
Вынужденные переселенцы: Фед. органы исп. власти, органы исп. власти субъектов и органы местного самоуправления: 1) предоставляют полный перечень населенных пунктов и информацию об условиях проживания, о трудоустройстве; 2) осущ. постановку переселенца на учет в качестве нужд. в жилом помещении 3) оказывают помощь при вступлении в жилищный кооператив; 4) социальные выплаты.Беженцы: Фед. органы исп. власти: разработка и осущ. программ по проблемам защиты прав лиц, признанных беженцами; ведет учет лиц признанных беженцами; осущ. санитарно-эпидемиолог контроль в местах временного содержания.
-
Понятие, особенности и принципы государственного устройства.
Федеративное устройство - форма гос. устройства, при котором части сложного государства явл. государствами /гос. образованиями, обладающими некоторыми признаками гос-сти. характеризует состав государства, прав. положение его состав частей - субъектов федерации, их взаимоотн. с самим государством.
Принципы: основано на констит принципах, закреплённых в ст 5 К: 1.Гос. целостность РФ. РФ - единое и неделимое государство. Гос и гос образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распр. на всю её территорию.
2.Единство системы гос. власти. Органы гос. власти и субъектов образуют единую систему гос власти. Полномочия фед. органов распр на всю территорию РФ. Система органов субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соотв. с основами конст. строя.
3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осущ. КРФ, Федер. договором.
4.Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов явл субъекты, образ. по национально-террит. пр - республики в составе РФ и автономные округа, национально-культурные автономии. РФ гарантирует всем народам право на сохр родного языка, создание условий для развития. 5.Равноправие субъектов РФ. Во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Особенности. РФ - неоднородная федерация, построенная по национально-террит. принципу, республики, автономные округа образованы по нац. принципу, а края, области, города фед. значения - по террит. принципу. РФ явл конституционной, а не договорной федерацией, тк КРФ имеет верховенство и высшую юр. силу, а Федерат. договор не явл. государствообр. (сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти и субъектов. В составе РФ есть несколько сложнопостр. субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
-
Конституционно-правовой статус РФ: понятие и содержание.
Конституционно-правовой стату – сов прав и обязанностей РФ как субъекта конст-прав отношений. Определяется основными моментами: 1) РФ - суверенное государство. Гос. суверенитет принадлежит только РФ, но не субъектам РФ. Провозглашение республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве; 2) РФ имеет территорию, на кот распр. ее суверенитет. Территория РФ включает в себя: - территории ее субъектов; - внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается террит. море; - территориальное море - морской пояс до 12 морских миль; - воздуш пространство над сухоп территорией, внутренними водами. На континентальном шельфе государство не обладает суверенитетом, ТК эти территории не включаются в территорию государства; 3) гос. языком на всей территории явл. русский язык. Республики вправе уст свои гос языки