Файл: Кп отрасль права России, совокупность прав норм, закрепляющих и регулирующих общ отношения, которые определяют организационное и функционально единство общества основы конституционного строя рф,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые употреб наряду с русским языком в органах гос. власти, органах местного самоупр, гос. учреждениях республик;  4) гражданство явл единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин обладает на ее территории правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. гос. власть в осущ Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Фед и ГД) как заК. орган, Правительство РФ как орган испол власти, суды как единая фед система. Прокуратура - составляет единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген. прокурору;

6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) гос. символы. флаг, герб, гимн и столицу;


  1. Система государственных органов как элемент конституционно-правового статуса РФ.

Государственный орган – гражданин (индивид) или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями на осуществление задач и функций государства и действующий в установленном порядке. Признаки:

? наделены государственно-властными полномочиями. Они имеют право издавать акты, обязательные для исполнения другими госорганами, должностными лицами и гражданами;

? каждый гос. орган образуется в установленном государством (то есть законодательством) порядке;

? гос орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции; ? каждый орган является составной частью единой системы органов государственной власти.

Единая система органов гос. власти в РФ включает в себя органы зак, исп и суд власти.

Органы зак. власти: Фед. Собрание (Совет Федерации и Госдума), парламенты республик в составе РФ, краевые, областные, городские думы.


Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик РФ, министерства, администрации субъектов федерации.

По характеру полномочий органы исп. власти делятся:? на органы общей компетенции (например, правительство); ? органы специальной компетенции (например, министерство).

Органы судебной власти: кСуд, ВСуд, Высший Арбитражный Суд, суды субъектов федерации.

Ни в одну из ветвей власти не входят органы прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, счетные палаты, контролирующие использование бюджетных средств, уполномоченные по правам человека (омбудсмены).

В систему органов гос. власти не включены органы местного самоуправления. Они независимы и имеют право действовать в рамках своих полномочий. Система местного самоуправления отличается в разных регионах, поскольку детально регламентируется не федеральным законодательством, а законами субъектов федерации.

Конст. принципы организации и деятельности гос.органов в РФ: ? принцип разделения властей; ? принцип участия граждан в управлении государством (через референдум и выборы); ? принцип законности


  1. Суверенитет и вооруженные силы как элемент конституционно-правового статуса РФ.


Суверенитет –свойство государства, характеризующее его как самостоятельное в решении всех вопросов. Институт суверенитета в публ. праве сходен с институтом дееспособности в частном праве. Признаки:

1) верховенство внутри страны; 2) независимость в межгос. взаимоотнош.

Суверенитет вкл. политическую и юридическую составляющие.

Политическая предполагает наличие у государства такой организации политической власти, которая позволяла бы характеризовать его как суверенное (наличие сильного государственного аппарата, сложившийся механизм государства, собственная политика и т. д.).

Юридическая-   легитимацию суверенитета (признание суверенитета мировым сообществом, ООН).

Доминирующее значение имеет полит. составл, юр-я производна от нее.

Вопросы суверенитета регулируются междунар. публ. правом (приобретение, утрата государством суверенитета).

Суверенитет появляется вместе с появл. нового государства. Например, при распаде СССР образовалось неск. суверенных государств вместо одного. При объединении государств происходит обратный процесс. Суверенитет - способность госуд. быть полноценным членом межгос. объединений и междун. организаций, участвовать через эти организации в урегулировании междун. конфликтов, в решении др. проблем.

Пр-п сувер. тесно связан с пр. народовластия, тк носителем сувер. и ед. источником власти в РФ явл. ее многонац. народ. Народ осущ. свою власть непосредственно, через органы гос. власти и органы местного самоупр. Полноценным суверенитетом в пределах одного государства может обладать только один субъект – народ РФ.

Суверенитет РФ распр. на всю ее территорию. Территория вкл. территории субъектов, внутренние воды и террит. море, воздушное пространство. Территория обозначается Гос. границей в соответствии с Законом «О Гос. границе». Нормальное функционир. государства без сувер. невозможно.

1. Вооруженные Силы РФ – гос. военная организация, составляющая основу обороны РФ.

2. предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории.

В целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания междунар. мира и безопасности формир. ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами РФ в соответ.с общепризн. принципами и нормами междун. права, междунар. договорами РФ:


1) отражение вооруженного нападения на формирования ВС, др. войска или органы, дислоцированные за пределами территории РФ;

2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на др. государство, обратившееся к РФ с соответ. просьбой; 3) защита граждан РФ за пределами территории РФ от вооруженного нападения на них. 5. Деятельность ВС осуществляется в соответствии с КРФ, фкз, фз, нпа П. РФ.



  1. Понятие, виды и особенности субъектов Российской Федерации.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Признаки: 1) явл. относительно автономными; 2) государственно-территориальные или территориальные образования обладают констит. статусом; 4) наделены собственными полномочиями.

1) республика; 2) край; 3) область; 4) город федерального значения; 5) автономная область; 6) автономный округ.

Специфика республики - избирается П республики, принимается конституция, мб установлен гос. язык наряду с русским.

Субъект может быть образован по одному из принципов: 1) национальный; 2) территориальный; 3) национально-территориальный. существуют формы национальной государственности: 1) республика (Республика Адыгея, Республика Северная Осетия); 2) автономная область (Еврейская автономная область); 3) автономный округ (Коми-Пермяцкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ). В качестве субъектов, образованных по террит. принципу, выделяют область, край, города фед. значения. Отношения авт. округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться ФЗ и договором между органами гос. власти авт. органа и органами гос. власти края или области.



  1. Конституционно-правовой статус субъекта РФ: понятие и содержание.

Статус определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (террит. /национальный).

Территориальный принцип — субъектами государства явл. опр. территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего. Национальный принцип — наличие в рамках опр. территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъект федерации — ограниченно правоспособное образование, имеющее нек. черты государственности, входящее в единое федерат. государство.
Субъекты РФ: — не обладают суверенитетом; — не имеют права на отделение; — граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; — закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ; — перед лицом фед. власти субъекты Федерации равны.

РФ состоит из 89 равноправных субъектов, особенности: 24 республики (Адыгея и т.д.): 1) охарактеризованы в КРФ как государства 2) статус определяется КРФ и конституцией субъекта 3) вправе установить свои языки. 9 краев, 48 областей, 3 города фед. значения: статус определяется КРФ и своим уставом. 1 Автономная область: Еврейская. 4 Авт. округа (Ненецкий, ХМАО-Югра, Чукотский, Ямало-Ненцкий. Особенности: 1) мб приняты ФЗ о них 2) от-е авт. окруов, входящих в состав края или обл. м. регулироваться ФЗ и договором между соотв. АО, краем или обл. Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей). Особым статусом среди субъектов обладают города фед. значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Виды субъектов: 1.  Республики в составе РФ — могут принимать свои К., устанавливать свой гос. язык и иметь свои символы (герб, флаг, гимн);

2.   рая, области, города фед. значения— принимают уставы, учреждают свои органы власти;

3.  Автон округа и автон область — по их представлению мб принят ФЗ об автон области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава РФ может происходить вследствие: Принятия в РФ нового субъекта (ин государства/ его части); Образования в ее составе нового субъекта в результате: перехода из 1 вида субъектов в другой;

Образование в составе РФ нового субъекта состоит из этапов: 1. заинт. субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образ. нового субъекта; 2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинт. субъектов. 4.После подписания закона президентом вносятся изменения в части 1 Статьи 65 КРФ.