Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
облик и умонастроения всех классов и слоев общества: помещика и попа, сановника н крестьянина, студента и босяка. Особое внимание ом уделял настроениям трудя щихся масс. Революционное настроение масс — не толь ко предпосылка успешного начала революции, но н реша ющее условие ее успешного развития п завершения. В до кладе па IX съезде РКП (б) в 1920 г. В. И. Ленин говорил: «Решимость рабочего класса, его непреклон ность осуществить свой лозунг — «мы скорее погибнем, чем сдадимся» — является не только историческим фак тором, но и фактором решающим, побеждающим» '.
Для ленинского подхода к столь сложному и много гранному феномену, как общественное настроение, накла дывающему своп отпечаток на любое историческое со бытие, весьма характерен призыв к партийной самокри тике: «История вообще, история революций в частности, всегда богаче содержанием, разнообразнее, разносторон нее, живее, «хитрее», чем воображают самые лучшие пар тии, самые сознательные авангарды наиболее передовых классов. Это и понятно, ибо самые лучшие авангарды вы ражают сознание, волю, страсть, фантазию десятков ты сяч, а революцию осуществляют, в моменты особого подъ ема и напряжения всех человеческих способностей, созна ние, воля, страсть, фантазия десятков миллионов, под хлестываемых самой острой борьбой классов» 21.
В. И. Ленин выработал основы учения о путях, мето дах, приемах воздействия на общественное настроение. Не идти на поводу у отсталых настроений, а активно вли ять па массы,— требовал он. Для этого необходимо уме лое сочетание принципиальной твердости и тактической гибкости. «...Твердая линия партии,— указывал В. И. Ле
нин накануне восстания,— ее |
непреклонная решимость |
тоже есть фактор настроения, |
особенно в наиболее ост |
рые революционные моменты...»3 |
|
Тактическое искусство управлять настроением масс, |
переводя его в русло прогрессивных устремлений,— важ ное качество Ленина как вождя миллионных масс. Яркий пример того — борьба партии с революционным оборон
чеством как социальным настроением |
широких масс. |
В. И. Ленин по этому поводу говорил: |
«Лозунг «долой |
войну» верен, конечно, |
но он |
не учитывает своеобразия |
||||
1 |
В. И. Ле н и н. |
Поли. |
собр. соч., т. 40. стр. 249. |
|||
2 |
В. |
II. |
Ленин. |
Поли. |
собр. соч., т. 41, стр. 80—81. |
|
3 |
В. |
И. |
Ленин. |
Поли. |
собр. |
соч., т. 34, стр. 411—412. |
42
задач момента, необходимости иначе подойти к широкой массе. Он похож, по-моему, на лозунг «долой даря», с ко
торым неумелый агитатор «доброго |
старого |
времени» |
||
шел |
просто |
и прямо в деревню — п |
получал |
побои»1. |
В. I I |
Ленин |
считал единственно эффективным в тот пери |
од способом борьбы с оборонческими настроениями разъ яснение массам империалистического характера войны и реакционной сути политики Временного правительства, разоблачение предательских действий в этом правитель стве меньшевиков и эсеров. В борьбе с оборонческими на строениями В. И. Ленин обращал внимание на недоволь ство армии, проявившееся в братании. В этом событии он усмотрел зачатки пролетарской солидарности, которые могли — при соответствующей работе среди солдат —■пе рерасти в сознательное политическое настроение.
Управление общественным настроением требует преж де всего знания настроения масс. В «Планах тезисов «О роли и задачах профсозов в условиях новой экономи ческой политики» в специальном разделе « С в я з ь с м а е со й» В. И. Ленин писал:
«Жить в гуще.
Знать настроения.
Знать все. Понимать массу. Уметь подойти.
Завоевать ее абсолютное доверие»*2.
Позже, в «Проекте тезисов о роли и задачах профсою зов в условиях новой экономической политики», В. И. Ле нин развивает эту же мысль. Руководители профсоюзов должны жить в гуще рабочих, хорошо знать их жизнь, с тем чтобы уметь безошибочно определить по любому во просу в любой момент настроение массы, ее действитель ные потребности, стремления, мысли. Аналогичные сове ты давал В. И. Ленин рабочим депутатам: узнавать через влиятельных рабочих на фабриках и заводах, как обсто ит дело, как думают рабочие, каково настроение масс3.
Материальные и прежде всего экономические условия жизни общества формируют содержание сознания, опре
' |
В. |
И. |
Лепин. |
Поли. собр. соч., т. 31, стр. 160. |
2 |
В. |
И. |
Л ен и н. |
Поли. собр. соч., т. 44, стр. 497. |
3 |
См.: «Рабочие |
и крестьяне России о Ленине. Воспоминания». |
||
М., 1958, |
стр. 5. |
|
43
деляют характер его развития. В процессе своего функ ционирования сформировавшееся сознание людей играет активную, творческую роль. Если мысли, желания и чув ства людей, их практически-волевая направленность сов падают с объективными тенденциями общественного раз вития, то субъективный фактор выступает как движущая сила социального прогресса. В ином случае субъективная сторона исторического процесса может играть отрица тельную роль. В. И. Ленин подчеркивал, что ма териалистическое понимание исторического детерминиз ма, исключая идеалистическую концепцию свободной во ли, «нимало не уничтожает пи разума, ни совести чело века, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на сво бодную волю. Равным образом и идея исторической не обходимости ничуть не подрывает роли личности в исто рии: история вся слагается именно из действий личнос тей, представляющих из себя несомненно деятелей» '.
Марксистско-ленинское учение об общественном соз нании, его структуре и закономерностях функционирова ния и изменения имеет огромное значение для теории и методологии познания общественных процессов.
§ 4. Проблема уровней социального познания
Важнейшее методологическое и методическое положе ние марксистско-ленинской социологии заключается в постоянной опоре на факты реальной действительности, в единстве социологической теории и социальной практики, состояние которой должно уясняться путем систематиче ского проведения конкретных социальных исследований. Не менее важное значение для разработки проблем марк систско-ленинской методологии социального познания имеет правильное понимание дифференцированности уровней исследования социальной действительности.
Жизнь общества изучается на самых различных теоре тических уровнях в зависимости от целей и объекта иссле дования. Эти уровни, взаимодействие которых призвано дать цельную картину социального мира, классифициру-1
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 159.
44
ются разным образом различными авторами1. Так, неко торые социологи выделяют пять уровней познания со циальной действительности. Согласно их концепции, это: общефилософский уровень, на котором исследуется проявление наиболее общих диалектико-материалисти
ческих |
законов в |
сфере |
общественной жнзнн (детер |
|
минация сознания |
бытием, |
переход |
количественных из |
|
менений |
в качественные |
и т. п.); |
общесоциологиче |
ская теория на уровне исторического материализма, изу чающая основные закономерности развития общества — законы возникновения, становления и смены обществен но-экономических формаций; теория социальной структуры общества, охватывающая главные законы взаимодействия и функционирования различных социаль ных систем и организмов в рамках данной социальной структуры; теория различных социальных систем и орга низмов, исследующая специфические закономерности функционирования отдельных сторон и сфер социальной жизни; эмпирический уровень, т. е. исследование социаль ных фактов и их научная систематизация1.2
Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют друг друга или служат основой один для дру гого, но и имеют самостоятельное значение. Так, даже полученная на эмпирическом уровне социально-политиче ская информация имеет большое познавательное значе ние и используется при принятии важных социально-по литических или социально-экономических решений.
Однако подавляющее большинство советских исследо вателей в настоящее время выделяет три уровня соци ального познания: общесоциологический уровень, уро вень частных теорий и эмпирический уровень. Марксист ский подход предполагает органическое единство обще социологического и конкретно-социального исследования. Социология изучает общество как целостную систему со циальных отношений. Поэтому любое теоретическое со циологическое исследование должно быть соотнесено с конкретным материалом. С другой стороны, как бы ни была совершенна методика эмпирических социальных ис
1 См.: Д. М. Г в и ш и а н и. Исторический материализм и част ные социологические исследования. «Вопросы философии», 1965, № 5;
Г. Г л е з е р м а и,. В. |
К е л л е, Н. П и л и и е и к о. |
Исторический ма |
териализм— теория и |
метод научного познания |
и революционного |
действия. «Коммунист», 1971, № 4. |
|
|
2 См.: «Вопросы философии», 1968, № 6. |
|
45
следований, их результаты не будут иметь научного зна чения, если они не опираются на исторический материа лизм.
По нашему мнению, вышеприведенная трехзвенная классификация уровней познания общественных явлений имеет существенное методологическое и методическое значение. Она позволяет построить систему социоло гического изучения общества таким образом, что предме том пристального внимания ученых становятся как зако номерности социальной структуры в целом, так н специ фика различных ее сторон и сфер. Вместе с тем она требует обязательного движения познания от низшего уровня к более высокому.
Разумеется, возможны и другие варианты построения иерархической многоступенчатой системы социальной науки. Но одно представляется бесспорным. Так назы ваемые конкретные социальные исследования не тождест венны эмпирическому уровню социального познания. Они не могут быть сведены к сбору, описанию и первичной обработке эмпирического материала. Они органически связаны с историческим материализмом, основываются на нем и включают в себя определенный уровень разви тия теоретического знания.
Отсюда также следует, что постижение специфических закономерностей функционирования отдельных сторон и сфер социальной жизни, которые не охватываются в пол ной мере проблематикой общесоциологической теории, входит в качестве органической составной части в конк ретные социальные исследования. Иными словами, зада чей таких исследований, помимо анализа эмпирических фактов, является теоретическая разработка конкретных социологических проблем. Именно эта разработка и опосредствует связь между общесоцпологпческой теорией на уровне исторического материализма и эмпирическим уровнем познания явлений общественной жизни '.
Принципиальным отличием концепции уровней соци ального познания в марксистско-ленинской социологии от так называемой теории «среднего ранга», вводимой в
социологию западными буржуазными учеными неопози тивистского толка, является то, что первая исходит из научного, материалистического понимания истории и по тому является ступенью проникновения в сущность со-1
1 См.: «Коммунист», 1971, №4.
46
анальных явлений и процессов, т. е. дает качественно
новое, по сравнению |
с эмпирическим |
уровнем, знание. |
||
В |
буржуазной |
же социологии различия эмпирического |
||
п |
«среднего» |
рангов |
оказываются, по |
существу, чисто |
количественными, поскольку в основу последнего кладет ся формальный структурно-функциональный анализ, с помощью которого действительные причинные зависи мости в общественных процессах подменяются формаль ными. Тем самым обесценивается научное познание за кономерностей общественного развития.
Дифференциация различных уровней социологическо го знания имеет важное значение и с точки зрения эффек тивности и правильности нашей борьбы с идеологическим
противником. Марксистско-ленинская |
социология — нау |
|
ка глубоко партийная, открыто |
связавшая свою судьбу |
|
с рабочим классом и ставящая |
своей |
целью содействие |
построению коммунистического общества. Она решитель но противостоит буржуазной социологии, критикуя ее враждебные пролетариату концепции. Вместе с тем было бы неправильно с порога отвергать работы буржуазных социологов в области конкретных социальных исследо
ваний.
Проводящиеся в капиталистических странах конкрет ные социальные исследования, как известно, носят глав ным образом прикладной, утилитарный характер. Их за дача состоит в том, чтобы уяснить механизм функциони рования тех или иных социальных сфер и институтов и найти пути для их оптимизации.
Иное дело — гот уровень социологического знания, который касается вопросов общетеоретических и фило софских. Здесь буржуазные социологи выступают (как и буржуазные экономисты) в роли «ученых приказчиков класса капиталистов». Общесоциологические теории буржуазных ученых представляют собой фактически лишь различного рода варианты постулата о «вечности», «незыблемости», «естественности» эксплуататорского
общества.
Еще Г. Спенсером в свое время была выдвинута тео рия «социальной интеграции» и «социальной дифферен циации» общества. Согласно этой теории, общество в качестве «социального организма» отождествляется с организмом биологическим, который состоит из трех вза имосвязанных систем: пищеварительной, кровеносной (распределяющей вещества по организму) и нервной
47
(регулирующей работу внутренних и внешних органов). Развитый социальный организм, по Г. Спенсеру, также должен иметь три класса: низший (питающий себя и других), средний (меновой, «распределительный») и высший (регулятивный, управляющий). Жесткие грани цы, существующие между этими классами, являются, де скать, следствием биологических различий между инди видами: самые способные и одаренные отдиффереицировались от «тупой массы» и попали иа вершину общественной лестницы, к кормилу власти, стали «моз гом», «нервной системой» социального организма. Как биологический организм не может нормально функциони ровать без взаимодействия и соподчинения пищевари тельной, кровеносной и нервной систем, так и социальный организм, согласно концепции Г. Спенсера, не может существовать без сотрудничества и гармонии классов. Совершенно ясно, что эта общесоциологическая теория извращает истинный характер общественной жизни, слу жит оправданию капиталистического общества и его за щите.
За многие десятилетия, прошедшие со времен Г. Спен сера, буржуазными социологами было выдвинуто немало других общесоцнологпческих теорий, однако суть и на правленность их остается той же самой: так или иначе все они стремятся доказать «естественность» капитали стического строя, его «разумность» и «целесообразность».
В нашей литературе получил довольно широкое хож дение тезис о том, что в современной буржуазной социо логии работы общесоциологического характера едва ли не сошли на нет, всецело уступив место сугубо эмпириче ским исследованиям. Однако это утверждение не соответ ствует действительности. Факты свидетельствуют, что в последние годы в США теоретических исследований пуб ликуется значительно больше, чем исследований эмпи рических.
Те, кто считает эмпирическое направление буржуаз ной социологии безраздельно господствующим, невольно недооценивают всего значения и остроты идеологической борьбы в социологии. Их позиция означает, по существу, признание, что буржуазия уступила в области теории поле битвы марксизму-ленинизму. Но это не так. Совре менные буржуазные социологи уделяют разработке тео ретических вопросов не меньшее, а большее внимание, чем 50 лет назад. Многие видные буржуазные социологи
48
прямо признают, что эмпирические исследования долж ны быть тесно связаны с общесоциологической теорией. Вот что пишет об этом Р. Кёниг: «Отбор фактов опреде ляется постановкой вопроса, а не наоборот, теория всегда априори должна предшествовать эмпирическому наблю дению фактов»
В действительности роль марксистско-ленинских прин ципов социального познания, как и всей марксистской социальной науки, для борьбы с буржуазной социологи ей все более возрастает.
При анализе теоретических основ современной бур жуазной социологии необходимо иметь в виду два аспек та проблемы: во-первых, жалобы со стороны многих бур жуазных социологов раздаются не на отсутствие теории общества вообще, а на отсутствие общепризнанной общей социологической теории и методологии эмпирических исследований; во-вторых, многие эмпирические исследо вания проводятся исходя из той концепции общества, ко торой придерживаются те или иные буржуазные социо логи.
Можно выделить следующие уровни теории общества, разрабатываемые современными буржуазными социоло гами. Это, во-первых, группа теорий, претендующих на роль общесоциологической концепции. Среди них «этнометодология» Г. Гарфинкеля, «социальная драматургия» И. Гофмана, теория «социального обмена» П. Блау и Г. Хоманса, «радикально-либеральная» теория А. Гоулднера и «неоэволюционпстская» теория Берге.
Во-вторых, теории общества в целом. Сюда относятся: теория «стадий экономического роста» (У. Ростоу) и «структурно-функциональная» теория (Т. Парсонс).
В-третьих, теории, пытающиеся дать научное обосно вание данному этапу развития общества: теории «госу дарства всеобщего благоденствия», «индустриального об щества», «общества высокого уровня потребления», «общества технократов» и «постиндустриального общест ва». По существу, разновидностями указанных теорий являются концепции «модернизации», «конвергенции», «либерализации» и «плюралистического общества».
Но, независимо от уровня теорий, все они пронизаны1
1 Hundbuch der empirischen Sozialforschung. Bd. II. Stuttgart, S. 1253.
49