Файл: Махов, А. С. Ленинская методология социального познания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период борьбы за создание единой и организованной партии рабочего класса В. И. Ленин в своей работе «Анархизм или социализм?» противопоставляет классо­ вой психологии пролетариата, его дисциплинированности, сплоченности, твердости барский анархизм, мягкотелость, дряблость, неустойчивость и другие черты, присущие мел­ кой буржуазии и ее интеллигенции. Так, В. И. Ленин пи­ сал, что анархизм — вывороченный наизнанку буржуаз­ ный индивидуализм... Анархизм — порождение отчаяния. Психология выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетария.

В. И. Ленин отмечал вслед за К. Каутским, когда тот был еще ортодоксальным марксистом, такую важнейшую черту психологии пролетариата, как чувство коллекти­ визма, классовой солидарности. «Пролетарий — ничто, пока он остается изолированным индивидуумом,— писал он.— Всю свою силу, всю свою способность к прогрессу, все свои надежды и чаяния черпает он из организации, из планомерной совместной деятельности с товарищами. Он чувствует себя великим и сильным, когда он составляет часть великого и сильного организма. Этот организм для него — все, отдельный же индивидуум значит, по сравне­ нию с ним, очень мало. Пролетарий ведет свою борьбу с величайшим самопожертвованием, как частичка аноним­ ной массы, без видов на личную выгоду, на личную славу, исполняя свой долг на всяком посту, куда его поставят, добровольно подчиняясь дисциплине, проникающей все его чувство, все его мышление» '.

В. И. Ленин особо подчеркивает значение волевых ка­ честв пролетариата: «Выдержка, настойчивость, готов­ ность, решимость и умение сотни раз испробовать, сотни раз исправить и во что бы то ни стало добиться цели,— эти качества пролетариат вырабатывал в себе 10, 15, 20 лет до Октябрьской революции, он вырабатывал их в течение двух лет после этой революции, перенося неви­ данные лишения, голод, разорение, бедствия. Эти качест­ ва пролетариата — порука, что пролетариат победит»12.

Существенными чертами классового сознания проле­ тариата являются патриотизм и интернационализм. «Пат­ риотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплен­

ных

веками и тысячелетиями обособленных отечеств»3.

1

В. И. Л е н и и.

Поли. собр. соч., т. 8, стр. 310.

2

В. И. Л е н и м.

Поли. собр. соч., т. 40, стр. 316.

3

В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 37, стр. 190.

36


Патриотизм связан с понятием отечества. «Отечество, т. е. данная политическая, культурная и социальная среда, яв­ ляется самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата...» ’. Но воспитание чувств патрио­ тизма предполагает борьбу против буржуазной идеоло­ гии, ибо под патриотизмом реакционеры очень часто мас­ кируют самые низменные идеи шовинизма и человеконе­ навистничества.

Высокое чувство пролетарского интернационализма характеризует развитое сознание рабочего класса. Ярким историческим примером является развернувшееся после Октября движение трудящихся, и прежде всего пролета­ риата, капиталистических стран под лозунгом «Руки прочь от России!». Поэтому В. И. Ленин говорил, что именно сочувствие и поддержка трудящихся масс во всем мире явились одной из причин того, что все направлен­ ные против нас нашествия кончились крахом, ибо «как только международная буржуазия замахивается на нас,

ееруку схватывают ее собственные рабочие»12.

В отличие от народников Ленин никогда не идеализи­

ровал массы, в том числе и пролетариат, сознавал, что в определенные периоды они могут поддаться отсталым настроениям: «...масса тоже поддается иногда... настрое­ ниям нисколько не передовым» 3. Борясь против отзовис­ тов, деморализованных наступлением реакции, В. И. Ле­ нин писал, что большевики — партия, ведущая массы к социализму, а вовсе не идущая за всяким поворотом на­ строения или упадком настроения масс. Все социал-де­ мократические партии переживали временами апатию масс, но никогда выдержанные революционные социалдемократы не поддаются любому повороту настроения масс.

Вовлекая массы в борьбу за построение нового обще­ ства, необходимо было постоянно иметь в виду, что в со­ знании их как бы «рядоположены» консерватизм и нова­ торство, революционная решимость и пережитки истори­ ческого прошлого, сковывающие волю к борьбе. В. И. Ле­ нин это великолепно понимал. Так, оценивая ситуацию в первые месяцы Советской власти, он писал: «В мелко­ крестьянской стране, только год тому назад свергнувшей царизм и менее чем полгода тому назад освободившейся

1 В. И. Ленин.

Поли. собр. соч.,

т.

17,

стр.

190.

2

В. И. Ленин.

Поли. собр. соч.,

т. 41,

стр.

329.

3

В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т.

44, стр. 122—123.

37


от Керенских, осталось, естественно, немало стихийного анархизма, усиленного озверением и одичанием, сопро­ вождающими всякую долгую и реакционную войну, со­ здалось немало настроений отчаяния п беспредметного озлобления...» '.

Анархические настроения мелкобуржуазной массы, направленные против всякой централизованной организа­ ции, всенародного учета и контроля, питались традицион­ ным недоверием масс ко всему государственному. Это не­ доверие, заражавшее и некоторую часть рабочего класса, партии предстояло помочь ему изжить.

Поэтому В. И. Ленин придавал огромное значение воспитанию масс, планомерному воздействию на их со­ знание. Чтобы политическая идеология выполнила свою социальную функцию, стала материальной силой, она должна стать достоянием массового сознания, убеждени­ ями, чувствами, настроениями, побуждениями сотен ты­ сяч людей, ибо реально достигнутым, как указывал В. И. Ленин, надо считать только то, что вошло в куль­ туру, в быт, в привычки.

«Собственный опыт» масс, обретаемый в реальной борьбе, В. И. Ленин считал главным фактором политиче­ ского воспитания. «Действительное воспитание масс ни­ когда не может быть отделено от самостоятельной по­ литической п в особенности от революционной борьбы са­ мой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил... прояс­ няет его ум, выковывает его волю»12. В пробуждении ши­ роких народных масс к политической п революционной борьбе значение событий 9 января 1905 г., по Ленину, огромно. Ничто, полагал он, не сравнится с этим непо­ средственным воспитанием масс и классов в ходе самой революционной борьбы.

Зрелое классовое сознание рабочих предполагает их способность разбираться и оценивать поведение всех дру­ гих классов. Ленин считал, что «сознание рабочих масс не может быть истинно классовым сознанием, если рабо­ чие на конкретных и притом непременно злободневных (актуальных) политических фактах и событиях не на­ учатся наблюдать каждый из других общественных клас­

1 В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 36, стр. 174.

2 В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 30, стр. 314.

38

сов во всех проявлениях умственной, нравственной и по­ литической жизни этих классов...» '.

Политическим воспитанием должны быть охвачены и непролетарские трудящиеся массы населения. При этом «неизбежны колебания непролетарских трудящихся сло­ ев, неизбежен их собственный практический опыт, поз­ воляющий сравнить руководство буржуазии и руководст­

во пролетариата» 21.

В. И. Ленин, подчеркивая, что массы воспитываются в ходе революционной борьбы, учась на собственном опыте, вовсе не считал этот процесс процессом стихийного само­ обучения и самовоспитания. Решающую роль при этом он отводил правильной политике партии, придавая огром­ ное значение воспитанию новой общественной психоло­ гии, предполагающей борьбу с колебаниями, нездоровы­ ми увлечениями и настроениями, с косными привычками, частнособственническими и эгоистическими тенденциями и т. д. Ленин подчеркивал, что «без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей сле­ дить за настроением массы и влиять на него, вести успеш­ но такую борьбу невозможно»3.

Политическое (и идеологическое в целом) воспитание массы в значительной мере осуществляется через харак­ терные для данного общества социальные институты. Передовые традиции рабочего класса являются средст­ вом сохранения лучших черт его психологии. В. И. Ленин особо подчеркивал, что традиции — это не только при­ вычки и правы, но и определенные методы, приемы дей­ ствий, применяемые рабочим классом в борьбе за рево­ люционное преобразование общества. Оценивая роль ре­ волюционных традиций рабочего класса, он подчеркивал, что они должны служить маяком в деле воспитания но­ вых поколений борцов. Борьба за сохранение революци­ онных старых и утверждение новых традиций приобре­ тает особое значение после завоевания власти рабочим классом. Она является существенным компонентом ком­ мунистического воспитания трудящихся.

Важнейшей чертой общественной психологии трудя­ щихся при социалистическом строе Ленин считал их пре­

данность делу коммунизма, сознательное

отношение к

1 В. И. Ле н и н.

Поли. собр. соч., т. 6. стр. 69.

 

2 В. И. Л ен н и.

Поли. собр. соч., т. 40, стр. 16.

27.

3 В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 41, стр.

39



труду, к трудовой дисциплине, к общественной собствен­ ности. Повышение сознательности трудящихся есть суще­ ственное выражение подъема их активности. Успех в достижении этой цели В. И. Ленин ставил в прямую зави­ симость прежде всего от развития демократии в совет­ ском обществе, от реальных условий, обеспечивающих со­ ответствующий уровень демократизма в жизни и деятель­ ности людей. Он писал: «...каждый гражданин должен быть поставлен в такие условия, чтобы он мог участво­ вать и в обсуждении законов государства, и в выборе своих представителей, и в проведении государственных законов в жизнь» '.

Существенным выражением демократизма является обеспечение гласности в политике партии и государства. Выступая на II Всероссийском съезде Советов в 1917 г., В. И. Ленин говорил: «По нашему представлению госу­ дарство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно»12. Последовательное проведение принци­ па демократического централизма как ведущего принци­ па управления экономикой и всей жизнью социалистиче­ ского общества и обеспечение реальных условий для его соблюдения — важный фактор повышения активности и сознательности масс в коммунистическом строительстве. «Мы стоим за демократический централизм. И надо ясно понять, как далеко отличается демократический центра­ лизм, с одной стороны, от централизма бюрократическо­ го, с другой стороны — от анархизма»3. И далее В. И. Ле­ пин подчеркивает, что правильно помятый централизм предполагает всемерное развитие местной инициативы, разработку различных путей, приемов и конкретных средств достижения единой цели.

Итак, ленинский подход к общественному сознанию не имеет ничего общего с преклонением перед социальной психологией масс, с ее фетишизацией: он предполагает ак­ тивное воздействие на массы, на их убеждения, на их на­ строения. Но для того чтобы это воздействие было эффек­ тивным, необходимо знать закономерности формирования общественного сознания, его состояние в каждый истори-

1 В. И. Л е и и н. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 157. 2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 21. 3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 151.

40

чесжий момент, наконец, конкретные причины, определяю­ щие то или иное настроение масс в данных условиях.

В. И. Лепин указал признаки, позволяющие судить о состоянии и уровне общественного сознания. Так, в статье «Материалы к вопросу о борьбе внутри с.-д. думской фракции» он писал: «Во всех странах мира для опреде­ ления воли пролетариата, сплотившегося в единое поли­ тическое целое, служат следующие признаки.

Во-1-х, рабочие газеты. Поддерживая те или иные ра­ бочие газеты, пролетариат определяет этим свою полити­ ческую волю, определяет, за какое направление он стоит.

Во-2-х, выборы в парламент. Избирательный закон в разных странах различен, но часто можно определить безошибочно, каких депутатов выбирает рабочий класс. Н а п р а в л е н и е выбранных рабочими депутатов у к а ­ з ыв а е т н а в о л ю пролетариата.

В-З-х, всяческого рода рабочие союзы и общества, осо­ бенно профессиональные союзы, ведущие борьбу с капи­ талом, дают возможность судить о воле пролетариата.

В-4-х, в Западной Европе самым точным определите­ лем воли пролетариата являются решения социалистиче­ ских партий, действующих открыто с составом членов, всем известным» *.

В качестве объективного показателя уровня классово­ го самосознания пролетариата и его революционной энер­ гии В. И. Ленин неоднократно использовал статистиче­ ские материалы о стачках.

Ленинский подход к изучению общественного сознания путем привлечения поддающихся количественному выра­ жению и точному учету признаков является образцом для социологов-марксистов. Важное значение В. И. Ленин придавал изучению настроения различных социальных групп. Во-первых, настроения в обобщенной, так сказать, интегральной форме отображают положение, состояние социальных групп и, во-вторых, непосредственно отобра­ жают многообразие условий социальной жизни людей. В этом их особая общественная значимость. Приведем ряд важных ленинских указаний о роли социально-психо­ логического фактора и в первую очередь общественного настроения.

В практической

деятельности партии, отмечал

В. И. Ленин, важно

учитывать социально-политический1

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 24, стр. 94—95.

41