Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
п |
|
|
. |
15+30ч п |
|
.г- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Решение. |
А = — • — х 2 = 45 мм. |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П е р е д а т о ч н о е |
|
ч и с л о |
|
м е ж д у |
з у б ч а т ы м и. |
|||||||||||
к о л е с а м и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где і — передаточное |
число, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
г1 |
— число |
зубьев |
ведущего |
колеса, |
|
|
|
|
||||||||
га |
— число |
зубьев |
ведомого |
колеса. |
|
|
|
|
||||||||
Пример. Определить передаточное число между двумя |
||||||||||||||||
зубчатыми |
колесами |
с числом |
зубьев гх==\Ь |
и г2 = 30. |
||||||||||||
Решение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Пример. В коробке скоростей помещаются четыре зуб |
||||||||||||||||
чатых колеса |
с |
числом |
зубьев: |
г, = 30, |
г 2 = 1 0 , |
г3 |
= 65 и |
|||||||||
г4 = 15. Определить передаточное |
число, |
подсчитать |
число |
|||||||||||||
оборотов колеса г4 , |
если |
известно, |
что колесо |
гх |
делает |
|||||||||||
250 |
об/мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
• _ |
_£і |
|
£з_ |
30x65 _ |
j g |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
г2 |
|
г4 |
10x15 |
|
|
|
|
|
||
При передаточном числе |
13 г4 будет делать |
в |
13 раз |
|||||||||||||
больше оборотов, чем колесо zx. |
|
Следовательно, г4 = 2 5 0 х |
||||||||||||||
X 13 = 3250 |
об/мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8. О п р е д е л е н и е о с н о в н ы х э л е м е н т о в ч е р |
||||||||||||||||
в я ч н о й п е р е д а ч и |
(рис. 88). |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Наружный |
диаметр |
червяка |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
d„ = dm + 2m |
мм, |
|
|
|
|
|||||
где |
dH —наружный |
диаметр |
червяка, |
мм, |
|
|
|
|||||||||
|
<ідч — диаметр |
делительной |
|
(начальной) |
окружности |
|||||||||||
|
червяка, |
мм, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
m — модуль, |
мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Пример. |
|
Определить |
наружный |
|
диаметр |
червяка, |
модуль которого равен 3, если диаметр начальной окруж ности составляет 40 мм.
Решение. dH = 40+2x 3 = 46 мм.
Шаг червяка определяется t = n-m-n3ax мм,
где г —шаг червяка, мм, m — модуль, мм,
л? а .4 — число заходов.
201
Пример. Определить шаг двухзаходного червяка, мо дуль которого равен 3.
Решение. |
г = 3,14х 3 x 2 = |
18,84 |
мм. |
||
Наружный |
диаметр |
червячного |
колеса |
||
|
|
DH |
= m(z-{-2) |
мм, |
|
где DH —диаметр |
наружный |
червячного колеса, мм, |
|||
m — модуль, |
мм, |
|
|
|
г — число зубьев.
6)
|
Рис. 88. |
Червячное |
зацепление: |
|
||
t — шаг |
червяка, аДЧ |
— диаметр |
делительной (началь |
|||
ной) окружности червяка, dH |
— наружный |
диаметр |
чер |
|||
вяка, DH |
—наружный диаметр |
червячного |
колеса, |
О д — |
||
диаметр |
начальной |
окружности |
червячного |
колеса, |
А — |
|
|
межцентровое |
расстояние |
|
|
Пример. Определить наружный диаметр червячного колеса, если известно, что модуль m = 3, а число зубьев 2 = 94.
202
Решение. DH = 3x(94-f2) = 288 мм. |
|
||||
Межцентровое |
расстояние |
червячного колеса и червяка |
|||
|
|
2 |
|
|
|
где DA |
— диаметр |
делительной |
(начальной) |
окружности |
|
|
червячного колеса, |
мм, |
|
||
dm |
— диаметр |
делительной |
окружности червяка, мм. |
||
Пример. При сборке червячного редуктора |
необходимо |
определить межцентровое расстояние между центрами чер вяка и червячного колеса, изготовленных по 3-му классу
точности при условии, |
что Од =140 |
мм, с£дч = 40 мм. |
|
Решение. |
|
|
|
« |
140+40 |
П А |
мм. |
А =—-— |
= 90 |
2
По таблице определяем, что для межцентрового рас стояния 90 мм по третьему классу точности отклонение между осями должно быть ±0,09 мм.
Передаточное число между червяком и червячным колесом
|
|
|
( = " з а х |
, |
где |
і— передаточное |
число, |
|
|
|
2 —число |
зубьев |
червячного |
колеса, |
"зах — число |
заходов |
червяка. |
|
|
с |
Пример. Однозаходный червяк редуктора, сцепленный |
|||
червячным |
колесом, имеющим 60 зубьев, делает |
|||
600 |
об/мин. |
|
|
|
Сколько оборотов делает червячное колесо?
Решение.
г60*
Зная передаточное число, определяем число оборотов червячного колеса:
пк |
600 |
, Л |
я . |
— — = |
10 |
об/мин. |
|
к |
60 |
|
' |
Глава VII
СБОРКА УЗЛОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ДЕТАЛИ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ
§ 36. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель темы — научить учащихся приемам сборки кри- вошипно-шатунной группы деталей, эксцентриковых и ку лисных механизмов.
Если занятия по сборке механизмов передач враща тельного и поступательного движения можно проводить на объектах, имеющихся в учебных мастерских училища, то при изучении темы «Сборка узлов, включающих меха низмы преобразования движения» не всегда можно най ти в училище нужное количество необходимых механиз мов.
Для изучения этой темы можно использовать следу ющие объекты:
старые автомобильные моторы, насосы, кузнечные молоты, прессы — при освоении приемов сборки криво- шипно-шатунных механизмов, поршневой группы, кла панного распределения;
старые поперечно-строгальные, долбежные станки—• при освоении приемов сборки и разборки кулисного ме ханизма;
старые токарные автоматы и полуавтоматы, штампо вочные и кузнечные прессы и молоты — при освоении приемов сборки и разборки эксцентриковых механизмов.
При недостаточном количестве узлов группу можно разделить на бригады из 4—5 человек.
При комплектовании бригад мастер должен учиты вать индивидуальные способности учащихся и степень их технической грамотности; силы бригад должны быть при мерно равные.
При организации нефронтального (бригадного) обу» чения мастер должен составить график перемещения уча-
204
щихся (табл. 6). Такой график дает возможность масте ру обучать учащихся сборке и разборке при небольшом количестве механизмов, поскольку учащиеся одновремен но занимаются сборкой нескольких видов механизмов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6 |
|
График перемещения бригад при изучении |
темы |
«Сборка |
узлов, |
|||||||||
включающих |
механизмы |
преобразования движения» |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Номера занятий |
|
|
|
|
||
Наименование |
подтем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
Номера |
бригад |
|
|
|
||
Сборка |
кривошип- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
но-шатунного |
меха |
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
низма |
|
|
|
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
Сборка |
эксцентри |
|
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
кового механизма' |
|
5 |
5 |
5 |
|
|
|
4 |
4 |
4 |
||
Сборка |
кулисного |
|
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
механизма |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
График предусматривает разделение группы из 25 учащихся на 5 бригад. На практическую отработку уча щимися материала каждой темы в графике установлен трехдневный срок. После каждых трех дней занятий уча щиеся меняются местами.
Взависимости от конкретных условий и видов изуча емых механизмов время и количество учащихся в брига дах могут быть изменены.
Впервый день занятий по графику мастер с группой учащихся проводит экскурсию на базовое предприятие и показывает машины, в которых встречаются механизмы преобразования движения, знакомит с назначением, ос новными деталями и характером намечаемой сборки уз лов. Второй день занятий по графику отводится вводной беседе по всей теме, в которой мастер рассказывает о по рядке сборки узлов, инструментах и приспособлениях, необходимых для работы, технических требованиях к сборке, приемах проверки и сборки механизмов, а также об организации рабочих мест и правилах безопасной ра боты.
При подготовке к занятиям мастер определяет необ ходимое количество рабочих мест и бригад, а также
205
приспособлений и инструментов для сборки. Лишь после этого мастер может приступить к разработке плана за нятия и составлению графика перемещения учащихся с одного рабочего места к другому.
Чтобы полнее и глубже изучить с учащимися тему, мастер должен ознакомиться с технологической доку ментацией и производственным процессом сборки па базовом заводе, изучить опыт квалифицированных рабочих, передовиков и новаторов базового предприя тия.
Разрабатывая план занятий по теме, мастер распре деляет учебное время, определяет формы и методы инди видуальной работы с учащимися и оказания необходи мой помощи отстающим учащимся.
Ниже приводится примерный, применяемый в пере довых профессионально-технических училищах план за нятий по этой теме.
План изучения темы «Сборка узлов, включающих механизмы преобразования движения»:
1.Проверка учащихся по списку.
2.Сообщение учебной цели занятия и распределение работ по бригадам.
3. Проведение вводных занятий и показ приемов сбор ки кривошипно-шатунных, кулачковых икулисных меха низмов.
4.Опрос и повторение.
5.Упражнения учащихся и текущий инструктаж.
6.Сдача работ и уборка рабочих мест,
7.Заключительный инструктаж.
§37. СБОРКА КРИВОШИПНО-ШАТУННОЙ ГРУППЫ Д Е Т А Л Е Й
Цель темы — освоить сборку, проверку и регулирова ние кривошипно-шатунных механизмов.
Мастер задает учащимся следующие вопросы, помо гающие проверить, достаточно ли подготовлены учащие ся к выполнению предстоящих работ:
Как устроен кривошипно-шатунный механизм? Каков порядок сборки кривошипно-шатунных меха
низмов?
Какие требования предъявляют к работе кривошипношатунных механизмов?
£06
Материальное оснащение
Инструменты: развертки, шаберы, шарошки, индика торы, индикаторные нутромеры, микрометры, щупы, динамометры, слесарные молотки, гаечные и динамо метрические ключи, отвертки, щипцы для поршневых колец.
Приспособления: прибор для испытания упругости ко лец, прибор для испытания собранного кривошипно-ша- тунного механизма, световой прибор, прибор для изме рения упругости поршневых колец.
Материалы: сальниковые набивки, прокладки, машин
ное масло, керосин, обтирочный |
материал. |
|
Объекты работ: автомобильный мотор, кузнечный мо |
||
лот, насосы, воздушный пресс. |
|
|
Учебно-наглядные |
пособия: |
плакаты 23 и 24 из серии |
«Основы сборки машин», сборочные чертежи кривошип- но-шатунного механизма, технологические карты сборки, технические условия.
Сборка кривошипно-шатунных механизмов включает: сборку шатунной группы; сборку поршневой и шатунной группы; сборку шатунно-поршневой группы с валом.
Сборка шатунной группы. Чтобы учащиеся правильно собирали механизмы шатунной группы, мастер в вводной беседе должен рассказать и, по возможности, показать, какие технические требования предъявляют при сборке деталей.
1.Шатун не должен быть изогнутым.
2.Оси верхней и нижней головок шатуна должны
быть параллельны |
между собой (допускается отклоне |
ние в пределах 0,1 |
мм). |
3.Отверстие шатуна не должно иметь конусности, овальности, а также забоин, задиров, царапин и других дефектов. ,
4.Смазочные канавки в верхних и нижних вклады шах должны располагаться симметрично и не выходить за пределы торца.
5.Поверхность втулки не должна иметь задиров, за боин и прочих внешних дефектов.
6.Втулка в верхнюю головку шатуна запрессовыва ется с натягом (допускается отклонение в пределах 0,30—0,27 мм).
7.Плоскости разъема вкладышей должны быть па раллельны.
207