Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 38. СБОРКА ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ

Изучению подлежат следующие операции:

подборка и проверка поршней по диаметру гильз (ци­ линдров) ;

подборка, проверка и установка поршневых колец; сборка поршня с шатуном; сборка шатунной группы с коленчатым валом.

Учащихся необходимо научить подбирать поршни по диаметру гильз, по размерам, проверять кольца на упру­ гость, подгонять и устанавливать поршневые кольца, производить сборку поршня с шатуном, проверять и ре­

гулировать поршневую группу.

 

Следует напомнить учащимся, что поршневая

группа

в двигателях

внутреннего сгорания, паровых машинах,

компрессорах,

пневматических и гидравлических

меха­

низмах предназначена для передачи силы давления газов или пара, действующих на поршень, коленчатому валу.

При сборке деталей поршневой группы необходимо выполнять следующие технические требования:

1. Овальность юбки поршня допускается в пределах требований, указанных на чертеже.

2.Конусность юбки поршня может быть в пределах, показанных на чертеже, причем больший диаметр долж­ на иметь нижняя часть юбки.

3.Продольная ось поршня и ось отверстия для паль­ ца должны быть перпендикулярны, отклонения не долж­

ны превышать 0,05 мм

на длине

80

мм. Ось отверстия

для пальца должна пересекаться с

продольной

осью

поршня, допустимое отклонение 0,06

мм.

 

4. Поршни должны

быть подобраны по весу, допу­

стимая разница в весе

поршней

одной группы

не бо­

лее 4 г.

 

 

 

 

5. При подборе поршня по цилиндру надо иметь в . виду, что средний зазор между юбкой поршня (без колец) и цилиндром должен быть равен 0,1 мм.

6.Допустимые овальность и конусность пальца не должны превышать 0,008 мм. Цилиндрическая поверх­ ность пальца должна быть чисто обработана, отполиро­ вана, не иметь рисок и царапин.

7.Поршневые кольца должны иметь определенную упругость, правильную форму, à также:

в кольцах не должно быть трещин, раковин и шлако­ вых включений;

214


торцовые поверхности колец должны быть чистыми, не иметь рисок, черновин, быть параллельны одна дру­ гой;

грани колец не должны иметь выкрошенных мест, на острых углах замка колец допускаются зачищенные ско­ сы размером не более 0,5 мм;

вставленные в цилиндр кольца должны плотно при­ легать к его зеркалу всей поверхностью, допускаемое отклонение — не более 0,03 мм, а в стыке кольца, встав­ ленного в цилиндр, 0,06—0,16 мм;

упругость колец при доведении зазора в замке до нормальной величины должна быть в пределах, установ­ ленных чертежом.

Вводный инструктаж

После объяснения технических требований, предъяв­ ляемых к сборке поршневой группы, мастер переходит к показу приемов сборки, начиная с подбора поршня для цилиндра и поршневого пальца по размерам отверстия поршня.

Необходимо разобрать особенности единичного и группового методов подбора поршней. При единичном методе измеряют размер одной из сопрягаемых деталей, например диаметр отверстия поршня, а затем, зная тре­ буемую величину зазора или натяга в сочленении, под­ бирают вторую деталь — поршневой палец соответствую­ щего диаметра. При этом надо отметить недостаток этого способа — сложность подбора деталей.

При демонстрации группового метода, распростра­ ненного на заводах крупносерийного и массового произ­ водства, следует указать, что количество групп деталей колеблется от 2 до 12 в зависимости от требуемой точ­ ности посадки и допускаемой величины отклонения.

Из имеющихся поршней и поршневых пальцев ото­ брать в одну группу такие, которые обеспечивают необ­ ходимый натяг, при этом подчеркнуть, что в массовом производстве сортировку выполняют с помощью спе­ циальных приспособлений.

Показывая учащимся, как нужно подбирать поршни по весу, напомнить, что разница в весе поршней одного комплекта не должна превышать 5% веса его, затем продемонстрировать приемы проверки поршня на оваль­ ность (рис. 92, а).

215

Знакомя учащихся с приемами подбора, проверки и подгонки поршневых колец, показать, как проверяют упругость поршневого кольца специальным прибором (рис. 92, б). Следует обратить внимание учащихся на то, что при недостаточной упругости кольцо неплотно при-

Рис. 92. Приемы проверки поршневых колец:

а — проверка

поршня на овальность:

/ — плита, 2

— поршень,

3—индикатор; о — проверка упругости

поршневого

кольца на

специальном

приборе; в проверка зазоров между

канавками

и кольцом; г проверка зазора

в стыке кольца

летает к цилиндру, а чрезмерно упругое кольцо быстро изнашивается само и вызывает быстрый износ цилиндра. Допустимая упругость кольца зависит от назначения и размеров колец.

216


Необходимо проверить, соответствуют ли размеры зазоров между кольцами и поршневыми канавками (рис. 92, в) и в стыке кольца, вставленного в цилиндр (рис. 92, г), установленным техническим требованиям. Показать два кольца с правильным и неправильным зазо-

В)

Рис. 93. Подгонка поршневого кольца и установка на поршень:

а — притирка кольца, б — опиливание торцов кольца, а — установ­ ка поршневых колец на поршень

ром и объяснить, что правильно выбранное поршневое кольцо должно свободно прокатываться без качки по канавкам, а при нажатии пальцем полностью утопать.

Учащимся нужно также показать приемы притирки такого поршневого кольца (рис. 93, а), которое при пе­ рекатывании по поршневым канавкам заедает, а также опиливание торцов кольца (рис. 93, б) для увеличения

217

зазора в стыке с использованием специального приспо­

собления. Опиливать можно только один .торец

кольца,

а по другому проверяется

параллельность

опиленных

плоскостей между

собой.

 

 

 

Демонстрируя прием установки поршневых колец на

поршень, нужно

сообщить

учащимся, что

в условиях

крупносерийного

и массового производства

эту

опера­

цию выполняют при помощи специальных приспособле­

ний,

которые

позволяют

устанавливать одновременно

весь

комплект

колец. При сборке небольшого количест­

ва колец

их

устанавливают специальными щипцами

(рис. 93,

в), конструкция

которых обеспечивает развод

рабочих губок на строго определенную величину. Стыки

(замки)

после установки колец

должны располагаться

один по

отношению к другому

под углом 90, 120 или

180°.

 

 

Затем учащихся необходимо научить комплексной сборке, проверке и регулировке поршневой группы с ша­ туном.

Продолжая сборку, установить шатун / (рис.

94, а)

в поршень 2 до совмещения отверстия поршневого

паль-

218


ца 3 с верхней головкой шатуна 4, а слегка смазанный маслом поршневой палец ввести в отверстие поршня и легким нажатием дослать вовнутрь. Если требуется, чтобы поршневой палец имел натяг, то поверхность поршня нагревают в горячей воде до 60—70° С. Затем устанавливают распорные кольца 5, предохраняющие поршневой палец от осевых перемещений в процессе ра­ боты двигателя.

В заключение следует показать приемы контроля правильности сборки шатуна с поршнем (рис. 94, б), на­ помнив, что при правильной сборке не должно быть пе­ рекоса поршня.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Подбор поршней:

1)произвести внешний осмотр поршня (качество обработки, отсутствие рисок, забоин, выкрошенных мест, гладкость поверхности);

2)проверить поршень на овальность и конусность юбки, определить его пригодность согласно техническим требованиям;

3)подобрать поршень по весу;

4)подобрать поршень по диаметру цилиндра;

5)подобрать поршневой палец по отверстиям поршня. Упражнение 2. Подбор, проверка и подгонка поршне­

вых колец:

1) произвести внешний осмотр поршневого кольца (гладкость, отсутствие раковин, выкрошенных мест, за­ боин и состояние граней);

2)определить упругость кольца на специальном при­

боре;

3)определить величину зазора в стыке кольца;

4)определить величину зазора между кольцом и поршневыми канавками;

5)притереть грани кольца;

6)установить поршневые кольца на поршень. Мастер должен контролировать точность выполнения

учащимися правил подбора поршней, колец, пальцев, приемы проверки колец на упругость и правильность ус­ тановки их на поршень (расположение замков).

В отдельных случаях мастер приостанавливает рабо­ ту бригады, вторично показывает какой-либо прием и заставляет учащихся повторить его.

219


Упражнение 3. Сборка шатунно-поршневой группы:

1)установить шатун в поршень;

2)смазать поршневой палец маслом;

3)установить смазанный маслом поршневой палец в

отверстие поршня

и шатуна

без натяга;

 

4) установить

поршневой

палец в

отверстие

поршня

и шатуна с натягом (поршень нагреть

в горячей

воде до

60—70° С) ;

 

 

 

 

5) установить распорные

кольца.

 

 

Упражнение 4.

Контроль

точности

сборки шатунно-

поршневой группы:

1)установить шатун на разжимной палец;

2)проверить щупом величину зазора между поршнем

иплитой;

3) установить шатун другой стороной на разжим­ ной оправке и проверить величину зазора между порш­ нем и плитой щупом; если выяснится, что зазоры превы­ шают установленные пределы, узел необходимо разо­ брать и проверить отдельно шатун и поршень.

Одной из типичных ошибок учащихся при выполне­ нии этой операции является неправильная установка поршня на шатун, перекос пальца при вводе в отверстие, что приводит к неправильной сборке.

§ 39. СБОРКА ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ С ВАЛОМ

Мастер должен рассказать о технических требова­ ниях, предъявляемых к валам, шатунам и поршням, по­ ступающим на сборку, и показать, как производят пришабривание вкладышей шатуна к шейке вала с необхо­ димой точностью, закрашивание вала, шабрение высту­ пающих мест, промывку, повторное шабрение и проверку пришабренных поверхностей.

Показав приемы сборки шатунно-поршневой группы с валом, мастер демонстрирует приемы проверки, кото­ рую производят с целью выяснить, соответствует ли со­ бранный узел техническим требованиям.

1. Шейки вала должны быть гладкими, отполиро­ ванными, без раковин, рисок и других дефектов.

2.Ось цилиндра А—А (рис. 95) должна быть перпен­ дикулярна оси коленчатого вала Б—Б и оси шатунной шейки В—В. Отклонения от перпендикулярности не должны выходить за пределы допустимых.

3.В собранном узле оси поршня и шатуна должны совпадать с осью цилиндра А—А.

220