Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
§ 38. СБОРКА ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ
Изучению подлежат следующие операции:
подборка и проверка поршней по диаметру гильз (ци линдров) ;
подборка, проверка и установка поршневых колец; сборка поршня с шатуном; сборка шатунной группы с коленчатым валом.
Учащихся необходимо научить подбирать поршни по диаметру гильз, по размерам, проверять кольца на упру гость, подгонять и устанавливать поршневые кольца, производить сборку поршня с шатуном, проверять и ре
гулировать поршневую группу. |
|
|
Следует напомнить учащимся, что поршневая |
группа |
|
в двигателях |
внутреннего сгорания, паровых машинах, |
|
компрессорах, |
пневматических и гидравлических |
меха |
низмах предназначена для передачи силы давления газов или пара, действующих на поршень, коленчатому валу.
При сборке деталей поршневой группы необходимо выполнять следующие технические требования:
1. Овальность юбки поршня допускается в пределах требований, указанных на чертеже.
2.Конусность юбки поршня может быть в пределах, показанных на чертеже, причем больший диаметр долж на иметь нижняя часть юбки.
3.Продольная ось поршня и ось отверстия для паль ца должны быть перпендикулярны, отклонения не долж
ны превышать 0,05 мм |
на длине |
80 |
мм. Ось отверстия |
|
для пальца должна пересекаться с |
продольной |
осью |
||
поршня, допустимое отклонение 0,06 |
мм. |
|
||
4. Поршни должны |
быть подобраны по весу, допу |
|||
стимая разница в весе |
поршней |
одной группы |
не бо |
|
лее 4 г. |
|
|
|
|
5. При подборе поршня по цилиндру надо иметь в . виду, что средний зазор между юбкой поршня (без колец) и цилиндром должен быть равен 0,1 мм.
6.Допустимые овальность и конусность пальца не должны превышать 0,008 мм. Цилиндрическая поверх ность пальца должна быть чисто обработана, отполиро вана, не иметь рисок и царапин.
7.Поршневые кольца должны иметь определенную упругость, правильную форму, à также:
в кольцах не должно быть трещин, раковин и шлако вых включений;
214
торцовые поверхности колец должны быть чистыми, не иметь рисок, черновин, быть параллельны одна дру гой;
грани колец не должны иметь выкрошенных мест, на острых углах замка колец допускаются зачищенные ско сы размером не более 0,5 мм;
вставленные в цилиндр кольца должны плотно при легать к его зеркалу всей поверхностью, допускаемое отклонение — не более 0,03 мм, а в стыке кольца, встав ленного в цилиндр, — 0,06—0,16 мм;
упругость колец при доведении зазора в замке до нормальной величины должна быть в пределах, установ ленных чертежом.
Вводный инструктаж
После объяснения технических требований, предъяв ляемых к сборке поршневой группы, мастер переходит к показу приемов сборки, начиная с подбора поршня для цилиндра и поршневого пальца по размерам отверстия поршня.
Необходимо разобрать особенности единичного и группового методов подбора поршней. При единичном методе измеряют размер одной из сопрягаемых деталей, например диаметр отверстия поршня, а затем, зная тре буемую величину зазора или натяга в сочленении, под бирают вторую деталь — поршневой палец соответствую щего диаметра. При этом надо отметить недостаток этого способа — сложность подбора деталей.
При демонстрации группового метода, распростра ненного на заводах крупносерийного и массового произ водства, следует указать, что количество групп деталей колеблется от 2 до 12 в зависимости от требуемой точ ности посадки и допускаемой величины отклонения.
Из имеющихся поршней и поршневых пальцев ото брать в одну группу такие, которые обеспечивают необ ходимый натяг, при этом подчеркнуть, что в массовом производстве сортировку выполняют с помощью спе циальных приспособлений.
Показывая учащимся, как нужно подбирать поршни по весу, напомнить, что разница в весе поршней одного комплекта не должна превышать 5% веса его, затем продемонстрировать приемы проверки поршня на оваль ность (рис. 92, а).
215
Знакомя учащихся с приемами подбора, проверки и подгонки поршневых колец, показать, как проверяют упругость поршневого кольца специальным прибором (рис. 92, б). Следует обратить внимание учащихся на то, что при недостаточной упругости кольцо неплотно при-
Рис. 92. Приемы проверки поршневых колец:
а — проверка |
поршня на овальность: |
/ — плита, 2 |
— поршень, |
3—индикатор; о — проверка упругости |
поршневого |
кольца на |
|
специальном |
приборе; в —проверка зазоров между |
канавками |
|
и кольцом; г — проверка зазора |
в стыке кольца |
летает к цилиндру, а чрезмерно упругое кольцо быстро изнашивается само и вызывает быстрый износ цилиндра. Допустимая упругость кольца зависит от назначения и размеров колец.
216
Необходимо проверить, соответствуют ли размеры зазоров между кольцами и поршневыми канавками (рис. 92, в) и в стыке кольца, вставленного в цилиндр (рис. 92, г), установленным техническим требованиям. Показать два кольца с правильным и неправильным зазо-
В)
Рис. 93. Подгонка поршневого кольца и установка на поршень:
а — притирка кольца, б — опиливание торцов кольца, а — установ ка поршневых колец на поршень
ром и объяснить, что правильно выбранное поршневое кольцо должно свободно прокатываться без качки по канавкам, а при нажатии пальцем полностью утопать.
Учащимся нужно также показать приемы притирки такого поршневого кольца (рис. 93, а), которое при пе рекатывании по поршневым канавкам заедает, а также опиливание торцов кольца (рис. 93, б) для увеличения
217
зазора в стыке с использованием специального приспо
собления. Опиливать можно только один .торец |
кольца, |
|||
а по другому проверяется |
параллельность |
опиленных |
||
плоскостей между |
собой. |
|
|
|
Демонстрируя прием установки поршневых колец на |
||||
поршень, нужно |
сообщить |
учащимся, что |
в условиях |
|
крупносерийного |
и массового производства |
эту |
опера |
цию выполняют при помощи специальных приспособле
ний, |
которые |
позволяют |
устанавливать одновременно |
|
весь |
комплект |
колец. При сборке небольшого количест |
||
ва колец |
их |
устанавливают специальными щипцами |
||
(рис. 93, |
в), конструкция |
которых обеспечивает развод |
рабочих губок на строго определенную величину. Стыки
(замки) |
после установки колец |
должны располагаться |
один по |
отношению к другому |
под углом 90, 120 или |
180°. |
|
|
Затем учащихся необходимо научить комплексной сборке, проверке и регулировке поршневой группы с ша туном.
Продолжая сборку, установить шатун / (рис. |
94, а) |
в поршень 2 до совмещения отверстия поршневого |
паль- |
218
ца 3 с верхней головкой шатуна 4, а слегка смазанный маслом поршневой палец ввести в отверстие поршня и легким нажатием дослать вовнутрь. Если требуется, чтобы поршневой палец имел натяг, то поверхность поршня нагревают в горячей воде до 60—70° С. Затем устанавливают распорные кольца 5, предохраняющие поршневой палец от осевых перемещений в процессе ра боты двигателя.
В заключение следует показать приемы контроля правильности сборки шатуна с поршнем (рис. 94, б), на помнив, что при правильной сборке не должно быть пе рекоса поршня.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Подбор поршней:
1)произвести внешний осмотр поршня (качество обработки, отсутствие рисок, забоин, выкрошенных мест, гладкость поверхности);
2)проверить поршень на овальность и конусность юбки, определить его пригодность согласно техническим требованиям;
3)подобрать поршень по весу;
4)подобрать поршень по диаметру цилиндра;
5)подобрать поршневой палец по отверстиям поршня. Упражнение 2. Подбор, проверка и подгонка поршне
вых колец:
1) произвести внешний осмотр поршневого кольца (гладкость, отсутствие раковин, выкрошенных мест, за боин и состояние граней);
2)определить упругость кольца на специальном при
боре;
3)определить величину зазора в стыке кольца;
4)определить величину зазора между кольцом и поршневыми канавками;
5)притереть грани кольца;
6)установить поршневые кольца на поршень. Мастер должен контролировать точность выполнения
учащимися правил подбора поршней, колец, пальцев, приемы проверки колец на упругость и правильность ус тановки их на поршень (расположение замков).
В отдельных случаях мастер приостанавливает рабо ту бригады, вторично показывает какой-либо прием и заставляет учащихся повторить его.
219
Упражнение 3. Сборка шатунно-поршневой группы:
1)установить шатун в поршень;
2)смазать поршневой палец маслом;
3)установить смазанный маслом поршневой палец в
отверстие поршня |
и шатуна |
без натяга; |
|
|
4) установить |
поршневой |
палец в |
отверстие |
поршня |
и шатуна с натягом (поршень нагреть |
в горячей |
воде до |
||
60—70° С) ; |
|
|
|
|
5) установить распорные |
кольца. |
|
|
|
Упражнение 4. |
Контроль |
точности |
сборки шатунно- |
поршневой группы:
1)установить шатун на разжимной палец;
2)проверить щупом величину зазора между поршнем
иплитой;
3) установить шатун другой стороной на разжим ной оправке и проверить величину зазора между порш нем и плитой щупом; если выяснится, что зазоры превы шают установленные пределы, узел необходимо разо брать и проверить отдельно шатун и поршень.
Одной из типичных ошибок учащихся при выполне нии этой операции является неправильная установка поршня на шатун, перекос пальца при вводе в отверстие, что приводит к неправильной сборке.
§ 39. СБОРКА ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ С ВАЛОМ
Мастер должен рассказать о технических требова ниях, предъявляемых к валам, шатунам и поршням, по ступающим на сборку, и показать, как производят пришабривание вкладышей шатуна к шейке вала с необхо димой точностью, закрашивание вала, шабрение высту пающих мест, промывку, повторное шабрение и проверку пришабренных поверхностей.
Показав приемы сборки шатунно-поршневой группы с валом, мастер демонстрирует приемы проверки, кото рую производят с целью выяснить, соответствует ли со бранный узел техническим требованиям.
1. Шейки вала должны быть гладкими, отполиро ванными, без раковин, рисок и других дефектов.
2.Ось цилиндра А—А (рис. 95) должна быть перпен дикулярна оси коленчатого вала Б—Б и оси шатунной шейки В—В. Отклонения от перпендикулярности не должны выходить за пределы допустимых.
3.В собранном узле оси поршня и шатуна должны совпадать с осью цилиндра А—А.
220