Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Вводный инструктаж
Начиная показывать прием запрессовки втулки в го ловку шатуна ручным реечным прессом (рис. 89), мастер предупреждает учащихся, что в заводских условиях та кие операции чаще выполняют не ручными, а механизи рованными прессами.
Рис. 89. Запрессовка втулки в головку шатуна ручным прессом:
1 — станина, 2 — репка, 3 — валик, 4 — рукоятка, 5 —
противовес, 6 — втулка, 7 — шатун
Устанавливать втулку в шатунную головку следует так, чтобы канавка 3 втулки 2 (рис. 90), предназначен ная для смазки пальца, находилась на одном уровне с отверстием 9, а это возможно только в том случае, если торцы втулки 2 будут запрессованы заподлицо с торцом верхней головки шатуна.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что тонкие втулки при запрессовке в отверстие шатуна не много сжимаются и внутренний их диаметр несколько уменьшается. Для исправления этого недостатка в за водских условиях после запрессовки производят чисто вое растачивание или протягивание отверстия втулки. В условиях училища пригонку осуществляют двумя-тре- мя развертками.
Нужно предупредить учащихся, что применение руч ного пресса нередко приводит к возникновению следую щих дефектов: перекосу и уменьшению размера втулки, овальности и др. В таких случаях необходима последу ющая обработка втулки.
Нужно показать учащимся в цехе базового предприя тия или в крайнем случае, используя плакаты, более эф-
208
фективный |
|
способ |
|
|
|
|
|
|
|||
запрессовки |
|
— |
ох |
|
|
|
|
|
|
||
лаждение |
втулки |
в |
|
|
|
|
|
|
|||
специальных |
холо |
|
|
|
|
|
|
||||
дильных |
|
камерах. |
|
|
|
|
|
|
|||
При |
|
охлаждении |
|
|
|
|
|
|
|||
втулка |
уменьшается |
|
|
|
|
|
|
||||
в диаметре и свобод |
|
|
|
|
|
|
|||||
но входит |
в |
отвер |
|
|
|
|
|
|
|||
стие шатуна, а затем |
|
|
|
|
|
|
|||||
при нормальной тем |
|
|
|
|
|
|
|||||
пературе |
прочно |
и |
|
|
|
|
|
|
|||
точно закрепляется в |
|
|
|
|
|
|
|||||
головке шатуна. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Показывая и объ |
|
|
|
|
|
|
|||||
я с н я я |
приемы |
сбор |
|
|
|
|
|
|
|||
ки, очень важно, что |
|
|
|
|
|
|
|||||
бы учащиеся поняли, |
|
|
|
|
|
|
|||||
что |
точность |
этой |
|
|
|
|
|
|
|||
операции зависит |
от |
|
|
|
|
|
|
||||
выполнения |
опреде |
|
|
|
|
|
|
||||
ленных |
технических |
|
|
|
|
|
|
||||
требований. |
|
|
|
|
Рис. |
90. |
Шатун: |
|
|
||
Чтобы |
учащиеся |
I — головка шатуна, • 2 — втулка, |
3 — сма |
||||||||
зочная канавка, |
4 — верхний |
и нижний |
|||||||||
лучше |
запомнили |
вкладыши |
шатуна, |
5 — шейка |
вала, |
6 — |
|||||
правила |
сборки, сле |
крышка, |
7—гайки, |
8 — прокладки, |
9 — |
||||||
смазочное отверстие, 10 — болты |
|
||||||||||
дует |
поручить |
кому- |
|
|
|
|
|
|
нибудь из них выполнять отдельные приемы, а остальным наблюдать за работой товарища.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Проверка деталей перед сборкой:
1)изучить сборочные чертежи деталей шатунного механизма;
2)изучить инструкционно-учебную и технологиче скую документацию на сборку шатунной группы;
3)очистить от смазки, промыть и продуть детали;
4)осмотреть, нет ли задиров и царапин на шатуне;
5)проверить, соответствуют ли детали шатунной
группы техническим условиям, указанным на чертеже; 6) проверить прямолинейность шатуна на специаль
ном приспособлении;
14 Макиснко Н. И, |
209 |
7)проверить параллельность осей верхней и нижней головок шатуна (отклонение, которое замеряют на кон цах калиброванных валиков длиной 200 мм, вставленных
вотверстие головки шатуна, должно составлять не более 0,1 мм) ;
8)проверить правильность расположения смазочных канавок.
Упражнение 2. Запрессовка втулки в верхнюю голов ку шатуна:
1) установить втулку в отверстие шатунной головки
свыверкой по угольнику;
2)запрессовать втулку в отверстие ручным прессом так, чтобы торцы ее были заподлицо с краями головки шатуна;
3)- проверить цилиндричность отверстия втулки;
4)развернуть отверстие запрессованной втулки руч ными развертками;
5)зачистить шабером заусеницы отверстий;
6)проверить диаметр отверстия втулки.
При выполнении учащимися этих упражнений мастер должен следить за правильностью развертывания втул ки и подбора диаметров разверток, чтобы не нарушались последовательность развертывания и приемы измерения развернутых отверстий.
После выполнения этих двух упражнений мастер де монстрирует приемы сборки вкладышей шатуна, начи ная с проверки параллельности плоскостей разъема вкла дышей 4 (см. рис. 90) по высоте на краску: при парал лельности плоскостей вкладышей пятна краски должны располагаться по всей плоскости разъема с обеих сто рон и не должно быть качания на плите. Если плоскости непараллельны, их необходимо пришабрить.
Следует сказать учащимся, что допустимая величина выступающих торцов вкладышей из тела шатуна всегда указывается в сборочных чертежах или инструкционных картах на сборку (обычно 0,05—0,15 мм). При сборке необходимо следить за тем, чтобы внутренние и наружные вкладыши были гладкими, без царапин, рисок, задиров и вмятин.
После этого мастер показывает прием запрессовки вкладышей в головку шатуна и крышку шатуна и после довательность соединения шатуна с крышкой 6 при помо щи болтов 10 и гаек 7, обращая при этом внимание уча щихся на подбор и установку набора регулирующих ла-
210
тунных или медных прокладок в толщиной до 0,05 мм. Общая толщина прокладок указывается на чертеже и обычно равна 4—5 мм.
Закончив показ приемов сборки шатуна, мастер дол жен проверить в двух-трех местах отверстия нижней го ловки индикаторным нутромером наличие овальности и конусности (рис. 91, а), а затем проверить шатуны на
|
а) |
5} |
|
|
|
Рис. |
91. Приемы проверки |
собранного |
шатуна: |
|
|
о — проверка |
конусообразности и овальности индикаторным |
нутроме |
|||
ром, и — проверка |
прямолинейности, |
в—проверка |
собранного шатуна |
||
|
|
на двойной |
изгиб |
|
|
прямолинейность |
и двойной изгиб. Для этого |
необходи |
мо взять несколько шатунов: с двойным изгибом, непря молинейный и шатун, не имеющий дефектов. Приемы проверки на прямолинейность показать на специальном
приборе |
(рис. 91, б): установить |
шатун 2 верхней голов |
|
кой 3 на |
контрольный |
палец 4 с конусом, а нижней — |
|
на палец / контрольной |
плиты 6 |
и, завернув винт 8, за |
жать шатун на пальце. Затем установить на цилиндри
ческие |
пояски |
контрольного |
пальца |
4 призму |
(калибр) 5 |
и подвести его так, чтобы |
штифты |
касались |
плоскости |
||
плиты |
6. Если |
шатун прямолинеен, |
то все три штифта |
призмы 5 будут касаться плиты. Если же шатун согнут, то касаться плиты будет либо один верхний штифт, либо два нижних. У шатуна будут касаться плиты верхний и один из нижних штифтов.
Величина скрученности и погнутости шатуна опреде ляется щупом 7 по величине зазора между плитой и штифтами. Зазор не должен превышать 0,05 мм.
14* |
211 |
|
Если шатун имеет двойной изгиб, который указанным выше способом обнаружить нельзя, мастеру следует по казать учащимся приемы проверки шатуна на двойной изгиб: зажать шатун (рис. 91, е) на пальце 2 контроль ной плиты /, выдвинуть ограничитель 3 до упора в торец нижней головки шатуна и закрепить эту головку винтом. Затем, замерив глубиномером 4 расстояние от торца верхней головки до плоскости плиты, снять шатун с при бора и повернуть на 180°, подвести до упора в ограничи тель торцом другой стороны нижней головки и произве сти второй замер аналогично первому.
Сравнивая результаты измерений, показать учащим ся шатун с двойным изгибом и шатун, не имеющий из гиба.
В заключение следует сказать учащимся, что скры тые трещины обнаруживают на специальных установках (рентгеновские машины, ультразвуковые установки), а иногда менее совершенным способом •— постукиванием молотком по различным местам шатуна: глухой, дребез жащий звук указывает на наличие трещин. Этот прием можно продемонстрировать на одном из шатунов, имею; щем трещины.
Приемы контроля мастер должен показать очень чет ко, чтобы учащиеся поняли сложность сборки и необхо димость тщательной проверки собираемых деталей.
Для проверки усвоения учащимися материала реко мендуется вызвать нескольких из них для повторения показанных приемов.
Упражнение 3. Сборка вкладышей шатунной головки; 1) проверить на плите параллельность плоскостей разъема вкладышей 4(см. рис. 90). Для этого необходи мо нанести на плиту краску и перемещать по ней вкла дыши. Если плоскости разъема параллельны, вкладыши не должны качаться на плите, а пятна краски после та кого перемещения должны располагаться по всей плоско
сти разъема на обеих сторонах;
2)запрессовать вкладыш 4 в головку шатуна і и в крышку 6;
3)подобрать прокладки 8 нужных размеров и уста новить на болты;
4)соединить крышку шатуна 6 с головкой и скрепить болтами 10 с гайками 7;
5)проверить индикаторным нутромером, нет ли овальности и конусности;
6) проверять, не имеет ли шатун двойного изгиба, а для этого:
установить и закрепить шатун в вертикальном поло жении на разжимной оправке;
подвести ограничитель к нижней головке шатуна и закрепить его винтом;
измерить штангеиглубиномером расстояние между наружным торцом верхней головки шатуна и провероч ной плитой;
снять шатун с приспособления, повернуть вокруг сво
ей оси на 180° и снова установить |
его на разжимной оп |
|||||
равке приспособления; |
|
|
|
|
|
|
вторично измерить расстояние между наружным тор |
||||||
цом верхней головки шатуна и |
плитой; |
если |
разница |
|||
двух измерений |
окажется |
более |
1 мм, то |
шатун |
надо |
|
отдать на исправление; |
|
|
|
|
|
|
7) проверить шатун на прямолинейность, |
а |
для |
||||
этого: вставить |
в верхнюю |
головку шатуна |
конусный |
|||
палец; |
|
|
|
|
|
|
надеть нижнюю головку шатуна на разжимную оп |
||||||
равку прибора и закрепить шатун |
в вертикальном |
поло |
||||
жении; |
|
|
|
|
|
|
поставить на |
конусный |
палец |
контрольную |
призму |
так, чтобы проверочные штыри (хотя бы один) вошли в соприкосновение с плитой прибора; при погнутости ша
туна |
верхний |
проверочный |
штырь |
или нижний |
(один |
или |
оба) не |
будут касаться |
плиты; |
в этом случае |
сле |
дует замерить щупом величину просвета и результат сообщить мастеру; если величина просвета окажется больше чем 0,05 мм, то шатун следует отдать на исправ ление.
Во время отработки учащимися приемов сборки и проверки шатунной группы мастер должен вниматель но следить за последовательностью и точностью выпол нения учащимися приемов сборки, проверки, регули ровки.
Не следует принимать от учащихся собранные детали, имеющие отклонения от технических условий. Желатель но, чтобы учащиеся сами исправляли свои ошибки и вы полняли сборочные операции в полном соответствии с техническими требованиями.
В конце занятия целесообразно повторить выполне ние тех операций, которые учащиеся делают неточно или с большими затруднениями.
213