Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вводный инструктаж

Начиная показывать прием запрессовки втулки в го­ ловку шатуна ручным реечным прессом (рис. 89), мастер предупреждает учащихся, что в заводских условиях та­ кие операции чаще выполняют не ручными, а механизи­ рованными прессами.

Рис. 89. Запрессовка втулки в головку шатуна ручным прессом:

1 — станина, 2 — репка, 3 — валик, 4 рукоятка, 5 —

противовес, 6 — втулка, 7 — шатун

Устанавливать втулку в шатунную головку следует так, чтобы канавка 3 втулки 2 (рис. 90), предназначен­ ная для смазки пальца, находилась на одном уровне с отверстием 9, а это возможно только в том случае, если торцы втулки 2 будут запрессованы заподлицо с торцом верхней головки шатуна.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что тонкие втулки при запрессовке в отверстие шатуна не­ много сжимаются и внутренний их диаметр несколько уменьшается. Для исправления этого недостатка в за­ водских условиях после запрессовки производят чисто­ вое растачивание или протягивание отверстия втулки. В условиях училища пригонку осуществляют двумя-тре- мя развертками.

Нужно предупредить учащихся, что применение руч­ ного пресса нередко приводит к возникновению следую­ щих дефектов: перекосу и уменьшению размера втулки, овальности и др. В таких случаях необходима последу­ ющая обработка втулки.

Нужно показать учащимся в цехе базового предприя­ тия или в крайнем случае, используя плакаты, более эф-

208

фективный

 

способ

 

 

 

 

 

 

запрессовки

 

ох­

 

 

 

 

 

 

лаждение

втулки

в

 

 

 

 

 

 

специальных

холо­

 

 

 

 

 

 

дильных

 

камерах.

 

 

 

 

 

 

При

 

охлаждении

 

 

 

 

 

 

втулка

уменьшается

 

 

 

 

 

 

в диаметре и свобод­

 

 

 

 

 

 

но входит

в

отвер­

 

 

 

 

 

 

стие шатуна, а затем

 

 

 

 

 

 

при нормальной тем­

 

 

 

 

 

 

пературе

прочно

и

 

 

 

 

 

 

точно закрепляется в

 

 

 

 

 

 

головке шатуна.

 

 

 

 

 

 

 

Показывая и объ­

 

 

 

 

 

 

я с н я я

приемы

сбор­

 

 

 

 

 

 

ки, очень важно, что­

 

 

 

 

 

 

бы учащиеся поняли,

 

 

 

 

 

 

что

точность

этой

 

 

 

 

 

 

операции зависит

от

 

 

 

 

 

 

выполнения

опреде­

 

 

 

 

 

 

ленных

технических

 

 

 

 

 

 

требований.

 

 

 

 

Рис.

90.

Шатун:

 

 

Чтобы

учащиеся

I — головка шатуна, • 2 — втулка,

3 — сма­

зочная канавка,

4 — верхний

и нижний

лучше

запомнили

вкладыши

шатуна,

5 — шейка

вала,

6 —

правила

сборки, сле­

крышка,

7—гайки,

8 — прокладки,

9 —

смазочное отверстие, 10 — болты

 

дует

поручить

кому-

 

 

 

 

 

 

нибудь из них выполнять отдельные приемы, а остальным наблюдать за работой товарища.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Проверка деталей перед сборкой:

1)изучить сборочные чертежи деталей шатунного механизма;

2)изучить инструкционно-учебную и технологиче­ скую документацию на сборку шатунной группы;

3)очистить от смазки, промыть и продуть детали;

4)осмотреть, нет ли задиров и царапин на шатуне;

5)проверить, соответствуют ли детали шатунной

группы техническим условиям, указанным на чертеже; 6) проверить прямолинейность шатуна на специаль­

ном приспособлении;

14 Макиснко Н. И,

209



7)проверить параллельность осей верхней и нижней головок шатуна (отклонение, которое замеряют на кон­ цах калиброванных валиков длиной 200 мм, вставленных

вотверстие головки шатуна, должно составлять не более 0,1 мм) ;

8)проверить правильность расположения смазочных канавок.

Упражнение 2. Запрессовка втулки в верхнюю голов­ ку шатуна:

1) установить втулку в отверстие шатунной головки

свыверкой по угольнику;

2)запрессовать втулку в отверстие ручным прессом так, чтобы торцы ее были заподлицо с краями головки шатуна;

3)- проверить цилиндричность отверстия втулки;

4)развернуть отверстие запрессованной втулки руч­ ными развертками;

5)зачистить шабером заусеницы отверстий;

6)проверить диаметр отверстия втулки.

При выполнении учащимися этих упражнений мастер должен следить за правильностью развертывания втул­ ки и подбора диаметров разверток, чтобы не нарушались последовательность развертывания и приемы измерения развернутых отверстий.

После выполнения этих двух упражнений мастер де­ монстрирует приемы сборки вкладышей шатуна, начи­ ная с проверки параллельности плоскостей разъема вкла­ дышей 4 (см. рис. 90) по высоте на краску: при парал­ лельности плоскостей вкладышей пятна краски должны располагаться по всей плоскости разъема с обеих сто­ рон и не должно быть качания на плите. Если плоскости непараллельны, их необходимо пришабрить.

Следует сказать учащимся, что допустимая величина выступающих торцов вкладышей из тела шатуна всегда указывается в сборочных чертежах или инструкционных картах на сборку (обычно 0,05—0,15 мм). При сборке необходимо следить за тем, чтобы внутренние и наружные вкладыши были гладкими, без царапин, рисок, задиров и вмятин.

После этого мастер показывает прием запрессовки вкладышей в головку шатуна и крышку шатуна и после­ довательность соединения шатуна с крышкой 6 при помо­ щи болтов 10 и гаек 7, обращая при этом внимание уча­ щихся на подбор и установку набора регулирующих ла-

210


тунных или медных прокладок в толщиной до 0,05 мм. Общая толщина прокладок указывается на чертеже и обычно равна 4—5 мм.

Закончив показ приемов сборки шатуна, мастер дол­ жен проверить в двух-трех местах отверстия нижней го­ ловки индикаторным нутромером наличие овальности и конусности (рис. 91, а), а затем проверить шатуны на

 

а)

5}

 

 

Рис.

91. Приемы проверки

собранного

шатуна:

 

о — проверка

конусообразности и овальности индикаторным

нутроме­

ром, и — проверка

прямолинейности,

в—проверка

собранного шатуна

 

 

на двойной

изгиб

 

 

прямолинейность

и двойной изгиб. Для этого

необходи­

мо взять несколько шатунов: с двойным изгибом, непря­ молинейный и шатун, не имеющий дефектов. Приемы проверки на прямолинейность показать на специальном

приборе

(рис. 91, б): установить

шатун 2 верхней голов­

кой 3 на

контрольный

палец 4 с конусом, а нижней —

на палец / контрольной

плиты 6

и, завернув винт 8, за­

жать шатун на пальце. Затем установить на цилиндри­

ческие

пояски

контрольного

пальца

4 призму

(калибр) 5

и подвести его так, чтобы

штифты

касались

плоскости

плиты

6. Если

шатун прямолинеен,

то все три штифта

призмы 5 будут касаться плиты. Если же шатун согнут, то касаться плиты будет либо один верхний штифт, либо два нижних. У шатуна будут касаться плиты верхний и один из нижних штифтов.

Величина скрученности и погнутости шатуна опреде­ ляется щупом 7 по величине зазора между плитой и штифтами. Зазор не должен превышать 0,05 мм.

14*

211

 


Если шатун имеет двойной изгиб, который указанным выше способом обнаружить нельзя, мастеру следует по­ казать учащимся приемы проверки шатуна на двойной изгиб: зажать шатун (рис. 91, е) на пальце 2 контроль­ ной плиты /, выдвинуть ограничитель 3 до упора в торец нижней головки шатуна и закрепить эту головку винтом. Затем, замерив глубиномером 4 расстояние от торца верхней головки до плоскости плиты, снять шатун с при­ бора и повернуть на 180°, подвести до упора в ограничи­ тель торцом другой стороны нижней головки и произве­ сти второй замер аналогично первому.

Сравнивая результаты измерений, показать учащим­ ся шатун с двойным изгибом и шатун, не имеющий из­ гиба.

В заключение следует сказать учащимся, что скры­ тые трещины обнаруживают на специальных установках (рентгеновские машины, ультразвуковые установки), а иногда менее совершенным способом •— постукиванием молотком по различным местам шатуна: глухой, дребез­ жащий звук указывает на наличие трещин. Этот прием можно продемонстрировать на одном из шатунов, имею; щем трещины.

Приемы контроля мастер должен показать очень чет­ ко, чтобы учащиеся поняли сложность сборки и необхо­ димость тщательной проверки собираемых деталей.

Для проверки усвоения учащимися материала реко­ мендуется вызвать нескольких из них для повторения показанных приемов.

Упражнение 3. Сборка вкладышей шатунной головки; 1) проверить на плите параллельность плоскостей разъема вкладышей 4(см. рис. 90). Для этого необходи­ мо нанести на плиту краску и перемещать по ней вкла­ дыши. Если плоскости разъема параллельны, вкладыши не должны качаться на плите, а пятна краски после та­ кого перемещения должны располагаться по всей плоско­

сти разъема на обеих сторонах;

2)запрессовать вкладыш 4 в головку шатуна і и в крышку 6;

3)подобрать прокладки 8 нужных размеров и уста­ новить на болты;

4)соединить крышку шатуна 6 с головкой и скрепить болтами 10 с гайками 7;

5)проверить индикаторным нутромером, нет ли овальности и конусности;

6) проверять, не имеет ли шатун двойного изгиба, а для этого:

установить и закрепить шатун в вертикальном поло­ жении на разжимной оправке;

подвести ограничитель к нижней головке шатуна и закрепить его винтом;

измерить штангеиглубиномером расстояние между наружным торцом верхней головки шатуна и провероч­ ной плитой;

снять шатун с приспособления, повернуть вокруг сво­

ей оси на 180° и снова установить

его на разжимной оп­

равке приспособления;

 

 

 

 

 

вторично измерить расстояние между наружным тор­

цом верхней головки шатуна и

плитой;

если

разница

двух измерений

окажется

более

1 мм, то

шатун

надо

отдать на исправление;

 

 

 

 

 

7) проверить шатун на прямолинейность,

а

для

этого: вставить

в верхнюю

головку шатуна

конусный

палец;

 

 

 

 

 

 

надеть нижнюю головку шатуна на разжимную оп­

равку прибора и закрепить шатун

в вертикальном

поло­

жении;

 

 

 

 

 

 

поставить на

конусный

палец

контрольную

призму

так, чтобы проверочные штыри (хотя бы один) вошли в соприкосновение с плитой прибора; при погнутости ша­

туна

верхний

проверочный

штырь

или нижний

(один

или

оба) не

будут касаться

плиты;

в этом случае

сле­

дует замерить щупом величину просвета и результат сообщить мастеру; если величина просвета окажется больше чем 0,05 мм, то шатун следует отдать на исправ­ ление.

Во время отработки учащимися приемов сборки и проверки шатунной группы мастер должен вниматель­ но следить за последовательностью и точностью выпол­ нения учащимися приемов сборки, проверки, регули­ ровки.

Не следует принимать от учащихся собранные детали, имеющие отклонения от технических условий. Желатель­ но, чтобы учащиеся сами исправляли свои ошибки и вы­ полняли сборочные операции в полном соответствии с техническими требованиями.

В конце занятия целесообразно повторить выполне­ ние тех операций, которые учащиеся делают неточно или с большими затруднениями.

213