Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Подготовка и проверка деталей перед сборкой:

1)промыть и протереть детали (шатун, вал);

2)установить вал на призмы;

А\

Рис. 95. Кривошипно-шатунный меха­ низм в собранном виде

3)проверить индикатором шейки вала на овальность

иконусность.

Упражнение 2. Сборка шатунно-поршневой группы с коленчатым валом:

1)установить вал на приспособление;

2)окрасить шейки вала;

3)установить шатун на вал и проворачивать вал;

4) снять шатун с вала и произвести шабрение;

5)повторять промывку, протирку, окраску и шабре­ ние до тех пор, пока не будет получена требуемая точ­ ность;

6)отрегулировать собранный узел;

7)проверить правильность собранного узла на точ­ ность в соответствии с техническими требованиями.

221

Мастер следит за тем, насколько тщательно прове­ ряют учащиеся размеры вала и шатуна, верно ли уста­ навливают шатун на вал, точно ли выполняют требова­ ния по пришабриванию шатунной головки к шейке вала, правильно и аккуратно ли проверяют собранный узел.

§ 40. СБОРКА ЭКСЦЕНТРИКОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

Цель темы —освоить приемы сборки, проверки и ре­ гулирования эксцентриковых механизмов. Мастер дол­ жен напомнить учащимся, что эксцентриковый меха­ низм является разновид­ ностью кривошипно-ша- тунного механизма, в ко­ тором шатунные шейки коленчатого вала выпол­ няют в виде диска (рис.

96), имеющего два цент­ ра / и О, смещенных отно­ сительно друг друга на величину R, называемую эксцентриситетом.

Рис. 96. Эксцентриковый меха­ низм:

/ — эксцентрик, 2 — хомут, 3 — компен­ саторы, 4 — гайка, 5 — призматическая шпонка, 6 — вал, 7 — стержень, 8 — пол­ зун, 9 направляющие

Чтобы проверить, дос­ таточно ли подготовлены учащиеся к освоению сборки эксцентриковых механизмов, рекомендует­ ся задать им следующие вопросы:

Как устроены и для чего предназначены экс­ центриковые механизмы?

Каково назначение эксцентриситета?

Из какого материала сделаны детали эксцент­ рика?

Материальное оснащение

Инструменты: шаберы, щупы, штангенциркули, гаеч­ ные ключи.

Приспособления: ручной реечный пресс.

222


Материалы: прокладки, машинное масло, краска, ке­ росин, обтирочные концы.

Объекты работы: эксцентриковый пресс, эксцентрико­ вый молоток, токарный автомат, швейная машина.

Учебно-наглядные

пособия:

сборочные

чертежи

эксцентрикового

механизма,

 

технологические

карты

сборки, технические

условия.

 

 

 

Технические

требования,

предъявляемые к

сборке,

эксцентриковых

механизмов:

 

 

 

1. Посадка при

соединении

диска с валом

должна

соответствовать

указанной на

чертеже.

 

2.Толщина и расположение прокладок с обеих сто­ рон хомута должны быть одинаковыми.

3.Масляные зазоры в сопряжениях эксцентрика должны соответствовать чертежным.

4.Собранный на валу эксцентрик должен быть про­ верен на торцовое биение, которое не должно превышать

0,05—0,07 мм на

100 мм диаметра эксцентрика.

5. Вал

должен

быть

строго

перпендикулярен к

эксцентрику.

 

 

 

 

Надо

отметить,

что технические

требования зависят

от характера

машины,

в работе

которой участвует

эксцентриковый механизм, и в качестве примера приве­ сти изделия или оборудование базового завода: насосы, прессы, кузнечные молоты, паровые двигатели, металло­ режущие станки, клапанные и золотниковые распреде­ лители. Используя плакаты и чертежи, объяснить смысл

условных обозначений

эксцентрика.

 

 

Вводный

инструктаж

 

 

Демонстрирование

приемов

сборки

следует

начать

с установки эксцентрика /

(см. рис. 96)

в хомут

2. Уста­

навливая между плоскостями

разъема

хомута проклад­

ки-компенсаторы 3, можно

регулировать величину за­

зора между эксцентриком

и хомутом.

Величину

зазора

проверить щупом, а затем затянуть гайку 4 и контргай­ ку. Установка соответствующих прокладок дает возмож­ ность обеспечить требуемую точность сборки без при­ гонки деталей по месту. В процессе эксплуатации рабо­ чие поверхности хомута изнашиваются и часть прокла­ док снимают для обеспечения необходимого зазора меж­ ду диском и хомутом.

223


При установке эксцентрика на вал 6 нужно обратить внимание учащихся на то, что призматическая шпонка 5 с заплечиками, предупреждающая осевое' смещение эксцентрика, запрессовывается в паз легкими ударами медного молотка.

Собранный на валу эксцентрик необходимо прове­ рить на торцовое биение, которое не должно превышать 0,05—0,07 мм на 100 мм диаметра эксцентрика.

Сборку эксцентрикового механизма следует закончить соединением стержня 7 с ползуном 8 и установкой меха­ низма в направляющие 9, смазкой эксцентрика и про­ веркой плавности хода механизма.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Подготовка деталей к сборке:

1)очистить, промыть и притереть детали механизма;

2)изучить чертежи, технологическую документацию

итехнические требования;

3)проверить, соответствуют ли детали, подлежащие сборке, требованиям чертежа и техническим требова­ ниям.

Упражнение

2.

Сборка

эксцентрикового механизма:

Упражнения учащихся лучше всего проводить на

имеющемся

оборудовании,

например

простейшем экс­

центриковом прессе (рис. 97).

 

После очистки и промывки деталей учащиеся должны

вести

сборку

в

следующей

последовательности:

1)

установить

эксцентрик 2 в

эксцентриковый

хомут 3;

2)поставить прокладки 4 и затянуть гайки 5 и 6;

3)насадить эксцентрик с хомутиком на вал / с по­

мощью шпонки 7 и дополнительно закрепить гайкой 15;

4)соединить верхнюю часть шатуна 8 с шаровидной пятой 9 (штифтом или с помощью резьбы);

5)ввинтить шатун 8 в нижнюю часть хомута 3;

6)соединить ползун 12 с шатуном 8 (пяту 9 шатуна

закрепить в ползуне с помощью специальной гайки 10

иподпятника И) ;

7)отрегулировать зазор между эксцентриком 2 и хо­ мутом 3 за счет прокладок 4;

8)регулирование конечного хода ползуна ввинчива-* нием шатуна 8 в эксцентриковый хомут 3;

9)окончательная затяжка винтами 14;

224


10) проверка собранного механизма. Нажатием на педаль 13 (включение через систему рычагов) пресс при­ водят в действие и проверяют его работу.

В заключение мастер должен объяснить и показать особенности часто встречающихся конструкций эксцент-

Рис. 97. Приемы сборки эксцентрикового механизма:

а — эксцентрик, б — эксцентриковый пресс, в — эксцентриковый ме­

ханизм

с угловым регулированием: / — вал, 2 — эксцентрик, 3— хо­

мут, 4 — прокладки, 5, 6—гайки,

7— шпонка, 8 — шатун, 9 — шаро­

видная

пята, 10 — гайки,

// — подпятник, 12 — ползун, 13 — педаль,

 

14 — винты, 15 — гайка

 

риковых

механизмов

с

угловым

регулированием

(рис. 97, в), в которых

корпус эксцентрика 1 закрепляет­

ся на валу 4 с помощью специальной

шпонки 2, башма-

15 Макиенко Н. И,

225

ка 3 и винта 5 с гайкой. При этом надо обратить внима­ ние учащихся на особенность таких устройств, т. е. сое­ динение шпонки и башмака, которое осуществляется через специальные шлицы треугольной формы.

Типичными ошибками учащихся при выполнении этих операций являются: неточная установка хомута, вслед­ ствие чего зазор между диском и хомутом получается или чрезмерно большим, или очень малым; неправиль­

ная

установка

вала в

отверстие

эксцентрика.

Поэтому

особенно внимательно

мастер должен

 

контролировать

эти

операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 41. СБОРКА КУЛИСНОГО МЕХАНИЗМА

 

 

 

Цель темы — освоить приемы

сборки,

проверки и ре­

гулирования кулисных

механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кулисный

механизм

 

 

 

 

состоит

 

(рис.

98)

из

 

 

 

 

кулисы / и сухаря 2

 

 

 

 

(камень), с

помещен­

 

 

 

 

ным в нем пальцем 3,

 

 

 

 

который

связан

с боль­

 

 

 

 

шим

зубчатым

коле­

 

 

 

 

сом

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание

учащихся

 

 

 

 

при изучении этой темы

 

 

 

 

надо

сосредоточить

на

 

 

 

 

приемах

сборки

и

кон­

 

 

 

 

троля

кулисы,

камня,

 

 

 

 

втулки под палец и са­

 

 

 

 

мого

пальца.

 

Осталь­

 

 

 

 

ной

материал

был

изу­

 

 

 

 

чен

учащимися

в

пре­

 

 

 

 

дыдущих разделах про­

Рис. 98. Кулисный

механизм в собран­

граммы.

 

 

 

 

Для

того

чтобы

оп­

 

ном

виде

 

 

 

ределить

уровень

тео­

 

 

 

 

ретической подготовки учащихся, рекомендуется задать следующие вопросы:

Как устроены и для чего предназначены кулисные механизмы?

Каковы приемы сборки зубчатых передач?

Из какого материала изготовляют кулису и кулисный камень?

226


Материальное оснащение

Инструменты: шаберы, щупы, проверочные линей­ ки, индикаторы, уровни, калибр-пробки, штангенцир­ кули.

Приспособления:

ручной реечный пресс.

 

Материалы: машинное масло, краска, керосин,

обти­

рочные концы.

 

 

Объекты работы: поперечно-строгальный станок, дол­

бежный станок.

 

 

Учебно-наглядные

пособия: плакат 22 из серии

«Ос­

новы сборки машин», сборочные чертежи кулисного ме­ ханизма, технологические карты сборки, технические условия.

Основными техническими требованиями,

предъявляе­

мыми при сборке, являются следующие:

 

 

1. Камень должен свободно скользить в пазу кулисы;

между кулисой и камнем должны быть

зазоры, вели­

чина которых указывается в технических условиях.

2. Отклонение от прямолинейности

направляющих

кулисы на 1000 мм длины рабочих граней

направляю­

щих не должно превышать 0,02—0,05 мм.

 

 

3.Камень пришабривается по направляющим кулисы

сточностью 12—18 пятен на площади 25X25 мм2.

Вводный инструктаж

После объяснения технических требований следует сообщить учащимся, что при крупносерийном производ­ стве направляющие кулисы шлифуют в механических цехах до поступления на сборку. При мелкосерийном и единичном производстве направляющие камня, изготов­ ленные из чугуна, шабрят по кулисе, а если кулиса или камень имеют накладные закаленные стальные пласти­ ны, то их притирают абразивными порошками.

Сборку кулисных механизмов надо начать с установ­ ки накладных направляющих (пластин). После этого проверить прямолинейность направляющих микрометри­ ческим нутромером. При этом надо указать учащимся, какое отклонение допускается техническими требо­ ваниями.

Затем мастер демонстрирует приемы притирки камня к направляющим кулисы. Мастер должен привлечь вни­ мание учащихся к смазочным канавкам кулисного камня,

15*

227