Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обеспечивающим поступление смазки к трущимся по­

верхностям, а

затем подчеркнуть значение зазоров

между кулисой и кулисным

камнем.

Необходимо

показать,

как производят запрессовку

пальца в отверстие камня кулисы ручным методом при помощи реечного пресса, а также запрессовку втулки в отверстие кулисы и развертывание ее после запрессовки до размеров, указанных на чертеже. Так как учащиеся уже овладели приемами сборки зубчатых передач на предыдущих занятиях, рекомендуется проверить их зна­ ния, вызвав одного из них для самостоятельного показа всей группе приемов сборки зубчатых передач.

В заключение мастер должен остановиться на прие­ мах проверки и регулирования плавности хода камня по направляющим кулисы и закончить сборку, соединив кулису с серьгой и кулисный камень с винтом.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Подготовка деталей к сборке:

1)очистить, промыть, протереть все детали, посту­ пившие на сборку;

2)изучить сборочные чертежи, технические условия

иинструкционно-технологические карты;

3)проверить, соответствуют ли размеры деталей раз­ мерам, указанным на чертеже.

Упражнение 2. Сборка -кулисного механизма:

1)закрепить потайными болтами стальные направ­ ляющие кулисы и камня;

2)проверить взаимную параллельность направляю­ щих в 3—4 местах микрометрическим штихмасом;

3)проверить прямолинейность рабочих плоскостей камня индикатором и прямых углов угольником;

4)притереть камень к направляющим кулисы;

5)запрессовать палец в камень кулисы;

6)запрессовать втулку в отверстие кулисы;

7)развернуть отверстие втулки до размера, указан­ ного на чертеже;

8)установить зубчатые колеса;

9)произвести сборку винтового механизма, камня и зубчатых колес;

10)установить камень в направляющие кулисы;

11)проверить величину зазора между камнем и кули-- сой. Для этого между камнем и кулисой установить ла-

228


тунные пластинки, ширина которых равна 15—20 мм, а длина — ширине трущейся плоскости камня. Толщина пла­ стинки должна соответствовать величине зазора, указан­ ного на чертеже. Если допустимый зазор составляет 0,08—0,18 мм, то пластинка толщиной 0,08 мм должна свободно перемещаться по направляющим, а пластинка толщиной 0,18 мм — зажиматься;

12) проверить

плавность движения кулисного камня

по направляющим

кулисы.

 

Типичными ошибками учащихся при сборке кулисных

механизмов являются:

неточная

проверка направляю­

щих и особенно

камня

кулисы;

неперпендикулярность

пальца кулисы к камню, недостаточно точная пригонка камня к направляющим кулисы, плохо отрегулирован­ ная плавность перемещения кулисы. Наблюдая за вы­ полнением учащимися упражнений, мастер должен помо­ гать устранять эти ошибки. Не менее важно контролиро­ вать соблюдение учащимися последовательности сборки и технических требований, предъявляемых к сборке ме­ ханизма.


Глава ѴІІІ

СБОРКА ПОСТУПАТЕЛЬНО ДВИЖУЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПЛОСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

§ 42. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель этой темы — научить учащихся выполнять про­ верку прилегания плоскостей соприкосновения, их пря­ молинейность и твердость; сборку и подгонку ползунов и салазок направляющих.

Материальное оснащение

Инструменты: шаберы, сверла, метчики, напильники, отвертки, притиры, штангенциркули, индикаторы, щупы, клинья, контрольные валики, линейки, уровни, уголь­ ники 90° и другие инструменты.

Приспособления: прибор Польди, шабровочные пли­ ты, клинья.

Материалы: краска, притирочные порошки, бензин. Объекты работы: станины металлорежущих станков,

ползуны, каретки станков, детали штампов, салазки.

Учебно-наглядные пособия: инструкционно-технологи- ческие карты, сборочные чертежи. Плакаты 26 и 27 из серии «Основы сборки машин», таблицы отклонений и допусков на сборку деталей.

Перед началом инструктажа рекомендуется коротко рассказать учащимся:

1)о значении плоских направляющих и влиянии, ко­ торое они оказывают на точность станков (с тем, чтобы обосновать выбор баз при шабрении);

2)о проверке точности и геометрических форм плос< ких направляющих по элементам;

3)о проверке на глаз шероховатости поверхности

230

направляющих плоскостей и устранении с них следов штрихов;

4)о проверке прилегания направляющих щупом;

5)о проверке горизонтальности уровнем;

6) о проверке отдельных элементов направляющих

на

параллельность методом непосредственного изме­

рения;

 

 

 

7) о проверке

отдельных

элементов направляющих

на

параллельность

методом

относительного измерения

(индикатором);

 

 

8)о проверке направляющих на перпендикулярность угольником и щупом, а также индикатором;

9)о проверке прилегания направляющих плоскостей двух сопрягаемых деталей по краске;

10)о проверке твердости направляющих прибором Польди.

Объясняя порядок проведения проверки и показывая приемы шабрения поверхности направляющих, мастер использует инструкционную карту. Выполнение осталь­ ных видов проверки следует предоставить самим уча­ щимся, разрешив им пользоваться при этом инструкцион­ ной картой.

Учитывая, что шабрение

является

очень

трудоем­

кой операцией, поглощающей

до 40%

времени,

отводи­

мого на сборку, следует подчеркнуть необходимость ме­ ханизации шабрения. Когда это возможно, шабрение заменяют строганием широкими резцами, шлифованием или притиркой с использованием пасты ГОИ.

К сборке плоских направляющих предъявляют сле­ дующие основные технические требования:

1. Шабрение направляющих должно быть равно* мерным по всей поверхности, а количество пятен на квадрате 25x25 мм зависит от класса и должно составлять:

для первого класса — не

менее

25

(для

направляю­

щих прецизионных станков);

 

 

 

 

для второго класса — не менее 20 (для направляющих

скольжения шириной до 250

мм);

 

 

 

для третьего класса — не

менее

12

(для

направляю­

щих скольжения шириной до 200 мм).

 

 

2. Плотность прилегания сопряженных поверхностей

проверяется на краску и щупом

толщиной

0,04 мм по

всему доступному контуру детали. Щуп не должен захо­ дить между сопрягаемыми поверхностями, допустимое

231


«закусывание» щупа с торцов направляющих не должно превышать 25 мм.

3.Клинья, служащие для устранения зазоров в направ­ ляющих, должны плотно прилегать к плоскостям.

4.Винты и другие детали, служащие для регулиро­ вания клиньев, должны обеспечивать сохранение уста­ новленного зазора во время работы станка и иметь доста­ точный запас для подтягивания клиньев по мере их износа.

Детали с направляющими и детали, сопрягаемые с ними, на сборку обычно подаются или окончательно обра­ ботанными, или нуждающимися только в отделочной обработке. Задача слесаря-сборщика — довести эти де­ тали до требуемой точности, придать им правильную гео­ метрическую форму и установить на машину в строго определенном положении.

Вводный инструктаж

Сначала мастер показывает особенности сборки на­ правляющих, изготовленных как одно целое со станиной (рис. 99), а затем станин с накладными направляющими (рис. 100, а).

Рис. 99.

Основные

типы направляющих:

а — плоские,

б — призматические,

в — призма­

тические

с

опорной

плоскостью,

г — плоские

 

 

трапецеидальные

 

232

Рис. 100. Станины разных кон­ струкций:
а — станина с накладными направляю­
щими: / — накладные направляющие (планки), 2 —станина, 3— винт, 4 — шайба, -5 — гайка; б — направляющие с накладными тонкими пластинками:
1 планки, 2 — монтажная головка

При демонстрации приемов сборки станин с наклад­ ными направляющими необходимо остановиться на припиливании по краске посадочных мест, сверлении отвер­ стий с использованием накладных пластин в качестве кондуктора, нарезании резьбы под крепежные болты вручную и механическим путем. Целесообразно познако­ мить учащихся с прие­ мами завертывания винтов механической отверткой и гайковер­ тами.

Производя крепле­ ние тонких стальных направляющих винта­ ми с монтажными го­ ловками (рис. 100, б), ввинчивать их в стани­ ну до тех пор, пока ко­ ническая часть головки не упрется в наклад­ ную планку; затем мон­ тажную головку сре­ зать, а оставшуюся ко­ ническую головку винта расчеканить и опилить заподлицо с направ­ ляющими.

Мастер должен по­ казать окончательную отделку направляющих шабрением, чистовым

строганием широкими резцами, шлифованием и притир» кой. При шабрении следует особенно тщательно подго­ товить поверхности направляющих и сопрягаемых с ними деталей; оставить припуски, предварительно опилить лич­ ным напильником все острые кромки и заусенцы, уда­ лить керосином масляные пятна, установить станину для шабрения по уровню, используя при этом клинья.

Затем продемонстрировать приемы окрашивания по­ верхностей направляющих с помощью линейки и специ­ альной плиты, имеющей профиль рабочей поверхности, и приемы проверки взаимного расположения поверхностей направляющих.

После этого перейти к ознакомлению учащихся

233


с особенностями шабрения направляющих типа «ласточ­ кин хвост», показав сначала грубую шабровку всех со­ прягаемых поверхностей по угловой линейке и шабро­ вочной плите (рис. 101, а). При этом необходимо перио­ дически проверять взаимную параллельность ребер на­ клонных поверхностей ползушкой с индикатором

Рис. 101. Приемы сборки направляющих типа станин:

а — станина с

направляющими типа «ласточкин хвост», б — проверка

на­

правляющих при помощи ползушки с

индикатором: / — индикатор;

2 —•

пружина,

3 — ползушка,

4— цилиндр,

5— винт, 6 — штифт; s — проверка

направляющих

при

помощи контрольных валиков; г — проверка направ-

л І І О Щ И Х

длиной до

10 м

при помощи

струны и микроскопа: / — струна,

 

 

2 — грузик, 3 — мостик, 4 — микроскоп

 

(рис. 101, б), имеющей профиль типа «ласточкин хвост» или двух контрольных валиков (рис. 101, в).

Наряду с этим следует показать особенности провер­ ки направляющих линий до 10 м (рис. 101, г).

Мостик 3 с размещенным на нем микроскопом 4 надо поочередно устанавливать на концах направляющей и при помощи микрометрического винта совмещать риски с рояльной струной /.

231

Струна, изготовленная из стальной проволоки и на­ тянутая при помощи грузика 2, служит здесь контроль­ ной прямой.

§ 43. СБОРКА ДЕТАЛЕЙ

Упражнения учащихся и текущий инструктаж

Упражнение 1. Подготовка к сборке соединений по­ ступательно движущихся деталей с плоскими поверхно­ стями соприкосновения:

1)подготовить детали к сборке;

2)изучить чертежи и технические условия на сборку;

3)проверить прямолинейность направляющих линей­ кой и щупом;

4)проверить твердость направляющих прибором Польдди.

Упражнение 2. Сборка деталей с плоскими направ­ ляющими:

1)произвести сборку цельных направляющих, для этого: проверить шероховатость поверхности направляю­ щих по плите, покрытой краской; припилить поверхности (предварительно); выполнить пришабривание;

2)произвести сборку направляющих с накладными пластинами, а для этого: просверлить отверстия, исполь­ зуя накладные направляющие в качестве кондуктора; нарезать резьбу под болты;

установить накладные пластины на направляющие; закрепить пластины винтами с монтажными голов­

ками;

3)промыть направляющие для удаления масла;

4)проверить чистоту поверхности направляющих по плите, покрытой краской;

5)произвести шабрение направляющих;

6)произвести притирку направляющих;

7)проверить прямолинейность направляющих по струне.

Упражнение 3. Сборка направляющих типа «ласточ­ кин хвост»:

1)подготовить детали к сборке;

2)изучить чертежи и технические условия на сборку;

3)проверить направляющие по плите, на которую нанесена краска;

2,35