Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
обеспечивающим поступление смазки к трущимся по
верхностям, а |
затем подчеркнуть значение зазоров |
|
между кулисой и кулисным |
камнем. |
|
Необходимо |
показать, |
как производят запрессовку |
пальца в отверстие камня кулисы ручным методом при помощи реечного пресса, а также запрессовку втулки в отверстие кулисы и развертывание ее после запрессовки до размеров, указанных на чертеже. Так как учащиеся уже овладели приемами сборки зубчатых передач на предыдущих занятиях, рекомендуется проверить их зна ния, вызвав одного из них для самостоятельного показа всей группе приемов сборки зубчатых передач.
В заключение мастер должен остановиться на прие мах проверки и регулирования плавности хода камня по направляющим кулисы и закончить сборку, соединив кулису с серьгой и кулисный камень с винтом.
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Подготовка деталей к сборке:
1)очистить, промыть, протереть все детали, посту пившие на сборку;
2)изучить сборочные чертежи, технические условия
иинструкционно-технологические карты;
3)проверить, соответствуют ли размеры деталей раз мерам, указанным на чертеже.
Упражнение 2. Сборка -кулисного механизма:
1)закрепить потайными болтами стальные направ ляющие кулисы и камня;
2)проверить взаимную параллельность направляю щих в 3—4 местах микрометрическим штихмасом;
3)проверить прямолинейность рабочих плоскостей камня индикатором и прямых углов угольником;
4)притереть камень к направляющим кулисы;
5)запрессовать палец в камень кулисы;
6)запрессовать втулку в отверстие кулисы;
7)развернуть отверстие втулки до размера, указан ного на чертеже;
8)установить зубчатые колеса;
9)произвести сборку винтового механизма, камня и зубчатых колес;
10)установить камень в направляющие кулисы;
11)проверить величину зазора между камнем и кули-- сой. Для этого между камнем и кулисой установить ла-
228
тунные пластинки, ширина которых равна 15—20 мм, а длина — ширине трущейся плоскости камня. Толщина пла стинки должна соответствовать величине зазора, указан ного на чертеже. Если допустимый зазор составляет 0,08—0,18 мм, то пластинка толщиной 0,08 мм должна свободно перемещаться по направляющим, а пластинка толщиной 0,18 мм — зажиматься;
12) проверить |
плавность движения кулисного камня |
||
по направляющим |
кулисы. |
|
|
Типичными ошибками учащихся при сборке кулисных |
|||
механизмов являются: |
неточная |
проверка направляю |
|
щих и особенно |
камня |
кулисы; |
неперпендикулярность |
пальца кулисы к камню, недостаточно точная пригонка камня к направляющим кулисы, плохо отрегулирован ная плавность перемещения кулисы. Наблюдая за вы полнением учащимися упражнений, мастер должен помо гать устранять эти ошибки. Не менее важно контролиро вать соблюдение учащимися последовательности сборки и технических требований, предъявляемых к сборке ме ханизма.
Глава ѴІІІ
СБОРКА ПОСТУПАТЕЛЬНО ДВИЖУЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПЛОСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
§ 42. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цель этой темы — научить учащихся выполнять про верку прилегания плоскостей соприкосновения, их пря молинейность и твердость; сборку и подгонку ползунов и салазок направляющих.
Материальное оснащение
Инструменты: шаберы, сверла, метчики, напильники, отвертки, притиры, штангенциркули, индикаторы, щупы, клинья, контрольные валики, линейки, уровни, уголь ники 90° и другие инструменты.
Приспособления: прибор Польди, шабровочные пли ты, клинья.
Материалы: краска, притирочные порошки, бензин. Объекты работы: станины металлорежущих станков,
ползуны, каретки станков, детали штампов, салазки.
Учебно-наглядные пособия: инструкционно-технологи- ческие карты, сборочные чертежи. Плакаты 26 и 27 из серии «Основы сборки машин», таблицы отклонений и допусков на сборку деталей.
Перед началом инструктажа рекомендуется коротко рассказать учащимся:
1)о значении плоских направляющих и влиянии, ко торое они оказывают на точность станков (с тем, чтобы обосновать выбор баз при шабрении);
2)о проверке точности и геометрических форм плос< ких направляющих по элементам;
3)о проверке на глаз шероховатости поверхности
230
направляющих плоскостей и устранении с них следов штрихов;
4)о проверке прилегания направляющих щупом;
5)о проверке горизонтальности уровнем;
6) о проверке отдельных элементов направляющих
на |
параллельность методом непосредственного изме |
||
рения; |
|
|
|
|
7) о проверке |
отдельных |
элементов направляющих |
на |
параллельность |
методом |
относительного измерения |
(индикатором); |
|
|
8)о проверке направляющих на перпендикулярность угольником и щупом, а также индикатором;
9)о проверке прилегания направляющих плоскостей двух сопрягаемых деталей по краске;
10)о проверке твердости направляющих прибором Польди.
Объясняя порядок проведения проверки и показывая приемы шабрения поверхности направляющих, мастер использует инструкционную карту. Выполнение осталь ных видов проверки следует предоставить самим уча щимся, разрешив им пользоваться при этом инструкцион ной картой.
Учитывая, что шабрение |
является |
очень |
трудоем |
кой операцией, поглощающей |
до 40% |
времени, |
отводи |
мого на сборку, следует подчеркнуть необходимость ме ханизации шабрения. Когда это возможно, шабрение заменяют строганием широкими резцами, шлифованием или притиркой с использованием пасты ГОИ.
К сборке плоских направляющих предъявляют сле дующие основные технические требования:
1. Шабрение направляющих должно быть равно* мерным по всей поверхности, а количество пятен на квадрате 25x25 мм зависит от класса и должно составлять:
для первого класса — не |
менее |
25 |
(для |
направляю |
щих прецизионных станков); |
|
|
|
|
для второго класса — не менее 20 (для направляющих |
||||
скольжения шириной до 250 |
мм); |
|
|
|
для третьего класса — не |
менее |
12 |
(для |
направляю |
щих скольжения шириной до 200 мм). |
|
|
||
2. Плотность прилегания сопряженных поверхностей |
||||
проверяется на краску и щупом |
толщиной |
0,04 мм по |
всему доступному контуру детали. Щуп не должен захо дить между сопрягаемыми поверхностями, допустимое
231
«закусывание» щупа с торцов направляющих не должно превышать 25 мм.
3.Клинья, служащие для устранения зазоров в направ ляющих, должны плотно прилегать к плоскостям.
4.Винты и другие детали, служащие для регулиро вания клиньев, должны обеспечивать сохранение уста новленного зазора во время работы станка и иметь доста точный запас для подтягивания клиньев по мере их износа.
Детали с направляющими и детали, сопрягаемые с ними, на сборку обычно подаются или окончательно обра ботанными, или нуждающимися только в отделочной обработке. Задача слесаря-сборщика — довести эти де тали до требуемой точности, придать им правильную гео метрическую форму и установить на машину в строго определенном положении.
Вводный инструктаж
Сначала мастер показывает особенности сборки на правляющих, изготовленных как одно целое со станиной (рис. 99), а затем станин с накладными направляющими (рис. 100, а).
Рис. 99. |
Основные |
типы направляющих: |
||
а — плоские, |
б — призматические, |
в — призма |
||
тические |
с |
опорной |
плоскостью, |
г — плоские |
|
|
трапецеидальные |
|
232
При демонстрации приемов сборки станин с наклад ными направляющими необходимо остановиться на припиливании по краске посадочных мест, сверлении отвер стий с использованием накладных пластин в качестве кондуктора, нарезании резьбы под крепежные болты вручную и механическим путем. Целесообразно познако мить учащихся с прие мами завертывания винтов механической отверткой и гайковер тами.
Производя крепле ние тонких стальных направляющих винта ми с монтажными го ловками (рис. 100, б), ввинчивать их в стани ну до тех пор, пока ко ническая часть головки не упрется в наклад ную планку; затем мон тажную головку сре зать, а оставшуюся ко ническую головку винта расчеканить и опилить заподлицо с направ ляющими.
Мастер должен по казать окончательную отделку направляющих шабрением, чистовым
строганием широкими резцами, шлифованием и притир» кой. При шабрении следует особенно тщательно подго товить поверхности направляющих и сопрягаемых с ними деталей; оставить припуски, предварительно опилить лич ным напильником все острые кромки и заусенцы, уда лить керосином масляные пятна, установить станину для шабрения по уровню, используя при этом клинья.
Затем продемонстрировать приемы окрашивания по верхностей направляющих с помощью линейки и специ альной плиты, имеющей профиль рабочей поверхности, и приемы проверки взаимного расположения поверхностей направляющих.
После этого перейти к ознакомлению учащихся
233
с особенностями шабрения направляющих типа «ласточ кин хвост», показав сначала грубую шабровку всех со прягаемых поверхностей по угловой линейке и шабро вочной плите (рис. 101, а). При этом необходимо перио дически проверять взаимную параллельность ребер на клонных поверхностей ползушкой с индикатором
Рис. 101. Приемы сборки направляющих типа станин:
а — станина с |
направляющими типа «ласточкин хвост», б — проверка |
на |
||||
правляющих при помощи ползушки с |
индикатором: / — индикатор; |
2 —• |
||||
пружина, |
3 — ползушка, |
4— цилиндр, |
5— винт, 6 — штифт; s — проверка |
|||
направляющих |
при |
помощи контрольных валиков; г — проверка направ- |
||||
л І І О Щ И Х |
длиной до |
10 м |
при помощи |
струны и микроскопа: / — струна, |
||
|
|
2 — грузик, 3 — мостик, 4 — микроскоп |
|
(рис. 101, б), имеющей профиль типа «ласточкин хвост» или двух контрольных валиков (рис. 101, в).
Наряду с этим следует показать особенности провер ки направляющих линий до 10 м (рис. 101, г).
Мостик 3 с размещенным на нем микроскопом 4 надо поочередно устанавливать на концах направляющей и при помощи микрометрического винта совмещать риски с рояльной струной /.
231
Струна, изготовленная из стальной проволоки и на тянутая при помощи грузика 2, служит здесь контроль ной прямой.
§ 43. СБОРКА ДЕТАЛЕЙ
Упражнения учащихся и текущий инструктаж
Упражнение 1. Подготовка к сборке соединений по ступательно движущихся деталей с плоскими поверхно стями соприкосновения:
1)подготовить детали к сборке;
2)изучить чертежи и технические условия на сборку;
3)проверить прямолинейность направляющих линей кой и щупом;
4)проверить твердость направляющих прибором Польдди.
Упражнение 2. Сборка деталей с плоскими направ ляющими:
1)произвести сборку цельных направляющих, для этого: проверить шероховатость поверхности направляю щих по плите, покрытой краской; припилить поверхности (предварительно); выполнить пришабривание;
2)произвести сборку направляющих с накладными пластинами, а для этого: просверлить отверстия, исполь зуя накладные направляющие в качестве кондуктора; нарезать резьбу под болты;
установить накладные пластины на направляющие; закрепить пластины винтами с монтажными голов
ками;
3)промыть направляющие для удаления масла;
4)проверить чистоту поверхности направляющих по плите, покрытой краской;
5)произвести шабрение направляющих;
6)произвести притирку направляющих;
7)проверить прямолинейность направляющих по струне.
Упражнение 3. Сборка направляющих типа «ласточ кин хвост»:
1)подготовить детали к сборке;
2)изучить чертежи и технические условия на сборку;
3)проверить направляющие по плите, на которую нанесена краска;
2,35