Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
чания по занятию, отмечать положительные и отрица тельные стороны его, причины невыполнения плана и на мечать мероприятия для дальнейшего повышения каче ства занятий.
Формы планов и конспектов занятий производствен ного обучения могут быть самые разнообразные, но они должны охватывать определенные элементы.
В табл. 1 приводится примерный план-конспект одно го занятия.
§ 9. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
Для достижения положительных результатов обуче ния мастер должен в ходе занятий применять проверен ные и оправдавшие себя на практике формы работы:
1. Проведение вводного занятия (инструктажа) пе ред изучением каждой новой темы программы.
2. Проведение индивидуального (в некоторых случаях бригадного) инструктажа.
3.Письменный инструктаж.
4.Заключительное занятие по теме.
П р о в е д е н и е |
в в о д н о г о |
и н с т р у к т а ж а |
не |
|||
обходимо для повторения и закрепления |
соответствую |
|||||
щих |
знаний по теории (специальная технология, |
мате |
||||
риаловедение, черчение и др.), без которых |
учащиеся не |
|||||
могут |
сознательно |
относиться к |
практической |
работе; |
||
для создания ясного представления |
о том, какие |
приемы |
и навыки учащиеся должны узнать и освоить в процессе занятий; для объяснения учащимся учебной цели, по ставленной в данной теме, а также для изложения орга низационных задач, связанных с освоением темы. Ввод ный инструктаж рекомендуется проводить перед каж дым занятием.
При проведении вводного инструктажа в плане заня тия должны быть предусмотрены следующие элементы: опрос учащихся по ранее пройденной теме, пополнение теоретических знаний учащихся по освоению новой опе рации, показ рабочих приемов и их объяснение, показ организации рабочего места и сообщение правил техни ки безопасности, показ и ознакомление с инструментами, механизмами, приспособлениями, применяемыми при выполнении данной операции или рабочего приема, вы полнение пробных упражнений несколькими учащимися для закрепления рабочих приемов, разбор допущенных
3 Макненко Н, И, |
33 |
учащимися ошибок и объяснение их причин и способов предупреждения.
П р о в е д е н и е и н д и в и д у а л ь н о г о ( б р и г а д *
н о г |
о) т е к у щ е г о и н с т р у к т а ж а |
необходимо, для |
того, |
чтобы учащиеся сами, из своего |
личного опыта, |
уяснили сущность приемов, специфику их выполнения во всех деталях. Разнообразными методами и приемами располагает мастер для развития самостоятельности и новаторских стремлений у учащихся в процессе выполне ния ими производственных заданий.
Успех обучения и воспитания, в частности развитие у учащихся самостоятельности и инициативы, в значитель ной мере зависит от правильного понимания, а следова тельно, и проведения текущего инструктажа.
Роль мастера при проведении текущего инструктажа сводится к руководству выполнением приемов, наблюде нию за содержанием рабочего места, за выполнением правил техники безопасности и поддержанием работо способности группы.
В целях конкретного ознакомления с качеством вы полнения учащимися приемов работы мастер неодно кратно обходит мастерскую, наблюдая за работой уча щихся и помогая устранению недостатков в их работе. Опрос проводится для выяснения прочности усвоения материала.
Мастер должен быть внимателен, чтобы вовремя за метить и указать на неправильности, допущенные уча щимися в приемах работы; не исправленный вовремя,
неправильно выполняемый учащимися прием |
перейдет |
в навык, который будет значительно труднее |
исправить. |
В то же время мастер должен это сделать так, чтобы не нарушать спокойную рабочую обстановку. При этом, естественно, нельзя допускать повышенного тона и осо бенно окриков.
В п р о ц е с с е т е к у щ е г о и н с т р у к т а ж а сле дует показать учащемуся правильные приемы выполне ния работ, но ничего не делать за него. После указания ошибок учащемуся нужно дать возможность самому в спокойной обстановке осмыслить и применить правиль ные приемы.
Но необходимо помнить, что, инструктируя отстающих учащихся, нельзя оставлять без внимания всей группы, так как это приведет ' к снижению дисциплины. Чтобы облегчить отстающим учащимся выполнение работы,
34
можно давать расчлененные задачи, например, если уча щийся слабо усваивает припасовку камня кулисы к направляющим, ему рекомендуется давать расчлененное задание, в результате у учащегося образуются прочные умения в выполнении этих приемов.
П и с ь м е н н ы й и н с т р у к т а ж . Проведение ма стером вводного и текущего инструктажей не исключает оправдавшего себя на практике письменного инструкта жа, который является хорошим педагогическим средством повышения качества обучения.
Письменными инструкциями являются карты: инст рукционные, технологические, операционные.
Разработка и использование в процессе производст венного обучения письменных инструкций, отвечающих целям производственного обучения и научным принци пам современной передовой технологии, создают у уча щихся правильное представление о современной передо вой технологии, связи между производственным и теоре тическим обучением, приучают учащихся работать пере довыми, а не отсталыми, кустарными методами.
Содержание инструкционных карт по мере обучения учащихся меняется и в конце концов их заменяют техно логическими и операционными.
Применение инструкционных карт облегчает мастеру руководство учебно-производственным процессом, осо бенно на начальных стадиях обучения. В это время уча щиеся, не имея еще опыта в работе, особенно часто нуж даются в указаниях'мастера, 4jo и как нужно делать при выполнении задания. При средней численности учебной группы 25—30 человек мастер может уделить каждому учащемуся для индивидуального объяснения не более 10—12 мин в течение занятия.
В этих условиях инструкционная карта, в которой по дробно описан и проиллюстрирован каждый прием рабо ты и изложена наиболее целесообразная их последова тельность, поможет учащимся выполнять свою работу в известной мере самостоятельно, но заменить мастера, ко нечно, не может. Письменные инструкции — лишь под спорье в руках мастера, одно из средств, которым он пользуется при организации учебного процесса.
Применение инструкционных карт дает мастеру воз можность уделить больше внимания группе и способст вует улучшению качества устного инструктажа.
Наряду с этим письменный инструктаж имеет боль-
3* |
35 |
шое воспитательное значение. При правильной организа ции его учащиеся приучаются предварительно обдумы вать работу и приготавливать все необходимое для ее выполнения.
Возможны три варианта применения инструкционных карт:
1)учащимся выдают готовые инструкционные карты;
2)инструкционные карты составляют учащиеся под руководством мастера;
3)инструкционные карты составляют учащиеся са мостоятельно. '
В начальном периоде обучения мастер должен выда вать учащимся инструкционные карты только после по дробного разбора их содержания и указания порядка вы полнения предстоящей работы. Без такого предваритель ного разъяснения учащиеся, как показала практика, не могут, работая по карте, осмыслить весь процесс работы в целом.
Мастеру рекомендуется организовать работу с инст рукционными картами следующим образом: после озна комления учащихся с технической характеристикой собираемого изделия следует разъяснить технологию сборки изделия и показать приемы сборки, а затем обсу дить порядок сборки с учащимися.
В конце производственного обучения, когда у учащих ся уже выработаны навыки планирования работы и они усвоили общие законы технологического процесса при сборке различных изделий, им можно предложить само стоятельно заполнить бланк инструкционной карты. За полненный учащимися бланк инструкционной карты мастер проверяет, исправляет допущенные ошибки, после чего учащиеся приступают к работе.
Во втором периоде обучения, выполняя самостоятель ные работы по разборке и сборке оборудования, учащи еся закрепляют освоенные ими при элементарных упраж нениях приемы, совершенствуют их выполнение. Причем приемы подбирают в различных сочетаниях, чтобы они охватывали комплекс работ.
В этот период обучения учащиеся должны приучить ся определять последовательность обработки изделий вначале с помощью мастера, а затем только под его контролем.
При этом инструкционная карта уже заменяется тех нологической, которая опеределяет лишь последователь-
36
ность обработки, а переходы, инструменты и приспособ ления должны выбирать сами учащиеся под контролем мастера.
В третий период обучения, когда производится комп лексная сборка изделий, учащиеся должны самостоя тельно выполнять отдельные приемы, так как они под готовлены к таким работам, как сборка механизмов вра щательного движения, передачи движения, преобразова ния движения и др.
В это время следует приучить учащихся к работе по технологическим картам, применяемым на предприятиях.. Операционная карта в отличие от технологиче
ской карты, в которой последовательно излагается тех нологический процесс сборки всего изделия (по операциям), предусматривает выполнение одной какойлибо операции.
Этот вид карт широко применяется на предприятиях при сборке отдельных несложных узлов' или-при серий ном производстве, где рабочие специализируются на вы полнении отдельных видов операций.
З а к л ю ч и т е л ь н ы й и н с т р у к т а ж проводится
вконце занятия.
Вплане занятия для проведения заключительного инструктажа мастер должен наметить следующие эле менты:
1.Разбор ошибок, допущенных в процессе выполне ния упражнений учащимися.
2. |
Осмотр |
и оценку выполненных учащимися работ. |
3. |
Выполнение учебной цели занятия и доведение до |
|
сознания учащихся результатов занятия. |
||
4. |
Разбор |
характерных затруднений, возникающих |
при выполнении работ и содержании рабочего места, анализ их причин и способов устранения.
В заключительном инструктаже должны активное участие принимать, учащиеся, что способствует формиро ванию у них самостоятельности в работе.
Обсуждение итогов работы воспитывает у учащихся критическое отношение к работе, приучает к обобщениям и выводам, позволяющим вносить необходимые коррек тивы в работу.
Существенным моментом заключительного инструк тажа являются конкретные указания мастера о характе ре и содержании подготовки учащихся к следующему занятию,
37
В конце заключительного инструктажа мастер дает учащимся домашнее задание.
После заключительного инструктажа учащиеся сдают мастеру инструмент и приводят в порядок рабочие места, а дежурные — общие и рабочие места (стенды, заточные станки и др.). Затем группа покидает мастерскую, а ма стер оформляет необходимые записи в журнале произ водственного обучения, составляет план занятий следу ющего дня и подготавливает все необходимое для за нятий.
§ 10. ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
Проверка и оценка успеваемости учащихся по произ водственному обучению являются важной составной частью учебного процесса и серьезным средством борьбы за высокое качество профессиональной подготовки мо лодых рабочих.
Оценивая работу учащихся, мастер должен пользо ваться едиными нормами оценок успеваемости по произ водственному обучению и выставлять их в полном соот ветствии с «Инструкцией о планировании и учете учебной работы в дневных и вечерних профессионально-техни ческих училищах», утвержденной Государственным ко митетом Совета Министров СССР по профессиональнотехническому образованию в 1962 г.
Любая оценка, хорошая или плохая, должна побуж дать ученика к лучшей работе. Чтобы оценки, выставлен ные мастером, помогали в борьбе за высокое качество производственного обучения, они должны точно и пра вильно отражать фактический уровень профессиональ ных знаний, умений и навыков каждого учащегося.
Основными показателями качества усвоения учащи мися знаний, умений и навыков по производственному обучению являются:
а) правильность и рациональность приемов и спосо бов труда, применяемых учащимися, правильность орга низации рабочего места;
б) соблюдение технических требований и других ка чественных показателей учебно-производственных работ, являющихся основным объектом учета успеваемости учащихся;
в) выполнение установленных количественных пока зателей (норм времени, выработки), по которым судят
38
о степени овладения учащимися профессиональным ма стерством;
г) степень самостоятельности выполнения задания, служащая показателем уровня квалификации учащихся.
Судить о достижениях обучающихся и оценивать их успеваемость следует на основе учета всех вышепере численных показателей.
В первом периоде обучения, когда учащиеся осваи вают новые операции, при оценке результатов необходи мо обращать внимание на правильное выполнение при емов и соблюдение технических требований. При изуче нии комплексных работ, в которые включают ранее прой денные операции, необходимо следить за выполнением норм выработки, а затем, по мере усвоения приемов, об ращать внимание на самостоятельное применение на практике знаний и умений.
Успеваемость учащихся мастер оценивает по пяти балльной системе. Мастер несет полную ответственность за правильность оценки успеваемости своих учащихся, и никто не вправе оказывать на него в этом вопросе дав ление.
§11. НОВОЕ В ПЛАНИРОВАНИИ
ИТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ
Впоследнее время в профессионально-технических училищах все чаще применяют новые формы и методы обучения.
П р о б л е м н ы й м е т о д о б у ч е н и я позволяет учащимся путем самостоятельной работы, собственных выводов приходить к тем или иным заключениям и спо собам решения поставленных перед ними проблем.
Для разрешения проблемных ситуаций, обеспечиваю щих эффективность урока производственного обучения, необходимо выполнить следующие условия: сложность проблемы должна соответствовать уровню развития уча щихся, четко определены границы известного и неизве стного учебного материала, разработаны варианты ре шения проблемы, предусмотрены возможные ошибки в процессе решения проблемы, определена степень само стоятельности учащихся в овладении новыми знаниями.
Следует предвидеть возникновение |
новых проблем в |
ходе разрешения первоначальной |
проблемной ситуа |
ции. |
|
39