Файл: Макиенко, Н. И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чания по занятию, отмечать положительные и отрица­ тельные стороны его, причины невыполнения плана и на­ мечать мероприятия для дальнейшего повышения каче­ ства занятий.

Формы планов и конспектов занятий производствен­ ного обучения могут быть самые разнообразные, но они должны охватывать определенные элементы.

В табл. 1 приводится примерный план-конспект одно­ го занятия.

§ 9. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Для достижения положительных результатов обуче­ ния мастер должен в ходе занятий применять проверен­ ные и оправдавшие себя на практике формы работы:

1. Проведение вводного занятия (инструктажа) пе­ ред изучением каждой новой темы программы.

2. Проведение индивидуального (в некоторых случаях бригадного) инструктажа.

3.Письменный инструктаж.

4.Заключительное занятие по теме.

П р о в е д е н и е

в в о д н о г о

и н с т р у к т а ж а

не­

обходимо для повторения и закрепления

соответствую­

щих

знаний по теории (специальная технология,

мате­

риаловедение, черчение и др.), без которых

учащиеся не

могут

сознательно

относиться к

практической

работе;

для создания ясного представления

о том, какие

приемы

и навыки учащиеся должны узнать и освоить в процессе занятий; для объяснения учащимся учебной цели, по­ ставленной в данной теме, а также для изложения орга­ низационных задач, связанных с освоением темы. Ввод­ ный инструктаж рекомендуется проводить перед каж­ дым занятием.

При проведении вводного инструктажа в плане заня­ тия должны быть предусмотрены следующие элементы: опрос учащихся по ранее пройденной теме, пополнение теоретических знаний учащихся по освоению новой опе­ рации, показ рабочих приемов и их объяснение, показ организации рабочего места и сообщение правил техни­ ки безопасности, показ и ознакомление с инструментами, механизмами, приспособлениями, применяемыми при выполнении данной операции или рабочего приема, вы­ полнение пробных упражнений несколькими учащимися для закрепления рабочих приемов, разбор допущенных

3 Макненко Н, И,

33


учащимися ошибок и объяснение их причин и способов предупреждения.

П р о в е д е н и е и н д и в и д у а л ь н о г о ( б р и г а д *

н о г

о) т е к у щ е г о и н с т р у к т а ж а

необходимо, для

того,

чтобы учащиеся сами, из своего

личного опыта,

уяснили сущность приемов, специфику их выполнения во всех деталях. Разнообразными методами и приемами располагает мастер для развития самостоятельности и новаторских стремлений у учащихся в процессе выполне­ ния ими производственных заданий.

Успех обучения и воспитания, в частности развитие у учащихся самостоятельности и инициативы, в значитель­ ной мере зависит от правильного понимания, а следова­ тельно, и проведения текущего инструктажа.

Роль мастера при проведении текущего инструктажа сводится к руководству выполнением приемов, наблюде­ нию за содержанием рабочего места, за выполнением правил техники безопасности и поддержанием работо­ способности группы.

В целях конкретного ознакомления с качеством вы­ полнения учащимися приемов работы мастер неодно­ кратно обходит мастерскую, наблюдая за работой уча­ щихся и помогая устранению недостатков в их работе. Опрос проводится для выяснения прочности усвоения материала.

Мастер должен быть внимателен, чтобы вовремя за­ метить и указать на неправильности, допущенные уча­ щимися в приемах работы; не исправленный вовремя,

неправильно выполняемый учащимися прием

перейдет

в навык, который будет значительно труднее

исправить.

В то же время мастер должен это сделать так, чтобы не нарушать спокойную рабочую обстановку. При этом, естественно, нельзя допускать повышенного тона и осо­ бенно окриков.

В п р о ц е с с е т е к у щ е г о и н с т р у к т а ж а сле­ дует показать учащемуся правильные приемы выполне­ ния работ, но ничего не делать за него. После указания ошибок учащемуся нужно дать возможность самому в спокойной обстановке осмыслить и применить правиль­ ные приемы.

Но необходимо помнить, что, инструктируя отстающих учащихся, нельзя оставлять без внимания всей группы, так как это приведет ' к снижению дисциплины. Чтобы облегчить отстающим учащимся выполнение работы,

34


можно давать расчлененные задачи, например, если уча­ щийся слабо усваивает припасовку камня кулисы к направляющим, ему рекомендуется давать расчлененное задание, в результате у учащегося образуются прочные умения в выполнении этих приемов.

П и с ь м е н н ы й и н с т р у к т а ж . Проведение ма­ стером вводного и текущего инструктажей не исключает оправдавшего себя на практике письменного инструкта­ жа, который является хорошим педагогическим средством повышения качества обучения.

Письменными инструкциями являются карты: инст­ рукционные, технологические, операционные.

Разработка и использование в процессе производст­ венного обучения письменных инструкций, отвечающих целям производственного обучения и научным принци­ пам современной передовой технологии, создают у уча­ щихся правильное представление о современной передо­ вой технологии, связи между производственным и теоре­ тическим обучением, приучают учащихся работать пере­ довыми, а не отсталыми, кустарными методами.

Содержание инструкционных карт по мере обучения учащихся меняется и в конце концов их заменяют техно­ логическими и операционными.

Применение инструкционных карт облегчает мастеру руководство учебно-производственным процессом, осо­ бенно на начальных стадиях обучения. В это время уча­ щиеся, не имея еще опыта в работе, особенно часто нуж­ даются в указаниях'мастера, 4jo и как нужно делать при выполнении задания. При средней численности учебной группы 25—30 человек мастер может уделить каждому учащемуся для индивидуального объяснения не более 10—12 мин в течение занятия.

В этих условиях инструкционная карта, в которой по­ дробно описан и проиллюстрирован каждый прием рабо­ ты и изложена наиболее целесообразная их последова­ тельность, поможет учащимся выполнять свою работу в известной мере самостоятельно, но заменить мастера, ко­ нечно, не может. Письменные инструкции — лишь под­ спорье в руках мастера, одно из средств, которым он пользуется при организации учебного процесса.

Применение инструкционных карт дает мастеру воз­ можность уделить больше внимания группе и способст­ вует улучшению качества устного инструктажа.

Наряду с этим письменный инструктаж имеет боль-

3*

35


шое воспитательное значение. При правильной организа­ ции его учащиеся приучаются предварительно обдумы­ вать работу и приготавливать все необходимое для ее выполнения.

Возможны три варианта применения инструкционных карт:

1)учащимся выдают готовые инструкционные карты;

2)инструкционные карты составляют учащиеся под руководством мастера;

3)инструкционные карты составляют учащиеся са­ мостоятельно. '

В начальном периоде обучения мастер должен выда­ вать учащимся инструкционные карты только после по­ дробного разбора их содержания и указания порядка вы­ полнения предстоящей работы. Без такого предваритель­ ного разъяснения учащиеся, как показала практика, не могут, работая по карте, осмыслить весь процесс работы в целом.

Мастеру рекомендуется организовать работу с инст­ рукционными картами следующим образом: после озна­ комления учащихся с технической характеристикой собираемого изделия следует разъяснить технологию сборки изделия и показать приемы сборки, а затем обсу­ дить порядок сборки с учащимися.

В конце производственного обучения, когда у учащих­ ся уже выработаны навыки планирования работы и они усвоили общие законы технологического процесса при сборке различных изделий, им можно предложить само­ стоятельно заполнить бланк инструкционной карты. За­ полненный учащимися бланк инструкционной карты мастер проверяет, исправляет допущенные ошибки, после чего учащиеся приступают к работе.

Во втором периоде обучения, выполняя самостоятель­ ные работы по разборке и сборке оборудования, учащи­ еся закрепляют освоенные ими при элементарных упраж­ нениях приемы, совершенствуют их выполнение. Причем приемы подбирают в различных сочетаниях, чтобы они охватывали комплекс работ.

В этот период обучения учащиеся должны приучить­ ся определять последовательность обработки изделий вначале с помощью мастера, а затем только под его контролем.

При этом инструкционная карта уже заменяется тех­ нологической, которая опеределяет лишь последователь-

36

ность обработки, а переходы, инструменты и приспособ­ ления должны выбирать сами учащиеся под контролем мастера.

В третий период обучения, когда производится комп­ лексная сборка изделий, учащиеся должны самостоя­ тельно выполнять отдельные приемы, так как они под­ готовлены к таким работам, как сборка механизмов вра­ щательного движения, передачи движения, преобразова­ ния движения и др.

В это время следует приучить учащихся к работе по технологическим картам, применяемым на предприятиях.. Операционная карта в отличие от технологиче­

ской карты, в которой последовательно излагается тех­ нологический процесс сборки всего изделия (по операциям), предусматривает выполнение одной какойлибо операции.

Этот вид карт широко применяется на предприятиях при сборке отдельных несложных узлов' или-при серий­ ном производстве, где рабочие специализируются на вы­ полнении отдельных видов операций.

З а к л ю ч и т е л ь н ы й и н с т р у к т а ж проводится

вконце занятия.

Вплане занятия для проведения заключительного инструктажа мастер должен наметить следующие эле­ менты:

1.Разбор ошибок, допущенных в процессе выполне­ ния упражнений учащимися.

2.

Осмотр

и оценку выполненных учащимися работ.

3.

Выполнение учебной цели занятия и доведение до

сознания учащихся результатов занятия.

4.

Разбор

характерных затруднений, возникающих

при выполнении работ и содержании рабочего места, анализ их причин и способов устранения.

В заключительном инструктаже должны активное участие принимать, учащиеся, что способствует формиро­ ванию у них самостоятельности в работе.

Обсуждение итогов работы воспитывает у учащихся критическое отношение к работе, приучает к обобщениям и выводам, позволяющим вносить необходимые коррек­ тивы в работу.

Существенным моментом заключительного инструк­ тажа являются конкретные указания мастера о характе­ ре и содержании подготовки учащихся к следующему занятию,

37


В конце заключительного инструктажа мастер дает учащимся домашнее задание.

После заключительного инструктажа учащиеся сдают мастеру инструмент и приводят в порядок рабочие места, а дежурные — общие и рабочие места (стенды, заточные станки и др.). Затем группа покидает мастерскую, а ма­ стер оформляет необходимые записи в журнале произ­ водственного обучения, составляет план занятий следу­ ющего дня и подготавливает все необходимое для за­ нятий.

§ 10. ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Проверка и оценка успеваемости учащихся по произ­ водственному обучению являются важной составной частью учебного процесса и серьезным средством борьбы за высокое качество профессиональной подготовки мо­ лодых рабочих.

Оценивая работу учащихся, мастер должен пользо­ ваться едиными нормами оценок успеваемости по произ­ водственному обучению и выставлять их в полном соот­ ветствии с «Инструкцией о планировании и учете учебной работы в дневных и вечерних профессионально-техни­ ческих училищах», утвержденной Государственным ко­ митетом Совета Министров СССР по профессиональнотехническому образованию в 1962 г.

Любая оценка, хорошая или плохая, должна побуж­ дать ученика к лучшей работе. Чтобы оценки, выставлен­ ные мастером, помогали в борьбе за высокое качество производственного обучения, они должны точно и пра­ вильно отражать фактический уровень профессиональ­ ных знаний, умений и навыков каждого учащегося.

Основными показателями качества усвоения учащи­ мися знаний, умений и навыков по производственному обучению являются:

а) правильность и рациональность приемов и спосо­ бов труда, применяемых учащимися, правильность орга­ низации рабочего места;

б) соблюдение технических требований и других ка­ чественных показателей учебно-производственных работ, являющихся основным объектом учета успеваемости учащихся;

в) выполнение установленных количественных пока­ зателей (норм времени, выработки), по которым судят

38

о степени овладения учащимися профессиональным ма­ стерством;

г) степень самостоятельности выполнения задания, служащая показателем уровня квалификации учащихся.

Судить о достижениях обучающихся и оценивать их успеваемость следует на основе учета всех вышепере­ численных показателей.

В первом периоде обучения, когда учащиеся осваи­ вают новые операции, при оценке результатов необходи­ мо обращать внимание на правильное выполнение при­ емов и соблюдение технических требований. При изуче­ нии комплексных работ, в которые включают ранее прой­ денные операции, необходимо следить за выполнением норм выработки, а затем, по мере усвоения приемов, об­ ращать внимание на самостоятельное применение на практике знаний и умений.

Успеваемость учащихся мастер оценивает по пяти­ балльной системе. Мастер несет полную ответственность за правильность оценки успеваемости своих учащихся, и никто не вправе оказывать на него в этом вопросе дав­ ление.

§11. НОВОЕ В ПЛАНИРОВАНИИ

ИТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ

Впоследнее время в профессионально-технических училищах все чаще применяют новые формы и методы обучения.

П р о б л е м н ы й м е т о д о б у ч е н и я позволяет учащимся путем самостоятельной работы, собственных выводов приходить к тем или иным заключениям и спо­ собам решения поставленных перед ними проблем.

Для разрешения проблемных ситуаций, обеспечиваю­ щих эффективность урока производственного обучения, необходимо выполнить следующие условия: сложность проблемы должна соответствовать уровню развития уча­ щихся, четко определены границы известного и неизве­ стного учебного материала, разработаны варианты ре­ шения проблемы, предусмотрены возможные ошибки в процессе решения проблемы, определена степень само­ стоятельности учащихся в овладении новыми знаниями.

Следует предвидеть возникновение

новых проблем в

ходе разрешения первоначальной

проблемной ситуа­

ции.

 

39