Файл: Киперман, Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мы и косвенные, обусловленные хозяйственной самосто­ ятельностью предприятий и объединений. Труд работни­ ков предприятия еще не является полностью непосредст­ венно общественным, так как его общественный харак­ тер требует признания в факте реализации результатов труда.

Современное производство отличается исключитель­ ной динамичностью. Условия производства и потребле­ ния, требования, предъявляемые к составу, качеству, па­ раметрам изделий непрерывно меняются. Хозяйствен­ ная самостоятельность предприятий позволяет им самим (производителям по согласованию с потребителем) ре­ шать, в какой мере должны быть учтены изменения ус­ ловий, происшедшие после утверждения плана. В про­ цессе реализации, являющейся выражением не только прямых, но и косвенных связей между производителями, соответствие продукта общественным потребностям на­ ходит окончательное подтверждение.

И прямые, и косвенные связи между производителями складываются на основе народнохозяйственного плана и в этом смысле являются планомерными связями. Но соотношение между ролью прямых и косвенных связей на различных уровнях неодинаково: в масштабе народ­ ного хозяйства в целом роль косвенных связей меньше, во взаимоотношениях между предприятиями она значи­ тельно больше.

Фактически складывающиеся в производстве отно­ шения могут отличаться от предусмотренных планом. Поэтому факт реализации продукции должен подтвер­ дить общественную полезность затраченного труда, его соответствие общественно необходимым условиям.

Ни один план не может учесть всех деталей и особен­ ностей производства, всех требований потребителя к производителю. Только факт реализации может подтвер­ дить, что эти требования в полной мере учтены послед­ ним.

Превращение товарной формы стоимости в денежную завершает процесс кругооборота средств поставщика, обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства, подтверждает соответствие произведенной продукции по стоимости, качеству, ассортименту и другим признакам требованиям потребителя.

45

Беспрепятственный процесс реализации подтверждает соответствие реальных пропорций и условий воспроиз­ водства предусмотренным в плане, возникновение какихлибо перебоев в процессе реализации означает наруше­ ние плановых условий воспроизводства, экономических связей и т. п.

Непосредственным результатом реализации для от­ дельного предприятия-поставщика является поступление на его расчетный или спецссудный счет выручки в раз­ мере стоимости1 произведенной и проданной потребите­ лю продукции. Предприятия-поставщики заинтересованы в скорейшей отгрузке произведенной продукции потре­ бителю (заказчику) и скорейшем получении ее оплаты, поступлении средств на счет производителя в отделении Госбанка.

Введение объема реализованной продукции в число основных показателей планирования и оценки работы предприятий положило конец существовавшей у нас на протяжении многих лет недооценке проблемы реализа­ ции: принято было считать, что в условиях социалистиче­ ской плановой системы хозяйства совокупному общест­ венному продукту в целом и каждой его составной части автоматически гарантирован сбыт, реализация. Совер­ шенно правильное отрицание проблемы реализации в том смысле, в каком она существует в капиталистиче­ ском хозяйстве, где в результате присущих ему противо­ речий реализация произведенного продукта то и дело становится самым узким местом всего процесса воспро­ изводства, нередко сопровождалось отрицанием важ­ ности проблемы реализации в наших условиях, ее изучения, научной организации и планирования. Между тем па 1 января 1971 г. на предприятиях государствен­ ной и кооперативной торговли сверхнормативные товар­ ные запасы составляли более 3 млрд. руб.

При социализме в отличие от капитализма сущест­ вуют объективные условия для полной реализации всех

1 Понятие стоимости применяется здесь и в последующем тексте не в строгом соответствии с его политико-экономическим содержа­ нием: во-первых, потому что цены отдельных товаров не в полной мере соответствуют их стоимости; во-вторых, речь идет о реализа­ ции продукции по оптовым ценам предприятий, не охватывающим всех элементов вновь созданной стоимости (чистого дохода). Под стоимостью,здесь понимается денежная оценка продукции.

46


частей общественного продукта, как средств производ­ ства, так и предметов потребления. Государственным планом предусматривается также распределение труда между отраслями народного хозяйства, такие народнохо­ зяйственные, межотраслевые и внутриотраслевые про­ порции, которые обеспечивают возможности реализации стоимости и потребительной стоимости продукта.

Но возможности реализации не осуществляются авто­ матически. Кроме того, объективная возможность реали­ зации общественного продукта в целом и всех его частей не гарантирует возможности реализации каждого от­ дельного конкретного продукта: в целом производство предметов потребления и платных услуг может точно соответствовать платежеспособному спросу населения и по общему объему и по структуре, а конкретный товар может по различным причинам не найти покупателя. И это относится не только к предметам потребления, но и, в известной мере, к средствам производства. Процесс производства непрерывен, непрерывно меняются и усло­ вия производства и реализации. План соответствует ус­ ловиям, существовавшим на момент его составления или утверждения, и в полной мере предвидеть все последую­ щие изменения этих условий в ходе выполнения плана не представляется возможным, хотя с повышением уровня планирования степень учета возможных измене­ ний повышается.

Процесс общественного воспроизводства представ­ ляет собой органическое единство процессов производст­ ва, распределения, обмена и потребления. Их глубокая и исключительно точная характеристика была дана К. Марксом во «Введении к критике политической эко­ номии»: « ... В процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты при­ роды к человеческим потребностям; распределение уста­ навливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведенном; обмен доставляет ему те определенные продукты, на которые он хочет об­ менять доставшуюся ему при распределении долю; на­ конец, в потреблении продукты становятся предметами

потребления,

индивидуального присвоения» 1.

1 М а р к с

К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 12, с. 714—715.

47

При примате производства каждой из остальных ста­ дий принадлежит активная роль и в развитии процесса производства (влиянии на него) и в развитии всего про­ цесса воспроизводства. Системой прямых и обратных, непосредственных и косвенных связей обеспечивается единство всего процесса воспроизводства.

Проблема реализации не может быть изучена вне связи с условиями производства, распределения и по­ требления. Условия реализации определяются прежде всего условиями производства, но не сводятся к ним.

Ленинские указания о внутреннем рынке, который нельзя рассматривать самостоятельно, независимо от степени развития общества, его экономики, производст­ венных отношений, полностью сохраняют свое методоло­ гическое значение и для изучения проблем социалисти­ ческого планового рынка средств производства и пред­ метов потребления.

Реализация, рассматриваемая в единстве с другими фазами воспроизводства, даже для отдельного предприя­ тия не сводится к получению им денег за свою продук­ цию. Необходимо, чтобы на полученные деньги предпри­ ятие могло беспрепятственно получить необходимые для процесса воспроизводства продукты — сырье и мате­ риалы, средства производства. Это явится подтвержде­ нием того, что пропорции общественного воспроизводст­ ва обеспечивают соответствие отдельных частей создан­ ного продукта по стоимости и натуральной форме.

Необходимым элементом процесса воспроизводства является воспроизводство рабочей силы. Поэтому про­ цесс реализации только тогда можно считать проходя­ щим гармонично, когда обеспечивается беспрепятствен­ ный обмен не только товаров на деньги, но и денег на товары, необходимые как для воспроизводства потреб­ ленных средств производства, так и для воспроизводства трудовых ресурсов общества.

Реализация — необходимый элемент связи производ­ ства с потреблением. Форма ее может быть различна, но объективные основы те же — в масштабе народного хозяйства она состоит прежде всего в возмещении от­ дельных частей общественного продукта по стоимости и в натуральной форме.

Для отдельного предприятия реализация его продук­ та может происходить беспрепятственно даже тогда,

48


когда в целом в обществе пропорции между подразде­ лениями и внутри их не обеспечивают полного возмеще­ ния всех частей созданного продукта по стоимости и на­ туральной форме. Возможно и обратное явление: пре­ дусмотренные планом пропорции общественного произ­ водства обеспечивают реализацию всех частей общест­ венного продукта, однако конкретный продукт может и не найти потребителя из-за недостатков в системе орга­ низации снабжения и сбыта и по другим причинам ча­ стного характера.

Реализация общественного продукта и реализация продукции отдельного предприятия — различные сту­ пени единого процесса. Взаимосвязь между ними про­ является в различных формах: продукция предприятия — часть совокупного общественного продукта, ее реализа­ ция — условие реализации всего общественного продук­ та; в свою очередь возможности ее реализации зависят от взаимного соответствия отдельных частей обществен­ ного продукта по натуральной форме и стоимости.

Точно так же, как индивидуальное воспроизводство на предприятии — органический элемент всего общест­ венного воспроизводства, так реализация продукции от­ дельного предприятия — органический элемент реализа­ ции всего общественного продукта.

Взаимосвязь реализации в масштабах общества и отдельного предприятия заключается также в том, что акт продажи своей продукции предприятием, оплаты ее потребителем только в том случае является актом реа­ лизации части совокупного общественного продукта, если предприятие на вырученные деньги может приобре­ сти необходимые для процесса своего воспроизводства средства производства, а рабочие — необходимые пред­ меты потребления. Последнее зависит не от отдельных предприятий, а от организации общественного производ­ ства в целом. В этом проявляется примат общего по от­ ношению к частному, одному из его элементов.

Реализация как единство актов Т—Д —Т является выражением наличия у нас товарно-денежных отноше­ ний. Но реальное значение процесса реализации опреде­ ляется прежде всего не внешней формой, а содержанием его, которое в конечном счете не зависит от формы: объ­ ективной основой актов реализации является обмен меж­ ду производителями результатами их деятельности, не­

49


обходимость которого определяется системой обществен­ ного разделения труда; пропорциональность отдельных частей общественного продукта в натуральном выраже­ нии и по затратам труда не зависит от того, в какой фор­ ме она выражается.

Но и форма существенна, указывал В. И. Ленин. Вли­ яние товарной формы обмена на его ход и результаты существенно. На объеме реализованной продукции это влияние отражается в результате его денежного (стои­ мостного) выражения, отклонения цен от стоимости (в различной степени), наличия (или отсутствия) средств у потребителя, для которого по плану предназначен дан­ ный продукт, и т. д.

Различие понятий реализации применительно к от­ дельному предприятию и обществу в целом состоит так­ же в том, что для предприятия реальная реализация за­ вершается поступлением денег от покупателя независимо от того, как будет использован проданный товар поку­ пателем — в качестве средства производства, предмета потребления или для дальнейшей продажи.

Для общества в целом реальный процесс реализа­ ции завершен лишь в том случае, если товар приобре­ тен для использования, производственного или личного потребления, а не для перепродажи.

В решении многих экономических вопросов эти осо­ бенности процесса реализации еще недостаточно учиты­ ваются. Например, налог с оборота вносится в бюджет еще до того, как товары реализованы населению, т. е. доходы бюджета частично формируются за счет креди­ тов Госбанка.

Благодаря ускорению оборачиваемости оборотных средств в восьмой пятилетке было относительно высво­ бождено из оборота свыше 5 млрд, руб., т. е. рост про­ изводства был достигнут при сравнительно меньшем ро­ сте суммы оборотных средств. Это позволило несколько смягчить недостаток оборотных средств, который испы­ тывают некоторые отрасли промышленности и предприя­ тия.

Предприятие завершает свои функции по удовлетво­ рению потребности общества в изготовляемом продукте лишь тогда, когда потребитель признал соответствие продукта его требованиям. Соответственно и затраты предприятия не ограничиваются его издержками на из-

50

готовление продукции, они включают и расходы по реа­ лизации. Необходимо отказаться от представления, что реализация — второстепенное дело для предприятия. Должны быть изменены и отражающие эту недооценку определения экономических категорий. Например, в кур­ се лекций по политической экономии дается следующее определение себестоимости продукции: «Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты предприя­ тия на производство продукции»1. Таким образом, за­ траты по реализации изготовленного продукта выпа­ дают из этого определения.

Реализация продукции — важный этап производст­ венно-хозяйственной деятельности предприятия. Расхо­ ды по реализации вполне обоснованно выделены в учете в самостоятельную статью затрат, что полностью соответ­ ствует их экономическому назначению.

Реализованная продукция, включающая стоимость изделий и полуфабрикатов, вошедших в общественный, народнохозяйственный оборот материальных ценностей, характеризует взаимосвязь производства с потреблением. Ё отличие от валовой и товарной продукции, которые косвенно отражают общественную оценку результатов деятельности предприятия (так как общество устанавли­ вает предприятию задания по ассортименту продукции, требования к ее качеству и т. п.), через показатель реа­ лизованной продукции обеспечивается прямая общест­ венная оценка деятельности предприятия. Из объема про­ изведенной продукции в реализованную включается только та ее часть, полезность которой, соответствие общественной потребности уже подтверждены покупа­ телем.

В показателе реализации отражается реальное един­ ство стоимости и потребительной стоимости, возможность разрыва между учтенной статистикой величиной меновой стоимости и потребительной стоимости в значительной степени устраняется. Поэтому реализованная продук­ ция да^ке в тех случаях, когда она количественно не от­ личается или почти не отличается от валовой, отличается от нее качественно, так как отражает иные связи и от­

ношения (а поэтому и другие конкретные условия

дея­

тельности предприятия — состояние расчетов и т. п.).

1 Политическая экономия. Курс

лекций. Под >ред.

проф.

Н. С. Спиридоновой. Изд-во МГУ, 1970,

с. 436.

 

51


Планирование и оценка деятельности предприятий по показателю реализации продукции означает использова­ ние стоимостных, товарно-денежных отношений как од­ ного из важных средств контроля за соответствием про­ изводства общественным потребностям, более полное использование закона стоимости как закона эквивалент­ ного обмена товарами в планомерном регулировании раз­ вития социалистического производства. Само установле­ ние заданий по объему реализации и учет их выполнения при оценке работы предприятий представляет собой од­ ну из форм использования закона стоимости в единстве с законом планомерного развития народного хозяйства и другими экономическими законами.

Утверждение заданий по объему реализации не оз­ начает, что уменьшается значение централизованного регулирования собственно производства. Расширяется сфера планового регулирования работы предприятия, в нее теперь попадает не только производство, но и сбыт продукции, система расчетов и взаимоотношений с по­ требителями (заказчиками) продукции. Необходимость выполнить задание по объему производства побуждает предприятие Не только произвести продукцию в нужном количестве (что достигалось и ранее путем утверждения заданий по валовой продукции), но и своевременно от­ грузить ее потребителю, оформить платежные требова­ ния, осуществить меры по скорейшему получению средств.

Показатель реализации выполняет определенные контрольные функции как по отношению к производи­ телю, так и по отношению к покупателю.

Время производства и время обращения взаимосвя­ заны. Сокращение времени пребывания средств в сфере обращения позволяет увеличить долю средств, исполь­ зуемых в производстве (при равной сумме всех аванси­ рованных средств), и тем самым ускорить процесс вос­ производства в целом в большей мере, чем сокра­ щается период реализации.

Использование показателя реа- Особенности лизации в планировании и оценке

показателя реализации рнботы предприятий положительно сказалось на организации всего про­ изводственного процесса. В первые годы применения

новой системы показателей, как правило, отмечались

52

более высокие темпы роста реализованной продукции по сравнению с валовой или товарной. Это свидетельствует о сокращении остатков нереализованной продукции, а в ряде случаев — незавершенного производства, уско­ рении процесса сбыта продукции, совершенствовании внутризаводского планирования. В результате произошло ускорение оборачиваемости оборотных средств, умень­ шение их остатков по отношению к объему реализован­ ной продукции.

I'С введением показателя реализации повысились тре­ бования к организации хозяйственных связей между предприятиями, к уровню работы сбытовых и транспорт­ ных организаций, банковских учреждений и т. д^Стали более очевидными недостатки в работе различных звень­ ев народнохозяйственного механизма, что позволило на­ метить, а в ряде случаев и осуществить меры по их уст­ ранению.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств ха­ рактеризуется и относительным уменьшением их объема в расчете на рубль валовой продукции, что видно из табл. 5.

 

 

 

Т а б л и ц а

5

 

Показатели

1965 г.

1970 г.

1971

г.

I. Валовая продукция

промышленности

 

 

 

в фактически

действовавших оптовых

374,3.

395,7

ценах — млрд,

руб.................................

... 229,4

2.Оборотные средства в запасах товарно­ материальных ценностей (без денеж­

ных средств и др.) — млрд,

руб..............

44,2

63,3

66,4

3. Оборотные средства в расчете на рубль

 

 

валовой продукции — коп.

(стр.

2:

16,9

16,8

: стр. 1) ............................................................

 

19,3

Ускорение оборачиваемости средств благодаря зна­ чительному сокращению сверхнормативных запасов го­ товой продукции на складах и отгруженных товаров произошло практически во всех отраслях и на всех уров­ нях — по предприятиям, главкам, министерствам.

Так, заводы Главного управления подъемно-транс­ портного оборудования Минтяжмаша в прошлом имели

53