Файл: Киперман, Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
мы и косвенные, обусловленные хозяйственной самосто ятельностью предприятий и объединений. Труд работни ков предприятия еще не является полностью непосредст венно общественным, так как его общественный харак тер требует признания в факте реализации результатов труда.
Современное производство отличается исключитель ной динамичностью. Условия производства и потребле ния, требования, предъявляемые к составу, качеству, па раметрам изделий непрерывно меняются. Хозяйствен ная самостоятельность предприятий позволяет им самим (производителям по согласованию с потребителем) ре шать, в какой мере должны быть учтены изменения ус ловий, происшедшие после утверждения плана. В про цессе реализации, являющейся выражением не только прямых, но и косвенных связей между производителями, соответствие продукта общественным потребностям на ходит окончательное подтверждение.
И прямые, и косвенные связи между производителями складываются на основе народнохозяйственного плана и в этом смысле являются планомерными связями. Но соотношение между ролью прямых и косвенных связей на различных уровнях неодинаково: в масштабе народ ного хозяйства в целом роль косвенных связей меньше, во взаимоотношениях между предприятиями она значи тельно больше.
Фактически складывающиеся в производстве отно шения могут отличаться от предусмотренных планом. Поэтому факт реализации продукции должен подтвер дить общественную полезность затраченного труда, его соответствие общественно необходимым условиям.
Ни один план не может учесть всех деталей и особен ностей производства, всех требований потребителя к производителю. Только факт реализации может подтвер дить, что эти требования в полной мере учтены послед ним.
Превращение товарной формы стоимости в денежную завершает процесс кругооборота средств поставщика, обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства, подтверждает соответствие произведенной продукции по стоимости, качеству, ассортименту и другим признакам требованиям потребителя.
45
Беспрепятственный процесс реализации подтверждает соответствие реальных пропорций и условий воспроиз водства предусмотренным в плане, возникновение какихлибо перебоев в процессе реализации означает наруше ние плановых условий воспроизводства, экономических связей и т. п.
Непосредственным результатом реализации для от дельного предприятия-поставщика является поступление на его расчетный или спецссудный счет выручки в раз мере стоимости1 произведенной и проданной потребите лю продукции. Предприятия-поставщики заинтересованы в скорейшей отгрузке произведенной продукции потре бителю (заказчику) и скорейшем получении ее оплаты, поступлении средств на счет производителя в отделении Госбанка.
Введение объема реализованной продукции в число основных показателей планирования и оценки работы предприятий положило конец существовавшей у нас на протяжении многих лет недооценке проблемы реализа ции: принято было считать, что в условиях социалистиче ской плановой системы хозяйства совокупному общест венному продукту в целом и каждой его составной части автоматически гарантирован сбыт, реализация. Совер шенно правильное отрицание проблемы реализации в том смысле, в каком она существует в капиталистиче ском хозяйстве, где в результате присущих ему противо речий реализация произведенного продукта то и дело становится самым узким местом всего процесса воспро изводства, нередко сопровождалось отрицанием важ ности проблемы реализации в наших условиях, ее изучения, научной организации и планирования. Между тем па 1 января 1971 г. на предприятиях государствен ной и кооперативной торговли сверхнормативные товар ные запасы составляли более 3 млрд. руб.
При социализме в отличие от капитализма сущест вуют объективные условия для полной реализации всех
1 Понятие стоимости применяется здесь и в последующем тексте не в строгом соответствии с его политико-экономическим содержа нием: во-первых, потому что цены отдельных товаров не в полной мере соответствуют их стоимости; во-вторых, речь идет о реализа ции продукции по оптовым ценам предприятий, не охватывающим всех элементов вновь созданной стоимости (чистого дохода). Под стоимостью,здесь понимается денежная оценка продукции.
46
частей общественного продукта, как средств производ ства, так и предметов потребления. Государственным планом предусматривается также распределение труда между отраслями народного хозяйства, такие народнохо зяйственные, межотраслевые и внутриотраслевые про порции, которые обеспечивают возможности реализации стоимости и потребительной стоимости продукта.
Но возможности реализации не осуществляются авто матически. Кроме того, объективная возможность реали зации общественного продукта в целом и всех его частей не гарантирует возможности реализации каждого от дельного конкретного продукта: в целом производство предметов потребления и платных услуг может точно соответствовать платежеспособному спросу населения и по общему объему и по структуре, а конкретный товар может по различным причинам не найти покупателя. И это относится не только к предметам потребления, но и, в известной мере, к средствам производства. Процесс производства непрерывен, непрерывно меняются и усло вия производства и реализации. План соответствует ус ловиям, существовавшим на момент его составления или утверждения, и в полной мере предвидеть все последую щие изменения этих условий в ходе выполнения плана не представляется возможным, хотя с повышением уровня планирования степень учета возможных измене ний повышается.
Процесс общественного воспроизводства представ ляет собой органическое единство процессов производст ва, распределения, обмена и потребления. Их глубокая и исключительно точная характеристика была дана К. Марксом во «Введении к критике политической эко номии»: « ... В процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты при роды к человеческим потребностям; распределение уста навливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведенном; обмен доставляет ему те определенные продукты, на которые он хочет об менять доставшуюся ему при распределении долю; на конец, в потреблении продукты становятся предметами
потребления, |
индивидуального присвоения» 1. |
1 М а р к с |
К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 12, с. 714—715. |
47
При примате производства каждой из остальных ста дий принадлежит активная роль и в развитии процесса производства (влиянии на него) и в развитии всего про цесса воспроизводства. Системой прямых и обратных, непосредственных и косвенных связей обеспечивается единство всего процесса воспроизводства.
Проблема реализации не может быть изучена вне связи с условиями производства, распределения и по требления. Условия реализации определяются прежде всего условиями производства, но не сводятся к ним.
Ленинские указания о внутреннем рынке, который нельзя рассматривать самостоятельно, независимо от степени развития общества, его экономики, производст венных отношений, полностью сохраняют свое методоло гическое значение и для изучения проблем социалисти ческого планового рынка средств производства и пред метов потребления.
Реализация, рассматриваемая в единстве с другими фазами воспроизводства, даже для отдельного предприя тия не сводится к получению им денег за свою продук цию. Необходимо, чтобы на полученные деньги предпри ятие могло беспрепятственно получить необходимые для процесса воспроизводства продукты — сырье и мате риалы, средства производства. Это явится подтвержде нием того, что пропорции общественного воспроизводст ва обеспечивают соответствие отдельных частей создан ного продукта по стоимости и натуральной форме.
Необходимым элементом процесса воспроизводства является воспроизводство рабочей силы. Поэтому про цесс реализации только тогда можно считать проходя щим гармонично, когда обеспечивается беспрепятствен ный обмен не только товаров на деньги, но и денег на товары, необходимые как для воспроизводства потреб ленных средств производства, так и для воспроизводства трудовых ресурсов общества.
Реализация — необходимый элемент связи производ ства с потреблением. Форма ее может быть различна, но объективные основы те же — в масштабе народного хозяйства она состоит прежде всего в возмещении от дельных частей общественного продукта по стоимости и в натуральной форме.
Для отдельного предприятия реализация его продук та может происходить беспрепятственно даже тогда,
48
когда в целом в обществе пропорции между подразде лениями и внутри их не обеспечивают полного возмеще ния всех частей созданного продукта по стоимости и на туральной форме. Возможно и обратное явление: пре дусмотренные планом пропорции общественного произ водства обеспечивают реализацию всех частей общест венного продукта, однако конкретный продукт может и не найти потребителя из-за недостатков в системе орга низации снабжения и сбыта и по другим причинам ча стного характера.
Реализация общественного продукта и реализация продукции отдельного предприятия — различные сту пени единого процесса. Взаимосвязь между ними про является в различных формах: продукция предприятия — часть совокупного общественного продукта, ее реализа ция — условие реализации всего общественного продук та; в свою очередь возможности ее реализации зависят от взаимного соответствия отдельных частей обществен ного продукта по натуральной форме и стоимости.
Точно так же, как индивидуальное воспроизводство на предприятии — органический элемент всего общест венного воспроизводства, так реализация продукции от дельного предприятия — органический элемент реализа ции всего общественного продукта.
Взаимосвязь реализации в масштабах общества и отдельного предприятия заключается также в том, что акт продажи своей продукции предприятием, оплаты ее потребителем только в том случае является актом реа лизации части совокупного общественного продукта, если предприятие на вырученные деньги может приобре сти необходимые для процесса своего воспроизводства средства производства, а рабочие — необходимые пред меты потребления. Последнее зависит не от отдельных предприятий, а от организации общественного производ ства в целом. В этом проявляется примат общего по от ношению к частному, одному из его элементов.
Реализация как единство актов Т—Д —Т является выражением наличия у нас товарно-денежных отноше ний. Но реальное значение процесса реализации опреде ляется прежде всего не внешней формой, а содержанием его, которое в конечном счете не зависит от формы: объ ективной основой актов реализации является обмен меж ду производителями результатами их деятельности, не
49
обходимость которого определяется системой обществен ного разделения труда; пропорциональность отдельных частей общественного продукта в натуральном выраже нии и по затратам труда не зависит от того, в какой фор ме она выражается.
Но и форма существенна, указывал В. И. Ленин. Вли яние товарной формы обмена на его ход и результаты существенно. На объеме реализованной продукции это влияние отражается в результате его денежного (стои мостного) выражения, отклонения цен от стоимости (в различной степени), наличия (или отсутствия) средств у потребителя, для которого по плану предназначен дан ный продукт, и т. д.
Различие понятий реализации применительно к от дельному предприятию и обществу в целом состоит так же в том, что для предприятия реальная реализация за вершается поступлением денег от покупателя независимо от того, как будет использован проданный товар поку пателем — в качестве средства производства, предмета потребления или для дальнейшей продажи.
Для общества в целом реальный процесс реализа ции завершен лишь в том случае, если товар приобре тен для использования, производственного или личного потребления, а не для перепродажи.
В решении многих экономических вопросов эти осо бенности процесса реализации еще недостаточно учиты ваются. Например, налог с оборота вносится в бюджет еще до того, как товары реализованы населению, т. е. доходы бюджета частично формируются за счет креди тов Госбанка.
Благодаря ускорению оборачиваемости оборотных средств в восьмой пятилетке было относительно высво бождено из оборота свыше 5 млрд, руб., т. е. рост про изводства был достигнут при сравнительно меньшем ро сте суммы оборотных средств. Это позволило несколько смягчить недостаток оборотных средств, который испы тывают некоторые отрасли промышленности и предприя тия.
Предприятие завершает свои функции по удовлетво рению потребности общества в изготовляемом продукте лишь тогда, когда потребитель признал соответствие продукта его требованиям. Соответственно и затраты предприятия не ограничиваются его издержками на из-
50
готовление продукции, они включают и расходы по реа лизации. Необходимо отказаться от представления, что реализация — второстепенное дело для предприятия. Должны быть изменены и отражающие эту недооценку определения экономических категорий. Например, в кур се лекций по политической экономии дается следующее определение себестоимости продукции: «Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты предприя тия на производство продукции»1. Таким образом, за траты по реализации изготовленного продукта выпа дают из этого определения.
Реализация продукции — важный этап производст венно-хозяйственной деятельности предприятия. Расхо ды по реализации вполне обоснованно выделены в учете в самостоятельную статью затрат, что полностью соответ ствует их экономическому назначению.
Реализованная продукция, включающая стоимость изделий и полуфабрикатов, вошедших в общественный, народнохозяйственный оборот материальных ценностей, характеризует взаимосвязь производства с потреблением. Ё отличие от валовой и товарной продукции, которые косвенно отражают общественную оценку результатов деятельности предприятия (так как общество устанавли вает предприятию задания по ассортименту продукции, требования к ее качеству и т. п.), через показатель реа лизованной продукции обеспечивается прямая общест венная оценка деятельности предприятия. Из объема про изведенной продукции в реализованную включается только та ее часть, полезность которой, соответствие общественной потребности уже подтверждены покупа телем.
В показателе реализации отражается реальное един ство стоимости и потребительной стоимости, возможность разрыва между учтенной статистикой величиной меновой стоимости и потребительной стоимости в значительной степени устраняется. Поэтому реализованная продук ция да^ке в тех случаях, когда она количественно не от личается или почти не отличается от валовой, отличается от нее качественно, так как отражает иные связи и от
ношения (а поэтому и другие конкретные условия |
дея |
|
тельности предприятия — состояние расчетов и т. п.). |
||
1 Политическая экономия. Курс |
лекций. Под >ред. |
проф. |
Н. С. Спиридоновой. Изд-во МГУ, 1970, |
с. 436. |
|
51
Планирование и оценка деятельности предприятий по показателю реализации продукции означает использова ние стоимостных, товарно-денежных отношений как од ного из важных средств контроля за соответствием про изводства общественным потребностям, более полное использование закона стоимости как закона эквивалент ного обмена товарами в планомерном регулировании раз вития социалистического производства. Само установле ние заданий по объему реализации и учет их выполнения при оценке работы предприятий представляет собой од ну из форм использования закона стоимости в единстве с законом планомерного развития народного хозяйства и другими экономическими законами.
Утверждение заданий по объему реализации не оз начает, что уменьшается значение централизованного регулирования собственно производства. Расширяется сфера планового регулирования работы предприятия, в нее теперь попадает не только производство, но и сбыт продукции, система расчетов и взаимоотношений с по требителями (заказчиками) продукции. Необходимость выполнить задание по объему производства побуждает предприятие Не только произвести продукцию в нужном количестве (что достигалось и ранее путем утверждения заданий по валовой продукции), но и своевременно от грузить ее потребителю, оформить платежные требова ния, осуществить меры по скорейшему получению средств.
Показатель реализации выполняет определенные контрольные функции как по отношению к производи телю, так и по отношению к покупателю.
Время производства и время обращения взаимосвя заны. Сокращение времени пребывания средств в сфере обращения позволяет увеличить долю средств, исполь зуемых в производстве (при равной сумме всех аванси рованных средств), и тем самым ускорить процесс вос производства в целом в большей мере, чем сокра щается период реализации.
Использование показателя реа- Особенности лизации в планировании и оценке
показателя реализации рнботы предприятий положительно сказалось на организации всего про изводственного процесса. В первые годы применения
новой системы показателей, как правило, отмечались
52
более высокие темпы роста реализованной продукции по сравнению с валовой или товарной. Это свидетельствует о сокращении остатков нереализованной продукции, а в ряде случаев — незавершенного производства, уско рении процесса сбыта продукции, совершенствовании внутризаводского планирования. В результате произошло ускорение оборачиваемости оборотных средств, умень шение их остатков по отношению к объему реализован ной продукции.
I'С введением показателя реализации повысились тре бования к организации хозяйственных связей между предприятиями, к уровню работы сбытовых и транспорт ных организаций, банковских учреждений и т. д^Стали более очевидными недостатки в работе различных звень ев народнохозяйственного механизма, что позволило на метить, а в ряде случаев и осуществить меры по их уст ранению.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств ха рактеризуется и относительным уменьшением их объема в расчете на рубль валовой продукции, что видно из табл. 5.
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
|
Показатели |
1965 г. |
1970 г. |
1971 |
г. |
I. Валовая продукция |
промышленности |
|
|
|
|
в фактически |
действовавших оптовых |
374,3. |
395,7 |
||
ценах — млрд, |
руб................................. |
... 229,4 |
2.Оборотные средства в запасах товарно материальных ценностей (без денеж
ных средств и др.) — млрд, |
руб.............. |
44,2 |
63,3 |
66,4 |
3. Оборотные средства в расчете на рубль |
|
|
||
валовой продукции — коп. |
(стр. |
2: |
16,9 |
16,8 |
: стр. 1) ............................................................ |
|
19,3 |
Ускорение оборачиваемости средств благодаря зна чительному сокращению сверхнормативных запасов го товой продукции на складах и отгруженных товаров произошло практически во всех отраслях и на всех уров нях — по предприятиям, главкам, министерствам.
Так, заводы Главного управления подъемно-транс портного оборудования Минтяжмаша в прошлом имели
53