Файл: Киперман, Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

показателей это единственный показатель, который вклю­ чает не только стоимость выпущенных готовых изделий, полуфабрикатов и работ промышленного характера на сторону, но и изменение остатков незавершенного про­ изводства. Между тем определенный размер незавершен­ ного производства в цехах (так называемые заделы) объективно необходим для обеспечения нормального, равномерного хода производства.

Показатель валовой продукции применяется для ха­ рактеристики динамики физического объема производ­ ства, т. е. общего количества, массы произведенной про­ дукции, абстрагируясь от изменения цен.

Устанавливаемые в народнохозяйственном плане и приводимые в сообщениях ЦСУ СССР показатели роста объема промышленного производства — это показатели роста валовой продукции в сопоставимых (неизменных) ценах. За истекшие годы пятилетки они, в частности, со­ ставили 123,2% к уровню 1970 г. (т. е. объем валовой продукции промышленности был в 1973 г. выше, чем в 1970 г., на 23,2%). В 1972 г. объем валовой продукции промышленности в фактически действовавших оптовых ценах составил 420 млрд. руб. *.

Для этого валовая продукция в отличие от всех дру­ гих стоимостных показателей продукции планируется и учитывается в сопоставимых оптовых ценах предприя­ тий, в настоящее время — в оптовых ценах на 1 июля 1967 г. Наличие такого показателя в отчетах позволяет без пересчетов (если не изменяется методология опреде­ ления валовой продукции) исчислять показатели дина­ мики продукции, темпы ее роста по отношению к плану, к предыдущему году, к базисному году пятилетки (в на­ стоящее время — к уровню 1970 г.).

Достоверность относительных показателей (индек­ сов) физического объема продукции зависит от качества применяемых при их исчислении сопоставимых оптовых цен. Но сопоставимые цены, как и любые другие цены, отражают условия производства и реализации продук­ ции того периода, когда они были введены. А это зна­

чит,

что с течением времени

они «стареют», перестают

1

Народное хозяйство СССР в

1972 г. М., «Статистика», 1973,

с. 161.

 

 

2

Заказ № 27

33


соответствовать условиям текущего периода. Ясно, на­ пример, что за период с 1967 по 1974 г. произошли суще­ ственные сдвиги в соотношении общественно необходи­ мых затрат труда на производство отдельных изделий, образуется существенный разрыв между уровнями и со­ отношениями действующих и сопоставимых (неизменных) цен. Возникают противоречия между заинтересован­ ностью предприятий в увеличении объема продукции в действующих оптовых ценах и в достижении высоких темпов роста продукции в сопоставимых ценах.

Сейчас очевидна необходимость введения новых сопо­ ставимых цен, и они, видимо, будут введены, чтобы в десятой пятилетке пользоваться новыми сопоставимыми оптовыми ценами. Но в этом деле пока еще нет стро­ гого порядка. По нашему мнению, необходимо устано­ вить заранее твердый срок действия сопоставимых опто­ вых цен; он должен составлять не более 5—6 лет, так как в современных условиях высоких темпов техниче­ ского прогресса и обновления продукции более длитель­ ные сроки действия оптовых цен приводили бы к их за­ метному «старению».

Поскольку валовая продукция в современных усло­ виях является расчетным, а не директивным показате­ лем, создаются предпосылки для исчисления ее в соот­ ветствии с теоретическим содержанием этого показа­ теля, без многочисленных «исключений» и поправок. В частности, по большинству отраслей целесообразно включать в объем валовой продукции изменение остатка незавершенного производства. Такая необходимость, на­ пример, имеется по цветной металлургии, ряду отраслей

•машиностроения. Это вызвано в основном двумя при­ чинами.

Так как основным объемным показателем плана и отчета является реализуемая продукция, то ослабляется внимание к созданию нормальных заделов, что отрица­ тельно сказывается на ритмичности производства.

Повышение внимания к планированию валовой про­ дукции с включением изменения объема незавершенного производства (в качестве расчетного показателя) спо­ собствовало бы устранению этого недостатка. Кроме того, валовая продукция по-прежнему используется в ряде отраслей для корректировки планового фонда зара­ ботной платы. Эта корректировка будет более объектив­

34

ной, если в объеме валовой продукции будет учиты­ ваться изменение остатков незавершенного производ­ ства, так как увеличение их требует дополнительных

затрат (не только материальных,

но и

заработной

платы). На размерах отчетного

фонда

заработной

платы это не скажется, так как увеличение объема неза-' вершенного производства в одном месяце компенси­ руется уменьшением его в другом. Если же рост неза­ вершенного производства из месяца в месяц связан с увеличением объема производства, то, во-первых, вы­ званное этим увеличение фонда заработной платы было бы экономически вполне оправдано; во-вторых, рост не­ завершенного производства происходил бы при этом в меру роста объема валовой продукции, а следовательно, не влиял на размер применяемого Госбанком поправоч­ ного коэффициента.

Есть опасения, что в целях получения в Госбанке необходимой суммы средств на выплату заработной платы предприятия будут «маневрировать» изменением стоимости остатков незавершенного производства. Учи­ тывая, что эти опасения имеют известные основания, можно было бы установить, что увеличение прироста незавершенного производства включается в расчет в фактическом размере (как и уменьшение), но не выше установленного норматива. Никаких новых нормативов при этом не потребуется, так как остатки незавершен­ ного производства нормируются как и все материаль­ ные оборотные средства, кроме отгруженной покупате­ лям продукции, по которой документы сданы в Гос­ банк.

Товарная продудция характеризует объем продук­ ции, произведенной предприятием в данном периоде и предназначенной для реализации на сторону, другим предприятиям, организациям материально-технического снабжения или оптовой торговли. Товарная продукция включает стоимость произведенных в отчетном периоде готовых изделий, предназначенных к реализации на сто­ рону полуфабрикатов и работ промышленного харак­ тера. Незавершенное производство и полуфабрикаты, не предназначенные к реализации на сторону, в объем то­ варной продукции не включаются.

Товарная продукция учитывается в ценах, принятых в плане, и в действующих оптовых ценах предприятий

2*

35


Реализация - основной показатель оценки работы предприятий

(без налога с оборота). В состав товарной продукции в отличие от валовой не включаются:

а) стоимость сырья и материалов заказчика, не опла­ ченных предприятием-изготовителем. Это имеет место в тех случаях, когда предприятия изготовляют продук­ цию по заказам других предприятий и из принадлежа­ щих им материалов;

б) стоимость прироста (или убыли) остатков неза­ вершенного производства и полуфабрикатов, инструмен­ тов, штампов, изготовленных для собственных нужд;

в) работы, произведенные за счет фонда освоения новой техники;

г) стоимость внутризаводского оборота (в ряде слу­ чаев он в порядке исключения включается только в ва­ ловую продукцию).

Есть отступления и от общих правил определения товарной продукции, они предусмотрены в типовой и отраслевых инструкциях.

Принятый в ходе экономической реформы в качестве основного измерителя объема продукции пока-

иобъединений затель реализованной продукции

имеет целью более полный учет каждым предприятием потребностей общества, конкретных потребителей его изделий. В объем реализации включается только такая продукция, которая изготовлена и доставлена потреби­ телю, принята и оплачена им.

Реализованная продукция, как правило, отличается от товарной тем, что в нее не включается стоимость про­ изведенных в отчетном периоде готовых изделий и полу­ фабрикатов, находящихся на складе или отгруженных, но не оплаченных потребителем, а также тем, что в нее включается продукция, произведенная до отчетного пе­

риода,

но оплаченная потребителями

в отчетном пе­

риоде. Это видно из табл. 4.

 

R = Он+ Т — Ок= 170-+-640 — 160= 650 тыс. руб.,

где R

— объем реализованной продукции;

0„ — остатки

нереализованной

продукции на на­

Т

чало месяца;

 

— товарная продукция;

 

Ок — остатки

нереализованной продукции на конец

 

месяца.

 

 

36


Т а б л и ц а 4

Состав товарной и реализованной продукции предприятия за июнь 1973 г.

(тыс. руб.)

Товарная Реализо­ продукция ванная

Элементы продукции Сумма отчетного продукция месяца отчетного

месяца

 

1

 

 

2

3

4

Выпуск готовых изделий и полуфабри-

 

 

 

катов за июнь — в с е г о .............................

 

04U

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

отгружено заказчикам и средства по-

480

480

480

ступили

на расчетный

с ч е т .............

отгружено заказчикам, но средства

 

 

 

еще не

поступили

на расчетный

110

110

 

счет ...................

на складе.....................................

предприятия . .

находится

50

50

 

Продукция,

отгруженная

заказчикам

 

 

 

в мае, но средства за нее поступили

170

 

170

на расчетный счет в и ю н е ...................

И т о г о ............................................

 

 

640

650

В данном случае реализованная продукция оказалась больше товарной, так как из выпуска товарной продук­ ции отчетного месяца в нее не вошла продукция на сумму 160 тыс. руб. (110 + 50), но вошла продукция, произведенная в предыдущие месяцы и оплаченная за­ казчиками в текущем месяце на большую сумму — 170 тыс. руб. Вот эта разность 10 тыс. руб. (170— 160) и определяет различие в объеме товарной и реализован­ ной продукции.

Произведенные предприятием готовые изделия и по­ луфабрикаты (предназначенные к реализации на сто­ рону) включаются в объем товарной продукции, если они отвечают ряду требований:

1)полностью закончены изготовлением на данном предприятии, не требуют на нем никакой доработки, сборки или доводки;

2)соответствуют стандартам или техническим усло­

виям;

37


3)приняты ОТК;

4)сданы на склад (или заказчику) с оформлением

необходимыми документами.

Для включения стоимости изделий в объем реализа­ ции, кроме всех перечисленных требований, нужно соблюдать еще и другие требования: продукция должна быть отгружена (или сдана) заказчику, а средства за нее должны полностью поступить на расчетный или спецссудный счет предприятия-изготовителя.

В отличие от товарной продукции реализованная не включает стоимость товаров отгруженных, но не опла­ ченных потребителем, в том числе находящихся у него на ответственном хранении.

Нередко наличие нереализованной продукции на от­ ветственном хранении у потребителей объясняется тем, что поставщики нарушают условия поставок, как им ка­ жется, «в лучшую сторону». Например, московский ком­ бинат «Рот-Фронт» отгрузил в Пермь не предусмотрен­ ные договором кондитерские изделия, от которых заказ­ чик отказался. Чебоксарский мясокомбинат отправил Невскому мыловаренному заводу в Ленинграде вместо 10 т говяжьего жира 27 т, из которых от 17 т заказчик отказался. Видимо, строгое соблюдение условий догово­ ров предполагает недопустимость любых отступлений от них, в том числе и в «лучшую» сторону (т. е. вопреки реальной потребности).

До 1972 г. продукция, поставленная заказчикам и оплаченная ими частично, не включалась в объем реа­ лизации до полной оплаты счета. Это порождало мно­ жество недоразумений, толкало поставщиков на путь дробления партий грузов (и соответственно счетов) и т. д. Если, например, машиностроительный завод по­ ставил заказчику 5 токарных станков по оптовой цене 2400 руб. за 1 шт. и выставил для оплаты один счет на сумму 12 000 руб., то при оплате заказчиком счета ча­ стично (например, 4800 руб.) оплаченная сумма не включалась в объем-реализации, пока не будет оплачена остальная часть счета (7200 руб.). Но поставщик мог выставить два счета: на 4800 руб. и отдельно на 7200 руб., и тогда при оплате первого счета соответствующая сумма полностью включалась бы в объем реализации.

Для того чтобы избежать недоразумений, в 1972 г. был введен новый порядок включения продукции в

38

объем реализации при частичной оплате счета: теперь фактически оплаченная часть продукции включается в объем реализации, если она измеряется в весовых, объ­ емных, линейных единицах. Однако остался открытым вопрос о частичной оплате продукции, учитываемой только в денежном выражении, например капитальный ремонт.

Товарная продукция — эго продукция, предназначен­ ная к вступлению в народнохозяйственный оборот и пол­ ностью подготовленная к этому, а реализованная'— это продукция, уже вступившая в народнохозяйственный оборот, прошедшая стадию не только производства, но и обращения.

Характерной особенностью отличается включение в объем реализации стоимости отпущенной покупателями готовой продукции, оплаченной в порядке плановых пла­ тежей: в этих случаях продукция считается реализован­ ной в день отгрузки или отпуска покупателям, а не в день фактической оплаты. Вполне возможно, что очеред­ ной плановый платеж производится до фактической от­ грузки (или отпуска) продукции потребителям, но он не может служить основанием для включения продукции в объем реализации.

На практике бывают случаи, когда предприятия оши­ бочно относят в кредит счета № 46 (а следовательно, и в объем реализованной продукции) суммы расчетных документов, по которым будет произведен зачет в пер­ вых числах следующего месяца. Бывают также случаи, когда в кредит счета № 46 «Реализация» включается стоимость капитального ремонта своего оборудования и транспортных средств еще до его окончания и оформле­ ния актами приемки.

Не должна включаться в объем реализованной про­ дукции выручка от реализации на сторону покупных ма­ териальных ценностей, электроэнергии, металлолома, ра­ бот непромышленного характера и т. п. Сумма поясных разниц, накидок и надбавок к оптовым ценам, не преду­ смотренных планом реализации, в объем реализации также не включается.

Показатель объема реализации, применяемый для оценки выполнения плана предприятий, определяется в ценах, принятых в плане. В этих ценах объем реализо­

39