Файл: Киперман, Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
показателей это единственный показатель, который вклю чает не только стоимость выпущенных готовых изделий, полуфабрикатов и работ промышленного характера на сторону, но и изменение остатков незавершенного про изводства. Между тем определенный размер незавершен ного производства в цехах (так называемые заделы) объективно необходим для обеспечения нормального, равномерного хода производства.
Показатель валовой продукции применяется для ха рактеристики динамики физического объема производ ства, т. е. общего количества, массы произведенной про дукции, абстрагируясь от изменения цен.
Устанавливаемые в народнохозяйственном плане и приводимые в сообщениях ЦСУ СССР показатели роста объема промышленного производства — это показатели роста валовой продукции в сопоставимых (неизменных) ценах. За истекшие годы пятилетки они, в частности, со ставили 123,2% к уровню 1970 г. (т. е. объем валовой продукции промышленности был в 1973 г. выше, чем в 1970 г., на 23,2%). В 1972 г. объем валовой продукции промышленности в фактически действовавших оптовых ценах составил 420 млрд. руб. *.
Для этого валовая продукция в отличие от всех дру гих стоимостных показателей продукции планируется и учитывается в сопоставимых оптовых ценах предприя тий, в настоящее время — в оптовых ценах на 1 июля 1967 г. Наличие такого показателя в отчетах позволяет без пересчетов (если не изменяется методология опреде ления валовой продукции) исчислять показатели дина мики продукции, темпы ее роста по отношению к плану, к предыдущему году, к базисному году пятилетки (в на стоящее время — к уровню 1970 г.).
Достоверность относительных показателей (индек сов) физического объема продукции зависит от качества применяемых при их исчислении сопоставимых оптовых цен. Но сопоставимые цены, как и любые другие цены, отражают условия производства и реализации продук ции того периода, когда они были введены. А это зна
чит, |
что с течением времени |
они «стареют», перестают |
1 |
Народное хозяйство СССР в |
1972 г. М., «Статистика», 1973, |
с. 161. |
|
|
2 |
Заказ № 27 |
33 |
соответствовать условиям текущего периода. Ясно, на пример, что за период с 1967 по 1974 г. произошли суще ственные сдвиги в соотношении общественно необходи мых затрат труда на производство отдельных изделий, образуется существенный разрыв между уровнями и со отношениями действующих и сопоставимых (неизменных) цен. Возникают противоречия между заинтересован ностью предприятий в увеличении объема продукции в действующих оптовых ценах и в достижении высоких темпов роста продукции в сопоставимых ценах.
Сейчас очевидна необходимость введения новых сопо ставимых цен, и они, видимо, будут введены, чтобы в десятой пятилетке пользоваться новыми сопоставимыми оптовыми ценами. Но в этом деле пока еще нет стро гого порядка. По нашему мнению, необходимо устано вить заранее твердый срок действия сопоставимых опто вых цен; он должен составлять не более 5—6 лет, так как в современных условиях высоких темпов техниче ского прогресса и обновления продукции более длитель ные сроки действия оптовых цен приводили бы к их за метному «старению».
Поскольку валовая продукция в современных усло виях является расчетным, а не директивным показате лем, создаются предпосылки для исчисления ее в соот ветствии с теоретическим содержанием этого показа теля, без многочисленных «исключений» и поправок. В частности, по большинству отраслей целесообразно включать в объем валовой продукции изменение остатка незавершенного производства. Такая необходимость, на пример, имеется по цветной металлургии, ряду отраслей
•машиностроения. Это вызвано в основном двумя при чинами.
Так как основным объемным показателем плана и отчета является реализуемая продукция, то ослабляется внимание к созданию нормальных заделов, что отрица тельно сказывается на ритмичности производства.
Повышение внимания к планированию валовой про дукции с включением изменения объема незавершенного производства (в качестве расчетного показателя) спо собствовало бы устранению этого недостатка. Кроме того, валовая продукция по-прежнему используется в ряде отраслей для корректировки планового фонда зара ботной платы. Эта корректировка будет более объектив
34
ной, если в объеме валовой продукции будет учиты ваться изменение остатков незавершенного производ ства, так как увеличение их требует дополнительных
затрат (не только материальных, |
но и |
заработной |
платы). На размерах отчетного |
фонда |
заработной |
платы это не скажется, так как увеличение объема неза-' вершенного производства в одном месяце компенси руется уменьшением его в другом. Если же рост неза вершенного производства из месяца в месяц связан с увеличением объема производства, то, во-первых, вы званное этим увеличение фонда заработной платы было бы экономически вполне оправдано; во-вторых, рост не завершенного производства происходил бы при этом в меру роста объема валовой продукции, а следовательно, не влиял на размер применяемого Госбанком поправоч ного коэффициента.
Есть опасения, что в целях получения в Госбанке необходимой суммы средств на выплату заработной платы предприятия будут «маневрировать» изменением стоимости остатков незавершенного производства. Учи тывая, что эти опасения имеют известные основания, можно было бы установить, что увеличение прироста незавершенного производства включается в расчет в фактическом размере (как и уменьшение), но не выше установленного норматива. Никаких новых нормативов при этом не потребуется, так как остатки незавершен ного производства нормируются как и все материаль ные оборотные средства, кроме отгруженной покупате лям продукции, по которой документы сданы в Гос банк.
Товарная продудция характеризует объем продук ции, произведенной предприятием в данном периоде и предназначенной для реализации на сторону, другим предприятиям, организациям материально-технического снабжения или оптовой торговли. Товарная продукция включает стоимость произведенных в отчетном периоде готовых изделий, предназначенных к реализации на сто рону полуфабрикатов и работ промышленного харак тера. Незавершенное производство и полуфабрикаты, не предназначенные к реализации на сторону, в объем то варной продукции не включаются.
Товарная продукция учитывается в ценах, принятых в плане, и в действующих оптовых ценах предприятий
2* |
35 |
(без налога с оборота). В состав товарной продукции в отличие от валовой не включаются:
а) стоимость сырья и материалов заказчика, не опла ченных предприятием-изготовителем. Это имеет место в тех случаях, когда предприятия изготовляют продук цию по заказам других предприятий и из принадлежа щих им материалов;
б) стоимость прироста (или убыли) остатков неза вершенного производства и полуфабрикатов, инструмен тов, штампов, изготовленных для собственных нужд;
в) работы, произведенные за счет фонда освоения новой техники;
г) стоимость внутризаводского оборота (в ряде слу чаев он в порядке исключения включается только в ва ловую продукцию).
Есть отступления и от общих правил определения товарной продукции, они предусмотрены в типовой и отраслевых инструкциях.
Принятый в ходе экономической реформы в качестве основного измерителя объема продукции пока-
иобъединений затель реализованной продукции
имеет целью более полный учет каждым предприятием потребностей общества, конкретных потребителей его изделий. В объем реализации включается только такая продукция, которая изготовлена и доставлена потреби телю, принята и оплачена им.
Реализованная продукция, как правило, отличается от товарной тем, что в нее не включается стоимость про изведенных в отчетном периоде готовых изделий и полу фабрикатов, находящихся на складе или отгруженных, но не оплаченных потребителем, а также тем, что в нее включается продукция, произведенная до отчетного пе
риода, |
но оплаченная потребителями |
в отчетном пе |
|
риоде. Это видно из табл. 4. |
|
||
R = Он+ Т — Ок= 170-+-640 — 160= 650 тыс. руб., |
|||
где R |
— объем реализованной продукции; |
||
0„ — остатки |
нереализованной |
продукции на на |
|
Т |
чало месяца; |
|
|
— товарная продукция; |
|
||
Ок — остатки |
нереализованной продукции на конец |
||
|
месяца. |
|
|
36
Т а б л и ц а 4
Состав товарной и реализованной продукции предприятия за июнь 1973 г.
(тыс. руб.)
Товарная Реализо продукция ванная
Элементы продукции Сумма отчетного продукция месяца отчетного
месяца
|
1 |
|
|
2 |
3 |
4 |
Выпуск готовых изделий и полуфабри- |
|
|
|
|||
катов за июнь — в с е г о ............................. |
|
04U |
|
|
||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
отгружено заказчикам и средства по- |
480 |
480 |
480 |
|||
ступили |
на расчетный |
с ч е т ............. |
||||
отгружено заказчикам, но средства |
|
|
|
|||
еще не |
поступили |
на расчетный |
110 |
110 |
|
|
счет ................... |
на складе..................................... |
предприятия . . |
— |
|||
находится |
50 |
50 |
|
|||
Продукция, |
отгруженная |
заказчикам |
|
|
|
|
в мае, но средства за нее поступили |
170 |
|
170 |
|||
на расчетный счет в и ю н е ................... |
— |
|||||
И т о г о ............................................ |
|
|
— |
640 |
650 |
В данном случае реализованная продукция оказалась больше товарной, так как из выпуска товарной продук ции отчетного месяца в нее не вошла продукция на сумму 160 тыс. руб. (110 + 50), но вошла продукция, произведенная в предыдущие месяцы и оплаченная за казчиками в текущем месяце на большую сумму — 170 тыс. руб. Вот эта разность 10 тыс. руб. (170— 160) и определяет различие в объеме товарной и реализован ной продукции.
Произведенные предприятием готовые изделия и по луфабрикаты (предназначенные к реализации на сто рону) включаются в объем товарной продукции, если они отвечают ряду требований:
1)полностью закончены изготовлением на данном предприятии, не требуют на нем никакой доработки, сборки или доводки;
2)соответствуют стандартам или техническим усло
виям;
37
3)приняты ОТК;
4)сданы на склад (или заказчику) с оформлением
необходимыми документами.
Для включения стоимости изделий в объем реализа ции, кроме всех перечисленных требований, нужно соблюдать еще и другие требования: продукция должна быть отгружена (или сдана) заказчику, а средства за нее должны полностью поступить на расчетный или спецссудный счет предприятия-изготовителя.
В отличие от товарной продукции реализованная не включает стоимость товаров отгруженных, но не опла ченных потребителем, в том числе находящихся у него на ответственном хранении.
Нередко наличие нереализованной продукции на от ветственном хранении у потребителей объясняется тем, что поставщики нарушают условия поставок, как им ка жется, «в лучшую сторону». Например, московский ком бинат «Рот-Фронт» отгрузил в Пермь не предусмотрен ные договором кондитерские изделия, от которых заказ чик отказался. Чебоксарский мясокомбинат отправил Невскому мыловаренному заводу в Ленинграде вместо 10 т говяжьего жира 27 т, из которых от 17 т заказчик отказался. Видимо, строгое соблюдение условий догово ров предполагает недопустимость любых отступлений от них, в том числе и в «лучшую» сторону (т. е. вопреки реальной потребности).
До 1972 г. продукция, поставленная заказчикам и оплаченная ими частично, не включалась в объем реа лизации до полной оплаты счета. Это порождало мно жество недоразумений, толкало поставщиков на путь дробления партий грузов (и соответственно счетов) и т. д. Если, например, машиностроительный завод по ставил заказчику 5 токарных станков по оптовой цене 2400 руб. за 1 шт. и выставил для оплаты один счет на сумму 12 000 руб., то при оплате заказчиком счета ча стично (например, 4800 руб.) оплаченная сумма не включалась в объем-реализации, пока не будет оплачена остальная часть счета (7200 руб.). Но поставщик мог выставить два счета: на 4800 руб. и отдельно на 7200 руб., и тогда при оплате первого счета соответствующая сумма полностью включалась бы в объем реализации.
Для того чтобы избежать недоразумений, в 1972 г. был введен новый порядок включения продукции в
38
объем реализации при частичной оплате счета: теперь фактически оплаченная часть продукции включается в объем реализации, если она измеряется в весовых, объ емных, линейных единицах. Однако остался открытым вопрос о частичной оплате продукции, учитываемой только в денежном выражении, например капитальный ремонт.
Товарная продукция — эго продукция, предназначен ная к вступлению в народнохозяйственный оборот и пол ностью подготовленная к этому, а реализованная'— это продукция, уже вступившая в народнохозяйственный оборот, прошедшая стадию не только производства, но и обращения.
Характерной особенностью отличается включение в объем реализации стоимости отпущенной покупателями готовой продукции, оплаченной в порядке плановых пла тежей: в этих случаях продукция считается реализован ной в день отгрузки или отпуска покупателям, а не в день фактической оплаты. Вполне возможно, что очеред ной плановый платеж производится до фактической от грузки (или отпуска) продукции потребителям, но он не может служить основанием для включения продукции в объем реализации.
На практике бывают случаи, когда предприятия оши бочно относят в кредит счета № 46 (а следовательно, и в объем реализованной продукции) суммы расчетных документов, по которым будет произведен зачет в пер вых числах следующего месяца. Бывают также случаи, когда в кредит счета № 46 «Реализация» включается стоимость капитального ремонта своего оборудования и транспортных средств еще до его окончания и оформле ния актами приемки.
Не должна включаться в объем реализованной про дукции выручка от реализации на сторону покупных ма териальных ценностей, электроэнергии, металлолома, ра бот непромышленного характера и т. п. Сумма поясных разниц, накидок и надбавок к оптовым ценам, не преду смотренных планом реализации, в объем реализации также не включается.
Показатель объема реализации, применяемый для оценки выполнения плана предприятий, определяется в ценах, принятых в плане. В этих ценах объем реализо
39