Файл: Киперман, Г. Я. Экономические показатели промышленных предприятий и объединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ванной продукции приводится в отчетах по формам

1-п и 8.

Выручка от реализации соответствует сумме денеж­

ных средств, фактически полученных предприятием-по- ставщиком за принятую и оплаченную заказчиком про­ дукцию. Естественно, что выручка от реализации опре­ деляется в фактических ценах реализации. Она служит базой для расчета фактически полученной прибыли, а следовательно, и уровня рентабельности, исчисления по­ казателей оборачиваемости оборотных средств и др.

В бухгалтерской форме № 2-кв и в форме № 12 го­ дового отчета выручка от реализации приводится в двух оценках: в ценах, принятых в плане, и в фактически дей­ ствовавших в отчетном периоде ценах реализации.

Выручка от реализации может отличаться от объема реализованной продукции за счет поясных разниц в це­ нах, разницы между фактическими и плановыми разме­ рами торговых скидок, разницы между фактической и сметной стоимостью капитального ремонта.

Применение реализованной продукции в качестве ос­ новного показателя планирования и оценки деятель­ ности предприятий и объединений призвано стимулиро­ вать совершенствование ассортимента и повышение ка­ чества продукции, более полный учет производителями требований потребителей и торговых организаций, уста­ новление наиболее рациональных связей между произ­ водством и сферой потребления, максимальный учет прямых и обратных зависимостей между ними, совер­ шенствование системы расчетов в народном хозяйстве.

Введение показателя реализации способствовало бо­ лее широкому применению расчетов чеками из лимити­ рованных и нелимитированных книжек, в порядке пла­ новых платежей в твердо установленные сроки, после­ дующего акцепта платежных требований (вместо пред­ варительного) и др.

Ускорение расчетов приводит к реальному ускорению оборачиваемости средств в народном хозяйстве, если од­ новременно происходит сокращение периода продвиже­ ния товара от поставщика к покупателю.

Товар представляет собой единство стоимости и по­ требительной стоимости, поэтому его реализация имеет реальный смысл лишь в том случае, если она характери­ зует одновременно движение стоимости и потребитель-

40

ной стоимости: товар нельзя считать реализованным, если он оплачен покупателем (или по его поручению — банком), но еще не получен им или не принят. Здесь происходит авансирование стоимости товара, но в отры­ ве от реального движения его потребительной стоимо­ сти от производителя к потребителю оно не означает ре­ ализации товара. Товар может и не дойти до покупателя, он может отказаться от него и т. д., т. е. акт реализации может и не состояться.

Точно так же нельзя считать товар реализованным, если он получен покупателем, принят им, но не оплачен (из-за отсутствия средств и др.).

Реализация характеризует завершение процесса об­ ращения товара, продвижения его от производителя к потребителю. При непрерывности процесса обществен­ ного воспроизводства акт реализации означает вступле­ ние товара в новый процесс производства (если он по­ ступает в производительное потребление) или в процесс обращения (если он предназначен для реализации на­ селению), т. е. означает начало процесса Т—П—Т1—Д 1 или Т—Д, а для продавца — возможность использования средств для начала нового движения Д —Т—П—Т1—Д 1.

Поэтому встречающиеся в экономической литературе предложения считать товар реализованным до того как он реально получен и принят покупателем (на основе соответствующего изменения функций банка) противо­ речат сущности процесса реализации, означали бы раз­ рыв натурально-вещественной и стоимостной форм его движения.

Некоторые экономисты рассматривают показатель реализации односторонне, без учета всех его функций в комплексе. Конечно, акт реализации означает, что на счет предприятия поступила сумма, которой предприятие-по­ ставщик может распоряжаться. Но для предприятия мо­ мент реализации важен не только потому, что характе­ ризует факт поступления на его расчетный счет опреде­ ленной суммы, но и потому, что подтверждает выполне­ ние им своего обязательства перед заказчиком, а в его лице — перед обществом, т. е. характеризует выполнение плана. Это придает факту реализации принципиально иное содержание по сравнению, например, с реализацией излишнего оборудования: здесь также есть акт Т—Д, но

41


к общественной оценке работы предприятия он не имеет отношения.

При системе децентрализованного зачета на расчет­ ный счет поставщика зачисляются суммы средств только после учета взаимных требований, т. е. выручка от реа­ лизации продукции зачисляется на соответствующие сче­ та предприятий только после подведения итогов зачет­ ных операций и выявления дебетового или кредитового сальдо. Это было бы правильно, если бы акт реализации имел значение для поставщика лишь в смысле реально поступивших средств. Но так как дело не только в этом, но и в оценке его работы, то нужно выручку от реализа­ ции включать в объем реализованной продукции исходя из даты поступления средств на лицевой счет, не дожи­ даясь завершения расчетов.

Экономическая

Объем реализованной продукции

сущность

занимает

центральное

место в си-

показателя

стеме

экономических

показателей

реализации

планирования и оценки

деятельности

предприятий и объединений.

потребительной стоимости

Общественное

признание

продукта, его соответствия

потребностям — условие уче­

та продукции не только в натуральном, но и в стоимо­ стном выражении. Если продукт не является потреби­ тельной стоимостью, то он не имеет и стоимости. «Если вещь бесполезна, — указывал К- Маркс, — то и затра­ ченный на нее труд бесполезен, не считается за труд, и потому не образует никакой стоимости». Не каждый продукт и в наших условиях получает положительную оценку потребителя.

При социализме планомерные связи между предприя­ тиями осуществляются в товарно-денежной форме на основе эквивалентного обмена, актов купли-продажи, ха­ рактеризующих в своем единстве процесс смены форм стоимости: товарной на денежную — для поставщика и денежной на товарную — для потребителя (покупателя). Для предприятий—производителей продукции ее реализа­ ция представляет собой завершающую стадию кру­ гооборота средств, характеризующегося формулой

Д—Т (Сп) ... П ... Т1—Д 1.

Врезультате реализации (Т1—Д 1) предприятию-

производителю возмещается первоначально авансирован­ ный им фонд денежных средств (Д) и превращается в

42


денежную форму воплощенный в стоимости продукции

чистый доход АД (Д‘ = Д + Д Д ),

при Т1==Т+ДТ. Конеч­

но, складывающиеся

при этом

пропорции опосредст­

вуются финансовыми

отношениями, в результате чего

часть чистого дохода одного предприятия (объединения, отрасли) может реализоваться в виде денежных накоп­ лений другого предприятия (объединения, отрасли). Реа­ лизация продукции — не формальный акт, даже если за­ ранее предопределен планом не только объем реализа­ ции, но и конкретные покупатели, цены, сроки и т. д.

Хотя соответствие продукта реальным потребностям общества предусматривается планом и этим в решающей степени гарантируется, что он будет обладать потреби­ тельной стоимостью, а следовательно, и стоимостью, но окончательный ответ на этот вопрос может дать только потребитель. Следовательно, даже на конечной стадии производства изделия — проверке его соответствия стан­ дарту, техническим условиям производится все же толь­ ко предварительная оценка полезности затраченного на него труда. Удовлетворяет ли продукт какую-либо об­ щественную потребность — устанавливает обмен.

• Поэтому ни валовая, ни товарная продукция не ха­ рактеризуют реального вклада предприятия или объеди­ нения в удовлетворение общественной потребности — его характеризует только реализованная продукция.

Есть ли необходимость в том, чтобы предусмотрен­ ное государственным планом соответствие продукта тре­ бованиям потребителя находило подтверждение в факте

его реализации? Да, есть.

Она вызывается тем, что план не может (и не дол­ жен) предусматривать все без исключения связи, скла­ дывающиеся в народном хозяйстве между конкретными производителями и потребителями, и возможную специ­ фику их взаимоотношений, особых требований, условий

ит. д. Социалистическая система хозяйства не является полностью детерминированной и не исключает вероятно­ стных процессов, в том числе и в области производства

иреализации продукции, а следовательно, и возможных отклонений фактических условий реализации от плано-

вых.

Включение акта реализации продукции (Т1—Д 1) в сферу прямого планового воздействия позволяет повы­ сить степень планового регулирования вероятностных

43


стохастических процессов, которым принадлежит суще­ ственная (хотя и очень ограниченная по сравнению с ка­ питалистическим хозяйством) роль в формировании эко­ номических показателей.

Планомерность (и в этом смысле детерминирован­ ность) экономической системы в целом создает условия для целенаправленного регулирования и вероятностных процессов на основе познания и использования законов их развития, в том числе и закона стоимости.

Наконец, в планах могут быть просчеты и ошибки; с повышением уровня планирования сфера их возможного возникновения все более сужается, меняется их характер и сводятся к минимуму возможные отрицательные по­ следствия, но полностью избежать их не удается.

Поэтому реализация является хотя и дополнитель­ ным, но очень важным и конечным, заключительным подтверждением общественной полезности произведен­ ного товара, соответствия его потребительной стоимости, цены и т. п. требованиям потребителя.

Беспрепятственная реализация продукции (без учета случаев, не поддающихся планированию) свидетельст­ вует о правильном отражении в плане реальных усло­ вий воспроизводства, народнохозяйственных пропорций,

а также о том, что фактические

условия и пропорции

в основном соответствовали плановым.

Социалистическое обобществление средств производ­

ства приводит к тому, что труд

работников каждого

предприятия непосредственно направлен на производст­ во необходимых обществу потребительных стоимостей. Количество и качество труда в основном определяется планом. Поэтому труд работников предприятия является частицей совокупного общественного труда, который за­ ранее, еще до реализации продукта, признается общест­ вом. Общественная собственность на средства производ­ ства определяет, что основной формой связи между про­ изводителями являются непосредственно общественные связи, регулируемые планом независимо от формы этих связей. Еще до реализации продукции труд, затраченный на ее производство, выступает как составная часть всего общественного труда.

Труд все более приобретает непосредственно общест­ венный характер. В то же'время при социализме наряду с прямыми связями между производителями необходи­

44