Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Рис. 7. Схема к определению |
формы' тела волочения на винтовой |
|
лопасти: |
АА'В'В — положение лопасти в забое; |
рТр — угол внутреннего трения снега; I — ши |
рина |
захвата лопасти |
Рис. 8. Схема действия сил в зоне отбрасывания частицы винтовой лопастью
21
диальное перемещение частицы описывается однородным,- линейным дифференциальным уравнением второго порядка с правой частью
|
|
т ^ |
= 1 + О cos (?0+ шг1) — F, |
|
(3) |
||
где т, — масса частицы; |
|
|
|
|
|||
.Y — текущее значение ординаты; |
|
|
|
||||
фо — начальный угол разгрузки; |
(условно); |
||||||
о) — угловая скорость частицы снега |
|||||||
t |
— продолжительность поворота частицы; |
|
|||||
/ — центробежная сила инерции; |
|
|
|
||||
G — сила веса частицы; |
|
силы Корио |
|||||
F |
- сила трения, включающая действие |
||||||
лиса |
К. |
|
|
|
|
|
|
Установлено, что при значениях коэффициента |
— , |
||||||
меньших |
10 (типично для режима работы |
питателя), масса- |
|||||
частицы |
существенно |
влияет на траекторию |
ее |
движения,, |
|||
поэтому при упрощениях ей пренебречь нельзя. |
лопасти, по |
||||||
Траектории |
движения |
соседних частиц |
по |
||||
строенные для |
различных |
начальных положений, |
показали, |
что частицы в процессе разгрузки расходятся. Кроме того, сопоставление данных скоростной киносъемки потока частиц, на сходе с лопасти и результатов расчета относительной скорости частиц в зависимости от угла разгрузки позволяют рассматривать движение массы снега по лопасти как движе ние не связанных между собой частиц.
Начальный угол движения при нижнем выбросе не влия ет существенно на определение действительного утла раз
грузки. Поэтому за начальную скорость |
движения |
частицы |
||||
в зоне отбрасывания |
можно принять ее |
конечную скорость |
||||
в зоне резания. После |
преобразования |
общего |
решения |
|||
уравнения получено |
значение |
относительно |
радиальной |
|||
скорости движения частицы |
|
|
|
|
||
г)0т„= ш2 |
+ ^ j) - 1 >5 g fu |
|
|
|
||
Абсолютная скорость частицы при отбрасывании винтовой |
||||||
лопастью равна |
|
V'Оотн + |
|
|
|
|
^абс |
'Woe +. Wnep , |
|
(4) |
где уос — скорость движения частицы в осевом направлении
г»ос = г (2 —ш) tga;
Упер — переносная вращательная скорость движения ча стицы.
22
Критерием для оценки рациональности параметров шне ка является величина удельного расхода энергии при устой чивой работе шнека,-которая определяется интенсивностью
разработки снежного забоя |
и |
отсутствием |
забрасывания |
|
снега на забой. |
питателя |
возрастает с увеличением диа |
||
Энергоемкость |
||||
метра и скорости |
вращения |
при |
одинаковой |
поступатель |
ной скорости машины. Это объясняется влиянием ряда фак торов, в том числе инерционных сил, которые резко растут с возрастанием скорости и радиуса приложения. Для реаль ных машин можно рекомендовать окружную скорость режу щей кромки лопасти 8—10 м/сек. При этой скорости успеш-. но разрабатывается снег любой прочности при минималь ных затратах энергии, которые складываются из затрат на фрезерование снега и его транспортирование к ротору.
Удельные затраты мощности на фрезерование в свою очередь складываются из затрат на вдавливание режущей кромки, отделение стружки от массива и придание вырезае мой массе снега начальной скорости. Удельные затраты мощности на фрезерование характеризуются коэффициен том фрезерования. Рассмотрим кинематику внедрения лопа сти в забой (рис. 9).
Вращаясь вокруг оси, винтовая лопасть перемещается поступательно со скоростью, равной скорости передвижения снегоочистителя н ПОст- При этом каждая точка торцевой по верхности лопасти в абсолютном движении описывает ци клоиду. Перемещение торцевой поверхности в снежном мас сиве можно представить как внедрение в снег острого клина.
Сопротивление снега вдавливанию характеризуется коэф фициентом £ВдПо экспериментальным данным Омского фи лиала СоюзДОРНИИ, коэффициент сопротивлейия снега вдавливанию находится в параболической зависимости от осадки (заглубления) штампа в снег. В связи с этим пред ставим коэффициент сопротивления вдавливанию в виде
•0,6
(5)
где Л Вд — постоянная, зависящая от свойств снега; 5 в д — глубина вдавливания. .
Физически коэффициент сопротивления . вдавливанию
определяется несущей способностью снежного |
покрова или |
||
твердостью снега (в кг/см2). |
По данным А., |
Л. Горбунова, |
|
полученным при постоянном заглублении на 3 см, |
несущая |
||
способность или твердость снега может быть |
приближенно |
||
определена из выражения |
|
|
|
&вд= 8р2'|/ 1+ |т |
|
(6) |
|
где р — плотность снега; |
(абсолютное значение), |
°С. |
|
т — температура снега |
зз
Рис. 9. Кинематика процесса внедрения лопасти в забой:
1—16— положение отдельно взятой точки лопасти для каждой из четырех лопастей (1—4); рс —угол между направлениями абсолютной vа и окружной v0Kp скорости
точки лопасти
Отсюда
A* = W / T + R . |
(7) |
В каждый момент времени движения лопасти, внедрив шейся в забой за счет поступательного перемещения маши ны, можно представить в виде положенного на бок клина, перемещаемого по касательной к направлению вращения ло пасти. При движении лопасти-клина первоначально происхо дит уплотнение сжимаемого пласта снега, а затем сдвиг по плоскостям наибольших касательных напряжений. Дефор мированный пласт под напором вновь поступающего снега перемещается по рабочей поверхности клина (рис. 10).
На основании уравнения Кулона, учитывающего каса тельные и нормальные напряжения в материале, В. П. Го-
24
рячкиным, а затем А. Н. Зелениным было получено выра жение для определения усилия перемещения клина в забое. Однако это выражение пригодно при условии, что коэффи циент сопротивления резанию — сдвигу для снега не зависит от глубины и скорости резания.
Рис. 10. Схема процесса отделения стружки снега от массива винтовок лопастью:
</Рр€3 0кр*“ элементарная окружная сила резания; ^р рСзЛ' и ^Рр>3У — составля ющие элементарной окружной силы резания
Согласно же данным Г. Н. Аристархова, А. Н. Павлинов» и Д. А. Шалмана, полученным при резании грунтов рота ционным рабочим органом, коэффициент сопротивления ре занию находится в гиперболической зависимости от толщи ны вырезаемой стружки Ьф
k рез |
1роз |
(8) |
|
25
где АРеь — коэффициент, зависящий от физико-механических
свойств снега. |
|
|
Лрез можно |
||
По данным А. |
Л. Горбунова, коэффициент |
||||
определить из. выражения |
|
|
|
|
|
|
Лр„^0,7о- | 1 |
|
|
(9) |
|
Снег г зависимости от условий выпадения |
п |
ряда фак |
|||
торов, при которых формируется снежный покров, |
главным |
||||
образом температуры воздуха, |
скорости ветра |
и |
времени |
||
залегания, имеет |
различную |
структуру, |
определяющую |
многообразие его плотности и твердости. Эти свойства, свя
занные с температурой снега, в основном |
|
определяют за |
|
траты мощности на внедрение режущей |
кромки |
в забой и |
|
отделение стружки снега от массива. При |
окружной скоро |
||
сти режущей кромки фрезы диаметром до |
1,0 м |
примерно |
2—7 м/сек и поступательной скорости машины 300—500 м!ч такие затраты являются определяющими в общем балансе потребляемой фрезой мощности, т. е. превышают затраты на придание вырезанной массе снега конечной скорости, с которой она отбрасывается к ротору.
Поскольку экспериментальное определение коэффициен тов сопротивления вдавливанию и резанию весьма затруд нительно, то целесообразно экспериментально установить значения коэффициента фрезерования с помощью элемен тарной лопасти для снежного забоя различной прочности в разных условиях залегания снежного покрова. Тогда мощ ность на фрезерование можно будет структурно представить пропорциональной этому коэффициенту и объему перерабо танного снега, а мощность на транспортирование вырезан ной из забоя массы определить из условия численного равен
ства ее кинематической |
энергии, |
полученной при |
разгоне |
||
до абсолютной скорости отбрасывания. |
данных |
позволила |
|||
Аппроксимация экспериментальных |
|||||
установить в общем виде эмпирическую |
зависимость удель |
||||
ной энергоемкости к окружной скорости |
режущей кромки |
||||
винтовой лопасти. |
|
|
|
|
|
|
^ = k-v, |
|
|
(10) |
|
|
Q |
|
|
|
|
где Nm — мощность, |
потребляемая |
ленточным |
шнеком |
||
(фрезой); |
|
|
|
|
|
Q —■производительность снегоочистителя; |
выбирае |
||||
k — физико-механический |
коэффициент, |
||||
мый в зависимости от температуры |
и плотно |
||||
сти снега, |
k — 0,005-1-0,02; |
|
кромки |
винтовой |
|
v — окружная |
скорость |
режущей |
лопасти, м/сек.
26
Движение снега по лопасти ротора также можно рас сматривать как движение не связанных между собой частиц. Что касается влияния массы отдельных частиц материала с любым коэффициентом внешнего трения на характер движе ния частицы, то им можно пренебречь только при значении отношения центростремительного ускорения частицы на кон
це лопасти к ускорению силы тяжести |
— 20. Величина |
гш2 |
е |
—является характеристическим коэффициентом мета
теля. Рабочая длина радиальной лопасти, характеризуемая отношением внутреннего радиуса лопасти гв к наружному г, при угле разгрузки, равном 90°, для любого материала со
ставляет от 0,40 до 0,61 при значении — > 20 и не зави
сит от места разгрузки, т. е. верхнего или нижнего выброса,
причем большее значение отношения |
соответствует |
||
большему значению внешнего |
коэффициента |
трения мате |
|
риала. Здесь под верхним или |
нижним выбросом |
понимает |
|
ся такое первоначальное положение лопасти, |
при |
котором |
происходит отделение материала под углом 45° к горизонту сверху или снизу ротора.
Энергоемкость ротора пропорциональна квадрату окруж ной скорости и зависит от физико-механических свойств -раз
рабатываемого снега. |
|
|
^ |
= Апр.^.1(Н », |
(11) |
где ур — окружная скорость ротора; |
от |
|
&пр— коэффициент |
пропорциональности, зависящий |
физико-механических свойств разрабатываемого снега, &Пр = 0,6-^0,35.
Коэффициент пропорциональности уменьшается с увели чением плотности разрабатываемого снега, что объясняет ся некоторым уменьшением затрат на уплотнение снега в роторе.
Обработка экспериментальных данных зависимости мощ ности ротора от его окружной скорости и производительно сти по способу наименьших квадратов * показала, что мощ ность привода ротора с учетом плотности снега может оп ределяться из выражения
|
2 |
yVp—(1,37 |
Q— 1СН5. |
* Обработка произведена инж. Е. Ф. Зайцевым.
27
Механика поведения снежных частиц, компонующих снежный поток в роторе, весьма сложна. Исследования снежной струи на выходе из ротора показывают, что части цы значительно рассеиваются и приобретают различные ско рости по высоте струн. Большую скорость приобретают час тицы, находящиеся ближе к середине струи, меньшую — расположенные в верхней части потока. Нижние частицы имеют минимальную скорость. Поэтому дальность отбрасы вания принято характеризовать средним значением расстоя ния от оси машины до центра тяжести переброшенной массы. Рассеивание материала зависит также от профиля лопасти, причем при прямолинейном в радиальном направлении про филе лопасти рассеивание уменьшается от положительного наклона лопасти до отрицательного. Рассеивание материала характеризуется углом наклона абсолютной скорости схода частиц с лопасти к горизонту. Здесь под положительным наклоном лопасти к радиусу понимается такое положение лопасти, при котором ее наружный конец по отношению к внутреннему обращен в сторону вращения ротора.
Дальность отбрасывания снежной струи определяется окружной скоростью ротора, формой и расположением его лопастей, производительностью снегоочистителя и физико механическими свойствами снега. Полет снежной струп нельзя отождествлять с полетом единичного твердого тела. Сопротивление полету снежной струи пропорционально абсо лютной скорости полета, принятой равной окружной скоро сти ротора в степени, близкой ко второй, и зависит от про изводительности снегоочистителя, иными словами, от насы щенности снежной струи. Под коэффициентом насыщенно сти снежной струи понимается отношение весовой произво дительности к окружной скорости ротора.
В результате теоретического и экспериментального иссле дований установлено, что дальность отбрасывания основной массы снега возрастает с увеличением объемной массы раз рабатываемого снега. Теоретические исследования влияния угла наклона направляющего патрубка к горизонту показа ли, что наибольшая дальность отбрасывания снега дости гается при угле наклона около 40°. Угол наклона направля ющего патрубка зависит от коэффициента насыщенности снежной струи и от физико-механических свойств разраба тываемого снега.
Приближенно значение дальности отбрасывания можно определить из выражения
|
L = 0,085 г>р(1 — knv v), |
|
(12) |
где |
kH — коэффициент насыщенности |
снежной |
струи,. |
£н= |
0,013-0,015. |
|
|
28