Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кинетической энергии, необходимым для удаления снега на расстоянии, превышающем 6 ж от среза сопла.

Компрессорные снегоочистители выполняют по схеме ком­ прессор —■газоструйный термоинструмент (термобур) с ка­ мерой сгорания реактивного типа. Сжатый воздух от ком­ прессора подается в прямоточную горелку термоинструмента, в которой он, смешиваясь с горючим (бензин, керосин), об­ разует рабочую смесь и, сгорая при давлении 5—6 кгс/см2, выходит из сопла со сверхзвуковой скоростью. Рабочая смесь обладает скоростным напором 5—6 кгс и регулируе­ мой температурой (100—1000°С).

Бензовоздушный газоструйный термоинструмент разра­ ботан ВНИИстройдормашем в 1968 г. и опробован при уда­ лении снежно-ледяных накатов. Дальнейшие работы по со­ зданию компрессорного газоструйного снегоочистителя не проводились.

Газотурбинные снегоочистители в основном предназна­ чены для удаления с покрытий свежевыпавшего снега, голо­ леда и снежно-ледяных накатов. В отличие от вентилятор­

ных

и

компрессорных

снегоочистителей

газотурбинные об­

ладают

большими

энергетическими

возможностями. Рабо­

чие

органы таких снегоочистителей

формируют направлен­

ный

газовый

поток

с

высокой

тепловой

и

кинетической

энергией. Для

этой

цели используют

авиационные

газотур­

бинные

двигатели,

обычно

отработавшие

установленный

(летный) ресурс.

 

 

 

 

 

 

 

Газотурбинные снегоочистители в зависимости

от назна­

чения подразделяют на тепловые и ветровые.

 

 

Тепловые газоструйные снегоочистители предназначены для удаления гололеда и снежно-ледяных образований. Эти машины оборудованы газотурбинными двигателями, снаб­ женными щелевыми соплами, которые располагаются на близком расстоянии от покрытия.

На

тепловых

газоструйных снегоочистителях

использу­

ют авиационные двигатели ВК-1А и АИ-20,

которые

уста­

навливают

на различных

самоходных шасси.

Тепловая ма­

шина

ТМ-59 (рис:

14) с авиадвигателем ВК-1А,

созданная

на базе автопогрузчика Д-452, выпускается

 

минским

заво­

дом «Ударник». Остальные

типы

тепловых

машин, создан­

ных

на

базе самоходного

шасси

Т-105

и

автомобиля

ЗИЛ-151, выпускались заводами Министерства гражданской авиации.

 

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а т е п л о в ы х м аш и н

 

М одель . .

ТМ -57

Т М -59

ТМ -61

Т М -59Б

АГМ -1

Ш асси . .

Т -105

Д -4 5 2

ЗИ Л -151

Д -452

М одель Г Т Д

ВК-1

ВК -1

ВК -1

А И -20

А И -20'

36



слоем поролона толщиной 40 мм. Установлено двойное остек­ ление.

Ниже приведена техническая характеристика этого сне­ гоочистителя:

Б азовое

ш а с с и ................................................................................................

 

З И Л - 130

М одель

Г Т Д ..........................................................................................................

 

А И -20

П роизводительность, га/ч:

 

при

удалении

с н е г а ...............................................................................

54

при

удалении

гололеда ........................................................................

1

Р а сх о д

воздуха ,

к г / с е к ...............................................................................

18

Температура

газов

за турбиной, °С,

 

460

П олное

давление

газов за

турбиной, кгс/см2 .

. .

1,55

Скорость

истечения

газа

из соплового насадка,

м/сек,

. 390— 400

Р абочая

скорость,

 

машины, м/сек.................................................

3— 60

К оэфф ициент

э ж с к ц и и .....................................................................................

 

 

0,2

М асса (су х а я ), г

.......................................................................................

 

 

 

6,3

О бслуж иваю щ ий

п е р с о н а л ...........................................................................

 

1

СИ ЛОВЫ Е А ГРЕГА ТЫ ГАЗОСТРУЙНЫХ СНЕГООЧИСТИТЕЛЕЙ

В

качестве генераторов рабочего

тела — струи газоЕ-

для

газоструйных снегоочистителей — используются

вентиля­

торы и газотурбинные двигатели.

перемещения

газооб­

Вентиляторы предназначены для

разных тел при полном давлении не более 1,15 кгс/см2. Они широко используются в вентиляционных установках, на пневмотранспорте, в технологических агрегатах и в виде' отдельных узлов некоторых машин.

По принципу действия и устройству вентиляторы делят­ ся на центробежные и осевые. В центробежном вентиляторе поток газа, поступающий во вращающееся рабочее колесо, изменяет направление движения с осевого на радиальное.

Восевом вентиляторе направление потока не изменяется.

Центробежный вентилятор (рис. 17) состоит из следую­

щих основных элементов: рабочего колеса, кожуха, коллек­ тора.

Приводом промышленных центробежных вентиляторов слу­ жит электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания. ГОСТ 5976—55 предусматривает семь конструктивных схем соединения вентилятора с приводом.

В зависимости от создаваемого давления центробежные вентиляторы условно делятся на: вентиляторы низкого дав­ ления — с разностью полных давлений до 0,01 кгс/см2, вен­

тиляторы среднего давления

— с разностью

полных

давле­

ний от 0,01 до 0,03 кгс/см2,

вентиляторы

высокого

давле­

ния — с разностью полных давлений от 0,03 до 0,15 кгс/см2. Почти все аэродинамические особенности центробежных вентиляторов обусловливаются углом наклона лопаток ра­ бочего колеса. По наклону лопаток относительно направле-

40


ния вращения рабочие колеса вентиляторов делятся на три типа: с лопаткамк, загнутыми вперед (в сторону вращения), ■с радиальными лопатками и лопатками, загнутыми назад.

Вентиляторы с лопатками, загнутыми вперед, развивают высокое давление, но обладают низким к. п. д. (не превыша­ ет 0,67).

V]

Рис. 17. Конструктивная схема центробежного вен­ тилятора:

/ —рабочее колесо; 2

кожух;

3 — коллектор

 

Вентиляторы с радиальными лопатками развивают мень­ шее давление, однако они обладают сравнительно высоким к. п. д. (0,7—0,76).

Центробежные вентиляторы третьего типа развивают сравнительно низкое давление, но высокоэкономичны, пол­ ный к. п. д. составляет 0,8—0,9 и выше.

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а ц е н т р о б е ж н ы х в е н т и л я т о р о в

 

М о д е л ь ...................................

В Ц О -1 ,0 В Ц О -0 ,6 В В Д -1 1 В Д -2 0 В М -75 В М -50

П роизводительность,

12

 

 

 

 

 

кг [сек...................................

7 ,2

15

4 ,8

2 ,9

1 8 ,3

П олное

давление, кгс/см2

1 ,0 4 3

1 ,0 6

1 ,0 6

1 ,0 6 2 3

1 ,1 2 9

1 ,1 0

Д иам етр

рабочего кол е­

1000

 

1to o

 

 

 

са, м м ..............................

600

2000

1716

1600

П отребляем ая м ощ ность,

 

 

 

 

 

 

кет

...................................

80

50

55

181

334

223

Габаритны е размеры , мм

 

1270

2255

964

2147

2060

д л и н а ..............................

2940

ш и р и н а ........................

2880

1450

1342

2033

1679

1470

в ы с о т а .........................

2400

1500

1606

2015

2670

2500

М асса ,

к г ..............................

1770

608

1070

4195

3100

2700

Осевой вентилятор (рис. 18) состоит из следующих ос­ новных элементов: рабочего колеса, кожуха, коллектора, обтекателя (кока), направляющих аппаратов, спрямляющего аппарата.

41


Приводом промышленных осевых вентиляторов служит электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания.

Конструкция осевого вентилятора предопределяется его аэродинамической схемой, которая в зависимости от числа ступеней состоит из нескольких рабочих колес, направляю­ щих и спрямляющих аппаратов.

Рис.

18. К онструктивная схем а о сев о ­

 

го вентилятора:

 

1— рабочее колесо; 2 — кожух; 3 — коллек­

тор;

4 —обтекатель; 5 — направляющий

аппарат; 6 — промежуточный

направляю­

щий аппарат; 7 — спрямляющий аппарат

Аэродинамические

качества осевых вентиляторов зави­

сят от угла установки лопаток, их профиля, а также от схемы

рабочего колеса.

 

 

 

вентиляторов

от­

На аэродинамические качества осевых

рицательное влияние оказывает зазор

между концами

ло­

паток и кожухом. В лучших образцах

вентиляторов он не

превышает 1,5% длины лопаток рабочего

колеса.

отнести

К недостаткам

осевых

вентиляторов

следует

срыв (падение) давления

при низкой

производительности

вентилятора.

осевых

вентиляторов

является

незначи­

Преимуществом

тельное изменение потребляемой ими мощности при измене­ нии производительности.

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а о с е в ы х в е н т и л я т о р о в

М одель

.......................................................

 

 

В О К -1 ,5

В С К Д -1 ,5

П роизводительность, кг/сек . . .

56

63

П олное

давление,

кгс/см2 . . . .

1 .0 1 5

1,0318

Д иам етр

рабочего

к ол еса,

мм . .

1500

1500

П отребляем ая м ощ ность,

кет . .

85

170

Габаритные разм еры , мм:

 

 

длина .......................................................

 

 

6760

7260

ш и р и н а ..................................................

 

 

1925

1925

в ы с о т а ..................................................

 

 

1730

1730

М асса, к г ..................................................

 

 

5122

6123

42