Файл: Иванов, А. Н. Развитие конструкций снегоочистительных машин обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Затраты мощности |
па |
передвижение снегоочистителя в |
|||||
забое складываются из мощности на передвижение |
машины |
||||||
и лобового сопротивления при разработке |
забоя |
и |
обычно |
||||
составляют 10—15% общей мощности |
силовой |
установки |
|||||
снегоочистителя. |
|
|
|
|
|
|
|
Барометрическое давление значительно влияет на эффек |
|||||||
тивную мощность двигателей. |
С понижением |
давления |
|||||
уменьшается весовое |
количество |
воздуха, |
поступающего в |
||||
цилиндры дизеля. В результате |
уменьшается коэффициент |
||||||
избытка воздуха (при условии |
сохранения |
подачи |
топлива |
||||
постоянной), повышается |
температура |
отработавших газов, |
двигатель начинает сильно дымить. Для сохранения моторе сурса дизеля следует ограничивать подачу топлива, не до пуская уменьшения коэффициента избытка воздуха ниже 1,2. Регулируя топливоподачу, можно обеспечить нормаль ную работу дизеля в горных и северных условиях за счет некоторого снижения его эффективной мощности. По данным зарубежных исследований, падение мощности у дизеля с турбонаддувом значительно меньше, чем без наддува. По этому в горных и северных условиях целесообразно приме
нять дизели с |
турбонаддувом и |
тракторной характеристи |
кой. |
рекомендации по |
конструированию рабочего |
Некоторые |
||
оборудования. |
Учитывая возможность наличия в снеге мел |
ких каменистых включений, роторы следует выполнять дис ковыми с лопастями криволинейного (по глубине ротора) профиля повышенной прочности. Как показала практика,
дисковые роторы значительно |
прочнее и менее металлоем |
|
ки, чем |
роторы с литой звездообразной ступицей. |
|
Для |
обеспечения прочности |
и жесткости питателя при |
разработке плотного и смерзшегося снега ленты фрезы надо крепить к дискам, выполняющим также функции резания. У оси ротора диск может быть прямым, а с боков — кони ческим.
Число заходов фрезы рационально принимать равным четырем. Ширина ленты не должна превышать 120 мм при толщине 8—10 мм. Режущие элементы фрезы следует вы полнять из качественной легированной стали с повышенны ми упругими свойствами.
Важным элементом фрезерного питателя является пре дохранительное устройство, позволяющее нормально рабо тать на снеге с каменистыми и другими включениями. В ка честве предохранительного устройства успешно могут при меняться пневмошинные муфты типа ШПМ производства Ленинградского шинного завода, выполняющие роль муфты предельного момента.
Для обеспечения маневренности машины боковые по верхности фрезы должны активно разрабатывать забой,
29
тогда как боковые опоры фрезы и элементы |
рамы |
этому |
|
препятствуют. Поэтому следует использовать |
решение, ис |
||
пользованное в |
конструкции снегоочистителей |
R-400, R-600,, |
|
и R-1200 фирмы |
Rolba, фреза которых выполнена |
только |
сцентральной опорой (без боковых).
Вконструкциях снегоочистителей целесообразно исполь зовать гидромоторы и. насосы, выпускаемые по лицензии фирмы К- Rauch (ФРГ), которые позволяют реализовать не обходимый крутящий момент и значительно упростить тран смиссию привода рабочего оборудования.
При использовании в качестве базового шасси снегоочи стителя серийного автомобиля следует использовать шнеко роторный рабочий орган с ленточными шнеками переменного1 шага п кожухом специальной конфигурации, позволяющим максимально разделить зоны верхнего и нижнего шнека.
Для привода рабочего органа и ходовой части снегоочи стителя применяются различные кинематические схемы, при чем в отечественной практике распространены схемы или с одним общим двигателем на привод рабочего органа и хода,, или с двумя двигателями — один на привод ходовой части,,
другой — рабочего органа.
При одномоторной схеме мощность двигателя от короб ки отбора мощности распределяется на ходовую часть, и при вод рабочего органа. При этом возможно механическое регу лирование затрат мощности или автоматическое с помощыогидротрансформатора. При механическом регулировании, на привод ходовой части необходимо устанавливать многоско ростную коробку перемены передач, чтобы водитель мог вы брать наиболее выгодную для работы скорость передвиже
ния, при |
которой достигалась |
бы |
оптимальная |
производи |
||
тельность |
рабочего |
органа. |
Недостатком |
одномоторной |
||
схемы является нерациональное |
использование |
мощности |
||||
двигателя |
при транспортном |
пробеге (на привод ходовой |
||||
части снегоочистителя |
расходуется меньшая |
мощность, чем |
||||
мощность, |
потребляемая рабочим |
органом, |
а |
недогрузка |
||
двигателя, |
особенно |
дизельного, |
отрицательно |
сказывается |
на его моторесурсе и надежности), а также необходимость установки весьма сложной и металлоемкой коробки переме ны передач. Применение же гидродинамической трансмис сии, обеспечивает бесступенчатое изменение поступательной скорости, что благоприятно сказывается на повышении про
изводительности снегоочистителя, |
однако |
при |
установке |
|
гидротрансформатора значительно |
усложняется |
трансмис |
||
сия. |
|
|
органа |
и ходовой |
Двухмоторная схема привода рабочего |
||||
части распространена наиболее широко и более |
рациональ |
|||
на, так как оба двигателя работают |
нормально: |
каждый в |
||
своем режиме. Однако конструктивное |
исполнение этой схе |
30
мы имеет |
недостаток. |
Ввиду того |
что |
снегоочистители |
з |
|||
основном |
базируются |
на |
серийных |
тракторах и автомоби |
||||
лях, двигатель привода |
рабочего |
органа |
располагается |
в |
||||
задней |
части |
базового |
шасси, а двигатель |
хода остается |
на |
|||
своем |
месте |
спереди. |
Вследствие этого наблюдается пере |
крестное направление трансмиссий: передний двигатель при водит задний мост ходовой части, а задний двигатель приво дит расположенный спереди рабочий орган. Избежать пере крестного направления трансмиссии можно только при усло вии изготовления для снегоочистителя специальных базовых шасси на колесном и гусеничном ходу. Такое решение во многом улучшило бы компоновку всей машины в целом, я конструктор снегоочистителя принимал бы наиболее простые и рациональные решения, не приспосабливаясь к конструк ции уже готового серийного трактора или автомобиля, пред назначенного совсем для других целей.
Кроме обеспечения необходимого диапазона поступа тельных скоростей, в конструкции снегоочистителя необходи мо решить вопросы развески машины и обеспечения всесто ронней видимости. При использовании в качестве базы се рийных автомобилей обе эти проблемы по существу не ре шаются: передний управляемый мост автомобиля значитель
но перегружен, а обзорность кабины |
не |
удовлетворяет |
|
предъявляемым требованиям. |
|
|
|
Фрезерно-роторный снегоочиститель на гусеничном трак |
|||
торе ГДТ-55 (Д-904С) и шнеко-роториые |
снегоочистители |
||
на базе трактора К-700 (Д-909) |
и |
двухосного . : тягача |
|
МоАЗ-542А (Д-601) лишены указанных недостатков. |
|||
В последние годы зарубежные |
фирмы выпускают снего |
очистители в основном на специальных шасси. Эти машины предназначены как для расчистки автомагистралей, горных дорог, местных дорог и парковых аллей, так и для содер жания аэродромов.
Основные направления развития конструкций роторных снегоочистителей следующие:
1. Совершенствование шнекороторного рабочего органз с целью повышения режущей и пропускной способности шне кового питателя, а при невысокой дальности отбрасывания (дорожный, вариант) с целью резкого увеличения произво дительности метательного аппарата.
2. Совершенствование фрезерно-роторного рабочего ор гана с целью повышения надежности оборудования и режу щей способности боковых поверхностей фрезерного питателя для обеспечения разработки глубоких траншей в завалах с каменистыми включениями и другими инородными пред метами.
3. Совершенствование систем привода и трансмиссий с целью снижения металлоемкости.
31
4.Создание специальных шасси на базе серийно выпус каемых узлов автомобильной и тракторной промышленно сти.
5.Применение новых видов силового оборудования (на пример, газотурбинных двигателей — ГТД) с целью сочета ния большой приводной мощности и мощного воздушного
потока.
ГАЗОСТРУЙНЫЕ СНЕГООЧИСТИТЕЛИ
Газоструйный снегоочиститель представляет собой само ходную или прицепную машину, оборудованную газоструй ной установкой (компрессором, вентилятором или газотур бинным двигателем — ГТД) и удаляющую снег за счет кинетической энергии струи газов.
Преимущества газоструйных машин перед плужными снегоочистителями следующие: они могут осуществлять сне
гоочистку со |
скоростью |
40—50 км1ч\ ширина |
захвата |
за |
|
един |
проход |
составляет |
до 40 м (у плужных |
снегоочисти |
|
телей |
до 4 |
м); производительность достигает 160 |
га/ч |
||
(у плужных |
снегоочистителей до 10 га/ч); при |
уборке снега |
е покрытий дорог и аэродромов не образуются снежные ва лы; можно удалять не только снег, но и снежно-ледяные на каты и гололед. По данным аэродромной службы, объем ра бот, выполняемых газоструйными снегоочистителями, в не сколько раз превышает объем работ, выполняемых плужно щеточными машинами, при значительно меньшем времени их работы.
Данные о производительности снегоочистителей различ ных типов и объемы выполненных ими работ приведены ни же [22]:
М одель ....................................................... |
|
В М -63 |
П М -130 |
К П М -64 |
Т и п .................................................................. |
|
газостр уй - |
пл уж н о- |
п л уж н о - |
|
|
ный |
щ еточны й |
щ еточны й |
П родолж ительность |
работы , |
% м е |
|
|
сячного фонда времени: |
5 |
|
33 |
|
ноябрь ................................................... |
|
15 |
||
декабрь .................................................. |
|
3 |
21 |
70 |
январь ................................................... |
|
3 |
41 |
38 |
февраль .............................................. |
|
6 |
35 |
30 |
О бъем выполненных работ, |
% от |
|
|
|
общ ей площ ади |
уборки: |
80 |
2 |
18 |
ноябрь ............................................. |
|
|||
декабрь .............................................. |
|
37 |
20 |
43 |
январь .............................................. |
|
38 |
42 |
20 |
ф е в р а л ь ......................................... |
|
76 |
10 |
14 |
32