ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ДОРОЖНЫЕ
УСЛОВИЯ
и 11283081: : : : .
ДВИЖЕНИЯ
Под редакцией проф. В. Ф. БАБКОВА
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
УДК 625.746.53
Дорожные условия и организация движения. Бабков В. Ф., Дивочкин О. А., Залуга В. П., Кашкин С. К., Лобанов Е. М., Орнатский Н. П., Порожняков В. С., Пуркин В. И., Сильянов В. В., Сит ников Ю. М„ Судьин М: И., Трибунский В. М. Изд-во «Транспорт», 1974 г, с. 1—240.
В книге описаны закономерности движения потоков автомобилей различной интенсивности, вопросы восприятия водителями дорож ных условий. Основное внимание уделено выбору методов и средств организации движения с учетом режимов движения,,дорожных усло вий и психофизиологии водителей. Рассмотрены вопросы организации движения планировочными решениями, техническими средствами (знаки, разметка, направляющие устройства и т. п.) и сигнализа цией. Изложены принципы технико-экономических обоснований ме тодов и средств организации движения и очередности их применения, а также методика расстановки дорожных знаков и выбора мест
устройства разметки.
Книга предназначена для инженерно-технических работников до рожных проектных и эксплуатационных организаций, органов ГАИ и автотранспортных организаций, а также может быть использована преподавателями, аспирантами и студентами автомобильно-дорож ных вузов и факультетов. Табл. 44, рис. 115, библ. 52.
биолио .ка |
- - |
экземпляр |
|
ЧИТАЛЬНОГО ЗА Л А
Д |
31801-057 |
(g) Издательство «Транспорт», 1974, |
57-74 |
049(01)-74
ВВЕДЕНИЕ
В ближайшие годы в Советском Союзе значительно возрастет выпуск автомобилей. К 1975 г. он должен достигнуть 2,0—2,1 млн. штук. Производство грузовых автомобилей увеличится примерно в 1,5 раза, легковых— в 3,5.—3,8 раза. Будет расширен выпуск боль шегрузных автомобилей и на их базе автопоездов большой грузо подъемности. Расширится выпуск автобусов большой вместимости и повышенной проходимости. Грузооборот автомобильного транспор та общего пользования возрастет в 1,6 раза. Это приведет к резко му возрастанию интенсивности движения по дорогам и к увеличе нию загрузки дорожной сети.
Несмотря на то что в течение последнего десятилетия в СССР
велось большое дорожное строительство и ежегодно сдавалось в эксплуатацию 20—23 тыс. км дорог с твердыми покрытиями, до рожная сеть страны еще недостаточно подготовлена к тому, чтобы воспринять потоки автомобилей. Тейпы строительства дорог долж ны еще более возрасти.
В докладе А. Н. Косыгина на XXIV съезде КПСС «Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хо зяйства СССР на 1971— 1975 гг.» указано, что намечено увеличить протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием пример но на ПО тыс. км, не считая дорог, которые будут построены за счет местных ресурсов и по инициативе предприятий, колхозов и совхозов.
Однако потребность страны в дорогах крайне велика. Плотность дорожной сети во многих районах Советского Союза еще низка и не удовлетворяет потребности народного хозяйства. Даже в наиболее обеспеченных дорогами союзных республиках плотность сети дорог с твердыми покрытиями существенно меньше, чем в США и стра нах Западной Европы с исторически сложившейся за столетия до-' рожной сетью.
Поэтому при любых реально осуществимых в настоящее время темпах дорожного строительства еще в течение достаточно длитель ного периода времени количество автомобилей, приходящихся на 1 км дороги, будет ежегодно возрастать, а условия движения ос-1 ложняться. Наряду со строительством новых дорог потребуется уде
3
лять все больше внимания вопросам безопасности движения и его обслуживанию, а на сложных участках, где возможны заторы дви жения— организации движения, чтобы обеспечить работу дорог с максимальным использованием их пропускной способности.
Дорожникам придется в ближайшие годы выполнять следую щие работы:
1.Строить дороги для интенсивных скоростных перевозок на большие расстояния. Из них должна со временем сложиться сеть основных магистральных дорог, обеспечивающих общегосудар ственные административные, культурные и оборонные потребности страны. Эти дороги должны иметь геометрические элементы, обес печивающие высокие скорости движения. Для снижения единовре менных затрат их постройка может осуществляться стадийно, по единому проекту, по мере возрастания интенсивности движения на отдельных перегонах.
2.Строить дороги во вновь осваиваемых промышленных и сель скохозяйственных районах вначале для перевозки строительных грузов, а затем для нормальной работы возникших предприятий, населенных пунктов и сельскохозяйственных объектов. Особенность этого вида дорожных работ заключается в том, что наибольшая ин тенсивность движения обычно соответствует периоду перевозки грузов для строительства. После сдачи объектов в эксплуатацию движение уменьшается.
3.Строить дороги в сельскохозяйственных районах. Несвоевре менный вывоз урожая и вызываемые им потери наносят крупный ущерб народному хозяйству. Поэтому дорожное строительство в сельских районах является одним из элементов, предусмотренных Директивами XXIV съезда КПСС, решительных мер по предотвра щению потерь сельскохозяйственной продукции и снижения ее каче ства на стадии уборки и транспортирования.
4.Перестраивать и приспосабливать существующую сеть до рог с твердыми покрытиями в соответствии с возрастающими тре бованиями движения. Многие из этих дорог были построены по ус таревшим техническим условиям периода гужевого транспорта. Некоторые участки уже подвергались перестройке, поэтому боль шинство маршрутов неоднородно по транспортно-эксплуатацион ным характеристикам. На таких дорогах много опасных мест и мест возможных заторов движения, допускающих движение только
спониженными скоростями и имеющих ограниченную пропускную способность.
Не будет большой ошибкой считать, что на всем протяжении дорожной сети с твердыми покрытиями, построенной до 1950 г., имеются участки, не удовлетворяющие требованиям современного автомобильного движения.
По мере возрастания интенсивности движения неблагоприят ные участки дорог будут все время привлекать к себе внимание дорожных и автотранспортных организаций. Периодически по ме ре усложнения условий движения на дорогах будут возникать
4 |
/ |
заторы и вспыхивать «очаги аварийности», что может быть связа но с совместным влиянием ряда причин:
а) ростом интенсивности движения; б) появлением на дороге транспортных средств с высокими ско
ростями движения, например автобусов дальних междугородных линий;
в) появлением на дороге автопоездов и большегрузных автомо билей;
г) появлением в составе транспортного потока сельскохозяй ственных машин, тракторов и автомобилей с большими габаритами, большими давлениями на ось и т. д.;
д) ухудшением транспортных качеств дороги — износом дорож ной одежды с возникновением неровных или скользких мест, умень шением расстояний видимости из-за застройки или зарастания придорожной полосы, появлением на дороге потоков пешехо дов и др.
Устранение заторов и опасных участков в ближайшие годы ста нет одной из важнейших задач дорожной службы в СССР. В ликви дации таких участков и в улучшении транспортно-эксплуатацион ных характеристик всей дороги большое значение должно сыграть широкое применение методов и средств организации движения, поз воляющих не только упорядочить движение, но и повысить его бе зопасность и пропускную способность дорог. Затраты труда и средств на осуществление этих мероприятий значительно ниже, чем на реконструкцию дороги или ее элементов, поэтому к ним следует прибегать, как к первому этапу улучшения условий движения до проведения капитальных дорог по реконструкции.
На вновь построенных дорогах применение средств организации движения позволит устранить отдельные ошибки, допущенные про ектировщиками, добиться лучшего ориентирования водителей в на правлении дороги и повысить эффективность использования проез жей части дорог.
Кафедра проектирования дорог Московского автомобильно-до рожного института (МАДИ) систематически проводит изучение влияния дорожных условий на режимы движения. Исследования начального периода были направлены на установление общих зако номерностей движения автомобилей по дорогам. Их результаты, суммированные в монографиях [6, 28], достаточно подробно раскры вают процессы движения потоков автомобилей на дорогах СССР. Однако перспектива усложнения условий движения по дорогам ставит перед научно-исследовательскими, дорожными и транспорт ными организациями задачу поиска путей повышения пропускной способности автомобильных дорог методами организации движения
ивыборочного улучшения их отдельных участков.
Вданной монографии изложены результаты исследовательских работ, проводившихся кафедрой в этом направлении в течение по следних лет, а также обобщения зарубежного опыта в той его части, которая может найти непосредственное использование в СССР.
Отдельные разделы книги написали: проф. В. Ф! Бабков — Вве
5
/
дение, § 1, 2, 3, 4, |
5, 11, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 33, Заключение; |
канд. |
|||||||||
техн. |
наук О. А. |
Дивочкин — § |
19, 22, 37, |
38; |
канд. |
техн. |
наук |
||||
В. П. |
Залуга — § |
27, 34, 35; инж. С. К. Кашкин— § 27, 28; |
канд. |
||||||||
техн. наук Е. М. Лобанов — § |
6, |
16, 26, 29; |
канд. техн. наук В. С. По |
||||||||
рожняков— § 10, |
18; |
канд. техн. наук Н. |
П. Орнатский — § 23, 24; |
||||||||
канд. |
техн. наук |
В. |
И. Пуркин — § |
10, |
39, |
40; |
канд. |
техн. |
наук |
||
В. В. |
Сильянов — § 7, |
8, 9, 13, 14, 15, |
25, |
29, |
30, |
36, 40; |
канд. |
техн. |
|||
наук |
Ю. М. Ситников — § |
14, |
41, |
42, |
43; |
канд. |
техн. |
наук |
|||
М. И. |
Судьин — § |
29, |
30, 31, |
32; |
канд. |
техн. |
наук В. |
М. Трибун |
ский— § 12. Номера параграфов, написанных совместно, повторе ны у всех соавторов.
Авторы -с признательностью отмечают ценные советы, получен ные от инж. А. П. Алексеева, рецензировавшего рукопись.
Авторы надеются, что рекомендации, помещенные в книге, до полняя имеющуюся немногочисленную литературу [30, 35], привле кут к себе внимание заинтересованных организаций и сыграют свою роль в приспособлении дорожной сети к пропуску интенсивных транспортных потоков. Возникающие у читателей пожелания и замечания просьба направлять в адрес издательства: Москва Б-172, Басманный тупик, 6а.
Глава I
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
§ 1. Дорожные условия и особенности работы водителя
Наблюдения за двйжением автомобилей по дорогам, запроекти рованным, казалось бы, в строгом соответствии с требованиями тех нических условий в основу которых положено обеспечение задан ной расчетной скорости, показывают, что фактическое распределе ние скоростей на разных участках дорог весьма далеко от равномерного, хотя динамические качества автомобилей использу ются водителями далеко не полностью.
Если на линейном графике изменения скоростей движения по длине какой-либо дороги отметить места дорожно-транспортных происшествий, то окажется, что наряду с более-менее равномерно рассредоточенными по длине дороги происшествиями, часть их всегда концентрируется на сравнительно коротких участках, харак теризующихся одновременно значительным снижением скоростей движения транспортных потоков. Очевидно, в этих местах дорожные условия создают у части водителей обманчивое представление о возможном режиме движения. Скорости движения в различных до рожных условиях связаны, таким образом, с особенностями психо логического восприятия водителями дорожных условий.
Внимание водителя при движении по дороге привлекают три группы факторов:
а) непосредственно относящиеся к дороге—"элементы дороги и придорожной обстановки, влияющие на управление автомобилем (повороты дороги в плане и профиле, дорожные знаки, неровности на покрытии, пересечения, примыкания и разветвления дорог). На правильно запроектированной дороге и при безопасной скорости движения все эти элементы доступны для обозрения водителя на такое длительное время, что он успевает приготовиться к выполне нию маневра и осуществить его при нормальном режиме движения;
б) связанные с движением другие автомобили, мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы;
в) не связанные непосредственно с движением — бросающиеся в глаза здания и сооружения, предметы на обочинах, растительные группы на придорожной полосе, элементы ландшафта окружающей местности, даже пролетающие над дорогой самолеты. .
В процессе движения взгляд водителя обегает дорогу и придо рожную полосу, учитывая все факторы, необходимые для уверен ного движения автомобиля. При ненапряженных условиях движе-
7