ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
3)выполняют поэлементно оценку пропускной способности для каждого варианта решений. Разбивку на элементы целесообразно проводить по участкам с однородными условиями движения;
4)для каждого элементарного участка проводят расчет техни ческого срока службы, характеризуемого достижением интенсив ности движения, соответствующей пропускной способности;
5)для каждого варианта решений определяют расчетный год;
6)выполняют оценку обеспеченности безопасности движения на расчетный год по каждому из вариантов и возможных потерь от дорожно-транспортных происшествий;
7)проводят вычисление скоростей потоков автомобилей для
каждой из рассматриваемых схем организации движения на рас четный год;
8)с учетом скоростей потоков автомобилей производят вычис ление удельных показателей себестоимости перевозок по вариан там;
9)выполняют расчет размеров капитальных затрат по вариан
там и необходимых показателей капиталоемкости; 10) сравнивают все варианты по технико-экономическим пока
зателям и выбирают оптимальный. При сравнении за эталонный вариант принимают существующее на дороге положение без исполь зования средств организации движения.
§ 43. Экономический критерий очередности мероприятий по организац движения
Вопросы назначения мероприятий по организации движения ре шают на основании анализа графиков изменения пропускной спо собности участков дорог и уровней их загрузки движением с ис пользованием типовых комплексов мероприятий, предложенных в предыдущих разделах монографии. Однако мало разработать ком плекс необходимых на дороге мероприятий по организации движе ния с целью обеспечения требований безопасности и повышения эффективности работы дорог. Часто объемы потребных строитель ных работ оказываются настолько большими, что для их осущест вления не удается уложиться в лимит отпускаемых на эти цели капиталовложений. В этих условиях требуется разработка много летней программы последовательного улучшения условий движения по дороге с выбором в качестве первоочередных тех мероприятий, которые обеспечивают наибольшую народнохозяйственную эффек тивность вкладываемых материальных средств.
Задача назначения очередности мероприятий по организации движения на дорогах может быть решена на основании разработан ного автором критерия экономической эффективности который можно представить следующим образом:
' С и т н и к о в Ю. М. Критерии оценки эффективности решений по повыш е нию безопасности движения и транспортных качеств автомобильных дорог. В кн.:
Безопасность |
движения на дорогах. М., Изд. М А Д И , Т972, с. 1.1— 22. (Труды |
М АДИ . Вып. |
33). |
232
х = ^ - т ей, |
(51) |
at |
|
где % — показатель фактической эффективности капиталовложений; Тсл — технический срок службы, определяемый с учетом проводи-, мых на участке дороги мероприятий (см. § 42) из условия дости жения предельного уровня насыщения дороги автомобилями (про
пускной способности), лет; — ---- производная изменения показате- dt
ля себестоимости транспортной продукции во времени.
Для практики расчетов очередности важное место имеет рас-
dc
крытие зависимости-----исходя из учета условии движения в раз- dt
личных дорожных ситуациях. Учитывая, что себестоимость транс портной продукции может быть представлена как сумма нескольких составляющих, получаем
d c _ |
d (Cft) |
| d(Cnf) |
(52) |
dt |
dt |
dt |
’ |
где cTt, cat — транспортные составляющие себестоимости перевозок
исоставляющая от дорожно-транспортных происшествий.
Врасчетах по формуле (52) могут быть использованы удельные показатели себестоимости, рекомендованные в табл. 39. Тогда каж дый случай получает свое аналитическое выражение. При исполь зовании показателей себестоимости 1 ткм расчетные зависимости
следующие:
при росте интенсивности на дороге по линейному закону
_rf_(fr<)_ = |
6JV1(8avV1+ pa)(A + £ |
- B vl)v~ 2-, |
(53) |
||||
при росте интенсивности по закону сложных процентов |
|
||||||
dJ cit> |
д/’1(Saviy?<- - 1-f sa^p-1 In q) (A -f E — Bv\) Ъ~2. |
(54) |
|||||
dt |
|
|
|
|
|
|
|
В формулах (53) |
и (54) наряду с принятыми в § |
42 обозначе |
|||||
ниями использованы следующие: |
|
|
|
|
|||
|
j |
Vrj [crjLPh- + cTM |
СРm |
|
|
||
В |
■S |
|
(55) |
||||
W |
/ V |
|
|
||||
|
|
А = |
|
c U i |
|
|
(.56) |
|
|
3 0 , |
4 Г Т н« н |
|
|
||
|
|
Е = |
|
Сj m c t n j |
|
|
(57) |
|
|
|
Г £ л . |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УУ1 |
|
|
|
где С/Еер и Д^пер — переменные |
расходы |
автомобилей j-го типа |
|||||
соответственно при груженом и |
порожнем |
пробеге, |
вычисленные |
||||
при значениях скорости движения |
VTj, коп/авт-км\ Cj ПОст — посто |
233
янные расходы, коп/авт-ч; Cjnp — расходная ставка при простое автомобиля с работающим двигателем, коп/авт-ч простоя;
С]зп — месячная тарифная ставка по заработной плате водителей, коп; Т1П— время в наряде, ч; ан — коэффициент использования ав томобиля.
Значение - —- ——может быть найдено из выражения at
d(си^) |
10~4{50ай--ф[Сср_исх4~50(/р 1)] |
, (58) |
F М т Г |
dt
где наряду с известными величинами
(59)
Величины приращений ежегодного количества дорожно-транс портных происшествий, входящие в выражение (58), рекомендует ся определять в относительных единицах на основании анализа ста тистики происшествий и использовать их при расчетах. Расчеты по выявлению очередности мероприятий по организации движения рекомендуется вести в такой последовательности: 1) разбивают дорогу на участки с однородными дорожными условиями; 2) наме чают систему мероприятий по организации движения на каждом элементарном участке на основании анализа эпюры коэффициен тов аварийности, пропускной способности, уровней загрузки, коэф фициентов безопасности и пр.; 3) вычисляют показатель % для каждого из участков на расчетный год /р, определяемый в зависи мости от ТСл по графику (см. рис. ПО); 4) строят график измене ния 1 по участкам (рис. 115); 5) выявляют участки с наибольшими значениями %, требующие проведения первоочередных мероприятий по повышению-транспортно-эксплуатационных показателей дороги и безопасности движения; 6) определяют размеры потребных капи таловложений для организации движения на каждом из участков; 7) с учетом ежегодных лимитов отпускаемых капиталовложений выполняют разбивку работ по годам и составляют перспективный график мероприятий по организации движения на дороге.
В зависимости от возможностей дорожных организаций и служб организации движения, а также с целью улучшения транспортных качеств одновременно на большом протяжении дороги при опреде лении характера необходимых мероприятий на каждом из участков возможны решения, предусматривающие несколько промежуточных стадий. Очевидно, что на каждой стадии обеспечивается различный технический уровень дороги, а следовательно, и различная пропуск ная способность. Учитывая это обстоятельство, можно подойти к обоснованию оптимального года перехода от одной системы меро приятий к другой на основании анализа уровней загрузки дороги движением. Расчетный год переустройства определится достиже нием экономически целесообразного уровня загрузки, который по
234
Ширина проезжей чт и и оЧтт |
|
%07Щд |
|
1 7,5/3,0 |
11,5/3 |
Продольный им он , %„ |
1150 |
Ш— 'Ш |
! |
1 г а |
|
Ограниченная диОимость, м |
Т г а |
|
|||
Километры |
|
|
|
|
|
YZZZA-i |
E 3 - J |
IZ=M |
|
|
|
Рис. 115. Определение |
очередности |
мероприятий |
по |
обеспечению |
безопасности |
и повышению эффективности работы участка дороги. Пунктиром показан ниж ний допустимый уровень эффективности мероприятий, рекомендуемых' к выпол нению в пределах рассматриваемой перспективы (х = 0,12):
/ — п е р в а я о ч е р е д ь ; 2 — в т о р а я о ч е р е д ь ; 3 — т р е т ь я о ч е р е д ь ; 4 — ч е т в е р т а я о ч е р е д ь ; 5 — м е р о п р и я т и я , р е к о м е н д у е м ы е к о с у щ е с т в л е н и ю з а п р е д е л а м и р а с с м а т р и в а е м о й п е р с п е к т и в ы
результатам, приведенным в § 14, составляет в среднем гОПт = 0,55. Выражения для оптимального года можно записать:
при линейном росте интенсивности движения
t |
|
1 / ^опт^р |
(60) |
|
Опт |
т { ^ 7 |
|||
|
||||
|
|
при росте интенсивности по закону сложных процентов
t о п т |
1 , |
^оит^р |
(61) |
-- - - |
I n - - - - - - - - |
||
|
In q |
eNi |
|
Вследствие гибкости средств организации движения можно ис пользовать их с наибольшим эффектом, постоянно поддерживая на дороге режим работы, соответствующий оптимальному. Для реше ния этой задачи необходим специально разработанный комплекс мероприятий с учетом возможностей каждого из применяемых ме тодов регулирования. Когда становится невозможным продлить дальнейшую эксплуатацию дороги при оптимальной загрузке с по мощью средств организации движения, наиболее радикальным и эффективным является реконструкция.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А н о х и н Б. Б. Определение пропускной способности автомобильных дорог с учетом влияния режимов движения. М., Изд. Союздорнии, 1970, с. 4—19
(Труды Союздорнии. Вып. 22). |
|
А. И. |
Скорость и безопасность дви |
|||||||
2. |
А ф а н а с ь е в |
М. |
Б., Б у л а т о в |
|||||||
жения на автомобильном транспорте. М., «Транспорт», 1971. 48 с. |
|
|
||||||||
3. |
А ф а н а с ь е в |
М. |
Б., И в а н о в |
В. Н. Закругления в плане из сплош |
||||||
ных переходных |
кривых. — «Автомобильные |
дороги», 1965, № |
10, с. 17—18. |
|||||||
4. |
Б а б к о в |
В. |
Ф. |
Современные |
автомагистрали. М., |
«Автотрансиздат», |
||||
1961. 232 с. |
В. |
Ф. |
Ландшафтное проектирование автомобильных дорог. |
|||||||
5. |
Б а б к о в |
|||||||||
М., «Транспорт», |
1969. 467 с. |
|
|
безопасность |
движения. |
М., |
||||
6. |
Б а б к о в |
В. |
Ф. |
Дорожные условия и |
||||||
«Транспорт», 1970. 256 с. |
Исследование |
режимов |
движения |
как |
научная |
база |
||||
7. |
Б а б к о в |
В. |
Ф. |
проектирования реконструкции дорог. В кн.: Режим движения автомобилей в различных дорожных условиях. М., Изд. МАДИ, 1969, с. 4— 17 (Труды МАДИ.
Вып. 27). |
безопасной дороге. В |
кн.: Повышение |
8. Б а б к о в В. Ф. Требования к |
||
транспортно-эксплуатационных качеств |
автомобильных дорог. |
М. — Алма-Ата, |
Изд. Минавтодора КазССР, 1970, с. 4— 18. |
|
А. П. и др. |
|
9. Б а б к о в В. Ф., А ф а н а с ь е в М. Б., В а с и л ь е в |
|||
Дорожные условия и режимы движения |
автомобилей. М., «Транспорт», 1967. |
||
224 с. |
Б а б к о в В. Ф., Д и в о ч к и н |
О. А., О р н а т с к и й |
Н. П. и др. Ме |
10. |
дика оценки безопасности движения и транспортных качеств автомобильных
дорог. М., «Высшая школа», 1971. 209 с. |
|
|
|
з |
трирядним |
||||
И. Б 1 л я т ы н с ь к и й О. А. Досл1дження руху на дорогах |
|||||||||
рухом. Кшв, «Буд1вельник», |
1969, |
с. 6— 10 |
(Сборник |
«Автомобилъш |
дороги |
||||
i доройне буд1внщтво». Вып/V ). |
И., |
Ш т и к а р И. |
Психология |
и |
физиолог |
||||
42. |
Бе на Э., Г о с к о в е ц |
||||||||
шофера. М., «Транспорт», 1965. 192 с. |
|
В. |
В., Ш ев я к о в А. |
П., |
|
С и т н и |
|||
13. Б у л а т о в А. И., |
С и л ь я н о в |
|
ко в Ю. М. Изучение режима движения с помощью аэрофотосъемки. — «Авто мобильные дороги», 1970, № 4, с. 22—23.
14.Б у с л е н к о Н. П. Моделирование сложных систем. М., «Наука», 1968,
366 с.
15.В а р л а ш к и н В. П. Объекты внимания водителей при движении по кривым горных дорог. В кн.: Режим и безопасность движения в сложных до рожных условиях. М., изд. МАДИ, 1970, с. 66—76 (Труды МАДИ: Вып. 30).
16. В а р л а ш к и н В. П. Учет особенностей режима движения при проек тировании типичных кривых горных дорог. В кн.: Режим и безопасность движе ния в сложных дорожных условиях. М., изд. МАДИ, 1970, б. ПО—126 (Труды МАДИ. Вып. 30).
17. В а с и л ь е в А. П., Ф р и м ш т е й н М. И. Система автоматического регулирования автомобильного движения. — «Автомобильные дороги», 1972, № 1, с. 11— 12.
236