ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ботки выполнены1 применительно к показателям себестоимости 1 ткм (предусматривает использование показателя грузовой рабо ты — см. табл. 39), себестоимости 1 авт-ч и 1 авт-км (основываются на показателях транспортной работы). Расчетные значения в зави симости от скоростей потоков движения, типов автомобилей и пока зателей их использования можно определить по графикам
(рис. 107— 109).
Искомые нормативы представлены в виде функциональной зави симости от скоростей потоков движения, обеспечиваемых при ис пользовании различных средств организации движения. Ввиду того что скорость является переменным фактором, зависящим от дорожных условий и интенсивности движения, величины себестои мости будут изменяться во времени.. При оценке эффективности необходимы средневзвешенные за период сравнения вариантов значения показателей, которые можно получить, используя понятие расчетного года. Расчетный год следует определять по графикам рис. ПО с учетом характера роста интенсивности и периода сопос тавления вариантов. Искомая величина скорости потока движения, по которой вычисляют показатель себестоимости, отыскивается из выражений:
при линейном росте интенсивности движения |
|
|
|||
■np = v |
|
— еаЛГД! + |
Wp); |
(36) |
|
при росте интенсивности по закону сложных процентов |
|
||||
v n :v та0' |
афбР(9 <1 — 1) |
—e a N tf9 |
\ |
(37) |
|
2q In q |
|||||
|
|
|
|
где наряду с обозначениями, использованными в выражениях табл. 39, применяются следующие: е — коэффициент, характеризу ющий неравномерность изменения интенсивности движения по се зонам и в течение суток; е= 0,076; 6 —:коэффициент, характеризую щий влияние изменения прочностных характеристик дорожных одежд при эксплуатации на скорости потоков движения; 6 = 0 , 0 1 — 0,06. Меньшие значения коэффициентов принимают для дорожных одежд с капитальными типами покрытий, большие — с низшими. Для других типов одежд принимают промежуточные значения ко
эффициентов; а — коэффициент, характеризующий влияние коли чества легковых автомобилей в составе движения на скорости по токов:
Количество |
легковых |
|
|
|
|
|
|
автомобилей в пото- |
|
|
|
|
|
|
|
_ ке, % ................... |
0 |
10 |
20 |
40 |
50 |
70 |
100 |
а ................................ |
0 , 0 2 0 0, 0 18 0 , 0 1 6 0 , 0 1 3 0 , 0 1 2 0 , 0 1 0 0 , 0 0 7 |
||||||
1 С и т н и к о в |
Ю. М., Д и в о ч к и н |
О. А. |
Стадийное улучшение транс |
||||
портно-эксплуатационных качеств дорог. М., |
«Транспорт», |
1973, |
125 с. |
|
222
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
г |
| |
|
|
|
|
|
с: |
|
|
|
|
4 |
* |
|
|
|
|
|
-О |
|
|
|
|
|
s |
, |
|
|
|
В |
% |
|
|
|
|
|
5а |
|
|
|
|
|
<5 |
|
|
|
|
|
£ |
|
; |
|
|
|
С |
о |
Значения |
|
|
|
||
|
|
10 |
|
||
|
|
|
|
||
20 |
W |
ВО |
12 |
|
|
80 |
|
|
|||
|
Скорость, км/ч |
|
|
||
Рис. 107. Номограмма для определе |
|||||
ния себестоимости |
1 т-км грузовой |
||||
|
работы: |
|
|
|
|
/ — ЗИЛ-164 с |
прицепом ИАПЗ-754В; |
2 — |
|||
МАЗ-500; 3 — ЗИЛ-130; |
4 — ГАЗ-53 |
|
|
Рис. 109. Номограмма для определе ния себестоимости 1 авт-км транс портной работы:
/— МАЗ-200В; МАЗ-504 с полуприцепом МАЗ-5245; 2 — ЗИЛ-164 с прицепом
ИАПЗ-754В; 3 — МАЗ-200, МАЗ-500; |
4 — |
ЗИЛ-130; 5 — ЗИЛ-164; 6 — ГАЗ-53; |
7 - |
УАЗ-451Д |
|
1 —
2- -
2
4- - /
В /
; 1/ А
( |
i |
|
0 , 3 |
| |
|
|
40 . ВО 80 |
W0 |
|
Скорость, км/ч |
|
Рис. 108. Номограмма для определе ния себестоимости 1 авт-ч транспорт ной работы:
/ — МАЗ-200В; |
МАЗ-504 |
с |
полуприцепом |
МАЗ-5245; |
2 — ЗИЛ-164 |
с прицепом |
|
ИАПЗ-754В; |
3 — МАЗ-200, |
МАЗ-500; 4 - |
|
ЗИЛ-130; 5 — ЗИЛ-164; |
6 — ГАЗ-53; 7 - |
||
|
УАЗ-451Д |
|
0 |
10 |
20 |
30 |
йО |
|
Технический срок службы |
Тс л ,л е т |
|
|
Рис. |
110., |
Зависимость |
расчетного |
года от технического срока службы при линейном законе роста интенсив ности:
1 |
— коэффициент ежегодного прироста |
ин |
|
тенсивности, равный 0,20; |
2 — то же, |
0,10; |
|
3 |
— то же, 0,06; 4 — то же, |
0,04; 5 — то же, |
|
|
0,02 |
|
|
tp— расчетный год определения скоростей; v0— средняя скорость свободного движения (легковых) автомобилей; г/о = 80 км/ч; а и р — коэффициенты, характеризующие влияние типа дорожного покрытия на скорости потоков движения (табл. 40); t\— расчетный срок проведения ремонтов на дороге, улучшающих эксплуатацион ное состояние проезжей части. В случае если t\>tv, в расчетах по формулам (36) и (37) следует принимать величину i\ = tp;
t1==S пред' |
(38) |
оПред — предельно допустимая величина ровности на дороге в про цессе эксплуатации, см/км (см. табл. 40); v — коэффициент, учиты вающий влияние дорожных условий и средств организации движе ния на скорости потоков;
. 0 "H ffi + m2g 2 + |
m3g 3 + m4g 4 |
(39) |
|
m\+ m2+ |
+ m4 |
||
|
где mi, m2, m3, m4 характеризуют соответственно число дней экс плуатации с гололедом, влажным покрытием, снежным покровом на проезжей части и сухим покрытием. Определяются по климати ческим справочникам; g u g2, g 3, g t — коэффициенты снижения ско
ростей соответственно при гололеде: |
gy = 0,45, |
влажном |
покрытии: |
g2 = 0,85, снежном покрове: £ 3 = 0,8 |
и сухом |
состоянии |
проезжей |
части: ^4 = 1 ,0 ; 0 — коэффициент, учитывающий влияние геометри ческих элементов дорог, состава потока и средств организации дви жения на скорости движения (по данным В. В. Сильянова);
1— Т 1Т 2'Сз, |
(40) |
|
Т а б л и ц а 40 |
Значения па раметров Формул (36)
и (38)
Тип дорожной одежды
а (3
Интенсивность движения в первый год эксплуатации N ly авт/сутки на две полосы движения
до 500 500—1000 |
1000—2000 |
2000—3000 >3000 |
Значения 5 Пл„, см/км пред’
Усовершенствован- |
9 |
60 |
__ |
230—180 |
180—140 |
140—120 |
120 |
ное капитальное (не- |
|
|
|
|
|
|
|
жесткого типа) |
23,5 |
80 |
— |
400—300 |
330—240 |
240—200 |
200 |
Усовершенствован- |
|||||||
ное облегченное |
|
|
|
|
|
|
|
Переходное: |
47 |
140 |
600 |
600—440 |
440—330 |
330—270 |
250 |
обработанное вя- |
|||||||
необработанное |
ПО |
270 |
810 |
810—670 |
670—550 |
__ |
, _ |
Низшее |
270 |
400 |
810 |
810—670 |
— |
— |
•--- |
Пр и ме ч а н и е . |
Нормативы |
ровности приведены для условий измерений |
толчкомером ТХК-2, установленным на грузовом автомобиле ГАЗ-51, при скоро сти 50 км/ч и нагрузке в кузове 100—150 кГ.
224
К о э ф ф и ц и е н т
У ч и т ы в а е м ы й ф а к т о р |
|
|
*3 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Дорожные |
условия |
в |
|
||||
конце спуска (уклон бо- |
|
||||||
лее 30%о): |
|
|
|
|
|
1,20 |
|
последующий подъем |
|||||||
горизонтальная |
кри- |
и,ьи |
|||||
вая 1000 м |
|
|
|
|
|||
малый мост |
(средний) |
0,85 |
|||||
большой |
|
0,70 |
|||||
МОСТ |
|
|
|
условия |
|||
Дорожные |
|
|
|
||||
перед подъемом |
(уклон |
|
|||||
более 30%о): |
|
|
|
уча- |
|
||
горизонтальный |
1,10 |
||||||
сток |
|
|
|
|
|
|
|
■спуск |
|
|
|
|
|
|
1,20 |
малый мост |
|
|
|
0,90 |
|||
сужение |
|
проезжей |
0,80 |
||||
части на 2 м |
|
ча- |
|||||
Ширина проезжей |
|
||||||
сти для |
горизонтальных |
|
|||||
участков |
и |
подъемов |
с |
|
|||
уклоном менее 20%о, м: |
0,60 |
||||||
4,5 |
|
|
|
|
|
|
|
6,0 |
|
|
|
|
|
|
0,70 |
7,0—7,5 |
|
|
|
|
|
1,00 |
|
9,0 |
|
|
|
|
|
|
1,05 |
10,5 |
|
|
|
|
|
|
1,10 |
14,0—-16,0 |
|
|
|
|
1,20 |
||
Малые и средние мо- |
|
||||||
сты: |
|
|
|
|
|
|
|
ширина проезжей ча- |
|
||||||
сти моста менее ши- |
|
||||||
рины |
проезжей |
ча- |
0,50 |
||||
сти дороги на 1 м |
|
||||||
равна ширине проез- |
0,70 |
||||||
жей |
части |
дороги |
|
||||
более ширины проез- |
|
||||||
жей части дороги |
|
0,85 |
|||||
на 1,0 м |
|
|
|
|
|
||
То же, на 2,0 м |
одном |
1,00 |
|||||
Пересечения |
в |
|
|||||
уровне: |
|
|
|
|
|
|
0,75 |
простые |
|
|
|
|
|
||
канализированные |
|
0,90 |
|||||
Населенные |
|
пункты |
|
||||
при различном |
расстоя- |
|
|||||
нии от застройки до про- |
|
||||||
езжей части, м: |
|
|
|
|
|
||
15—20 (имеются по- |
|
||||||
лосы |
местного |
дви- |
0,90 |
||||
жения) |
|
|
|
|
|
||
6—10 (имеются тро- |
0,80 |
||||||
туары) |
|
|
|
|
|
||
5 (имеются тротуа- |
0,70 |
||||||
ры) |
|
|
|
|
|
|
|
5 (тротуары отсут- |
0,60 |
||||||
ствуют) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 41 |
У ч и т ы в а е м ы й ф а к т о р |
|
К о э ф ф и ц и е н т |
||
|
*3 |
|||
|
|
|
|
|
Ширина обочин |
3,75 |
м |
1,00 |
|
» |
» |
2,5 |
» |
0,90 |
» |
» |
1,5 |
» |
0,85 |
» |
» |
1,0 |
» |
0,75 |
» |
» |
0 |
» |
0,60 |
Участки |
с |
ограниченной |
|
|||
видимостью: |
|
|
|
|
1,00 |
|
в плане: 600—700 м |
|
|||||
|
|
300—400 » |
|
0,95 |
||
|
|
200—250 » |
|
0,90 |
||
|
|
100—.160 » |
|
0,8—0,85 |
||
|
|
|
<100 » |
|
0,75 |
|
в продольном |
профиле: |
1,0 |
||||
|
> 150 м |
|
|
|||
|
|
100 » |
|
|
0,95 |
|
|
|
50 » |
|
|
0,75 |
|
|
<50 » |
кривые |
0,60 |
|||
Горизонтальные |
|
|||||
с радиусом: |
|
|
|
|
1,00 |
|
600 м |
|
|
|
|
||
500 » |
|
|
|
|
0,96 |
|
400 » |
|
|
|
|
0,92 |
|
300 » |
|
|
|
|
0,87 |
|
200 » |
|
|
|
|
0,80 |
|
100 » |
|
|
|
|
0,75 |
|
50 » |
|
|
|
/ |
0,70 |
|
<50 |
м |
|
движения: |
0,60 |
||
Число |
полос |
|
0,50 |
|||
одна |
|
|
|
|
||
две |
|
|
|
|
|
1,00 |
четыре без разделитель- |
1,10 |
|||||
НОЙ полосы |
|
|
|
|||
четыре с разделительной |
1,20. |
|||||
полосой |
|
|
|
|
||
Обратные кривые с радиу- |
1,00 |
|||||
сами >200 м |
|
|
|
|||
<100 м |
|
|
на |
0,75 |
||
Наличие |
препятствий |
|
||||
обочине |
при |
расстоянии |
от |
|
||
кромки |
проезжей |
части, |
м: |
0,70 |
||
0 |
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
0,80 |
1,5 |
|
|
|
|
|
0,90 |
>2,0 |
|
|
|
|
1,00 |
225
где n — коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона:
Уклон, о/од |
0 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
|
ч |
. . . . |
1 |
0,92 |
0,84 |
0,76 |
0,65 |
0,56 |
0,45 |
0,34 |
Т2 — коэффициент, учитывающий влияние состава потока на скорость свободного движения:
Количество легко- |
|
|
|
|
|
|
|
вых автомоби- |
Ю0 |
70 |
50 |
40 |
20 |
10 |
0 |
лей в потоке, % |
|||||||
т2 ....................... |
1 |
0,90 |
0,80 |
0,78 |
0,75 |
0,67 |
0,62 |
тз—'Коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий и средств организации движения на скорости свободного движения автомобилей.
Расчетные величины коэффициентов тз, разработанных канд. техн. наук В. В. Силйяновым [28], определяют как произведение частных коэффициентов для различных сочетаний дорожных эле ментов (табл, 41). При использовании таких средств организации движения, как разметка, некоторые из коэффициентов должны быть видоизменены в соответствии с данными табл. 42.
Т а б л и ц а 42
|
|
Ширина проезжей части, м |
|
||
Тин разметки |
6.0 |
7,0 |
7,5 |
9,0 |
10,5 |
|
- |
|
Значения тд |
|
|
Без разметки |
0,70 |
0,90 |
1 ,0 0 |
1,05 |
1 ,1 0 |
Краевая разметка |
0,64 |
0,87 |
0,98 |
1,08 |
1,15 |
Осевая прерывистая размет- |
0 , 6 8 |
0,89 |
1 ,0 0 |
1,05 |
1 ,1 0 |
ка |
0,55 |
0,74 |
0,92 |
1,08 |
1,15 |
Осевая прерывистая в соче- |
|||||
танин с краевойразметкой |
0,59 |
0,73 |
0,78 |
1,04 |
|
Сплошная разделительная ли- |
1 ,1 0 |
НИН
Как показали наблюдения М. И. Судьина (см. § 30), разметка проезжей части способствует устранению помех для движения при высоких интенсивностях и повышает скорости потоков (см. рис. 53). Это обстоятельство учитывают при расчетах скорости по формулам (36) и (37) введением поправочных коэффициентов к приведенным
выше величинам а (табл. 43).
|
|
|
Т а б л и ц а 43 |
|
|
Тип разметки |
Поправочный |
|
|
коэффициент |
|
|
|
|
|
Без разметки |
|
|
1,00 |
Краевая разметка |
|
0,82 |
|
Осевая прерывистая разметка |
0,76 |
||
» |
» |
в сочетании с краевой |
0,70 |
Сплошная разделительная линия |
0,52 |
226